Научно- практическая конференция «Шаг в науку»




Скачать 218.37 Kb.
НазваниеНаучно- практическая конференция «Шаг в науку»
Дата публикации18.09.2013
Размер218.37 Kb.
ТипИсследовательская работа
www.lit-yaz.ru > Литература > Исследовательская работа




Муниципальное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная средняя школа п. Тарбагатай

Петровск – Забайкальский район

Забайкальский край


Научно- практическая конференция «Шаг в науку»

Исследовательская работа

Образ гусара в русской литературе

Арефьев Андрей Владимирович ,

учащийся 10 класса

МОУ СОШ п. Тарбагатай

Научный руководитель: Никитенко

Зинаида Дорофеевна, учитель русского

языка и литературы высшей категории

МОУ СОШ п. Тарбагатай


Тарбагатай, 2012г


Оглавление

1.Краткая аннотация……………………………………………………....................................2

2.Аннотация ……………………………………………………………………………………3

3.План исследования…………………………………………………………………………...4

4.Научная статья

4.1.Гусарские полки в России………………………………………………………………….5

4.2. Если хочешь быть красивым - поступи в гусары………………………………………...6

4.3.Храбрость гусар……………………………………………………………………………..7

4.4.История третьего тоста……………………………………………………………………..9

4.5.Кто же он, этот настоящий гусар?.......................................................................................10

5.Литература ………………………………………………………………………… ……...15

Приложение I Одежда и вооружение гусаров Гродненского , Ахтырского и Лейб –Гусарского полков……………………………………………………………………………...16

Приложение II. Русские гусарские полки в Отечественной войне 1812года………………17

Приложение III. Гусары на Сенатской площади. …………………………………………...18

Приложение IV Портрет Давыдова Д.В.…………………………………………… ………19

Приложение V Б.Окуджава «Солнышко сияет, музыка играет»……………………………20

ПриложениеVI А.Белянин « В предрассветный час Бородина»…………………………….21

ПриложениеVII Я. Невструев «Гусары»……………………………………………………..22

Приложение VIII Л.Филатов «О дуэлях»…………………………………………………….23

Приложение IX Д.Давыдов «Бурцову. Приглашение на пунш»…………………………….24

Приложение X Анкета и результаты анкетирования………………………………………...25

Образ гусара в русской литературе

Арефьев Андрей

Забайкальский край

Петровск- Забайкальский район

П. Тарбагатай

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

10 класс

Краткая аннотация

Феномен война – гусара всегда привлекает внимание исследователей. Моё исследование посвящено созданному в русской поэзии образу гусара. В работе проанализированы произведения Д.Давыдова, А.Пушкина, М.Лермонтова- поэтов XIX века , отмечен интерес

поэтов XX века к личности Дениса Давыдова, к лучшим сторонам жизни гусар. Произведения Николая Гумилёва, Николая Асеева, Марины Цветаевой, Булата Окуджавы, Леонида Филатова, использованные в работе, раскрывают бесстрашие и благородство, франтовство и тонкость натуры, неудержимую лихость и мечтательность, высокое понимание чести и готовность пожертвовать жизнью ради Отечества русского гусара .

Образ гусара в русской литературе

Арефьев Андрей

Забайкальский край

Петровск- Забайкальский район

П. Тарбагатай

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

10 класс

Аннотация
Обращение к теме гусарства вызвано сообщением в Интернете о создании в Москве и Санкт - Петербурге клубов гусар, в которых соблюдаются некоторые традиции, свойственные только гусарам. Это закрученные усы, умение саблей открыть бутылку шампанского, конкурс на анекдот от поручика Ржевского, большое количество выпитого шампанского. Мне показалось, что гусары завоевали себе славу не только этим. Не только славились они залихватскими усами, не только желанием покутить, не только бесшабашностью, безрассудством и остротами. Ведь лучшие молодые люди из дворян стремились попасть в гусарские полки. . Чем же прославились гусары в России и кто из русских поэтов обратился в своём творчестве к образу гусара?

^ Цель исследования: доказать на примере образа гусара, созданного в русской литературе, что бесстрашных, дерзких гусар отличало прежде всего благородство, честь и желание пожертвовать жизнью ради Отечества.

Методы исследования: аналитическое чтение поэзии и другой литературы, прослушивание песен о гусарах, сравнительный анализ; обобщение, вывод

^ В ходе исследования

- определено, что образ гусара волнует не только поэтов- современников, но и поэтов XX века

- выявлены черты гусара: благородство, честь, бесстрашие, умение ценить дружбу, остроумие и т.д.

- выяснено уважительно- восторженное отношение поэтов разных эпох к гусарам

- доказано, что молодые люди хотели бы всё- таки походить на гусар

Поэтому в членах современных гусарских клубов хотелось бы видеть те черты, которые прославляли в своих стихах Д. Давыдов, А.Пушкин, М.Лермонтов, которыми восторгаются современные поэты.
Образ гусара в русской литературе

Арефьев Андрей

Забайкальский край

Петровск- Забайкальский район

П. Тарбагатай

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

10 класс

План исследования

Образ гусара настолько ярок, что всегда привлекал к себе интерес. Это невероятно красивая одежда, это геройские поступки, это слава гусарских полков. Но ведь это и неудержимая бесшабашность, бесконечные дуэли, кутежи гусар. Поэтому лучше обратиться к современникам гусар, чтобы понять достоинства гусара и его слабые стороны.

^ Объект исследования: гусарские традиции

Предмет исследования: образ гусара в поэзии XIX и XX веков

Гипотеза: Изучив поэзию 19 и20 веков, смогу показать лучшие стороны жизни гусар

Исследование велось по следующему плану:

1.Составление временного графика для основных этапов работы;

2. Определение конкретных заданий в установленные графиком временные периоды;

3.Изучениеодежды и вооружения гусара

Цель: познакомиться с терминологией: ментик, доломан, кивер, ташка и т.д.

4. Определение круга чтения произведений о гусарах: поэзия Дениса Давыдова, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Марины Цветаевой, Булата Окуджавы, Леонида Филатова и т.д

5.Знакомство с исторической литературой,

Цель: выяснить причины престижности службы в гусарских полках

6.. Изучение гусарских традиций.

Цель: исследовать гусарские традиции, отражённые в творчестве поэтов разных веков

7 Составление анкеты для учащихся старших классов

Цель: выяснить, какие черты настоящего гусара привлекают современную молодёжь

8.. Подготовка выступления по защите работы

9. Подготовка презентации работы

Образ гусара в русской литературе

Арефьев Андрей

Забайкальский край

Петровск- Забайкальский район

П. Тарбагатай

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

10 класс

Научная статья

Покуда кровь по жилам, а не квас

Течет, - в глазах огонь, в руках гитара,

В кого еще влюбляться, как не в вас, -

Уже ль соперник сыщется гусару?

(Янус Невструев----

Посвящение Денису Давыдову

и его друзьям, 20 век)

^ 1.Гусарские полки в России

Гусары - легкая кавалерия Русской Армии предназначались для выполнения задач разведки, боевого охранения войск, связи, прикрытия флангов в бою, рейдов на коммуникации противника. . В России первые гусарские полки были сформированы в ХVIII веке в период царствования императрицы Елизаветы Петровны на основе гусарских соединений, учрежденных еще при Петре I по возвращению в Россию русские войска приветствовали как спасителей отечества. Гусары, на которых лежал отблеск их прошлой и нынешней славы, пользовались особой популярностью. К началу 1812 года в Русской Армии имелось гусарских полков: 1 полк в гвардии, 11 полков в армии, наиболее известны Лейб-гвардии Гусарский полк, Александрийский гусарский полк , Ахтырский гусарский полк.

^ 2. Если хочешь быть красивым - поступи в гусары

«Очаровательные франты минувших лет»- так называет Марина Цветаева гусар. Так уж повелось, что гусары были модниками, красавцами и на поле брани, и на городских балах — волосы не пудрили, в косы не завивали, брили бороды, но носили длинные кудри и висячие усы. Гусарская униформа необычна и нарядна. Одежда гусара состояла из кивера, ментика, доломана, чакчир и ботиков — сапог с короткими голенищами.(см.ПриложениеI)

Особенно хороша была гусарская шапка, или кивер, которая представляла собой высокую цилиндрической формы тулью. Стройную фигуру облегала короткая суконная куртка без воротника — ментик, ярко украшенная спереди гарусными шнурами и часто посаженными попарно по бортам медными или оловянными пуговицами. По краям пол, низа, ворота и рукавов ментик имел меховую опушку. Ментик дополняла суконная со стоячим воротником куртка — доломан, как и ментик, украшенная шнурами и пуговицами. Ноги обтягивали чакчиры — узкие рейтузы с украшениями в виде вышивки цветным гарусным шнуром. Чакчиры заправлялись в сапоги с короткими голенищами. Края голенищ обшивались цветным галуном и спереди имели кисточки.

Цвет ментика, доломана, чакчир и всевозможных украшений в каждом полку от Грузинского до Слободского был свой, но обычно сочетали красный с желтым, светло-синий с черным, белый с зеленым. Форма — формой, но главным все же было вооружение гусара. Состояло оно из сабли, коротких кавалерийских штуцера или мушкетона и двух пистолетов. Главное - оружием гусары владели в совершенстве, искусно поражая в бою врага. За что и награждались именным оружием, на позолоченном эфесе которого была выгравирована надпись «За храбрость». Такие награды в офицерской среде ценились выше орденов. Ни один гусар не мог обойтись без ташки — сумки, которая висела на трех ремнях на уровне колена. Как правило, на лицевую сторону ташки наносился вензель императора. Парадный мундир гусарского офицера стоил очень дорого, поэтому в гусарах могли служить лишь состоятельные люди. В целях экономии расшитые золотом и серебром доломаны и ментики офицеры носили только в особо торжественных случаях.

Создавая образ гусара, поэты разных времён обращают внимание читателей на непременные детали в одежде гусара: кивера, ментики, доломаны, нашивки, эполеты, ташки.

На затылке кивера,

Доломаны до колена,

Сабли, ташки у бедра,

И диваном - кипа сена.(Д.Давыдов)

Гусар! ты весел и беспечен,

Надев свой красный доломан;

Но знай - покой души не вечен (М. Лермонтов)
Вперед, гусары! Рассыпьтесь лавой,

Несите гибель на вражий стан!

Покройте снова бессмертной славой

Крылатый ментик и доломан! (Н Каратаев 1914г)
Мундиры, ментики, нашивки, эполеты.

А век так короток - Господь, не приведи (Ю.Левитинский)

Усы стали своеобразным символом гусара – «честью гусара»:

Пусть мой ус, краса природы,
Чернобурый, в завитках,
Иссечётся в юны годы
И исчезнет, яко прах!- поёт гимн Д.Давыдов в «Бурцову. В дымном поле, на биваке»…

«С закрученными усами…», «И с проседью усов…». Ещё более пестрят этими самыми «усами» стихотворные послания к Давыдову: «усатый запевала», «и закрутив с досады ус», «усатый воин».

Вывод: Кивера, доломаны, ташки и даже усы, которые полагались гусару по форме, были непреложными реалиями гусарского образа жизни.

^ 3.Храбрость гусар

Гусары известны своей отчаянной храбростью, гусарским задором, находчивостью, бесшабашностью и героизмом. Сражения, и в особенности Отечественная война 1812 года, многократно приумножили их славу.(см. Приложение II)

В одной невероятной скачке

Вы прожили свой краткий век...

И ваши кудри, ваши бачки

Засыпал снег

Три сотни побеждало - трое!

Лишь мертвый не вставал с земли.

Вы были дети и герои,

Вы все могли.

«Лишь мертвый не вставал с земли» — это Марина Цветаева. Согласитесь, лучше и не скажешь. Не случайно в то время в армейской среде из уст в уста передавалась фраза, автор которой доподлинно неизвестен: «Настоящий гусар никогда не доживает до 35 лет». Генерал Лассаль говорил: «Гусар, который не убит в 30 лет - не гусар». Булат Окуджава с горечью говорит о коротком веке гусар так:

Солнышко сияет, музыка играет -

отчего ж так сердце замирает?

Там за поворотом, недурен собою,

полк гусар стоит перед толпою.( см. Приложение V)

Булат Окуджава в стихотворении « Д.Давыдову» подчёркивает необыкновенную храбрость не только Д.Давыдова, но и всех гусар:

Покуда он лёгок , как птица,

Пока он горяч и в седле,

Врагу от него не укрыться:

Нет места двоим на земле

Долг священный герой видит в защите отечества:

Полумёртвый, не престану

Биться с храбрыми в ряду…

Гусар - признанный герой не только на поле славы, но и на «театре» любви, он не просто символ любовника, но само мужское воплощение любви.

Напрасно думаете вы,

Чтобы гусар, питомец славы,

Любил лишь только бой кровавый

И был отступником любви.(Д. Давыдов)[1, 24]

Говоря о бесшабашной храбрости гусар, надо напомнить, что они были очень молоды, мечтали о большой любви. Андрей Белянин , современный поэт, в стихотворении « В предрассветный час Бородина» передаёт состояние грусти гусара накануне Бородинского сражения.

Ах, какие струны у гитары!

Ах, какая песня у костра!

И молчат ахтырские гусары,

На затылки сдвинув кивера.

Огрубели руки от поводьев,

Застудило рану на груди...

Только голос медленно выводит

Нежные слова: "О, пощади..."

Верится, что где-то терпеливо

Ждет нас чья-то нежная ладонь...

Держаться с достоинством - это профессиональная черта русского офицера. При любых обстоятельствах честь превыше всего. И не только личная честь, но и честь родного полка. Трагическому моменту в жизни гусар посвящает стихотворение «Синие гусары» Николай Асеев.

Что ж это,

Что ж это,

Что ж это за песнь?

Голову на руки

Белые свесь.

Тихие гитары,

Стыньте, дрожа:

Синие гусары

Под снегом лежат.

Н.Асеев страдает о гусарах- декабристах, вышедших со своими полками на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года, чтобы выразить протест против самодержавия и крепостного права.(см. ПриложениеIII)

Вывод: Думать о своём Отечестве, принести ему пользу – смысл жизни гусара.
^ 4. История третьего тоста

Бурцев, ера, забияка,

Собутыльник дорогой!

Ради бога и... арака

Посети домишко мой! – обращается в своём послании Денис Давыдов к своему другу. В другом он советует

Жизнь летит: не осрамися,

Не проспи её полет,

Пей, люби до веселися

Вот мой дружеский совет[1, 32]

В третьем, вспоминая «друзей минувших дней», гусаров коренных, он называет их «собутыльниками седыми», которые

... Все мертвецки

Пьют - и, преклонясь челом,

Засыпают молодецки.

Создаётся образ гусара, который постоянно пьёт, но не надо забывать, что образ гусара запечатлён чаще всего во время отдыха, в перерывах между сражениями. Ни одно застолье не обходится сегодня без так называемых «гусарских традиций. Так ли это - неизвестно, но, похоже, что так называемый «третий тост» («За женщин!») стал традиционным с подачи именно ахтырских гусар. Рассказывают, что после взятия Парижа Ахтырский полк находился в местечке Аррас. Денис Давыдов, его тогдашний командир, нашел внешний вид своих гусар довольно плачевным. Мундиры за время боевых действий изрядно обносились. Решение подсказала сама жизнь. Полк был расквартирован вблизи женского Капуцинского монастыря, монахини которого носили рясы «полкового» цвета, то есть коричневые. По приказу Давыдова с монастырского склада было изъято все сукно, необходимое для пошива новых мундиров. На параде ахтырские гусары выглядели блестяще и произвели впечатление на Императора.. Правдивость этой истории подтверждают потомки М.Ю.Лермонтова. Они рассказывают, что третьим тостом ахтырских гусар всегда был тост: «За французских женщин, которые пошили нам мундиры из своих ряс!» Со временем из тоста ушло упоминание о мундирах, а вместе с ним и о француженках, и он приобрел уже знакомый нам лаконизм: «За женщин!».

Существует, кстати, несколько оригинальных способов выпивания бокала после тоста, которые тоже приписывают гусарам. Один из них - пить из женской туфельки.. В женскую туфельку на место пятки ставилась стопка, в стопку наливали водку. «Настоящий» гусар должен был выпить содержимое стопки, держа туфельку за каблук и не расплескав ни капли. Другой гусарский обычай - пить, высоко поднимая локоть руки, держащей бокал. Объяснение любопытное. Якобы каждый гусар в пылу боя, желая утолить жажду шампанским, обязательно доставал заветную бутылку. Отрубал саблей ей горло и начинал пить. Но тут лошадь, тоже разгоряченная боем, тянула к бутылке свою морду. И гусару приходилось локтем отталкивать, то есть держать локоть навесу. Кстати, о выпивке. Едва кончились 20-е годы 19 века, как мода на пьянство прошла, и почти все офицеры потеряли всяческий интерес. Что касается нижних чинов, то тут пьянство преследовалось и по уставу, и по традиции.

^ 5.Кто же он, этот настоящий гусар?

Но кто же он, этот «настоящий гусар», о котором вспоминают сегодня лишь во время застолья или рассказывают анекдоты о поручике Ржевском.

Легендарной личность гусара сделал командир именно Ахтырского гусарского полка Денис Давыдов.( см. Приложение IV) Его отчаянная смелость, бесшабашность, свободолюбие быстро стали предметом подражания. Образ романтика, буяна и храбреца дополнил чертами бессеребреника. Яркой звездой на небосклоне русской поэзии Давыдов стал благодаря созданию нового жанра - гусарской лирики. В его посланиях Бурцову перед читателями впервые предстал военный быт со всеми его красочными деталями - саблей, ухарским конём, трубками, пуншевыми стаканами - и главное, живописный образ лихого гусара, пламенного патриота, человека прямого и искреннего.

Представленный Давыдовым гусар – это был первый в русской литературе живой образ воина, воссозданный путём словесного творчества. Для Давыдова главное – не поразить эффектом «военных» словечек, а блеснуть «натурой» гусара, умеющего мертвецки пить и жизнерадостно умирать, лихого забияки и в то же время героя. Стихи Давыдова складывались в романтическую гусарскую поэму с единым героем, которому автор подарил своё имя. Стихи поэта поражают ощущением полноты жизни, ценности каждого мгновения бытия. Не оттого ли, что многие из них написаны на привалах, между двух сражений, как бы на грани жизни и смерти? Здесь он встретил гусарского поручика Александра Петровича Бурцева, лихого, смелого гусара, и посвятил ему стихи.[4,2]

Бурцев, ера, забияка,

Собутыльник дорогой!

Ради бога и... арака

Посети домишко мой!

В ней нет нищих у порогу

В нем нет зеркал, ваз, картин.

И хозяин, слава богу,

Не великий господин!

Он -гусар, и не пускает

Мишурою пыль в глаза;

У него, брат, заменяет

Все диваны куль овса. («Бурцову. Призывание на пунш»)(см. Приложение IX)

Денис Васильевич Давыдов был самым настоящим, самым знаменитым гусаром- поэтом.

Певец - Гусар, ты пел,

Раздолье ухарских пиров,

И грозную потеху драки,

И завитки своих усов,

С веселых струн во дни покоя

Походную сдувая пыль

Ты славил лиру перестроя

Любовь и мирную бутыль.[2,16]

Эти замечательные стихи великий Пушкин посвятил Денису Васильевичу Давыдову, которого, кстати, считал одним из своих учителей. Восторженные строки посвятили ему В.Жуковский, П. Вяземский, Языков, Ф.Глинка, М. Лермонтов.

Гусару, партизану Давыдову посвящают стихотворения и поэты XX века. Например, Всеволод Рождественский(1895 - 1977)

Герой Двенадцатого года,

Непобедимый партизан,

В горячих схватках в честь народа

Крутил он вихрем доломан.

Так, в начале XIX в поэзии А.Пушкина, поэзии Д.Д Давыдова и М.Лермонтова окончательно формируется понятие «гусарства» - беспробудный кутеж и отчаянная лихость, ошеломляющие бескорыстие и постоянное безденежье, нарочитое презрение к накоплению состояния, крестов, чинов, но одновременно и постоянное алкание славы, любви, свободы и игры. В тридцатые-сороковые годы что-то начало надламываться в гусарстве. Сменилась эпоха. Николаю Павловичу уже не нужны были люди свободные: он предпочитал исполнителей. Для русского гусарства настала «смирная пора». Они должны были подравняться, подстричься на один манер, на один же манер и отпустить усы. Им отныне запрещено было даже носить ментики на левом плече, исторический символ принадлежности к гусарскому братству, - только за спиной. Нетрудно понять, почему образ гусара у М.Лермонтова несколько печален.

Гусар! ты весел и беспечен,

Надев свой красный доломан;

Но знай - покой души не вечен,

И счастье на земле - туман.( «Гусар») [2, 46]

Образ гусара волнует поэтов XX века. Современные поэты неоднократно подчёркивают ещё одну черту гусар - умение сохранять дружбу. В страшных битвах гусар всегда должен чувствовать рядом плечо друга. Поэтому читаем о «братстве», о « нашем геройском эскадроне», «о товарищах своих, не пришедших с жаркой схватки». Янус Невструев, поэт XX века, утверждает, что подлецов среди гусар просто быть не могло.

И чтоб закрыть дорогу подлецам,

Стремящимся проникнуть в наше братство,

Друзей мы выбираем по сердцам

И по уменью пить, любить и драться.( см. Приложение VII)

Гусары прославились, как отчаянные дуэлянты. Любой спор разрешался дуэлью. Честь для гусара была превыше всего, и гусар , простивший обиду, не гусар

О гусарах- дуэлянтах рассуждает поэт Леонид Филатов, известный многим, как автор «Сказки про Федота- стрельца». Леонид Филатов считает, что «в жизни есть ещё мужчины», идеалом для которых являются гусары.

Не важно то, что вас нечаянно задели,

Не важно то, что вы совсем не из задир,

А важно то, что в мире есть еще дуэли,

На коих держится непрочный этот мир!.(см. Приложение VIII).

Увы, в конце девятнадцатого века места для гусар становилось все меньше. Появились аэростаты, удушающие газы, скорострельное оружие. И на краю пропасти, в которую суждено было рухнуть России, пропасти под названием, «мировая война и революция», гусарство расцвело последним, прощально пышным цветом. Последние десять лет существования империи освящены замечательными именами. Первое из них - имя Николая Степановича Гумилева. Когда начинается первая мировая война, Гумилев становится гвардейским уланом. Через год Гумилев становится корнетом Александрийского гусарского полка. И знаменитые стихи его о «гусарах смерти», запутавшихся «в сетях любви» - автобиография. Князь Владимир Палей, и князь Олег Константинович,. молодой и даровитый литературовед, многообещающий поэт «Серебряного века» — также блестящие гвардейские гусары начала двадцатого столетия. Олег Константинович был сражен немецкой пулей в Восточной Пруссии в сентябре 1914 года. Владимира Палея в июле 1918 года большевики живьем сбросили в шахту. В июле 1921-го в Петрограде был расстрелян Николай Гумилев... Это был конец эпохи, рухнувшей в бездну. Гусары оказались не нужны

Взгляните: вот гусары смерти!

Игрою ратных перемен

Они, отчаянные черти,

Побеждены и взяты в плен.
Зато бессмертные гусары,

Те не сдаются никогда,

Войны невзгоды и удары

Для них как воздух и вода.(1904-1978)

Заключение

В ходе исследования

- определено, что образ гусара волнует не только поэтов- современников, но и поэтов XX века

- выявлены черты гусара: благородство, честь, бесстрашие, умение ценить дружбу, остроумие и т.д.

- выяснено уважительно- восторженное отношение поэтов разных эпох к гусарам

- доказано, что молодые люди хотели бы походить на гусар

«Самое понятие « гусарство» вызывало целый комплекс ассоциаций, прочно закреплённых в восприятии современников как некий неписаный кодекс житейских правил, »- пишет Вс. Орлов. На первый план в нём выдвигались благородные свойства человеческой натуры: «личная отвага, презрение к опасности, предприимчивость; прямодушие, чувство товарищеской солидарности» Поэтому в членах современных гусарских клубов хотелось бы видеть те черты, которые прославляли в своих стихах Д. Давыдов, А.Пушкин, М.Лермонтов. Хочется закончить словами Юрия Левитинского

Не долгожители, не баловни фортуны -

провидцы смолоду, пророки искони...

Мы все их старше, а они все так же юны,

и нету судей у нас выше, чем они. ( см. Приложение X)

Литература
1.Давыдов Д.В. Стихотворения, проза. Сов. Россия, 1987.

2.Золотой век: Поэты пушкинской поры. М.: АСТ -ЛТД, 1988.

3.Милованова О. Я слушаю тебя и сердцем молодею. М : Просвещение, 1984г

4.Рудаков С. «Питомец муз, питомец боя....» /Литература (газ).. 1998с.38с.2-3

5.Серебряков Г.В. Денис Давыдов. Роман - газета, Москва, 1988.

6. Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. – М., «Художественная литература», 1970.

Приложение V

Солнышко сияет, музыка играет --

отчего ж так сердце замирает?

Там за поворотом, недурен собою,

полк гусар стоит перед толпою.

Барышни краснеют, танцы предвкушают,

кто кому достанется, решают.
Но полковник главный на гнедой кобыле

говорит: «Да что ж вы все забыли!

Танцы были в среду -- нынче воскресенье,

с четверга война -- и нет спасенья!

А на поле брани смерть гуляет всюду,

может, не вернемся -- врать не буду!
«Барышни не верят, в кулачки смеются,

невдомек, что вправду расстаются.

Вы, мол, повоюйте, если вам охота,

да не опоздайте из похода.

Солнышко сияет, музыка играет --

отчего ж так сердце замирает? 1979

Б.Окуджава

Приложение VI

В предрассветный час Бородина.
Ах, какие струны у гитары!

Ах, какая песня у костра!

И молчат ахтырские гусары,

На затылки сдвинув кивера.

Огрубели руки от поводьев,

Застудило рану на груди...

Только голос медленно выводит

Нежные слова: "О, пощади..."

Верится, что где-то терпеливо

Ждет нас чья-то нежная ладонь...

Ходят кони, встряхивая гривой,

И косят зрачками на огонь.

Обреченно догорают чурки,

Слушая гитарный перебор:

В нём смешался дивный звук мазурки

С звяканьем удил, клинков и шпор.

Замечтались звезды в небе синем,

Только почему-то не до сна.

...И Денис поет о Катерине

Андрей Белянин

ПриложениеVII
Вино не застоится в погребах,

От сапога не поотвыкнет стремя.

Вкус жизни на обветренных губах

Мы чувствуем во много раз острее.

И чтоб закрыть дорогу подлецам,

Стремящимся проникнуть в наше братство,

Друзей мы выбираем по сердцам

И по уменью пить, любить и драться.
Вращается фортуны колесо

То бешено, то медленно и чинно.

Как трудно разглядеть ее лицо,

Когда так часто видишь только спину.
Отечества презренные враги,

Охота ль вам изведать нашу силу?

Не делайте поспешные шаги,

И наш совет: не трогайте Россию.

Нас вновь пленяет боя круговерть,

Своим аршином наш уклад не мерьте.

Мы живы, слава Богу, ну а смерть? -

Что за печаль, нам некогда о смерти.
Хрусталь звенит, и золото, и медь, -

И жизни грош цена в безумном мире...

Но кто-нибудь опять за нашу смерть

Себе добавит крестик на мундире.
Янус Невстpуев, 1998

Приложение VIII
Не важно то, что вас нечаянно задели,

Не важно то, что вы совсем не из задир,

А важно то, что в мире есть еще дуэли,

На коих держится непрочный этот мир!..
Не важно то, что вы в итоге не убиты,

Не важно то, что ваша злость пропала зря,

А важно то, что в мире есть еще обиды,

Прощать которые обидчику нельзя!..
Не важно то, что вас мутит от глупой позы,

Не важно то, что вы стреляться не мастак,

А важно то, что в жизни есть еще вопросы,

Решить которые возможны только так!..
Не важно то, что для дуэли нет причины,

Не важно то, что ссора вышла из-за дам,

А важно то, что в жизни есть еще мужчины,

Которым совестно таскаться по судам!..

Леонид Филатов

Приложение IX

Бурцев, ера, забияка,

Собутыльник дорогой!

Ради бога и... арака

Посети домишко мой!

В ней нет нищих у порогу

В нем нет зеркал, ваз, картин.

И хозяин, слава богу,

Не великий господин!

Он -гусар, и не пускает

Мишурою пыль в глаза;

У него, брат, заменяет

Все диваны куль овса.

Нет курильниц, может статься,

Зато трубка с табаком;

Нет картин, да заменятся

Шашкой с царским вензелем!

Вместо зеркала сияет

Ясной сабли полоса

Он по ней лишь поправляет

Два любезные уса.

А на место ваз прекрасных,

беломраморных, больших,

На столе стоят ужасных

Пять стаканов пуншевых

Они полны, уверяю,

В них сокрыт небесный жар.

Приезжай, я ожидаю,

Докажите, что гусар.

Денис Давыдов

Приложение X
Мундиры, ментики, нашивки, эполеты.

А век так короток - Господь, не приведи!

Мальчишки, умницы, российские поэты,

провидцы в двадцать и пророки к тридцати.

Мы все их старше, год от года, час от часа,

живем, на том себя с неловкостью ловя,

что нам те гении российского Парнаса

уже по возрасту годятся в сыновья.

Как первый гром над поредевшими лесами,

как элегическая майская гроза,

звучат над нашими с тобою голосами

почти мальчишеские эти голоса.

Ах, танец бальный, отголосок погребальный!

Посмертной маски полудетские черты...

Гусар, поручик, дерзкий юноша опальный,

с мятежным демоном сходившийся на "ты".

Каким же ветром обдиралась эта кожа,

какое пламя видел он, какую тьму,

чтоб, словно жизнь безмерно долгую итожа,

в конце сказать: "и зло наскучило ему!"

Не долгожители, не баловни фортуны -

провидцы смолоду, пророки искони...

Мы все их старше, а они все так же юны,

и нету судей у нас выше, чем они.

Юрий Левитинский 20век

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Научно- практическая конференция «Шаг в науку» iconГородская научно-практическая конференция обучающихся 8-11 классов...
Городская научно-практическая конференция обучающихся 8-11 классов «Шаг в будущее»

Научно- практическая конференция «Шаг в науку» iconПрограмма для молодежи и школьников «шаг в будущее»
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее – 2011»

Научно- практическая конференция «Шаг в науку» iconШкольная межпредметная научно-практическая конференция школьников...
Конференция) проводится мбоу сош №2 г. Лобня (далее Организатор) ежегодно и призвана активизировать работу по пропаганде научных...

Научно- практическая конференция «Шаг в науку» iconНаучно практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее 2011»
Однажды просто читая стихи, я натолкнулась на стихотворение Юлии Друниной «Стираются лица и даты…»

Научно- практическая конференция «Шаг в науку» iconXix региональная научно практическая конференция для молодежи и школьников...
Маоу «Средняя общеобразовательная школа №5», первая квалификационная категория, г. Усть-Илимск

Научно- практическая конференция «Шаг в науку» iconМеждународная научно практическая конференция «Первые шаги в науку»
Что же остается русскому человеку, что дает силы двигаться дальше, несмотря на самые тяжелые жизненные испытания? Надежда

Научно- практическая конференция «Шаг в науку» iconXivмуниципальная научно-практическая конференция «Научно-практическая...
Поэтому актуальность проблемы может быть определена необходимостью создания такого словаря. Словари 21 века дают полноту информации....

Научно- практическая конференция «Шаг в науку» iconНаучно-практическая конференция старшеклассников «Шаг в будущее» -2010 Эргонимы города Когалыма
Особый интерес для ученых представляют в настоящее время исследования в области названий коммерческих предприятий, товарных знаков,...

Научно- практическая конференция «Шаг в науку» iconНаучно-социальной программы «Шаг в будущее» Республиканская научно-практическая
Сурина С. В. – начальник отдела профессионального образования и науки – заместитель председателя

Научно- практическая конференция «Шаг в науку» iconМеждународная научно-практическая конференция «Родная словесность...
Октября – 8 ноября 2013 года на базе педагогического факультета фгбоу впо «Тверской государственный университет» состоялась международная...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница