Пояснительная записка Количество часов в году: 68 Количество часов в неделю: 2




Скачать 116.15 Kb.
НазваниеПояснительная записка Количество часов в году: 68 Количество часов в неделю: 2
Дата публикации19.09.2013
Размер116.15 Kb.
ТипПояснительная записка
www.lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
Пояснительная записка

Количество часов в году: 68

Количество часов в неделю: 2

Плановых уроков:

Контрольных уроков: 7

По развитию речи: 10

Внеклассного чтения: 4

Документы, на основе которых разработана программа:

Рабочая программа по литературе учащихся 8В класса школы № 555 «Белогорье» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД) для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования. В основе программы, составленной с учетом новых образовательных стандартов (Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2010; Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010) положены идеи межпредметной интеграции, самообразования, саморазвития учащихся. Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 8В класса и специфики классного коллектива.

^ Специфика класса

В 8В классе обучается 18 детей, из которых мальчиков – 8 человек, девочек – 10 человек. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения. Есть группа детей, ранее занимающихся с логопедом (Лисицкий П., Пицык А.). Они отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, стесняются давать ответы в устной форме, грамотной монологической речью не отличаются. В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память.

Основная масса обучающихся 8В класса – это дети со средним и низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий. В классе можно выделить группу обучающихся (Крутилин С., Николаев С., Пицык А.), которые достаточно часто не имеют всего необходимого к уроку, не выполняют домашние задания. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы, потому что волевым усилием эти дети заставить себя работать не в состоянии, а поскольку многие в классе на них равняются, это дестабилизирует рабочую обстановку и не способствует повышению эффективности учебного занятия. Есть группа часто болеющих детей и часто пропускающих занятия (Александрова А., Алабугина А.), которые также требуют особого внимания. Группа учеников (Сяде А., Мамонтов Г.) проявляет желание и возможность изучать предмет на продвинутом уровне. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки зунов, так и на этапе контроля.

В целом обучающиеся 8В класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость задействования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы. Отличительной возрастной особенностью этих детей является усиление интереса друг к другу со стороны мальчиков и девочек, что тоже следует учитывать при организации работы в группах постоянного и сменного состава и при рассаживании детей в классе.

^ Цели и задачи курса:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

^ Основные принципы обучения:

личностно ориентированный подход; ориентация на исследовательскую деятельность как на уроках, так и во внеклассной работе по литературе, решение проблем развивающего и личностно ориентированного обучения, кроме того, в 8в классе при обучении литературе на базовом уровне решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности.

Основное содержание обучения:

1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII в.
4. Русская литература первой половины XIX в.
5. Русская литература второй половины XIX в.
6. Русская литература первой половины XX в.
7. Русская литература второй половины XX в.
8. Литература народов России.
9.  Зарубежная литература.
10. Обзоры.
11. Сведения по теории и истории литературы.
12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.

Требования к уровню освоения курса:

Даннная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

^ Планируемые результаты

№№

Стандартный уровень


^ Продвинутый уровень



1

Выдвигать гипотезы об основных проблемах классической литературы, Заполненять Таблицы-ЗХУ


Знаю

Хочу узнать

Узнал или еще предстоит узнать













Выдвигать гипотезы. Составлять карточки каталога библиотеки, обучать этому других. Составлять электронную картотеку домашней библиотеки (хотя бы один раздел). Искать и формулировать определения «культурный читатель», «массовая культура».


2

Осваивать основные виды чтения: с листа, наизусть, выборочное, про себя, просмотровое, комментированное и др.

Осуществлять собственную программу исследовательского чтения с остановками.


3

Пересказывать подробно и кратко, в том числе от имени персонажа. Составлять планы текстов для пересказа.

Художественный пересказ, все виды пересказа с выбором оптимальной для выполнения задачи формы.


4

Выполнять диагностические работы, определяя области корректирования и способов собственного продвижения.

Предлагать варианты диагностических и контрольных работ, объясняя их логику, степени сложности, удобство проверки.


5

Характеризовать художественный образ как особый способ познания и моделирования мира. Сопоставлять два способа исследования мира: научный и художественный. Уметь использовать в этой работе таблицы.

Давать самостоятельные определения понятия «образ», сопоставлять со словарными вариантами, отрабатывая оптимальное, в том числе адаптивное, определение. Объяснять литературу как художественную летопись жизни. Толковать понимание метафорической природы образа.

6

Понимать и объяснять различие фольклора и литературы. Проводить самостоятельное исследование нового в программе фольклорного жанра – песни, выявлять особенности фольклорных песен.

Толковать природу фольклорных песенных образов. Организовать (по желанию) и провести песенно-игровой проект. Моделировать и регулировать процессы взаимодействия при выполнении индивидуальных и групповых заданий.


7

Характеризовать положительный идеал, представленный в древнерусской литературе. Объяснять причины популярности житийного жанра у дореволюционного читателя. Знать особенности житийного канона.

Сопоставлять персонажей исторических песен и святых подвижников из житийной литературы. Заполнять и презентовать таблицу «Два полюса русской души». Объяснять отличие «Жития протопопа Аввакума» от канонического жития.


8

Подбирать информацию о биографии писателя по определенной проблеме. Структурировать, составлять план. Уметь «свертывать», минимизировать информацию.

Подбирать информацию, характеризующую нравственные искания писателя, отраженные в творчестве. Составлять основные тезисы философии Толстого после исследования рассказа «После бала», сопоставлять с образцом в учебном пособии, корректировать.


9

Создавать аннотации к материалу, подобранному в Интернете.

Создавать аннотацию на литературоведческую статью учебника.


10

Осуществлять поэпизодный анализ литературных произведений. Составлять «пакет» проблемных вопросов. Характеризовать особенности сюжета и композиции. Объяснять смысл передачи права повествования от автора к рассказчику. Объяснять особенность конфликта, систему персонажей, роль второстепенных персонажей, стилистические особенности.

Выдвигать планы для исследовательского чтения. Осуществлять анализ эпизода как части целого. Отслеживать проблему «споров русских мальчиков» в течение учебного года. Делать промежуточные выводы, сопоставляя с предыдущими. Характеризовать тип «тургеневской девушки», видеть и характеризовать признаки такого типа среди своих сверстниц, в кино, рекламе, модных журналах.


11

Свободно осуществлять сопоставительную характеристику персонажей, выявляя линии сопоставления.

Осуществлять сопоставительную характеристику персонажей, произведений, тем, философских платформ и др. Выявлять персонажей антагонистов, протагонистов и др.

12

Участвовать в полемике о свободе и воле, в поисках формулы любви (любовная лирика), о природном и цивилизованном типе человека, о современном словоупотреблении или др.

Готовить, организовать и проводить полемику в формате дискуссии или дебатов. Моделировать и регулировать процессы коммуникации.


13

Создавать письменные работы: краткие ответы на вопросы, сочинения, эссе, анализировать свои и чужие работы. Уметь свертывать и разворачивать информацию, объясняя логику своих действий. Корректировать написанное.

Отслеживать и создавать рецензии на сочинения из Интернета. Предлагать на сайты свои лучшие работы.


14

Знать и объяснять на примерах родо-жанровые особенности литературных произведений. Осмыслять и называть традиционные особенности отечественной культуры и новаторские тенденции на примере изученных произведений.

Выявлять авторскую позицию в художественном произведении, указывать формы и способы осуществления авторского замысла и знаки авторского присутствия. Атрибутировать тексты разных писателей с точки зрения характерной для писателя проблематики и стиля.


15

Участвовать в проектной деятельности. Формулировать проблемы исследования, логику проекта, формировать группы.

Организовывать и руководить проектной деятельностью в составе группы и проекта в целом.

16

Подводить промежуточные итоги, оформлять и презентовать свои достижения, предлагать формы и способы корректировки.

Делать выводы о собственных достижениях, выявляя и анализируя логику собственных действий и возможности более интенсивного продвижения. Корректировать планы на перспективу.

^ Формы средства контроля:

уроки-зачеты, тестовые работы, самостоятельные и творческие работы

Используемая учебно-методическая литература:

Осуществлению идей модернизации российского образования должны способствовать современные, соответствующие ее целям и задачам программы, учебно-методические комплексы: данная рабочая программа осуществляется по УМК под редакцией В.Я. Коровиной, базовый уровень.

В качестве дополнительных учебных пособий, оптимизирующих преподавание литературы и выполненных с использованием инновационных технологий, содержащих диагностические, тестовые, тренировочные КИМы также используются:

^ Тематические каталоги

Поиск книг

Академическая наука

    • http://feb-web.ru/ - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей

    • http://www.lrc-lib.ru/ - Рукописные памятники Древней Руси

Методическое сопровождение

  • http://mlis.ru/ - Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы»

  • http://metlit.nm.ru/ - Информационно-поисковая система по методике преподавания литературы

  • http://gramma.ru/LIT/?PHPSESSID=d689cbafec193fe4a971e7c1a22c7a51 – «Русская литература. Программа школы» на сайте «Культура письменной речи» С.П. Белокуровой


Словари литературные

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Количество часов в году: 68 Количество часов в неделю: 2 iconПояснительная записка рабочая программа по музыке в 5 классе. Количество часов в неделю
Количество часов в неделю – 1 часа (из них 1 час федерального компонента учебного плана)

Пояснительная записка Количество часов в году: 68 Количество часов в неделю: 2 iconУмк учителей русского языка и литературы составитель: Озорнина Н....
Умк по предмету русский язык 5 класс Количество часов в неделю: 6ч. Количество часов в год: 204ч

Пояснительная записка Количество часов в году: 68 Количество часов в неделю: 2 iconЛитература 9 класс, 20013 Количество часов в неделю: 3 Количество часов за год: 102
Углубить представление учащихся о литературе как искусстве слова, о ее роли в духовной жизни человека

Пояснительная записка Количество часов в году: 68 Количество часов в неделю: 2 iconРабочая программа по литературе в 10 классе Количество часов: 5 часов в неделю (170 часов)
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Зеленокумска Советского района» Ставропольского края

Пояснительная записка Количество часов в году: 68 Количество часов в неделю: 2 iconПланирование 10 класс Количество часов в год 170 Количество часов в неделю 5 I полугодие
Русская литература XIX века как самостоятельная часть мирового процесса. Основные этапы её развития. Особенности русской литературы...

Пояснительная записка Количество часов в году: 68 Количество часов в неделю: 2 iconРабочая программа по литературе 10 класс
Количество часов по учебному плану 105 часов в год; в неделю 3 часа (35 недель)

Пояснительная записка Количество часов в году: 68 Количество часов в неделю: 2 iconИностранный язык (английский), 7 класс. Авторы учебника: М. З. Биболетова,...
Суффиксы прилагательных (-able, -ous ive, -ful, -y, -ly, ic, -ian, -al, ing)

Пояснительная записка Количество часов в году: 68 Количество часов в неделю: 2 iconРабочая программа по английскому языку для 2-го класса. Количество часов 68
Предлагаемая программа составлена к умк «Английский в фокусе 2». Сетка часов 2 часа в неделю

Пояснительная записка Количество часов в году: 68 Количество часов в неделю: 2 iconКоличество часов в неделю

Пояснительная записка Количество часов в году: 68 Количество часов в неделю: 2 iconКоличество часов в неделю



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница