«Поэтика акмеизма»




Скачать 123.53 Kb.
Название«Поэтика акмеизма»
Дата публикации17.09.2013
Размер123.53 Kb.
ТипРабочая учебная программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая учебная программа
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации

Кафедра современной русской литературы


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Поэтика акмеизма»

для специальности «050301.65– Русский язык и литература»

по циклу ОПД.В.1 – Общепрофессиональные дисциплины

(дисциплины и курсы по выбору);

на заочном отделении: по циклу ДПП.В.2 – дисциплины предметной подготовки (дисциплины и курсы по выбору)





^

Очная форма обучения


Курс – 5

Семестр – 9

Объем в часах всего – 64

в т ч: лекции – 30

практические занятия – 0

самостоятельная работа – 34

Зачет – 9 семестр

^

Заочная форма обучения


Курс – 5

Семестр – 9

Объем в часах всего – 100

в т ч: лекции – 0

практические занятия – 10

самостоятельная работа – 90

Зачет – 5 курс




Екатеринбург 2012



Рабочая учебная программа по дисциплине «Поэтика акмеизма»
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». Екатеринбург, 2012. – 10 с.
Составитель: Петров Илья Вадимович, кандидат филологических наук, доцент кафедры современной русской литературы УрГПУ
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры современной русской литературы УрГПУ
Протокол № 13 от 6 июня 2012 г.

Зав. кафедрой ___________________Н.В. Барковская

Директор ИФКиМК__________ Н.И.Коновалова

^ I. Пояснительная записка

Цель спецкурса «Акмеизм как художественная система» состоит в углублении знаний, получаемых студентами III курса дневного отделения факультета русского языка и литературы по дисциплине «Русская литература конца XIX - начала ХХ века». Материал данного спецкурса не только способствует закреплению формирующегося у студентов представления о взаимодействии разных тенденций в литературном процессе начала ХХ века, но позволит обучить их работе по анализу поэтических деклараций, исследованию гибкой связи между отдельными эстетическими положениями и конкретными произведениями.

Отсюда и основные задачи спецкурса:

  • дать монографический анализ творчества тех поэтов, которые были близки к складывающемуся в 1910-е годы акмеизму;

  • на основе конкретных наблюдений выявить типологическую общность их поэтических принципов;

  • дать анализ программных положений акмеизма, изучаемых и в школьном курсе литературы;

  • попытаться соотнести эти положения с художественной практикой поэтов акмеистов, выявляя тем самым содержательные возможности, заложенные внутри этого течения;

  • воспитать чувство сопричастности к родной культуре.

В качестве формы контроля предлагается семинарское занятие, на котором обсуждаются различные концепции акмеизма, представленные в современной критике. Для этого занятия студенты самостоятельно составляют библиографию по творчеству одного из поэтов-акмеистов (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам). Проведение же семинарского занятия поможет студентам найти более свободный и вместе с тем, органичный подход к освоению предлагаемого материала.

^ II.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематический план очной формы обучения


№ п/п

Наименование темы, раздела

Всего трудо-емкость

Аудиторные часы


Всего

Лекции

Практи-ческие

Само-стоят. раб.

1

Введение

4

2

2

-

2

2

Композиционное строение книги стихов И. Анненского «Кипарисовый ларец»

6

2

2




4

3

Лирика поэтов – «адамистов»

4

2

2




2

4

Поэтические принципы акмеизма в лирике Н.Гумилева

8

4

4




4

5.

Поэтические принципы акмеизма в лирике А. Ахматовой

8

4

4




4

6

Поэтические принципы акмеизма в лирике О. Мандельштама.

8

4

4




4

7

Акмеизм как художественная система

6

2

2




4




Итого:

64

30

30




34


^ Учебно-тематический план заочной формы обучения


№ п/п

Наименование темы, раздела

Всего трудо-емкость

Аудиторные часы


Всего

Лекции

Практи-ческие

Самостоятельная работа

1

Введение

1







-

1

2

Композиционное строение книги стихов И. Анненского «Кипарисовый ларец»

22

2

-

2

20

3

Лирика поэтов – «адамистов»

12

2




2

10

4

Поэтические принципы акмеизма в лирике Н.Гумилева

15

4




2

11

5.

Поэтические принципы акмеизма в лирике А. Ахматовой

24

4




2

20

6

Поэтические принципы акмеизма в лирике О. Мандельштама.

24

4




2

20

7

Акмеизм как художественная система

12

2

-




10




Итого:

100

10




10

90
^

III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



1. Введение

Общая характеристика модернистских течений в литературе начала ХХ века. Образ хаоса как основа модели мира. Символизм: его теоретические воззрения. Решение проблемы мирового хаоса в эстетике и поэтике символизма. История возникновения акмеизма. Публикация первых манифестов в журнале ''Аполлон''. Возникновение Цеха Поэтов. Акмеистическая группа: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Зенкевич, С. Городецкий. Первые отклики на выступление акмеистов.
^ 2. Композиционное строение книги стихов И. Анненского «Кипарисовый ларец»

Творчество Иннокентия Анненского в оценке поэтов-акмеистов. Основные константы человеческого бытия, складывающиеся в лирике Анненского: человек в координатах жизни и смерти. Переосмысление идеи пути как аналога человеческой жизни. Своеобразие композиционного строения ''Тихих песен'' и ''Кипарисового ларца''. Образ судьбы в лирике Анненского.
^ 3. Лирика поэтов – адамистов

Творчество Сергея Городецкого: взаимодействие реалистических и символистских элементов внутри его поэтики. Лирика М. Зенкевича: ''Дикая порфира'' (1912). Образ Земли в лирике М. Зенкевича. Прием паронимического замещения: насыщение выразительных средств материальным, телесно-плотским содержанием. Лирика В. Нарбута: ''Аллилуйя'' (1912). Образ Книги как попытка организации хаотической реальности.
^ 4. Поэтические принципы акмеизма в лирике Н. Гумилева

Структурные принципы ранней поэзии Гумилева. Декоративный характер его баллад. Образ маска как средство раскрытия индивидуальности. Образ конквистадора – бесстрашного и надменного покорителя далеких пространств. Намечающаяся нетождественность голоса его лирического героя голосу, вводимому с помощью культурного кода. Постепенное дробление образа маски как поиск своей индивидуальности. Статья Н. Гумилева ''Наследие символизма и акмеизм'' (1913) и ее основные положения. ''Колчан'' (1915): становление акмеистической поэтики. Образы культуры в ''Колчане'': неприятие всего иллюзорного, призрачного, отторжение холодного этернизма искусства. Военные стихи Гумилева: открытие закона жизни. Жанр баллады в поздней лирике Н. Гумилева: обнаружение обрядовой основы формы и попытка заклятия хаотических сил. ''Заблудившийся трамвай '' (1921) как итоговое произведение поэта.
^ 5. Поэтические принципы акмеизма в лирике А. Ахматовой

Ценностные константы раннего творчества А. Ахматовой: обостренное чувство предельности, ограниченности земного существования. Земной мир как средоточие боли и страданий. Поиск нравственного оправдания земного бытия. Образ дома как сакрального пространства, внутри которого каждый предмет хранит тепло человеческой души. Слово Ахматовой: не только влияние культурной традиции, но и попытка передать биение самой жизни. Особая незавершенность поэтического мира Ахматовой. Экзистенциальный пафос ее лирики: страх перед небытием как путь к осознанию собственной жизни как непреходящей ценности.
^ 6. Поэтические принципы акмеизма в лирике О. Мандельштама

''Камень'' (1913, 1915): проблема веры в человеческие абсолюты. Отношения между гармонией и хаосом в лирике О. Мандельштама.

Образ ''родимого хаоса'' и мотивы явления, рождения сущего как обретение собственного голоса. Образ Рима в лирике О. Мандельштама. Семантика органической формы в его эстетике и поэзии (''Утро акмеизма'', 1913). Форма ''провиденциального диалога'' в ранней лирике О. Мандельштама. Представление о человеке как о носителе высшего смысла в противостоянии ''пустоте и небытию''.
^ 7. Акмеизм как художественная система

Концепции акмеизма в критике. Общность поэтов акмеистов на материале их деклараций. Система принципов освоения и претворения реальности, складывающая в лирике А. Ахматовой, Н. Гумилева и О. Мандельштама. Эстетические заявления с анализом индивидуальных художественных систем. Место и роль акмеизма в литературном процессе начала ХХ века.

Темы практических занятий


  1. Композиционное строение книги стихов И. Анненского «Кипарисовый ларец».

  2. Образ рыцаря в лирике Н. Гумилева.

  3. Своеобразие лирической героини А. Ахматовой.

  4. Основные константы художественного мира О. Мандельштама.

  5. Акмеизм как художественная система.


^ IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В рамках работы на спецкурсе студентам предлагается самостоятельно составить библиографию по творчеству И. Анненского, поэтов – «адамистов», Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама (4-5 работ). Эта форма работы позволит студентам существенно расширить свои знания по курсу русской литературы начала ХХ века. Кроме того, изучение критических работ будет способствовать формированию своей точки зрения с опорой на опыт предшественника, что крайне важно в подготовке учителя-словесника.

^

План работы по составлению библиографии



1. Используя тематический указатель библиотеки, составить библиографию по одному из указанных выше поэтов.

2. Подготовить подробный анализ одной из статей.

3. Подготовить краткие аннотации к остальным статьям.

4. Сделать вывод по характеристике данного поэта в его отношении к теории и практики акмеизма.

5. Попытаться определить те аспекты творчества поэта, которые еще не исследовались в критике.
^ V. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

  • движение закономерностей литературного процесса начала ХХ века как единого целого;

  • конструктивные принципы литературного направления;

  • преломление и обогащение этих принципов в конкретном творчестве.

Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:

  • совершенствовать навыки анализа лирического текста;

  • овладевать навыком анализа индивидуальной художественной системы;

  • обобщать материалы критических работ.


^ VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1 Рекомендуемая литература

Основная

  1. Русская литература ХХ века. 1917 - 1920 – е гг.: В 2 кн. / Лейдерман Н.Л., Васильев И.Е. и др. – М.: Академия, 2012. – Кн. 1. – 464 с. (фонд кафедры).

  2. Лейдерман Н.Л. Теория жанра. – Екатеринбург: НИЦ «Словесник», УрГПУ, 2010. – 904 с. С. 144 – 157, 389 – 423. (10 экз.)

  3. Барковская Н.В. Поэзия Серебряного века. – Екатеринбург: УрГПУ, 2010. -194 с. (10 экз.)


Дополнительная литература


  1. А. Ахматова: pro et contra : антология / сост. Ю. Зобнин. – Спб: РХГИ, 2005. - 728 с. (1 экз. фонд кафедры).

  2. Н. Гумилев: pro et contra:антология / сост. Ю. Зобнин. – Спб: РХГИ, 2005. – 672 с. (1 экз. фонд кафедры).

  3. Н.Гумилев: исследования, материалы, библиография / Сост. Д.М. Эльзон. – Спб.: Наука, 1994. – 680 с. (1 экз. фонд кафедры).

  4. Жирмунский, В.М. Преодолевшие символизм / Жирмунский В. // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. /Жирмунский В.М. - .М. Наука, 1977. – с. 106-133. URL : http://gumilev.ru.critism

  5. Лейдерман, Н.Л. Феномен Мандельштама / Лейдерман Н. // Лейдерман Н.Л. Русская литературная классика ХХ века.- Екатеринбург: Урал. гос. пед. у-нт. 1996. -. с.95-183. – 2 экз.

  6. Лекманов, О.А. Книга об акмеизме/ О.А. Лекманов. – М. : НЛО, 2000. – 432 с. 1 экз, фонд кафедры.

  7. Петров, И.В. Проблемы акмеизма в журнале ''Russian literature'' / И.В Петров. // Русская литература ХХ века: направления и течения Вып. 2. - Екатеринбург,: Урал. гос. пед. у-унт. 1995.С. 150-154. (фонд кафедры)

  8. Русская литература рубежа веков (1890- начало 1920-х годов). Книга 2 / под ред. В.А. Келдыша. – М., «Наследие», 2001. – 768 с. (1 экз.фонд кафедры)

  9. Русская литература ХХ века: учебник / под. ред. В.В. Агеносова. Ч. 1. М.,: Дрофа , 2001. – 302 с. 2 экз.

  10. Смирнов, И.П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем / И.П. Смирнов - М. Наука., 1977. – 284с. (1 экз. фонд кафедры).

  11. Эйхенбаум, Б.М. Анна Ахматова / Эйхенбаум Б.М. // Эйхенбаум Б.М. О поэзии./ Эйхенбаум Б.М. - Л. Сов. пис.: 1969. – С. 75-148 1 экз., URL: philologos.narod.ru/eichenbaum/eichen_akhmat.htm


^ VII. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ПРОГРАММЫ
Петров Илья Вадимович

кандидат филологических наук

доцент кафедры современной русской литературы УрГПУ

рабочий телефон: 235-76-66

^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Поэтика акмеизма»

для специальности «050301.65– Русский язык и литература»

по циклу ОПД.В.1 – Общепрофессиональные дисциплины

(дисциплины и курсы по выбору);

на заочном отделении: по циклу СД.В.2 – Специальные дисциплины

(дисциплины и курсы по выбору)

Подписано в печать Формат 60х84/16

Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. .

Тираж экз. Заказ .

Уральский государственный педагогический университет.

620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Поэтика акмеизма» iconКурсовая на тему: Поэтика цветовых и звуковых обозначений в романе...
I. Поэтика произведений М. Е. Салтыкова – Щедрина в трудах литературоведов

«Поэтика акмеизма» iconПояснительная записка Курс «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения»
«Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной...

«Поэтика акмеизма» iconВеселовский А. Н. Историческая поэтика Веселовский А. Н. Историческая...
Готовясь к экзамену, будущий магистрант знакомится с научной литературой из раздела «Теория», а также из того раздела («Средние века...

«Поэтика акмеизма» iconОлимпиада по литературе для учащихся 10-11 классов
...

«Поэтика акмеизма» iconПлан урока: Организационный момент
Серебряного века, мировоззрение поэтов-представителей символизма, акмеизма, футуризма, выявить особенности поэтики основных течений...

«Поэтика акмеизма» iconУрок семинар по литературе в 11 классе на тему «Поэзия Серебряного века»
Акмеизм. Характерные черты. Н. Гумилев как основатель акмеизма. «Цех поэтов». Акмеизм в творчестве А. Ахматовой

«Поэтика акмеизма» iconУрок литературы в 11классе «Мы были музыкой во льду …»
«Поэзия Серебряного века»: рассмотреть особенности крупнейших литературных направлений, составлявших поэзию русского модернизма символизма,...

«Поэтика акмеизма» iconУрок. Тема: Поэтика творчества Галины Литвиновой. Лирика о любви...
Тема: Поэтика творчества Галины Литвиновой. Лирика о любви и дружбе. Стихотворения- посвящения

«Поэтика акмеизма» icon1. поэтика реалистического искусства реализм во французской и английской литературе

«Поэтика акмеизма» iconПоэтика реалистического искусства. Реализм во французской и английской литературе



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница