Пояснительная записка. Статус документа




НазваниеПояснительная записка. Статус документа
страница1/6
Дата публикации22.09.2013
Размер0.64 Mb.
ТипПояснительная записка
www.lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6
1.Пояснительная записка.

Статус документа
Рабочая программа по литературе для 11 класса школ с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе

- Законов РФ и РТ «Об образовании»

- Федерального компонента государственного Стандарта, среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089),

- Приказа МО и Н РФ от 3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года №1312»

- Примерной программы по русской литературе

- Приказа МО и Н РТ от 10 июля 2012 года №4165/12 «Об утверждении базисного учебного плана на 2012-2013 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих среднего(полного) общего образования»

- Учебного плана МОУ – Коморгузинская средняя общеобразовательная школа имени ШигабутдинаМарджаниАтнинского муниципального района Республики Татарстан на 2012 – 2013 учебный год рассмотрено на педагогическом совете (Протокол №1, от 22 августа 2012 года) утвержден приказом №65о/д от 25августа
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоениетекстовхудожественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.


На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
2. Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  1. содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

В школе с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:

  • соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, находить сходные черты и национально обусловленную художественную специфику их воплощения;

  • самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста, используя адекватные изобразительно-выразительные средства родного языка;

  • создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  1. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

  2. определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.


^ 3. Структура курса.




Раздел

Кол-во часов

1.

Введение

2

2.

Литература первой половиныXX века

66

3.

Проза начала XX века

10

4

Зарубежная литература первой половины XX в.

4

5.

Русская поэзия конца XIX – начала XX в

6

6.

Русская поэзияXX века( 20-30-е годы)

32

7.

Русская проза XX века( 20-30-е годы)

14

8.

Литература второй половиныXX века

22

9.

Проза второй половины XX века

11

10.

Литература народов России

1

11.

Русская поэзия второй половины XX века

2

12.

Драматургия второй половины XX века

1

13.

Авторская песня

1

14.

Зарубежная литература второй половины XX в

1

15.

Повторение.

4

17.

Уроки развития речи

12


^ 4. Содержание курса
Литература XX века (90 час)

Введение (2 час)

Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы: ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа. Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.
^ Литература первой половины XX века (66 час)
Обзор русской литературы первой половины

XX века (1 час)

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературеи литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. Формирование «многонациональной советской литературы». “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.
^ И. А. Бунин (3 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Одиночество», «Надпись на чаше», «Слово» (возможен выбор трех других стихотворений).

Бунин – мастер поэтического пейзажа. Тонкий лиризм стихотворений Бунина. Точность и выразительность детали. Философские мотивы: восприятие человеческой жизни в единстве с Космосом в потоке мирового бытия. Слово как нить, связующая прошлое с настоящим, как бессмертный дар, самое большое достояние человека.

^ Рассказы: «Господин из Сан-Франциско» (указанный рассказ является обязательным для изучения), «Ворон», «Поздней ночью»

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Суета и тщетность бездуховной жизни, призрачность славы, богатства. Романтическое освещения увядающего быта русского дворянства. Символический образ антоновских яблок. Русский национальный характер у Бунина. Любовная тема, ее философское осмысление. Психологизм и символика в бунинской прозе. Прием антитезы.

Сочинение по творчеству И. А. Бунина
А. И. Куприн (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Олеся»

Изображение «естественной», «природной» жизни, душевной красоты человека, близкого природе. Языческие мотивы в повести. Столкновение «естественного» человека с современной цивилизацией.
^ М. Горький (5 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль»

Ранние романтические рассказы Горького. Мотив вольности, образ сильных, волевых, свободолюбивых людей. Особенности стиля. Роль романтического пейзажа. Образ рассказчика и его функции. Прием антитезы.

^ Пьеса «На дне»

Социально-философских характер конфликта пьесы. Поиски правды жизни попавшими на дно людьми. Образы обитателей ночлежки. Сочетание в их характерах грубости и цинизма с: рассуждениями о совести, чести, о правде и лжи. Лука и Сатин - философский спор о человеке. Вера Луки в человека, его способность преодолеть в себе дурное, в допустимость ради этого утешительной лжи. Вера Сатина в человека, в его величие и красоту. Горький и МХТ. Влияние творчества Горького на родную литературу учащихся.

Сочинение по творчеству М. Горького.
Обзор зарубежной литературы первой половины XX века

(1 час)

Основные тенденции и направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм.
Б. Шоу (2 час)
Жизнь и творчество (обзор).

Пьеса «Пигмалион» (возможен выбор другого произведения).

Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу.
Г. Аполлинер (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Мост Мирабо» (возможен выбор другого произведения).

Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии.
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. (5 час)

Обзор (1 час)

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.
Символизм (1 час)

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К. Д. Бальмонт (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…»

^ Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине»

Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
Акмеизм (1 час)

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм (1 час)

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

^ Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
В. В. Хлебников (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
Сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала ХХ в.
А. А. Блок (7 час)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

^ Стихотворение: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Она пришла с мороза...»

Лирический герой ранней лирики поэта. Символический образ Прекрасной Дамы – воплощение мировой гармонии, Вечной Женственности. Тема «страшного мира», вечного бессмысленного круговорота жизни. Соотношение идеала и действительности. Эволюция лирического героя. Обращение к реальной жизни, простым и естественным человеческим чувствам. Тема родины в цикле «На поле Куликовом».

^ Поэма «Двенадцать».

Героико-романтический пафос поэмы. Восприятие Октября как очищения, духовного возрождения России. Образы ветра, метели как символы революции. Многозначность финала. Образ Христа – символ искупления пороков старого мира, духовного воскресения России. Своеобразие композиции.

Сочинение по творчеству А. А. Блока.
^ В. В. Маяковский (5 час)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся»

^ Стихотворения: «Разговор с фининспектором о поэзии», «Помпадур», «Во весь голос»

Влияние эстетики футуризма на творчество поэта. Бунтарские мотивы и гуманистический пафос раннего творчества Маяковского. Тема страдания человека. Тема поэта и поэзии. Сатирическая обработка реального жизненного факта. Роль гиперболы. Самооценка творческого пути поэта, утверждение органической связи своей поэзии с эпохой революционных потрясений. Традиция поэтических «памятников». Новаторство Маяковского.

Влияние творчества Маяковского на развитие родной литературы учащихся.

Сочинение по творчеству В. В. Маяковского.
^ С. А. Есенин (5 час)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»

^ Стихотворения: «Поэтам Грузии», «На Кавказе», «Голубая родина Фирдоуси...»

Основополагающе значение темы родины в лирике Есенина. Мотивы одиночества и усталости. Любовная тема. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина. Есенин о роли Кавказа в русской культуре. Романтический образ Востока, восприятие поэтом его быта и традиций. Русские мотивы в стихотворениях о Востоке. Влияние поэзии Есенина на развитие родной литературы.

Сочинение по творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина.
^ М. И. Цветаева (3 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…»

«Идешь, на меня похожий…», «Вот опять окно...»

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Мотив одиночества. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие цветаевского поэтического стиля.
^ О. Э. Мандельштам (3 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса Представление о поэте как хранителе культуры.
», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (

Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia»

Историзм, философичность и ассоциативность поэтических образов Мандельштама. Насыщенность лирики поэта образами мировой художественной культуры.

^ А. А. Ахматова (6 час)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля»

^ Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Синий вечер. Ветры кротко стихли...»

Творчество Ахматовой как выражение чувств и переживаний женской души, богатства внутреннего мира женщины. Поэзия зарождающегося любовного чувства, использование образов природы в раскрытии любовных переживаний. Гражданские мотивы в послеоктябрьском творчестве.

^ Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Поэма как свидетельство гражданского мужества Ахматовой. Картины всенародного горя, бесправия, жестокости, трагедии человеческой судьбы. Библейские мотивы и образы в поэме. Своеобразие композиции. Сочетание интонации скорби и суровой торжественности.

Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой.
^ Б. Л. Пастернак (3 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь»

^ Стихотворения: «Музыка», «За поворотом…»

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Роль музыки в жизни человека. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. “Стихотворения Юрия Живаго”, связь стихотворений с общей проблематикой романа и мотивами лирики Пастернака.
^ М. А. Булгаков (6 час)

Жизнь и творчество.

Роман «Белая гвардия» (в сокращении)

Автобиографизм романа. Символичность художественных образов «Города» и «Дома». Тема вечного и преходящего. Объективное изображение белогвардейского движения и психологии его участников. Функция снов в композиции романа. Библейские мотивы и образы. Смысл финала романа. Художественное своеобразие – сочетание традиций русского классического романа с новыми художественными приемами.

^ Роман «Мастер и Маргарита» (в сокращении)

Новаторство писателя в области художественной формы романа. Своеобразие композиции и художественного времени. Прием «романа в романе». Два временных пласта: история и современность. «Евангельские» сцены романа. Своеобразное осмысление нечистой силы как карателя греховного в душах и поступках людей. Сочетание конкретно-исторического и фантастического в романе. Гуманизм романа. Тема любви. Эпическое, лирическое и сатирическое в романе. Тема внутренней свободы и несвободы: образы Иешуа и Пилата. Проблема «власть и художник».

Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.
А. П. Платонов (2 час)

Жизнь и творчество.

Рассказ «Песчаная учительница»

Умение понять обычаи и традиции другого народа, уважительное отношение к кочевникам, несмотря на различие в быту и традиционной культуре. Подвиг учительницы, ее душевная неуспокоенность, жажда полезной деятельности, широта души. Самобытность языка и стиля писателя.
^ М. А. Шолохов (6 час)

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).

История создания романа. «Тихий Дон» – художественная эпопея жизни донского казачества в период трагических событий революции, гражданской войны и установления советской власти на Дону. Глубина и художественная сила характеров главных героев. Разрушение крестьянского и семейного укладов жизни. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Сложность и неоднозначность авторской позиции. Художественное своеобразие сочетания традиций русского классического романа с новыми художественными приемами. Язык прозы Шолохова.

Сочинение по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”.
^ Литература второй половины XX века (22 час)
Э. Хемингуэй (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Старик и море» (возможен выбор другого произведения).

Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.
^ Обзор русской литературы второй половины

XX века (2 час)
Великая Отечественная война и ее художественное осмыслениев русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.

Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы). Основные тенденции современного литературного процесса.
^ А. Т. Твардовский (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…»

^ Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем»

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
В. Т. Шаламов (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия»

История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.
^ А. И. Солженицын (3 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Архипелаг Гулаг».

Автобиографический характер рассказа. История создания произведения. Биографические мотивы.

. Жизненная достоверность в изображении лагеря. Стиль. Язык.
^ В. М. Шукшин (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Микроскоп», «Алеша Бесконвойный»

Образы обаятельных простаков-«чудиков», бескорыстных правдоискателей в рассказах Шукшина. Развенчание эгоизма и корыстолюбия. Художественное своеобразие рассказов писателя.
^ В. В. Быков (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Сотников»

Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.
^ В. Г. Распутин (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Прощание с Матерой» (

Символика названия повести и ее нравственная проблематика. Тема памяти и преемственности поколений. Утрата традиционных устоев народной жизни, обретение вместо них иллюзорных ценностей псевдокультуры.
Юрий Рытхэу

(1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Сон в начале тумана» (легенда о Белой Женщине, прародительнице). Связь творчества Рытхэу с духовными ценностями и культурой чукотского народа. Изображение суровых условий жизни на Севере, нравственной чистоты людей. Гармоничное слияние человека с окружающей природой.
^ Н. М. Рубцов (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние»

Тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в ее неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Рубцова.
.
И. А. Бродский (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»)

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.
^ Б. Ш. Окуджава (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы»

Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.
^ А. В. Вампилов (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).

Пьеса «Провинциальные анекдоты»

Образ вечного, неистребимого бюрократа. Утверждение добра, любви и милосердия. Гоголевские традиции в драматургии Вампилова.
Обзор литературы последнего десятилетия

(1 час)

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительныеотклики в печати.
Сочинение по русской литературе второй половины ХХ в.

^ 5. Критерии оценки и качества знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.
1. Оценка устных ответов. При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

· знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

· умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев;

· понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

· знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

· умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

· умение владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Оценка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Оценка «4,8»:соответствует требованиям оценки «5», но допускает 1 фактическую неточность.

Оценка «4,6»: допускает незначительные неточности в определении роли художественных средств.

Оценка «4,4»: допускает неточности в объяснении связи характеров и поступков героев.

Оценка «4,2»: допускает неточности в раскрытии связи произведения с эпохой.

Оценка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускает 2-3 неточности в ответе.

Оценка «3,8»: оценивается ответ, обнаруживающий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения.

Оценка «3,6»: оценивается ответ, обнаруживающий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.

Оценка «3,4»: оценивается ответ, обнаруживающий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью.

Оценка «3,2»: оценивается ответ, обнаруживающий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа.

Оценка «3»: оценивается ответ, обнаруживающий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Оценка «2,8»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения. Ученик пытается объяснить поведение и характеры героев с опорой на текст, предоставленный учителем. Знает определение некоторых изобразительных средств, но не видит их роль в произведении. Оценка «2,6»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения.

Оценка «2,4»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, бедность выразительных средств языка.

Оценка «2.2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка. Оценка «2»: ответ по существу отсутствует.

2. Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение оценивается двумя отметками:

первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических,

пунктуационных и языковых норм.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

· соответствие работы ученика теме и основной мысли; · полнота раскрытия темы; · правильность фактического материала;

· последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

· разнообразие словаря и грамматического строя речи; · стилевое единство и выразительность речи; · число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Примечание.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2009г

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Федерального компонента государственного стандарта общего образования второго поколения

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Учебно-тематический план детализирует содержание программы, в соответствии с графиком учебного процесса

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
...

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Учебно-тематический план детализирует содержание программы, в соответствии с графиком учебного процесса

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ моин РФ от 05. 03. 2004, №1089)

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе следующих нормативно – правовых документов

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница