Рабочая программа по литературе. 7 класс. Пояснительная записка




Скачать 102.78 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе. 7 класс. Пояснительная записка
Дата публикации20.09.2013
Размер102.78 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
Рабочая программа по литературе. 7 класс.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на базе образовательного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования с учетом авторской программы Р.Н.Бунееева, Е.В.Бунеевой « Программа по литературе. 5-11 кл.» (М.: Баласс, 2006)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Бунеев Р.Н. Литература. 7 класс. («Путь к станции Я»): учебник: в 2 кн. / Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. – М.:Баласс, 2010.

Образовательная система «Школа 2100».

Программа рассчитана на 68 часов в неделю. Также в изучении предмета «Литература» выделяется 0,5 часа на предмет «Литература родного края». Программой по литературе «Школа 2100» предусмотрено проведение сочинений:

классных – 4;

домашних – 1;

проверочных работ -1.
Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика.
^ Структура и содержание программы

Программа составлена в соответствии со структурой средней школы: 1–4-й классы, 5–9-й классы, 10–11-й классы. Содержание программы на основной и старшей ступенях образования определяется кругом интересов учащихся, общеэстетической ценностью художественного произведения, образовательными стандартами по литературе. Ориентация разделов программы для 5–8-го кл. в первую очередь на возрастные читательские интересы и возможности учащихся объясняет ее значительное обновление по сравнению с ныне действующими программами.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Курс построен на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Уделяется внимание теоретико- литературным понятиям: характер – герой.

Структурообразующий принцип: проблемно-тематический
^ Основные учебные цели:

  1. развитие умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения;

  2. осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства.
    В 7 классе вводится понятие художественного мира литературного произведения, преимущественное внимание обращается на средства выражения авторской позиции, смысл заглавия, эпиграф. Обобщаются полученные в предыдущих классах представления о литературном роде и литературных жанрах. Произведения анализируются с учетом их жанровой специфики.
    В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:
    - соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;
    -эмоциональная ценность произведения;
    -опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.
    Также при отборе текстов учитывается один из следующих критериев:
    -национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению;
    -способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся;
    -психологические и интеллектуальные возможности учащихся.
    Знакомство с многообразием жизненного содержания литературы и биографиями писателей способствует постижению содержания литературы и форм его отображения, воздействует на развитие личности, способствует эмоциональному восприятию художественного произведения, которое изучается как словесный вид искусства.

Меняется круг чтения: в центре программы - произведения нравственно-эстетической тематики, поднимающие актуальные для подростка проблемы. Изучаются сведения по теории литературы, объясняющие, как может изучаться человек в художественной литературе.
^ Программа ориентирована на освоение следующих умений:
-читать и понимать художественные произведения с учетом их специфики;
-воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое;
-выявлять авторское отношение к изображенному;
-определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;
-давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;
-использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
-определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;
-выделять изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественном произведении;
-работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации;
-понимать связь изученного произведения со временем его написания, соотносить его с литературными направлениями, соотносить историко-литературный процесс с общественной жизнью и культурой;
-грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
-выполнять письменные работы разных жанров.
^ Формирование учебных компетенций.
>
Учебный предмет « Литература» имеет познавательно-практическую направленность. Специальной целью преподавания литературы в школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
-сферы и ситуация речевого общения, компоненты речевой ситуации;
-эффективность речи, оценка ее коммуникативных качеств;
-совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо;
-развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения;
-использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста;
-культура учебно-научного и делового общения;
-информационная переработка текста;
-культура разговорной речи.

^ Методические пособия для учителя.

Барова Е.С. Уроки литературы в 7-м классе по учебнику – хрестоматии «Путь к станции Я»: метод. Рекомендации для учителя/Е.С.Барова; под науч.ред. Р.Н.Бунеева. – Изд.2-е, перераб. – М.: Баласс, 2006.

Использование материалов журнала «Литература в школе»

Приложение к газете «1 сентября» (Литература)

Интернет-ресурсы:

Отечественная и зарубежная литература

Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»

http://lit.1 september.ru

Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского образовательного портала

http:// litera.edu.ru

Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО

http://ruslit.ioso.ru

Средства обучения

Технические средства обучения:

  1. Компьютер.

  2. Экран.

  3. Мультимедийный проектор.

Печатные пособия:

1. Портреты для кабинета литературы «Русские писатели 18-19 веков».

2. Портреты для кабинета литературы «Русские писатели 20 века».

3. Видеофильмы

Календарно-тематическое планирование

уроков литературы в 7-м классе

по учебнику-хрестоматии «Год после детства»

(авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева)

(Образовательная система «Школа 2100»)



№ п/п

Разделы программы,

темы уроков



Кол-во часов

Теория

литературы

дата

1

Введение.Трудный путь к станции «Я».

1







Раздел I. «Я и моё детство»



2

Автобиографическая и мемуарная литература.

1







3

А.И.Герцен. «Былое и думы».

Роль отрочества в становлении личности автора.

1







4

Личность автора, её отражение в литературе.

1







5

«Былое и думы» как образец мемуарной литературы.

1

Мемуарная литература.




6

Л.Н.Толстой «Детство», «Отрочество». Внутренний мир героя.

1







7

Учусь вспоминать и оценивать.

1







8

Как непросто дружить и любить, когда тебе только десять лет!

1







9

«Со смертью матери окончилась для меня счастливая пора детства…»

1







10

«…и началась новая эпоха – эпоха творчества»

Нравственное становление личности.

1

Художественная

автобиографическая литература




11

М.И.Цветаева «Отец и его музей».

Особенности мемуарной литературы.

1







12

С.А.Есенин. Лирика. «Всю душу выплещу в слова»

1







13

М.Горький. «Детство». Тяжёлые картины детства.

1







14

Изображение быта и характера героя. «В темнице мира я не одинок»

1







15

История детской души в повести М.Горького «Детство». «…Точно мне содрали кожу с сердца…»

1







16

Ш.Бронте «Джен Эйр». Автобиографическое начало в романе. Сохраним чистую совесть и достоинство.

1

Автор и его герой.




17

Подведём итоги.

1







Раздел II. «Я и Я»

18

В.Ф.Тендряков «Хлеб для собаки». «…ничто не может нас среди мирских печалей успокоить; Ничто, ничто… едина разве совесть»

1

Понятие «литературный герой»




19

Трудный процесс пробуждения совести


1







20

В.Г.Короленко «Слепой музыкант». Трагедия истинной слепоты, или радость прозрения.

1







21

Л.А.Кассиль. «Ранний восход». Поиск самого себя

1







22

А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». «Дар напрасный, дар случайный…»

1







23

Что в глубине души моей лежит?

1







24

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка».Автор мемуаров -Пётр Андреевич Гринёв.

1







25

Внутреннее «я» Алексея Ивановича Швабрина.

1







26,

27

Преступник и благодетель.

2







28

Милая капитанская дочка.

1







29

Р/р.Характеристика литературного героя

(на примере одного из героев повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1







30

«Бывают дни, когда душа пуста…»

1







31

Сью Таунсенд. «Дневники Адриана Моула».

Дневник интеллектуала Адриана Моула.

1







32

Анна Франк «Погибель». Сложно убить человеческую душу!

1







33

«Синяя трава: дневник пятнадцатилетней наркоманки». Летопись разрушения души.

1







34

А.Грин. «Алые паруса». «Я ценю людей, умеющих самостоятельно мыслить – в любых ситуациях»

1







35,

36

А может быть, это и есть настоящая жизнь?

2







37

Подведём итоги.

1

Дневник как литературная форма.




Раздел III. «Я и другие»

38

«Владей собой среди толпы смятенной…»

1







39

В.К.Железников. «Чучело». Преданность и предательство.

1







40

А.Г.Алексин. «Безумная Евдокия». Если не вглядываться в человеческие лица.

1







41

Что можно увидеть, вглядевшись внимательно?

1







42

Р/р. Рецензия на прочитанную книгу.

1







43

В.Г.Распутин. «Уроки французского». Иногда людям трудно помочь, иногда людей трудно понять.

1







44

В.М.Шукшин. «Крепкий мужик!» «Мы – люди, потрясённые Шукшиным».

1







45

Только бы остаться в истории

1






46

Р/р.Очерк о малой родине в художественно-публицистическом стиле.

1







47

О.Генри. «Дары волхвов». «…Из всех дарителей эти двое были мудрейшими».

1







48

Подведём итоги.


1

Тема, идея, проблема.





Раздел IV. «Я и мир: вечное и преходящее»


49

Вечные вопросы бытия

1

Композиция.




50

Рассказ о человеке и его судьбе.

1







51

Человек между людьми.

1







52

Р/р. Сочинение о самом сильном впечатлении детства.

1







53

В.В.Быков. «Круглянский мост».

Что же случилось на Круглянском мосту?

1







54

Ю.Д.Левитанский. «Ну что с того, что я там был…». Влияние войны на человека – на его жизнь и внутренний мир.

1

Понятие об авторском стиле.




55

Ч.Т.Айтматов. «Первый учитель». Подвиг учителя Дюйшена.

1







56

К.Г.Паустовский «Мещорская сторона».

Вспоминая Паустовского.

1







57

Бескорыстная любовь к обыкновенной земле.

1







58

Необыкновенный мир красок,звуков и запахов.

1







59

Р/р. Сочинение-миниатюра.

1







60

А.С.Пушкин. «Мороз и солнце; день чудесный!»

1

Сравнение, метафора.




61

В.С.Высоцкий. «Я не люблю». То, чего я не люблю.

1







62

Пополняем «таблицу ценностей»

1







63

Подведём итоги

1







64

«Суровый Дант не презирал сонета…»

1







65

Р/р. Сочиняем стихотворение твердой формы

1







66

«Я помню чудное мгновенье…»

1







67

Итоговая проверочная работа.

1







68

Рекомендации по самостоятельному чтению на лето.

1







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе. 7 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе 7 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 7 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций

Рабочая программа по литературе. 7 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе 6 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 6 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций

Рабочая программа по литературе. 7 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе. 10 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе программы основного общего образования по литературе и соответствует...

Рабочая программа по литературе. 7 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по литературному чтению 2 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов

Рабочая программа по литературе. 7 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе. 7 Класс пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы...

Рабочая программа по литературе. 7 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе 11 класс Пояснительная записка
Рабочая программа направлена на реализацию государственного стандарта литературного образования за курс среднего (полного) общего...

Рабочая программа по литературе. 7 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по русской литературе 7 класс пояснительная записка
Программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, рекомендованных...

Рабочая программа по литературе. 7 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка. Пояснительная записка Данная рабочая учебная...
Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного...

Рабочая программа по литературе. 7 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка по литературе 5-9 класс Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами

Рабочая программа по литературе. 7 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе 6 класс Составлена Агафоновой Натальей...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница