Разработка урока по литературе в 9 «А» классе по теме "Мой Пушкин"




Скачать 141.51 Kb.
НазваниеРазработка урока по литературе в 9 «А» классе по теме "Мой Пушкин"
Дата публикации19.09.2013
Размер141.51 Kb.
ТипРазработка урока
www.lit-yaz.ru > Литература > Разработка урока

Разработка урока по литературе в 9 «А» классе по теме "Мой Пушкин"


  1. Данный урок – это презентация учебного проекта обучающихся «Пушкин? Пушкин. Пушкин!»

  2. Проект проводится в рамках уроков литературы.

  3. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: история, МХК, ИЗО, музыка, риторика, информатика.

  4. Проект рассчитан на обучающихся 9 «А» класса (14-15 лет).

  5. Состав проектной группы: класс

  6. Тип проекта:

    • по масштабу – групповой;

    • по продолжительности – средний (6 уроков, примерно 2 недели);

    • по характеру основной деятельности – комбинированный;

    • по предметной содержательной области – предметный;

    • по характеру управления – непосредственный.

  7. Проблема: догматическое представление о Пушкине как о великом русском поэте, подмена живого интереса к творчеству «должным».

  8. Цель:

    • практическая - выявление восприятия личности Пушкина и его художественного творчества в аспектах:

      • в академической науке (биография поэта, критика, воспоминания современников, письма, географическая «карта» поэта);

      • в массовом сознании (опрос учащихся, педколлектива, родителей);

      • в искусстве (портреты и памятники поэта, рисунки Пушкина, работы художников к произведениям);

      • в сознании подростка 14-15 лет (чтение и анализ стихов Пушкина и пушкинианы);

    • педагогическая – привлечение обучающихся к «поэтической вселенной Пушкина», к постижению смысла того, что поэт писал и делал.

  1. Задачи:

    • развивать навыки самостоятельной работы с разными источниками информации;

    • совершенствовать коммуникативные умения (информационный обмен, ролевое взаимодействие);

    • расширять интеллектуальные умения и навыки;

    • применять на практике умения работы над проектом.

  1. Оборудование: научная, художественная, методическая литература; Интернет; ноутбуки, флеш-карты; раздаточный материал, изготовленный учениками.

  2. Аннотация.
    Часты рассуждения о том, что у каждого есть или должен быть «свой» Пушкин, однако при естественном обилии субъективных отношений в социальной памяти складывается обобщенный его образ. Этим проектом демонстрируется:

    • феномен пушкинского творчества далеко выходит за пределы «окончательных решений»;

    • значение Пушкина для русской культуры столь велико, что еще не одному поколению предстоит постигать его тайны и раскрывать как вечно живое явление;

    • если «В начале было Слово», то в начале современной русской духовной культуры – художественный акт Пушкина.

  3. Предполагаемый продукт проекта – сборник слайдовых презентаций.

  4. Этапы:

    • подготовка («погружение» в проект, планирование; ученики выдвигают проблему, ставят цель, задачи, распределяют роли);

    • исследование (сбор информации, анализ, подбор музыки, иллюстраций, материалов к презентации);

    • анализ и обобщение (анализ информации, просмотр презентации, оформление результатов);

    • презентация – защита проекта;

    • самоанализ.

Тема урока: «Мой Пушкин» (урок литературы в 9 классе, урок – презентация проектов учащихся, заключительный урок по лирике Пушкина)

Цель урока: создание условий для формирования эстетически грамотного читателя, умеющего адекватно понять произведение, воспроизвести его в своём сознании, выразить отношение к нему.

  1. Обучающая:

    • обобщить изученный материал по лирике Пушкина путём формирования способности анализа на примере его лирических произведений;

    • формировать ключевые компетенции ученика: социальные, языковые, информационные.

  2. Развивающая: развивать способности обучающихся к самореализации и самообразованию через защиту проектов.

  3. Воспитательная: воспитание патриотических чувств, уважения к вечным ценностям.

Оборудование урока:

  • Портреты писателя.

  • Предметы интерьера эпохи 19 века.

  • Рисунки обучающихся.

  • Маркерная доска, магниты, ноутбуки, проектор, магнитофон, диск с записью романсов, карточки с названиями стихотворений, распечатка стихотворений.
^

Ход урока

1. Организационный момент


(звучит вальс из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель» Г. Свиридова)

2. Вступительное слово учителя


Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений-
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу.
За странный слог не обессудьте.
А дальше прозой я скажу.

– 176 лет назад закончилась земная жизнь А.С. Пушкина и началась жизнь после смерти, отразившаяся в бесчисленных мифологических зеркалах. К тем тысячам людей, кто (как сказала А. Ахматова), услышав роковую весть, бросился к дому поэта и навсегда остался, добавляются новые и новые тысячи и миллионы. Они встают на цыпочки, вытягивают шеи и пытаются разглядеть, как это там внутри, словно бы разыгрывая сцену из его собственного произведения: «Что там за шум? Послушай! Что за шум? Народ завыл, там падают, что волны, за рядом ряд… ещё… ещё… Ну брат, дошло до нас…»

А у Вас есть «свой Пушкин»?

Именно этот вопрос вы поставили перед собой, выдвигая проблему проекта: традиционное представление о Пушкине как о великом русском поэте, «солнце русской поэзии»; подмена интереса к творчеству интересом к мифологизированной биографии.

– Деление на 8 команд позволило вам искать собственный путь решения данной проблемы. И сегодня у нас урок-презентация ваших проектов на тему «Пушкин? Пушкин. Пушкин!», эпиграфом к которому станут строчки из стихотворения «Пушкин» поэта ХХ века Михаила Алексеевича Кузмина:

Он жив! у всех душа нетленна,
Но…
М.А. Кузмин

Лингвистическая разминка (снятие эмоционального напряжения перед защитой проекта)

Перевёртыши

Восстановить названия произведений Пушкина, заменяя каждое слово антонимом (в том числе контекстным).

  1. Червовый валет. (Пиковая дама)

  2. Летнее утро (Зимний вечер)

  3. Зажглась ночная мгла (Погасло дневное светило)

  4. Сёстры-сыщицы (Братья-разбойники)

  5. Генеральский сынок (Капитанская дочка)

  6. Деревянный хозяин (Каменный гость)

– Слово для презентации проекта предоставляю первой группе (Бибоматов, Фофонов, Цыхановский): Нам Пушкин интересен как человек, как личность, ведь мы – выпускники, скоро расстанемся с друзьями, у которых всё хорошее – от родителей. Мы исследовали родословную Пушкина…

– Слово второй команде (Ахмедов, Рубель): Нам было интересно узнать, как учился поэт, чем интересовался кроме стихотворчества и насколько эти увлечения актуальны в 21 веке для наших ровесников...

- Третья группа (Шакирова, Пархоменко, Павлова, Онищенко, Сергиенко): А мы любим рисовать, знаем, что сам Пушкин часто на полях свои произведений оставлял рисунки, и решили исследовать портреты поэта, найти любимый…

- Четвертая команда (Парамзин, Горбунов, Уманец): А нам было интересно узнать, какие существуют памятники Пушкину, в каких городах они установлены. И были удивлены их количеству, многообразию и тому факту, что они есть не только в России…

- Пятая группа (Понкратов, Волков, Яковлев): Мы очень любим путешествовать, нам стало любопытно узнать о тех местах, которые были любимы Пушкиным, составить географическую «карту» поэта…

- Группа № 6 – самая многочисленная (Кравченко, Юнусова, Кисеева, Метляева, Шапоренко, Иванова): Мы посещаем музыкальную школу, захотелось узнать о значении музыки в жизни Пушкина, на какие произведения написана музыка...

- Седьмую группу представляют 2 ученицы (Терентьева, Баиева): Мы решили исследовать пушкиниану, то есть не стихи Пушкина, а написанное о нем, выбрать самое-самое…

- Последняя команда № 8 (Климова, Вайхель, Жуланова, Пфейфер): Мы не фаталисты, но пережили обещанный 21 декабря конец света, хотели узнать, как Пушкин относился к знакам судьбы, предсказаниям, загадкам…

(ребята-представители 8 команд демонстрируют свои презентации, на защиту проекта каждой команде отводится 3 мин)

Каждая группа получает оценочный лист, который заполняет в продолжение всех выступлений

По ходу выступлений на доске учителем вычерчивается метазнак «ПУШКИН» в трёх измерениях: П (прошлое), Н (настоящее), Б (будущее)

Слово учителя:

– Каждая проектная группа показала «своего живого Пушкина».

Вернёмся к эпиграфу, с которого начали урок. Как его можно продолжить? (он особенно живёт!)

А какие слова самого Пушкина по этому поводу можно процитировать.

(Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит…)

Накануне Нового года делала уборку на лоджии и нашла книжку, но она без обложки. Не пойму: то ли Лермонтов, то ли Пушкин. Давайте, я почитаю отрывки, а вы скажете: Пушкин или не Пушкин? Почему? (параллельный процесс обучения)

  1. Была пора: наш праздник молодой

Сиял, шумел и розами венчался,

И с песнями бокалов звон мешался,

И тесною сидели мы толпой.

  1. Я каждый день, восстав от сна,

Благодарю сердечно бога

За то, что в наши времена

Волшебников не так уж много.

  1. Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись,

День веселья, верь, настанет.

– Каждая группа выбрала по несколько текстов, близких темой, настроением, чувствами именно вам самим.

Вы их анализировали, сопоставляли с биографией поэта, выясняли адресатов и т.п.

Я их выстроила на доске в хронологическом порядке:

«Романс», 1814

Лицей

«Вольность», 1817

Петербург

«Я пережил свои желанья», 1821

Южная ссылка

«Телега жизни», 1823




«Цветок», 1828

После ссылки из Михайловского

«Я вас любил…», 1829




«Мадонна», 1830

Болдинская осень

«Элегия», 1830




«Эхо», 1831




«Я памятник воздвиг себе…», 1836

Новая жизнь (творчество 30-х гг.)

– Соотнесите данные тексты с периодами творчества Пушкина, которые выделяются в академической литературе.

– Лицей

Назовите стихи, написанные Пушкиным в данный период? («К другу стихотворцу», «Воспоминания в Царском Селе», «Лицинию», «К Дельвигу», «К Пущину», «Батюшкову»… более 130 произведений).

Какова главная тема творчества 1813-1817 гг.? (тема дружбы)

Что есть дружба в понимании Поэта? (родство душ, сердец, сотворчество, святое братство);

Дружба. Родство душ, сердец, сотворчество, «святое братство».

– Петербург

Какова основная тема данного периода творчества?

Назовите произведения 1817-1820 гг. («Вольность», «К Чаадаеву», «Сказки», «Деревня»…)

Что является основой свободы по Пушкину?

(Закон, справедливость
«Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье…»
«Вечный Закон», вольность – покой).

Почему в оде «Вольность» слова Свобода и Закон употреблены с большой буквы? (Пушкин страстно желает, чтобы мир услышал голос его свободной души и жил по закону, который принят им самим, - по закону свободы. Прославляя Закон как прочную основу Свободы, поэт с негодованием пишет о тиранах. В них видит источник несвободы, «ужас мира» и «стыд природы», нарушение божественной гармонии).

Свобода. Закон. Гармония в мире. «Святая вольность».

– Южная ссылка

Какова тема стихотворений, выбранных вами?

Чем Вам близко такое понимание жизни?

Философские мотивы. Жизнь, смерть. Смысл жизни.

– После ссылки в Михайловское

Какова тема данных стихотворений? (Любовь)

Какая это любовь?

(Любовь невысказанная, «безмолвная», не связана с надеждами на взаимность. Он делает это тонко, деликатно, желая, чтобы «другой» любил женщину так же искренно и нежно, как он; нет ни упрёков, ни обид, ни безнадёжности. Поэт благодарен женщине даже за «безмолвную» любовь.)

Любовь. «Святая деликатность духа».

– Болдинская осень. Творчество 30-х гг.

Каким видит идеал своей жизни лирический герой данного текста? (Свой дом «обитель», «простой угол», где он живёт «средь медленных трудов»; в любимом человеке - его идеальное начало, основа, образ Божий. Земное, только достигнув высочайшей степени чистоты, может преобразиться под влиянием духовного идеала, приблизиться к нему.)

Идеал скромной жизни, вдохновенного труда и красоты.

– Последний этап земной жизни поэта

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»

«Нерукотворный». Как понимаете это слово? (который невозможно создать руками людей, «созданный без участия труда человеческих рук»).

– В.И. Даль: «Не руками сделанный, созданный, сотворенный Богом» => в поэтическом контексте развивается переносное значение «чудесный». А чудеса, по Новому Завету, творил первоначально сам Иисус Христос, затем – причисленные к лику святых.

Тема предназначения поэта. Поэт – боговдохновенен, несет Его истину. Поэзия – божественное творение.

– Посмотрите, какой мотив в творчестве Пушкина становится определяющим. (Святости жизни, явлений…)

– «Солнце русской поэзии» - в контексте сегодняшнего урока это определение наполняется новым содержанием: светел Пушкин, потому что чувствовал и выражал свет вечный, духовное предназначение.

^ Власть его стихов

В. Милютин

Власть пушкинских стихов – на все века.
Власть доброты.
Высоких дум горенье.
Подчас одна лишь краткая строка
Дарует силу нам и вдохновенье.
Порой в одной строке отражены
Раздумья самых разных поколений.
В его стихах –
И лёгкий всплеск волны,
И шум дубрав,
И грозный гул сражений.
Невиданный открыт для них простор.
Летят они свободно, неустанно.
В Москве они звучат и средь грузинских гор,
На улицах Норильска и Кургана.
^

3. Этап рефлексии


Какие «чудные открытия» свершили и свершили ли во время проекта, урока?

Закончен ли Ваш проект «Пушкин? Пушкин. Пушкин!»

– А может быть, Пушкин…

Устав от суеты мирской,

Мой Пушкин, каждою строкой

Я говорю с тобой, как с Богом.

И повторяю вновь и вновь:

Твой пламень время не остудит

Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет! (Н.Доризо)

– 1937 г. Н. Ушаков «Пушкин» (чтение учителя наизусть)

Дана загадка на века
гармонии необычайной, –
поэзия живёт,
пока
её возникновенье – тайна.
Поёт народная душа,
высокой точностью томима.

Загадка – тем и хороша,
что

может быть
                   неразрешима.     
Литературная игра-викторина о Пушкине (слайдовая презентация)

Домашнее задание: знакомство с романом «Евгений Онегин», чтение 1-3 глав; сообщение «Один день из жизни Онегина».

Заключительное слово учителя

Для меня лично самыми главными пушкинскими строчками, являющимися ключом ко всему его громадному творчеству, являются вot эти строки:

"И долго буду я любезен тем народу, Что чувства добрые я лирой пробудил..."

Чувства добрые...

Пушкин полон любви - открытой, светлой – и к жизни, и к каждому отдельному человеку, он - величайший гуманист нашей эпохи. Всё его громадное творчество - неиссякаемый источник любви к человеку – человеку земному, грешному, а не выдуманному высшим разумом или воображением поэта. Ни одного своего героя он не оскорбил безоговорочным осуждением:

"скупой рыцарь"над златом чахнет, но он "несчастный старик", старый отец, которого со страстью ждет на поединок сын;

самодур Троекуров - причина несчастья всей жизни своей дочери, но разве дочери, не горячо любимой?

Сальери - убийца Моцарта! Но разве не принес сам Сальери в жертву на алтарь искусство!

Почему все так сложно и запутано? Почему столько полутонов и совсем нет чистой краски - черной и белой?

Потому что Пушкин - человек, а у людей иначе не бывает! И все-таки Пушкин- сверхчеловек, человек, будто пришедший из далекого прекрасного будущего, где никто никогда не может быть поставлен в такие условия, когда надо лгать, воровать, убивать... Всем своим творчеством гений Пушкина зовет нас в эту прекрасную даль. За это любил Пушкина и Ф.Достоевский.

"Это гений, опередивший русское сознание надолго". Значит, надо жить так, чтобы только "добрые чувства" пробуждались в душе человека!

Бойтесь обидеть, оскорбить человека, унизить, посмеяться. Помните Пушкина.

Экспертная карта проектов группы №__________________________________

№ группы

Название проекта

Оценка

Примечание (узнали новое +)

1

Родословная Пушкина







2

Лицей в жизни Пушкина







3

Портреты Пушкина







4

Памятники Пушкину







5

Географическая карта Пушкина







6

Музыка в жизни Пушкина







7

Стихи о Пушкине







8

Знаки судьбы Пушкина













Итого:

№ понравившегося проекта

Экспертная карта проектов группы №__________________________________

№ группы

Название проекта

Оценка

Примечание (узнали новое +)

1

Родословная Пушкина







2

Лицей в жизни Пушкина







3

Портреты Пушкина







4

Памятники Пушкину







5

Географическая карта Пушкина







6

Музыка в жизни Пушкина







7

Стихи о Пушкине







8

Знаки судьбы Пушкина













Итого:

№ понравившегося проекта

Экспертная карта проектов группы №__________________________________

№ группы

Название проекта

Оценка

Примечание (узнали новое +)

1

Родословная Пушкина







2

Лицей в жизни Пушкина







3

Портреты Пушкина







4

Памятники Пушкину







5

Географическая карта Пушкина







6

Музыка в жизни Пушкина







7

Стихи о Пушкине







8

Знаки судьбы Пушкина













Итого:

№ понравившегося проекта

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока по литературе в 9 «А» классе по теме \"Мой Пушкин\" iconРазработка урока по теме «Первая любовь»
...

Разработка урока по литературе в 9 «А» классе по теме \"Мой Пушкин\" iconРазработка урока английского языка в 3 классе по теме «Рождество»
Разработка урока английского языка в 3 классе по теме «Рождество» (учебник Биболетовой М. З и др. «Happy english» unit 2)

Разработка урока по литературе в 9 «А» классе по теме \"Мой Пушкин\" iconМетодическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная...
Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока,...

Разработка урока по литературе в 9 «А» классе по теме \"Мой Пушкин\" iconМетодическая разработка урока русского языка в 5 классе Обобщение по теме «Лексика»
Цели урока: 1 обобщить изученный материал по теме «Лексика»; повторить теорию по теме

Разработка урока по литературе в 9 «А» классе по теме \"Мой Пушкин\" iconРазработка урока литературного чтения во 2 классе по теме «А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Цель: познакомить учащихся с отрывком из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «… Уж небо осенью дышало»

Разработка урока по литературе в 9 «А» классе по теме \"Мой Пушкин\" iconРазработка урока по правильному питанию "Хлеб да каша пища наша"...
Оборудование: наглядность «Треуголька», разрезные треугольники, 12 фрагментов фигур, 2 треугольника, формулы периметров

Разработка урока по литературе в 9 «А» классе по теме \"Мой Пушкин\" iconМетодическая разработка конспекта урока биологии в 9 классе по теме «Нуклеиновые кислоты»
Задачи урока: познакомить учащихся с нуклеиновыми кислотами, продолжать развивать компетенции

Разработка урока по литературе в 9 «А» классе по теме \"Мой Пушкин\" iconКонспект урока английского языка Тема урока: «Мой питомец»
Цель урока: Обобщить знания по теме: «Мой питомец». Воспитывать уважительное отношение к домашним любимцам

Разработка урока по литературе в 9 «А» классе по теме \"Мой Пушкин\" iconРазработка урока немецкого языка в 7 классе по теме: «Моя семья»
Цель: Формирование коммуникативных навыков по теме «Семья» с использованием новых лексических единиц

Разработка урока по литературе в 9 «А» классе по теме \"Мой Пушкин\" iconРазработка урока по литературе в 7 классе Тема урока: «Теве-Хая в стихах и легендах»
Познакомить учащихся с выдающимся тувинским ученым, поэтом Монгушом Бораховичем Кенин-Лопсаном



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница