Урока Тема и основные вопросы




Скачать 93.12 Kb.
НазваниеУрока Тема и основные вопросы
Дата публикации13.06.2013
Размер93.12 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Планирование занятий по литературе в 7 классе на 2012-2013 учебный год (экстернат - 12 часов)


№ урока

Тема и основные вопросы

Знания, умения и навыки

Домашнее задание,


1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

^ Устное народное творчество. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций. Роль гиперболы в былине. Собирание былин и собиратели. «Вольга и Микула». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда

Знать важнейшую идейно-нравственную проблему литературы;

уметь видеть взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении

Знать художественные особенности былин, собирателей и сказителей былин, периоды развития былинного творчества;

Уметь анализировать былины в единстве формы и содержания, понимать идейное своеобразие былин

Знать основные теоретико-литературные понятия устного народного творчества и произведения, изученные в предыдущих классах.

2

^ Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха. Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Отрывок из «Повести временных дет» «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.

Знать жанры древнерусской литературы (поучения, наставления, повести, жития), периоды создания древнерусской литературы; уметь анализировать произведения древнерусской литературы

Русский фольклор и древнерусская литература; письм. работа - стилизация «Поучение младшему брату»

3

^ Литература 18 века. М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия» (*изучается целиком) Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды. Г. Р. Державин. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание». Философские рассуждения о смысле жизни и свободе творчества.

В.А.Жуковский. Баллада «Лесной царь»

Знать определение оды и её художественные особенности, биографию Ломоносова и Державина; уметь анализировать лирическое произведение эпохи классицизма, понимать своеобразие литературы эпохи классицизма.

Традиции романтизма.
Определение баллады и особенности жанра.

Наизусть отрывок из оды



4

^ Творчество А. С. Пушкина. «Медный всадник». Выражение чувства любви к родине. Прославление деяний Петра 1. Образ автора в отрывке из поэмы. Тема власти и «маленького человека». Образ Медного всадника и его трактовка в литературе.

«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставление Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады. Своеобразие языка.

Пушкин-драматург. «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

Знать определение поэмы, знать содержание поэму и её образную систему; понимать проблематику произведения; уметь высказывать своё мнение и аргументировать его, уметь анализировать произведение в единстве формы и содержания, находить устаревшие слова в тексте. Стилизация как художественный приём.

Драма как род литературы.

Наизусть отрывок из «Медного всадника»

Знать проблематику «Бориса Годунова»



5

А.С.Пушкин «Повести И.П.Белкина». «Станционный смотритель». Пушкин-гуманист. Любовь в произведениях А.С.Пушкина. Тема «маленького человека».

Тематика и проблематика в художественном произведении.

Рассказ «История жизни Самсона Вырина» от 1-го лица,

от лица Дуни и Минского

6

^ М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне про купца Калашникова». Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образ гусляров и автора. М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел».

Знать художественные особенности поэмы, особенности сюжета и художественной формы поэмы Лермонтова; уметь давать характеристику героям, высказывать своё мнение по поднятой проблеме; понимать мастерство Лермонтова в создании образов и художественной формы произведения

Сочинение «История России в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова»

7

^ Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Исторический комментарий. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. Речь Тараса о товариществе. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое.

Знать определение повести, героя, биографию Гоголя, историю создания произведения; уметь сопоставлять образы, составлять план сравнительной характеристики, писать сочинение-сопоставление, речь как элемент портрета персонажа

Сочинение «Остап и Андрий - сыновья одного отца».


8

^ Литература второй половины XIX века.

И. С. Тургенев. «Бежин луг». Рассказы мальчиков и их роль в рассказе. Образы мальчиков. Мастерство Тургенева в изображении природы. Ночной и вечерний пейзаж. История создания «Записок охотника». «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественное достоинство рассказа. И. С. Тургенев «Хорь и Калиныч». Смысл сопоставления главных героев. Стихотворения в прозе. «Близнецы», «Русский язык», «Два богача»

Знать биографию И.С.Тургенева, историю создания произведений, определение рассказа, очерка, стихотворения в прозе, повести, образную систему рассказов, содержание, проблематику; уметь составлять план характеристики, подготавливать рассказ по плану, защищать своё выступление; пересказывать эпизоды, выразительно декламировать стихотворения в прозе.

Литературный портрет и литературный пейзаж. Критический реализм как художественный метод и литературное направление. Сочинение стихотворения в прозе.

9

^ Н. А. Некрасов. «Русские женщины». «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска» «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

^ Стихи русских поэтов XIX века о родной природе «Край ты мой, родимый край» А.К.Толстой, В.А.Жуковский, И.А.Бунин

История создания поэмы. Беседа по содержанию. Словарь Некрасова.

Повод для написания «Размышлений…». Впечатления от прочитанного. Против кого направлен гнев поэта? Портреты крестьян. На какие выводы наталкивает поведение крестьян?

Проблематика произведений Некрасова, анализ эпизода «разговор у губернатора Иркутска».

10

^ М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности. «Дикий помещик». Смысл названия.

Сатирический пафос творчества Салтыкова-Щедрина.




11

^ Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки, духовный мир.

Раннее творчество Л.Н.Толстого. Своеобразие прозы Толстого, внутренние монологи.




12

^ И. А. Бунин. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смыл рассказа. Мастерство Бунина-прозаика и поэта.







13

^ А. П. Чехов. «Хамелеон». Средства создания комического в рассказе Развитие понятия о юморе и сатире.

«В мастерской художника слова» Рассказы Чехова «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия»

Яркий сюжет и значение детали в произведениях А.П.Чехова.

Юмор и сатира. М.Е.Салтыков-Щедрин и А.П.Чехов.

«Боже, как грустна наша Россия!» (А.С.Пушкин при чтении начала «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя)

14

^ Литература начала XX века. М. Горький. Биография писателя. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения.

«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

Знать биографию Горького, автобиографический характер повести «Детство», образную систему и сюжет произведения; уметь рассказывать о литературном герое с цитированием; знать, что такое тема и идея произведения; уметь опреде-лять тему и идею произведения; развивать навык выразительного чтения стихотворения и прозы;

Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики эпизода.

«Жизнь глазами детей» по произведениям Л.Н.Толстого, А.М.Горького и И.А.Бунина.

15

^ Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. «Ангелочек». Гуманистический пафос произведения.

А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку.

Знать тексты и уметь отвечать на проблемные вопросы. Понятие пафоса.

Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»


16

^ В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин.

В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое.

^ Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет дома…» Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов.

Уметь анализировать лирическое произведение; уметь определять средства комического в произведении, анализировать образ лирического героя

Лирический герой В.Маяковского и Л.Пастернака

17

^ Литература второй половины ХХ века.

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях Ахматовой, Симонова, Суркова, Твардовского, Тихонова.

Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского. М.

Понятие о литературной традиции. Обучение целостному анализу эпического произведения.

Развитие понятия о лирическом герое.





18

^ Ф. А.Абрамов «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

Е.И.Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

Носов «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению.

Ю.П.Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственной ценности.

;




19

Д.С.Лихачёв «Земля родная»

Стихотворения поэтов I-й половины ХХ в. «Тихая моя Родина». В.Брюсов, И.Бунин, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Забо-лоцкий, Н,Рубцов. Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.







20

^ Из английской поэзии. Р. Бернс «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса.

Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.

Знать биографии писателей; развивать навыки выразительного чтения, умение анализировать лирическое произведение




21

^ Японские хокку. Особенности жанра.

Японская танка. Традиции дзуйхицу.

Знать определение хокку; развивать навыки устного выступления;

Сочинить хокку или танку.

22

Подвиг и жертва во имя любви.

Джеймс Олдридж. Отец и сын (из повести «Последний дюйм»)

О. Генри. «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви.

Луиджи Пиранделло «Черепаха»

Умение отвечать на проблемные вопросы.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока Тема и основные вопросы iconУрока Кол часов Раздел, тема урока Основные вопросы
Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Род как исторически сложившаяся разновидность художественных произведений. Судьба...

Урока Тема и основные вопросы iconУрока Тема и основные вопросы
Планирование занятий по литературе в 7 классе на I полугодие (экстернат 8 часов)

Урока Тема и основные вопросы iconТема урока: Обобщающее повторение по II разделу «Природные условия Беларуси.»
И так начнём. На доске выписаны основные вопросы и сейчас мы с вами вспомним и ответим на них

Урока Тема и основные вопросы iconУрока Тема урока Основные цели, задачи, зун
Взаимлсвязь характеров и обстоятельств. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. Основные роды искусства слова. Богатство...

Урока Тема и основные вопросы iconУрока Тема урока Кол-во ча-сов
А. С. Пушкин. Основные этапы творческой эволюции. Социально-историческая тема в лирике поэта. Ода «Вольность»

Урока Тема и основные вопросы iconУрока Тема урока
Содержание художественного произведения. Его основные элементы: тема, проблема, идея. Понятие «сюжет» и «композиция». Первичное представление...

Урока Тема и основные вопросы iconУрока Дата Тема урока Основные понятия урока
...

Урока Тема и основные вопросы iconУрока Тема урока Дата
Основные темы и проблемы русской литературы ХХI века. Выявление уровня литературного развития учащихся

Урока Тема и основные вопросы iconПлан-конспект урока для 7 класса Тема: «Самостоятельные и служебные части речи»
Задаёт вопросы по домашнему заданию. «Есть ли вопросы по выполнению домашнего задания?»

Урока Тема и основные вопросы iconУрока Содержание (тема урока)
Введение. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница