Формирование читательского опыта в процессе преподавания литературы




Скачать 59.04 Kb.
НазваниеФормирование читательского опыта в процессе преподавания литературы
Дата публикации21.09.2013
Размер59.04 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ОПЫТА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Г.Л. Абоносимов, ст. преподаватель,

Л.Ю. Свиридова, ст. преподаватель

Ростовский государственный университет путей сообщения, Россия

10v11v@mail.ru
В процессе преподавания литературы важнейшей задачей педагога является формирование читательского опыта учащихся. Под читательским опытом можно понимать совокупную смыслоизвлекательную деятельность интеллектуальной, психологической и эмоциональной направленности в отношении прочитанных произведений, результатом которой является особое знание как итог наблюдений, впечатлений, переживаний различных ситуаций, принимаемых или отвергаемых читателем. Возникнув в процессе чтения, читательский опыт удерживается сознанием длительное время, вступая в сложные взаимодействия как с впечатлениями от других произведений, так и с впечатлениями от окружающей действительности. И в этом, возможно, состоит основное отличие читательского опыта от такого понятия, как «остаточные знания». Читательский опыт является не конечной точкой в получении знания, а перспективным средством восприятия и интерпретации художественной литературы в последующем.

Говоря о читательском опыте, следует иметь в виду его двойственность. С одной стороны, он, безусловно, индивидуален и определяется интеллектуальными и психо-эмоциональными особенностями личности. С другой стороны, является результатом многообразного внешнего воздействия. Именно вторая часть может частично формироваться педагогом в ходе изучения литературы.

Сам процесс изучения литературы, а следовательно и формирования читательского опыта, имеет много аспектов, из которых важнейшими можно считать следующие:

  • биография писателя;

  • исторический контекст произведения;

  • сюжетно-событийная сторона произведения;

  • система образов (персонажей) произведения;

  • образная, художественно-изобразительная сторона произведения.

При кажущейся очевидности перечисленных аспектов каждый из них требует детального осмысления и даже переосмысления. Главное в этом процессе – найти способ трансляции всей многоаспектной информации, возникающей в ходе изучения литературы, на современную общественную жизнь и личность обучаемого.

Остановимся только на одном примере. Говоря о биографии писателя, следует выделять только события, повлиявшие на становление важнейших сторон личности писателя, которые он проявил в своём художественном творчестве. Девичьи фамилии бабушек по отцовской и материнской линии, равно как и фамилия директора гимназии, где учился будущий классик, прочая фоновая информация (её часто сообщают по инерции: «мы знаем, пусть знают и они») вряд ли обладают свойством транслироваться на личность обучаемого и составлять ценный компонент читательского опыта. Иначе дело обстоит с именем няни А.С.Пушкина, без которой не смог бы сформироваться будущий создатель современного русского языка. Актуализация детских и юношеских ощущений, впечатлений и переживаний великих художников прекрасно совмещается с ощущениями, впечатлениями и переживаниями сидящих в аудитории молодых людей, при этом не «снижая» культурно-нравственную значимость классика, а «поднимая» планку самооценки учащихся.

Смена в нашей стране общественных идеалов, политической системы, экономического устройства, господствующих религиозных идей, базирующейся на них духовной надстройки и вытекающих их этого нравственных ориентиров не могут не приводить к деформациям «внешнего» читательского опыта. При этом следует учитывать и воздействие на восприятие литературы (или её невосприятие) и формирование читательского опыта такого фактора, как глобальная компьютеризация, которую необходимо детально исследовать и учитывать в повседневной практике преподавания литературы. Не будет большим преувеличением утверждение, что слишком быстрая смена ориентиров в трактовке всех аспектов изучения художественной литературы может иметь разрушающие для отдельной личности и всего общества последствия. Особенностью формирования внутреннего мира современных молодых людей является то, что эти процессы протекают «на фоне снижения качества преподавания в школе предметов, развивающих аналитическое мышление, падения культуры чтения как смыслоизвлекающей деятельности, которая помогла бы удерживать здоровый баланс между рациональным и иррациональным способами восприятия действительности»[1]. Если не учитывать сложных, диалектических связей читательского опыта и общественных идеалов, то мы можем прийти к ситуации, когда ценность самого читательского опыта будет минимизирована или вовсе отброшена молодыми людьми за «нежизненностью», «ненадобностью», неактуальностью.

Изменение ценностных ориентиров в быстром, «взрывном» темпе ничуть не лучше консерватизма, граничащего с ретроградством. Две крайности в формировании читательского опыта – ускоренная модернизация и несоответствующая новым условиям жизни архаика трактовок – в одинаковой степени неприемлемы и даже опасны. На первом этапе опасность проявляется в осознанном отстранении молодого человека от аксиологических моделей с неясной для него иерархией ценностей. Практически это проявляется в том, что молодой человек просто избегает чтения, усматривая в этом занятии некую помеху в собственном жизненном целеполагании. В последующем возможна такая трансформация личности, которая может привести к формам существенного расстройства, определяемым в психологии как алекситимия. Люди с подобными расстройствами «обнаруживают неспособность к распознаванию и точному описанию собственного эмоционального состояния и эмоционального состояния других людей… отличаются недостаточностью воображения, преобладанием наглядно-действенного мышления над абстрактно-логическим, слабостью функции символизации и категоризации в мышлении. Личностный профиль … характеризуется некоторой примитивностью жизненной направленности, инфантильностью и, что особенно существенно, недостаточностью функции рефлексии. Совокупность перечисленных качеств приводит к чрезмерному прагматизму, невозможности целостного представления собственной жизни, дефициту творческого отношения к ней, а также трудностям и конфликтам в межличностных отношениях» [2].

Молодые люди с трудом могут принять модель жизненного поведения Гриши Добросклонова, для которого «чахотка и Сибирь» становятся непременными атрибутами служения обществу. Даже ироничное упоминание таких критериев успешности отвергается молодыми людьми, как и крайний альтруизм в поведении Павла Корчагина. Интересно, что идея служения людям, представленная в романтическом, сказочном виде М. Горьким в «Старухе Изергиль», вполне одобряется. Это может свидетельствовать о том, что молодые люди соглашаются с самой идеей служения людям, но корчагинские и добросклоновские формы служения им кажутся неразумными и неприемлемыми. Формирующийся читательский опыт подталкивает молодых людей искать свой способ существования в меняющемся обществе, обрести свой идеал. В такие моменты восприятия художественного произведения «закладываются и определённые идеалы, которые несёт в себе книга. Необходимо пояснить, что вкладывается в понятие «идеалы», – это «принципы, по которым живут герои книги, их убеждения, одним словом, всё то, что читатель невольно копирует в свою систему ценностей (выделено мной – Г.А). Она же и система субъективной оценки чего-либо в обществе, в межличностных отношениях, а также и самого себя, своих устремлений и поступков» [3].

Вопросы изучения литературы в школе в настоящее время находятся в центре внимания самого широкого круга лиц: от Президента РФ, руководителей образования и культуры уровня министров до рядовых учителей школы, от влиятельных политиков до обычных граждан. Активно обсуждаются новые стандарты и программы по литературе, включение новых авторов и исключение традиционно изучавшихся классиков и их произведений, составляются списки произведений, рекомендуемых для дополнительного чтения и анализа. Повышенный интерес к литературе оправдан литературоцентричностью русской национальной культуры и безусловным её влиянием на личность, особенно на раннем этапе её формирования и становления. Ослабление этой роли литературы, отсутствие целенаправленного формирования читательского опыта приведёт к очень серьёзным последствиям, которые найдут проявление практически во всех областях жизни.

^

Список использованной литературы

1. Кисельников А.А., Волкова Н.В. Кризис смысла жизни в современном обществе и психоз: на примере литературных параллелей из русской классики. Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI симпозиума. - Под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова – 2006.


2. Николаева В.В. O психологической природе алекситимии. Цитируется по: http://www.gestaltlife.ru/publications/13/view/126).

3. Локиев, А.А. Влияние художественной литературы на формирование ценностной системы личности// Чтение детей и взрослых: качество чтения: сборник статей и учебно-методических материалов. – СПб.:СПбАППО,2010.–С.59–65.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование читательского опыта в процессе преподавания литературы iconПрограмма составлена с учётом специфики восприятия русской литературы...
Министерством образования и науки Республики Татарстан, под редакцией М. Г. Ахметзянова (Казань, «Магариф», 2007 г.)

Формирование читательского опыта в процессе преподавания литературы iconПрограмма составлена с учётом специфики восприятия русской литературы...
Министерством образования и науки Республики Татарстан, под редакцией М. Г. Ахметзянова (Казань, «Магариф», 2009 г.)

Формирование читательского опыта в процессе преподавания литературы iconТема опыта
Тема опыта «Развитие познавательных интересов, формирование навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста в процессе обучения...

Формирование читательского опыта в процессе преподавания литературы iconУтверждено на заседании кафедры литературы и методики преподавания литературы
Заведующему кафедрой литературы и методики преподавания литературы Оренбургского госпедуниверситета

Формирование читательского опыта в процессе преподавания литературы iconМультимедийные ресурсы, используемые в процессе преподавания русского...

Формирование читательского опыта в процессе преподавания литературы iconРеализация целевой программы развития школы по проблеме «Интеллектуальное воспитание учащихся»
«целостное развитие личности ребёнка в процессе учебной деятельности, создание условий для его социализации, приобретение опыта ценностных...

Формирование читательского опыта в процессе преподавания литературы iconПрограмма по литературе 10-11-е классы. Профильный уровень
Цели преподавания литературы в современной школе. Задачи преподавания курса литературы в классах гуманитарного профиля

Формирование читательского опыта в процессе преподавания литературы iconК. М. Поливанов Программа по литературе 10-11-е классы. Профильный уровень
Цели преподавания литературы в современной школе. Задачи преподавания курса литературы в классах гуманитарного профиля

Формирование читательского опыта в процессе преподавания литературы iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы
«Использование современных образовательных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы в условиях введения фгос...

Формирование читательского опыта в процессе преподавания литературы iconПояснительная записка изучение литературного чтения в начальной школе...
Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница