Пояснительная записка уроки по курсу русской словесности второй половины XIX века начинают выработанный за годы работы по курсу обучения целостный и системный подход к изучению русской литературы.




Скачать 92.87 Kb.
НазваниеПояснительная записка уроки по курсу русской словесности второй половины XIX века начинают выработанный за годы работы по курсу обучения целостный и системный подход к изучению русской литературы.
Дата публикации22.09.2013
Размер92.87 Kb.
ТипПояснительная записка
www.lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Уроки по курсу русской словесности второй половины XIX века начинают выработанный за годы работы по курсу обучения целостный и системный подход к изучению русской литературы. Осознание литературы как процесса, выявление различных мировоззренческих систем, стилей и направлений, индивидуальности писателей – вот задача, которую необходимо решать на уроках литературы в 10 классе.

Поставленная задача позволяет развить в процессе изучения русской литературы привитые навыки анализа литературного произведения, умение ориентироваться в культурно-исторической жизни эпохи.

Курс предполагает выполнение учащимися самостоятельных проблемных и творческих заданий на основе материала уроков. Важнейшей частью курса является система проверочных заданий и тестов. Особое значение имеет работа по развитию у учащихся навыков устной и письменной речи.

На первом году обучения в лицее принципиально изменяется содержательная часть программы по сравнению с образовательным уровнем Министерства образования. Помимо неизбежного расширения контекста историко-литературного процесса русской литературы второй и третьей трети XIX века, исследования новых имен, литературных личностей, движений, направлений, усиливается теоретическая подготовка.

Курс русской литературы изучается во взаимосвязи с другими предметами филологического цикла, входящими в систему специальных курсов модуля «литература» - введением в литературоведение, зарубежной литературой, спецкурсами: история русской критики и журналистики XIX века, русская детская литература.

Программа рецензирована как авторская, поскольку не только значительно превышает министерский образовательный стандарт по объему материала, но и отличается глубиной и сложностью поставленных проблем, точной методологией анализа и осмысления текстов.
^ СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ И РАСЧЕТ

ЧАСОВ:
Проблематика литературного процесса второй половины XIX века. Основные литературные направления и стили. «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева. Славянофилы и западники. Национальная идея и национальная ментальность в литературе XIX в. – 2 ч.
^ Н.В. Гоголь. Творческий путь писателя, проблема гоголевского реализма, принцип «двойничества». Циклы повестей: «Вечера на хуторе близ Диканьки» (национальная идея, народность, стихия народной жизни как выражение идеальной части двоемирия Гоголя-романтика); «Миргород» - попытка соединения города и мира, цикл как трагедия искажения нормы и идеала народной жизни. Несобранный цикл «Петербургские повести: оппозиция города Петербурга (образ официальной России) и «маленького человека» на примере повести «Шинель». Фантасмагория и гротеск. «Мертвые души». Замысел. Жанровое своеобразие поэмы, художественные особенности (две стороны сюжета, архитектоника), система образов (национальные типы, характеры) и образ автора (тип народного писателя, эпического сказителя, лирического поэта). «Гомеровское сравнение» в поэме. История великая и смешная. Традиции плутовского романа в поэме и образ героя-плута. Сатира и лиризм. Образы-символы. Пространство и время в поэме. Судьба второго тома. Духовный путь Гоголя и «Мертвые души». Поздний Гоголь. «Выбранные места из переписки с друзьями» – 16 ч.
^ Натуральная школа. Жанр физиологического очерка. Сборник «Физиология Петербурга» и его авторы. – 2 ч.
И.С. Тургенев. Личность и творчество. «Записки охотника». Философия природы. Национальные типы. Типология тургеневского романа. «Рудин» (проблема «лишнего человека»), «Дворянское гнездо» (проблема культуры, духовности, творчества).

Роман «Накануне» в судьбе и творчестве И.С. Тургенева. Тургенев и журнал «Современник». «Отцы и дети». Проблема русского нигилизма. Тип героя-идеолога. Конфликт двух культур. Эволюция героя. Трагизм фигуры Базарова. Роман в русской критике –12 ч.
^ Ф.И. Тютчев, А.А. Фет. Проблемы романтической поэзии середины XIX века. Философская лирика Тютчева. Путь к импрессионизму. Поэзия Фета – 4 ч.
И.А. Гончаров. Личность. Два типа национального сознания и культуры в романе «Обыкновенная история». Проблема русского национального сознания в романе «Обломов». Сон как категория национального сознания («Сон Обломова» – смысловое ядро романа). Типология «лишнего человека» – 10 ч.
^ Н.Г. Чернышевский. Типология «шестидесятника» в русской жизни, литературе и революционно-демократической критике. Герой-идеолог и его сюжетная роль в романе «Что делать». Проблема утопического романа. «Четвертый сон Веры Павловны» в сюжете романа – 2 ч.

^ А.Н. Островский как создатель русского национального театра. Народная комедия, ее художественный мир. «Свои люди – сочтемся». «Гроза» как русская национальная драма. Проблема жанра и начало темы «горячего сердца». Поздняя драматургия Островского. Судьба таланта в психологической драме «Бесприданница» («Без вины виноватые»). Поиски нового типа драматургии – 10 ч.
^ Н.А. Некрасов. Своеобразие личности. Журнальная деятельность. Основные темы и образы лирики. Движение от революционно-демократической идеи к философско-гуманистической. «Народные поэмы» («Коробейники», «Мороз, Красный нос»). «Кому на Руси жить хорошо» как роман-эпопея. Сказочный хронотоп. Типология героев. Христианское и революционное начала в поэме. Фольклорные мотивы и образы – 8 ч.
^ Н.С. Лесков. Место писателя в литературном процессе второй половины XIX века. Проблема национального характера в произведении «Леди Макбет Мценского уезда». Тип праведника в «Очарованном страннике». Особенности сюжета и композиции. «Левша». Проблема стилизации. Сказовая манера – 4 ч.
^ Л.Н. Толстой. Личность и творческий путь. Проблема «диалектики души» в автобиографической трилогии. «Всеобщее» и «личное» в герое трилогии. «Война и мир». Замысел. История создания. Обобщенно-философский и конкретно-исторический смысл названия. «Мысль народная» и «философия истории» у Толстого. Образы Наполеона и Кутузова. Путь духовных исканий любимых героев Толстого (князь Андрей, Пьер Безухов, Наташа Ростова). Национальный мир в романе-эпопее. Идея «непротивления злу насилием» и ее воплощение в романе. Значение эпилога (анализ романа в филологической группе предполагает подробное исследование содержания в связи с обозначенной проблематикой). – 18 ч.
^ М.Е. Салтыков-Щедрин. Своеобразие сатиры. «Сказки для детей изрядного возраста» как « малая сатирическая энциклопедия»: типы, образная система, особенности сюжетостроения, языка и стиля. «История одного города» – тип романа-антиутопии. Философия истории. Система образов – 4 ч.
^ Ф.М. Достоевский. Своеобразие жизненного и творческого пути писателя. «Бедные люди». Традиции сентиментализма. Проблема «маленького человека». Образ Петербурга. Полифонический роман Достоевского. «Преступление и наказание» как первая часть Великого Пятикнижия. Тема Петербурга и идея Раскольникова. Мир «униженных и оскорбленных». Герой-идеолог. Проблема двойников и вариантов в романе. Конклавные сцены и их смысл. Индивидуалистическое и христианское сознание. Христианские мотивы и образы романа. Символика в романе. Общая характеристика романов «Пятикнижия». Русские религиозные философы о Достоевском – 14 ч.
^ А.П. Чехов. Своеобразие личности. Особенности мировоззрения. Раннее творчество. Эволюция темы «маленького человека». Проблема творческой свободной личности («Ионыч». «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). Быт и бытие в рассказах «Дама с собачкой», «Дом с мезонином», «Черный монах». Типология героя: художник и садовник. Чехов и проблема «новой драмы. «Чайка» – разрушение гармонии и идеала в мире. Система символов, роль подтекста. «Подводное течение» в «Вишневом саде». Проблема уходящей дворянской культуры. Своеобразие жанра. Система образов. Роль авторского начала в пьесе (описание обстановки, ремарки, паузы). Бытовое и бытийное. Поиск идеала в поздних рассказах Чехова («Студент», «Архиерей», «Невеста» - 10 ч.

^ ТВОРЧЕСКИЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ:

(формы контроля и проверки знаний, умений и навыков учащихся)
Письменная проверочная работа по повести «Старосветские помещики»
Проверочные тесты по главам поэмы «Мертвые души»
Домашнее сочинение по поэме «Мертвые души»
Письменная работа (самостоятельный анализ одного рассказа из «Записок охотника)
Проверочный тест по роману «Рудин»
Тема «дворянского гнезда» в творчестве И.С. Тургенева – письменная работа
Домашнее сочинение по роману «Отцы и дети»
Целостный анализ одного стихотворения Ф.И. Тютчева и А.А. Фета
Критическая статья на критическую статью Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?» - опыт создания «антикритики»
Сравнительная характеристика героев-идеологов И.С. Тургенева и Н.Г. Чернышевского
Театральная рецензия на пьесу А.Н. Островского – домашняя письменная работа
Сравнительный анализ «Деревни» А.С. Пушкина и «Элегии» Н.А. Некрасова
Письменная работа «Две Катерины» («Леди Макбет Мценского уезда» и «Гроза»)
Образ «маленького человека» в романе «Война и мир» Толстого – письменная работа
Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона – домашняя письменная работа
Письменные домашние работы по роману «Война и мир» (анализ эпизодов)
Сложный план эпизода Бородинского сражения (вариант: князь Андрей на поле Аустерлица)
Домашнее сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
Целостный анализ одной из глав «Истории одного города» М. Салтыкова-Щедрина
Письменная работа по роману «Бедные люди» (образ «маленького человека», образ Петербурга, типология героя и сюжета)
Проверочный тест по символике романа «Преступление и наказание»
Проверочный тест по сюжету и героям романа «Преступление и наказание»
Целостная характеристика любого героя романа «Преступление и наказание» (к проблеме двойничества)
Анализ библейского сюжета «Воскрешение Лазаря» – домашняя письменная работа
Домашнее сочинение по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»
Символика пьесы «Вишневый сад» - письменная работа
Домашнее сочинение по творчеству Чехова

Примечание: преподаватель оставляет за собой право изменить форму работы ситуативно; важнейшей частью проверки знаний учащихся являются тесты по тексту изучаемых произведений

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Гоголь Н.В. Мертвые души

Тургенев И.С. Записки охотника. Рудин. Дворянское гнездо. Отцы и дети

Тютчев Ф.И.Лирика

Фет А.А. Лирика

^ Гончаров И.А. Обыкновенная история. Обломов

Островский А.Н. Свои люди – сочтемся. Гроза. Бесприданница

Н.А. Некрасов. Лирика. Коробейники. Мороз, Красный нос. Кому на Руси жить хорошо

^ Чернышевский Н.Г. Что делать? (главы «Особенный человек», «Четвертый сон Веры Павловны»)

Лесков Н.С. Леди Макбет Мценского уезда. Очарованный странник. Левша

^ Толстой Л.Н. Война и мир

Салтыков- Щедрин М.Е.. Сказки для детей изрядного возраста. История одного города

Достоевский Ф.М. Бедные люди. Преступление и наказание

^ Чехов А.П. Юмористические рассказы 1880-х гг. Человек в футляре. Ионыч. Крыжовник. О любви. Дама с собачкой. Дом с мезонином. Черный монах. Чайка. Вишневый сад

^ Критические статьи:
Белинский В.Г. Похождения Чичикова, или Мертвые души. Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Взгляд на русскую литературу 1846 г. Взгляд на русскую литературу 1847 г.

^ Добролюбов Н.А. Темное царство. Луч света в темном царстве. Когда же придет настоящий день? Что такое обломовщина?

Антонович М. Асмодей нашего времени

Писарев Д.И. Мотивы русской драмы. Базаров. Реалисты

^ Чернышевский Н.Г. Русский человек на «rendez-vous». Размышления по прочтении повести И. Тургенева «Ася»
Примечание: год и место издания названных критических статей не имеют принципиального значения, потому не называются

Учебно-методические пособия по курсу:


  1. Русская литература. Энциклопедия для детей. Издательство «Аванта +». Т.9. Ч.1. М., 1998

  2. Краткий словарь литературоведческих терминов. М., 1985

  3. Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Ред. Егоров Б.Ф. М., 1990. Тт. 1-2

  4. Тарасов Б. Чаадаев. М., 1986

  5. Жук А.А. Сатира натуральной школы. Саратов. 1987

  6. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1996

  7. Манн Ю. В. Гоголь. Труды и дни. 1809-1845. М., 2004

  8. Эйхенбаум Б.М. Как сделана «Шинель» Гоголя. – В кн. Эйхенбаум. Б.М. О прозе. О поэзии. Л., 1986

  9. Батюто А. Тургенев-романист. Л., 1972

  10. Курляндская Г. Художественный метод Тургенева-романиста. Тула. 1972

  11. Маркович В. Человек в романах И.С. Тургенева. Л., 1975

  12. Пустовойт П. Тургенев - художник слова. М., 1980

  13. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике: сборник статей. Л., 1986

  14. Озеров Л. Поэзия Тютчева. М., 1975

  15. Скатов Н. Лирика Афанасия Фета (истоки, метод, эволюция) //Далекое и близкое. М, 1981

  16. Пруцков Н. Мастерство Гончарова-романиста. М.-Л., 1962

  17. Лощиц Ю. Гончаров. М., 1986

  18. Журавлева А. Островский-комедиограф. М., 1981

  19. Лотман Л.М. Драматургия А.Н. Островского //История русской драматургии. Вторая половина XIX - начало XX в. До 1917 г. Л., 1987

  20. Чуковский К. Мастерство Н. Некрасова. М., 1952

  21. Печерская Т.И. Разночинцы шестидесятых годов XIX века. Феномен самосознания в аспекте филологической герменевтики. Новосибирск. 1999

  22. Николаев Д. Смех Щедрина. Очерки сатирической поэтики. М., 1988

  23. Шкловский Б. Лев Толстой. М., 1963

  24. Билинкис Я.С. О творчестве Л.Н. Толстого. Очерки. Л., 1959

  25. Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. М., 2000

  26. Белов С. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. М., 1985

  27. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979

  28. Нечаева В. Ранний Достоевский (1821-1849). М., 1979

  29. Карякин Ю. Самообман Раскольникова. М., 1976

  30. Шах-Азизова Т. Чехов и западноевропейская драма его времени. М., 1966

  31. Чудаков А. Поэтика Чехова. М., 1971

  32. Чудаков А. Мир Чехова: становление и утверждение. М., 1986


Примечание: список литературы включает в себя основные монографии, однако учитывает и предельно исчерпывающий объем актуальных исследований по творчеству каждого автора


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка уроки по курсу русской словесности второй половины XIX века начинают выработанный за годы работы по курсу обучения целостный и системный подход к изучению русской литературы. icon«История русской литературы xviii-первой половины XIX века» Цели и задачи освоения дисциплины
Дисциплина «История русской литературы XVIII – первой половины XIX века» предполагает изучение литературного процесса 1700–1850-х...

Пояснительная записка уроки по курсу русской словесности второй половины XIX века начинают выработанный за годы работы по курсу обучения целостный и системный подход к изучению русской литературы. iconМетодические указания к курсу История русской литературы XIX века...
Методические указания разработаны на кафедре истории русской литературы заведующим кафедрой доктором филологических наук профессором...

Пояснительная записка уроки по курсу русской словесности второй половины XIX века начинают выработанный за годы работы по курсу обучения целостный и системный подход к изучению русской литературы. iconИстория русской литературы второй половины XIX века учебно-методическое пособие
Печатается по решению кафедры литературы и редакционно-издательского совета Псковского государственного педагогического университета...

Пояснительная записка уроки по курсу русской словесности второй половины XIX века начинают выработанный за годы работы по курсу обучения целостный и системный подход к изучению русской литературы. iconЛитература к курсу лекций «История русской философии» (ХI середина XIX века)
Введенский А. И., Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г. Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991

Пояснительная записка уроки по курсу русской словесности второй половины XIX века начинают выработанный за годы работы по курсу обучения целостный и системный подход к изучению русской литературы. iconМиф о тангейзере и его рецепция в русской литературе второй половины XIX ˗- начала XX века

Пояснительная записка уроки по курсу русской словесности второй половины XIX века начинают выработанный за годы работы по курсу обучения целостный и системный подход к изучению русской литературы. iconВыдающиеся представители русской педагогической мысли второй половины...

Пояснительная записка уроки по курсу русской словесности второй половины XIX века начинают выработанный за годы работы по курсу обучения целостный и системный подход к изучению русской литературы. iconВопросы к экзамену по курсу “История отечественной литературы второй...
...

Пояснительная записка уроки по курсу русской словесности второй половины XIX века начинают выработанный за годы работы по курсу обучения целостный и системный подход к изучению русской литературы. iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 7)...
Курс «История русской литературы 1940 – 1990-х годов ХХ века» предполагает изучение русской литературы как процесса, обусловленного...

Пояснительная записка уроки по курсу русской словесности второй половины XIX века начинают выработанный за годы работы по курсу обучения целостный и системный подход к изучению русской литературы. iconСудьбы в незавершенной повести М. Ю. Лермонтова «Штосс». Лугин и Печорин. Особенности фантастики
Вопросы к зачету для студентов филфака в/о по курсу «История русской литературы XIX века (первая треть)»

Пояснительная записка уроки по курсу русской словесности второй половины XIX века начинают выработанный за годы работы по курсу обучения целостный и системный подход к изучению русской литературы. iconПрограмма курса «история русской литературы» (Х х1Х вв.) Автор ст...
Х1Х в. В нем освещаются древнерусская литература (X xvii вв.), литература XVIII века, основное внимание уделено русской литературе...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница