Графика и орфография для студентов татарской филологии отделения заочного обучения




НазваниеГрафика и орфография для студентов татарской филологии отделения заочного обучения
страница1/8
Дата публикации21.09.2013
Размер0.53 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8


Дополненный и исправленный
ФИЛИАЛ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

им. В.И.Ульянова-Ленина в г. Зеленодольске

Кафедра татарского языка и литературы


БАЗОВЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. ТАБЛИЦЫ И СХЕМЫ

(ФОНЕТИКА. ФОНОЛОГИЯ. ОРФОЭПИЯ.

ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ)



Для студентов татарской филологии отделения заочного обучения

ЗЕЛЕНОДОЛЬСК – 2010


Базовый тематический словарь и практические задания по курсу “Современный русский язык”. Учебно-методическое пособие для студентов татарской филологии отделения заочного обучения. Выпуск 1. Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика и орфография. / Сост.: канд. филолог. наук, доцент Садыкова И.А.


Утверждено на заседании кафедры татарского языка и литературы «____» ________________ 2008 года и рекомендовано к печати.

Настоящее пособие, предназначенное для студентов татарской филологии отделения заочного обучения при изучении разделов Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография, представляет собой первую часть серии работ по современному русскому языку для студентов-татар.

Пособие включает в себя базовый тематический словарь, цель составления которого - помочь студентам овладеть лингвистическим терминологическим аппаратом по указанным разделам. В связи с этим задача настоящей брошюры заключается прежде всего в том, чтобы по возможности более кратко и доступно осветить содержание ряда лингвистических словарей и учебников. Материал соответствующих словарных статей позволит студентам самостоятельно выполнить практические задания, которые без теоретической базы зачастую вызывают трудности у студентов заочных отделений.

В конце пособия даны два Приложения с таблицами наиболее значимых словарных статей и схемами анализа.

ФОНЕТИКА



Аккомодáция (от лат. accomodatio – «приспособление») – один из видов комбинаторных изменений звуков; частичное приспособление одного звука к акустико-физиологическим признакам другого звука, обычно стоящих рядом (чаще к согласному гласного). Различают аккомодацию: 1) прогрессивную, когда последующий звук приспосабливается предыдущему (например, “гласные [а], [о], [у] и даже [э] после …мягких согласных аккомодируют, становясь более передними, а на слух – выше; ср. рад - ряд, ток - тёк, лук - люк…” [18, с.202]); 2) регрессивную, когда, наоборот, предыдущий звук приспосабливается к последующему (например, “все русские гласные перед мягкими согласными звучат более закрыто и напряженно и менее звучно; ср. цел - цель, бит - бить…” [18, с.202]).

Акустика речевая (от греч. akustikós - слуховой) – “раздел общей акустики, изучающий структуру речевого сигнала, процессы речеобразования и восприятия речи у человека и связанный с разработкой систем автоматического синтеза и распознавания речи” [8, с.23].

Артикуляция (от лат. аrticulatio, от articulo – расчленяю, произношу членораздельно) – “совокупность работ произносительных органов при образовании звуков речи” [8, с.46].

Ассимиляция (от лат adsimile – «уподобление») – один из наиболее распространённых видов комбинаторных изменений звуков. Это такие изменения звуков, при которых артикуляция одного звука приспосабливается или полностью совпадает с артикуляцией соседнего (предшествующего или последующего звука). Происходит между звуками одного типа – либо только согласными, либо только гласными. Различают ассимиляцию: 1) контактную (при ассимиляции соседних звуков), дистактную (при ассимиляции на расстоянии); 2) полную (стирается единственное имеющееся различие между звуками), неполную (совпадение лишь некоторых артикуляций звуков); 3) прогрессивную (влияние на впередистоящий звук), регрессивную (влияние на сзади стоящий звук). Для литературного языка характерна ассимиляция регрессивная (например, в слове сбить - [з`б`ит`] наблюдается ассимиляция регрессивная, контактная, неполная; в слове отдых - [óд:ых] – регрессивная, контактная, полная; в слове хулиган - [хул`угáн] – ассимиляция гласного регрессивная, дистактная, полная). Ассимиляция прогрессивная встречается в русских говорах, например, в слове Ванька - [вáн`к`]а, где смягчение к происходит под влиянием мягкого н. На ассимилятивной основе могут происходить фонетические явления, которые традиционно также относят к комбинаторным изменениям звуков: диэреза, гаплология (см. соответствующие статьи).

Веляризáция (от лат. velum palati – “мягкое нёбо”, “нёбная занавеска”) – дополнительный подъем задней части языка к мягкому нёбу, что резко понижает характерный тон и шум (метафорически это называется “отвердение”, (например, “твёрдое” -[л] – в лук, мел)).

Гаплолóгия (от лат. gaplos - “простой”, logos – “знание”) - опускание двух одинаковых или подобных слогов (например, знаменосец (вместо знаменоносец)) [18, с.209].

^ Глáсные и соглáсные - два основных типа звуков, которые различаются по следующим признакам: 1) артикуляторное различие состоит в том, что при образовании гласного звука выдыхаемый воздух не встречает преграды ни в полости рта, ни в полости носа, поэтому они не имеют фокуса (фокус - “средоточие, центр”) образования и являются звуками нелокализованными; при образовании согласного звука выдыхаемый воздух преодолевает полную или частичную преграду вследствие полного или неполного смыкания органов речи; согласные, таким образом, имеют место, фокус образования, поэтому являются звуками локализованными (по Л.Л.Буланину); 2) акустическое различие покоится прежде всего на различии музыкального тона и шума: гласные по преимуществу являются тонами, согласные – шумами; однако согласные в акустическом отношении неоднородны (так, различают шумные согласные (например, [б], [ш], [к]) и сонорные (сонанты – от лат. sonare – “звучный”), в которых тон преобладает над шумом (например, [л], [м], [р], [н], [j]); 3) функциональное различие связано с ролью в слоге: гласные – звуки, образующие вершину слога, слоговые звуки (“ядро, вершина слога” (по Л.Р.Зиндеру)); согласные – звуки, лишь входящие в состав слога, неслогообразующие. См. также систему гласных и согласных в табл.3, 5 Приложения 1.

Диссимиляция (от лат. dis – «раз», similis – «подобный») – расподобление – явление, обратное ассимиляции. Состоит в том, что два соседних звука, одинаковые полностью или частично, начинают произноситься как разные звуки. Может быть прогрессивной, регрессивной, контактной и дистактной, межслоговой. Диссимилятивную основу чаще всего имеют эпентеза, протеза, метатеза (см. соответствующие статьи).

Дифтóнг (от греч. di(s) – “дважды, двойной”; рhtongos – “голос, звук”) – сочетание двух гласных или гласного с полугласным элементом, произносимое единым артикуляторным движением и входящее в один слог. “Русскому языку дифтонги чужды; поэтому, заимствуя из других языков слова с дифтонгами, русские разлагают их на два слоговых монофтонга (от греч. mono(s) “один” и phtongos – “голос”, “звук”) вследствие чего получается лишний слог, или же превращают неслоговую гласную дифтонга в согласную, подгоняя под свои сочетания ай, ой, ий, уй, ов; например, немецкое односложное [Faust] или дает двусложное: Фауст (литературный герой), или односложное сочетание с одной гласной: Фавст (собственное имя) [18, с.157].

Диэрéза (из греч. diaresis – “разрыв“, “разделение“) - опускание звуков (например, счастливый - [ш’ислúвъй], праздный - [прáзный]) [18, с. 208].

Звук - знак устной речи. Существует широкое и узкое определение понятия звук. В самом широком смысле звук – это результат колебательного движения воздушной среды (его рассматривает раздел физики – акустика). В узком смысле звук – это кратчайшая фонетическая единица, которая выделяется при последовательном членении слова и характеризуется определенными акустико-физиологическими признаками (его изучает раздел языкознания – фонетика). Звуковые единицы языка служат для разграничения и отождествления смысловых единиц, т.е. слов, морфем, предложений [16, с.4]. Звуки речи изучаются в 3-х аспектах: 1) акустическом (с этой точки зрения звук определяется как результат колебательного движения воздушной струи), 2) артикуляционном (артикуляционно все звуки делятся на 2 класса – гласные и согласные); 3) функциональном (т.к. “общение протекает в звуковой форме, предметом лингвистического подхода является изучение тех функций, которые звуковая сторона языка выполняет в процессе коммуникации” [3, с.15]).

^ Комбинатóрные изменéния звýков (к.и.з.) (чередование позиционное) - “Чередование, всецело зависящее от фонетических условий” [5, с.513]. Как правило, фонетические изменения возникают в результате влияния звуков друг на друга в потоке речи. Основные виды: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция (см. соответствующие статьи). Одна из причин К.и.з. – артикуляционная связанность звуков, особенно соседних, приводящая к тому, что рекурсия (окончание артикуляции) предшествующего звука взаимодействует с экскурсией (началом артикуляции) последующего. Вследствие этого происходят качественные изменения (например, артикуляция, характерная только для одного из звуков, распространяется и на другие: назализуется гласный, следующий за носовым согласным (“нос”, “мы”), смягчается согласный перед мягким (ко[ст’]и - “кости” – ср. “косточка”)) [8, с. 232].

Лабиализáция (огубление) - дифференциальный признак гласных, обусловленный специфической работой губ. “При образовании лабиальных гласных губы округляются и вытягиваются вперед (особенно при образовании у), что приводит к удлинению ротового резонатора. При образовании нелабиализованных гласных округления и вытягивания губ не происходит…” [3, с.42].

Метатéза - перестановка звуков (например, тарелка – раньше талерка из шведского языка talrik, футляр – из немецкого futteral) [18, с.210].

Методы изучения фонетики – способы изучения звукового строя языка. Существуют следующие методы: 1) метод непосредственного наблюдения и самонаблюдения, когда говорящий “вслушивается в свою речь и речь окружающих, сопоставляя звуки и устанавливая их различие”, анализирует “свое мышечное чувство и определяет способы образования звуков” [1, с.83]; 2) инструментальные методы, которые фиксируют и воспроизводят речь “при помощи звукозаписывающей аппаратуры. Таким образом звучащую речь можно увидеть на экране компьютера в виде спектрограммы, сонограммы, осциллограммы, интонограммы …” и т.д. [1, там же]; 3) социофонетика, которая определяет при помощи анкет, вопросников то, “насколько широко распространено то или иное произношение, какие слои населения употребляют тот или иной вариант (например, “Как Вы произносите буквенное сочетание чн в следующих словах (подчеркните): булочная или булошная, взяточник или взятошник, горчичник или горчишник? ” и т.д.). “Данные, полученные с помощью вопросников, дают представление о том, как говорят различные группы населения, отличающиеся по возрасту, профессии, месту жительства…” [1, там же].

Палатализáция (от лат. palatum durum – “твёрдое нёбо”) – дополнительный к основной артикуляции согласного звука подъем средней части спинки языка к твердому небу (т.е. йотированная артикуляция), что резко повышает характерный шум (метафорически это называется “смягчение” [18, с.143] (например, “мягкое” [л] – в люк, мель)).

Подъём - дифференциальный признак гласных, обусловленный вертикальным движением языка. Различают подъем: верхний, средний, нижний. “В тождественных фонетических условиях гласные верхнего подъема произносятся при наиболее высоком поднятии языка к нёбу, гласные нижнего подъема при минимальном поднятии, а при произнесении гласных среднего подъема язык поднимается до среднего уровня” [3, с.42].

Протéза (из греч. prothesis – “подставка“) - надставка звуков; разновидность эпентезы, но проявляется в виде приставления спереди, к началу слова; обычно в качестве протетических выступают согласные [в], [γ], [j], которыми прикрываются начальные гласные слова: вострый (вм. острый), ето [jэто] (вм. это) и т.п. [18, с.210].

Редýкция (от лат. reductio – “отодвигание назад“) – под редукцией в лингвистической литературе понимается изменение артикуляционных и акустических характеристик звука в безударных слогах, вызванное сокращением его длительности или ослаблением мускульной напряженности речевого аппарата ([2], [3], [5], [8] и т.п.). Редукции подвержены главным образом гласные. Редуцированные гласные по традиции обозначаются кириллическими буквами “ь”, “ъ” и знаком “Λ”. Различают редукцию: 1) количественную, при которой происходит уменьшение длительности звука, вызванное его безударностью; “гласные безударных слогов теряют в долготе и силе, но при этом сохраняют характерный тембр в любом слоге” [18, с.199] (подвержены гласные [у], [ы], [и]); 2) качественную, при которой происходит изменение характера артикуляции вследствие сокращения длительности и силы (“слоговые гласные безударных слогов не только делаются слабее и короче, но и теряют те или иные признаки своего тембра” [16, с.199]) (гласные [а], [о] [э] – подвергаются количественной и качественной редукции (ср.: [дуб]óвый, [дым]óк, [игрá] и [вóд]ы - [вΛд]á - [въд]овóз о//Λ//ъ; [сá]д - [сΛ]дóвый - [съ]довóд а//Λ//ъ; [л’эс] - [л’ис]нóй э//и)).

Ряд - дифференциальный признак гласных, обусловленный горизонтальным движением языка. Различают ряд: 1) передний (гласные переднего ряда произносятся при более продвинутом вперед языке); 2) непередний (гласные непереднего ряда произносятся при бόльшей продвинутости языка назад).

^ Транскрúпция фонетúческая - для воспроизведения звукового состава слова применяется особый вид письма – транскрипция (лат. transcribo, transcriptum – “переписывать”, transcriptio - “переписывание” [5, с. 110]) – это специальное фонетическое письмо, основанное на том, что определенным знаком передается всегда один и тот же звук. Такой искусственный вид письма преследует цель точной графической записи произношения (например: Λр`úт ВΛстóк зΛр`ójy нóвЪй// Горит Восток зарёю новой]). Русская фонетическая транскрипция использует в основном буквы русского алфавита. Исключение составляют: 1) гласные буквы я, е, ё, ю, которые в русской графике обозначают а) либо звуки а, э, о, у после мягких согласных, б) либо сочетания звуков [jа], [jэ], [jо], [jу]; 2) согласная буква щ, которая в русской графике обозначает долгий мягкий звук ] ([шýк]а); 3) условные обозначения и диакритические значки (т.е. знаки над и под буквами), представленные в таблице 4 Приложения 1. (материал использован из [3, с.12-14]).

Эпентéза (из греч. epenthésis – «вставка») - вставка звуков (например, Ларион [Лър’ивóн], Родион [Ръд‘ивóн]) [18, с.209].

Фонéтика (от греч. phōnētikós – “звуковой“, “голосовой“) – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. Она исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка [8, с.554]. В соответствии со структурой звуковой стороны фонетика изучает звуки, различные типы ударения и интонацию.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Графика и орфография для студентов татарской филологии отделения заочного обучения iconКонтрольные работы по современному русскому языку n 1 для студентов заочного отделения (021500)
Лексикология, Фразеология, Фонетика, Графика, Орфография, Орфоэпия, Морфемика, Словообразование

Графика и орфография для студентов татарской филологии отделения заочного обучения iconСовременный русский язык выпуск 1
Базовый тематический словарь, практические задания, схемы и таблицы. Учебно-методическое пособие по курсу “Современный русский язык”...

Графика и орфография для студентов татарской филологии отделения заочного обучения iconВарианты для домашней контрольной работы по литературе для студентов...
Учебным планом заочного отделения предусмотрено выполнение одной домашних контрольных работ по литературе

Графика и орфография для студентов татарской филологии отделения заочного обучения iconМетодические рекомендации по немецкому языку для студентов заочного...
Методические рекомендации предназначены для студентов заочного отделения и составлены в соответствии с примерной программой по иностранным...

Графика и орфография для студентов татарской филологии отделения заочного обучения iconРейтинг-план по дисциплине «Теория обучения» для студентов 1 курса заочного отделения

Графика и орфография для студентов татарской филологии отделения заочного обучения iconКонтрольная работа по учебной дисциплине «Русский язык и культура...
По дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов III курса заочного отделения

Графика и орфография для студентов татарской филологии отделения заочного обучения iconОбщеобразовательная подготовка но
Введение. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. Лексика и фразеология. Морфемика, словообразование, орфография. Морфология и орфография....

Графика и орфография для студентов татарской филологии отделения заочного обучения iconЛитература история литературы теория и история литературы учебно-методический...
Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделения по специальностям

Графика и орфография для студентов татарской филологии отделения заочного обучения iconКонтрольная работа по социальной психологии для студентов заочного...
Проанализируйте характер общения героев рассказа из приведенного ниже списка, отвечая на следующие вопросы

Графика и орфография для студентов татарской филологии отделения заочного обучения iconДля студентов заочного отделения



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница