Урока. Учитель




Скачать 90.04 Kb.
НазваниеУрока. Учитель
Дата публикации17.09.2013
Размер90.04 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12 г.Новоалтайска»

Урок литературы в 9 классе

«Кто он, Печорин?»

Учитель Бочкарёва Галина Рудольфовна,

учитель русского языка и литературы.

г.Новоалтайск 2011

Визитная карточка урока.

Учитель Бочкарёва Галина Рудольфовна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №12 г.Новоалтайска»

Класс 9 А класс

Методическая тема: Интерактивные формы обучения при анализе художественного текста при изучении темы «Кто он, Печорин?» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).

^ Цель урока: Создать условия для понимания учащимися особенностей характера литературного персонажа, героя психологического романа.

Задачи: создать условия для:

  • Формирования предметных компетенций через умение анализировать художественный текст, выявлять причинно-следственные связи между изображёнными автором событиями и поступками героев;

  • Формирования учебно-познавательных компетенций через умение ставить цель, организовать и вести дебаты, анализ, рефлексию, структурировать знания;

  • Формирования коммуникативных компетенций через умение вести диалог, задавать вопросы, формулировать ответ, аргументировать свою точку зрения, уважать мнение другого;

^ Тип урока : Урок изучения новых знаний.

Форма урока : Урок – дебаты.

Предполагаемый образовательный продукт: целостное представление учащимися образа героя романа Лермонтова «Герой нашего времени» Печорина, приобретение и развитие навыков дискуссии , необходимых в дальнейшей учебной деятельности и успешной социализации школьников.

^ Основные методические приёмы:

  • .диалоговый метод при решении проблемной задачи;

  • Работа с художественным текстом.

Присутствующий на уроке

Метод

Ваше мнение, достоинства и недостатки


-диалоговый метод при решении проблемной задачи




-целеполагание и определение учебных задач




-работа с текстом романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»





-активность класса





-суждения при рефлексии





Ваше мнение мне очень важно. Спасибо!

Урок-дебаты по литературе в 9 классе

«Кто он, Печорин?»

(по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

^ Цель урока : ответить на вопрос темы, проследить , как на фоне жизни простых людей выступает противоречивость характера и личности Печорина.

Оборудование: 1) портрет Лермонтова;

2)плакат :

Земные взоры Пушкина и Блока

Устремлены с надеждой в небеса.

А Лермонтова чёрные глаза

С небес на землю смотрят одиноко.

И.Шкляревский

Обсуждаемые вопросы:

  • Верны ли слова героя о том, что он – «нравственный калека»?

  • Нравственное кредо «лишнего человека»- индивидуализм.

  • В трагедии Печорина, в том, что он оказался в ряду «лишних людей», виноват он сам.

Целеполагание: исходя из темы урока, мы должны дать вполне исчерпывающий ответ на поставленный в теме вопрос. Что мы должны, по-вашему, выяснить в ходе нашего исследования, в ходе дискуссии по теме?

- начнём с собственно вопроса - Кто он, Печорин?

- каково внутреннее состояние Печорина;

- каковы мотивы его действий и поступков;

- как его портрет отражает его внутренний мир;

- роль пейзажа в понимании внутреннего мира героя.

- так кто же он – «нравственный калека» или всё-таки герой.

Вводная беседа

Вы прочли роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

- критики определяют этот роман как социально-психологический. Согласны ли вы с этим утверждением. Почему?

- Что вы думаете о жанрово-видовой принадлежности романа?

- О новаторстве М.Ю.Лермонтова?

Вывод: роман Лермонтова – это первый в русской литературе психологический роман. И нам предстоит определить что?-- место и роль в нём Печорина.

Слово учителя:

Тема, которую мы сегодня будем обсуждать, очень актуальна до сих пор, споры не затихают до наших дней.

Поэт- декабрист В.К.Кюхельбекер, около 10 лет проведший в Сибири в одиночном заключении, не принявший горькую жизненную правду нового типа последекабристского общества, хотя и ценивший талант Лермонтова, писал в дневнике: «Всё-таки жаль, что Лермонтов истратил свой талант на изображение такого существа, каков его гадкий Печорин».

Восторженный пропагандист романа Лермонтова критик В.Белинский писал: «Печорин Лермонтова…. это Онегин нашего времени».

Через 10 лет после этого отзыва лермонтовского героя отвергали во имя новых общественных идеалов. А.Герцен : «Теперь в России нет лишних людей…Кто теперь не найдёт дела, тому пенять не на кого, тот в самом деле пустой человек, свищ или лентяй».Вместе с Добролюбовым он ставит Печорина в ряд людей, за которыми закрепилось название «лишние люди».

Н.Г.Чернышевский, будущий революционер и критик, в 20-летнем возрасте просто и верно признал обаяние Печорина, его одарённость и высокий интеллект, одновременно упрекая героя в отсутствии общественно-политических целей, которые могли бы мобилизовать ум и волю Печорина на революционное дело.

Странствия героя по бурным десятилетиям XIX века продолжались. Критика то уничтожала Печорина, то сравнивала его с русскими протестантами. ( Степан Разин, Емельян Пугачёв и др.)

Считаете ли вы наш сегодняшний разговор о Печорине актуальным , почему , ведь прошло столько времени, сменилось столько поколений!!!!

Изучая промежуточный период литературы и истории между поражением восстания декабристов и появлением других общественных сил, стараясь понять причины бездействия Печорина и того почему он стал «лишним « человеком, составим и мы своё представление о герое лермонтовского романа. ИТАК, ^ КТО ЖЕ ОН, ПЕЧОРИН?

И почему так актуален разговор о нём в наше время, ведь прошло столько времени, сменилось столько поколений!!!! ( «вечные вопросы – нравственность , дружба, любовь )

Дебаты. ( напоминаем правила дискуссии ) !!!!!!!

Класс делится на три группы : ( по желанию и убеждениям )

--- Утверждающая сторона ( нравственный калека, «лишний человек»)

--- Отрицающая сторона ( герой своего времени)

--- Судьи (судьи заполняют протокол дебатов)

Приступаем! 1 вопрос : Верно ли утверждение героя о том , что он – «нравственный калека»?

Утверждающая сторона:

Вспомним портрет Печорина : «нервическая слабость», глаза не смеялись», равнодушен взгляд», внешняя привлекательность. Поведение в отношении других. Ненавидит Грушницкого и дружит с ним, ненавидит фальшь и ухаживает неискренне за Мери, любит Мери и имеет длинный список увлечений, жаждет дружбы – и финал его отношений с Максимом Максимычем ( см. его суждения о дружбе «один раб другого»), «Сделались приятелями, потому что я к дружбе не способен…» - это об отношениях с доктором Вернером. Герой говорит, что любит врагов, в нём одинаково уживаются и смелость, и слабость («Бэла») с точки зрения Максима Максимыча и, наконец, Печорин сам признаётся, что он – «нравственный калека». Можно составить список жертв Печорина, и он не мал (возможно перечисление «жертв» Печорина)

^ Отрицающая сторона:

Печорин молод. Он ищет любви. Ему понравилась таинственная девушка ( глава «Тамань») - но жизнь уже научила его не верить ни людям, ни чувствам. И он оказывается прав : девушка заманила его в лодку, он почувствовал на лице «её пламенное дыхание» - и в ту же минуту она бросила в воду его пистолет! В донжуанском списке Печорина каждая женщина как бы возмездие за предыдущую: он пережил любовь-наваждение к девушке из «Тамани», любовь-игру к Мери, любовь-привязанность к Вере, любовь-физиологию к дочке урядника в «Фаталисте» и везде нет ему счастья.

Какой же он нравственный калека , если он так восторженно пишет в своём дневнике о Пятигорске : «…моя комната наполнилась запахом цветов… Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна… Воздух свеж и чист, как поцелуй ребёнка… Вид с трёх сторон у меня чудесный…» А ведь своему дневнику он может доверить всё и даже такой незащищённый тон, которым он не решается говорить на людях, в «водяном обществе». Где всё пропитано фальшью. А его тонкий вкус в музыке, одежде, женщинах в конце концов, манере держаться!

А его смелость – поступок в главе «Фаталист»!

Судьи : Печорин – «нравственный калека». Он не способен любить, дружить , одинок, у него скверный характер, он здоров ,полон сил, а связан внутренне лишь с природой. Каждое мнение, высказанное в ходе дискуссии имеет право на существование, каждый может остаться при своих убеждениях.

2 вопрос : Нравственное кредо «лишнего человека»- индивидуализм.

Утверждающая сторона:

Кредо – это верования, убеждения (лат. Credo – верно) . Зачитывается «Предисловие к роману», строки «Думы». Пороки поколения 30-х годов, осуждаемые в Печорине – это прежде всего безверие, сомнения, неверие в любовь, отрицание дружбы, счастья, эгоизм, индивидуализм. Самую большую неприязнь вызывает, конечно, индивидуализм, особенно этот недостаток героя проявляется в отношениях с Бэлой и княжной Мери.

^ Отрицающая сторона :

Но в Печорине можно отметить и веру в себя, знание жизни, наблюдательность, богатые душевные силы, отношение к смерти, трусости как у лучших людей эпохи. В основу его убеждений т.е. нравственного кредо, можно положить такие нравственные ценности как благородство и духовная независимость, которым , конечно же, нет приложения.

Судьи :

Печорин – «жертва – палач», представитель того поколения, которое не осмеливалось даже носить траур по декабристам. У этого поколения нет дела, хотя оно чувствует ответственность перед временем и собственным Я.

^ 3 вопрос : Кто же виноват в трагедии Печорина? В том , что он оказывается в ряду «лишних людей»?

Утверждающая сторона:

Зачитывается отрывок из романа « зачем я жил…» ( эпизод «ночь перед дуэлью») .первое чувство Печорина такое же , как и у Грушницкого : желание мести, им движут только мелкие побуждения. Но дальше «Что ж? умереть так умереть! Потеря для мира небольшая.. Зачем я жил? Для какой цели я родился?...» Герой не в первый раз задаёт себе эти вопросы.

Здесь только один ответ : виноват Печорин сам.

^ Отрицающая сторона:

Однажды Печорин уже писал о себе, что «невольно …разыгрывал роль палача или предателя», теперь, перед дуэлью, повторяет, в сущности то же самое: «сколько раз я уже играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обречённых жертв, часто без злобы, всегда без сожаления…».

Печорин не раз ссылался на судьбу, которая заботится о том, чтобы ему не было скучно, и посылает ему для развлечения Грушницкого, сводит его на Кавказе с Верой, пользуется им как топором или палачом, - но не такой он человек, чтобы покоряться судьбе , он сам направляет свою жизнь, распоряжается и собой, и другими людьми.

Не судьба виновата в его трагедии, не сам он, а злосчастная эпоха безвременья, лишившая его простых человеческих радостей.

Судьи: Печорин – «продукт эпохи», человек своего времени, собирательный образ целого поколения. Его пороки – пороки поколения, времени , сделавшего его «лишним человеком».

РЕФЛЕКСИЯ

  • Каждый из вас сегодня выслушал мнение товарищей, высказал своё мнение, как вы оценили бы своё участие в споре???

  • Удалось ли вам говорить убедительно, доказательно, можете ли вы быть ещё убедительнее, что нужно для этого?

^ Итоги урока

Итак, мы пришли к общему выводу путём дебатов, решение наше родилось в споре, значит, может претендовать на коллективное мнение о герое.

Изменилось ли ваше представления о Печорине с момента начала изучения романа ?

^ Домашнее задание:

Письменный ответ на вопрос : «Моё первое впечатление о Печорине и окончательное мнение о нём»

«Судейский» протокол

Дата

Критерии ( до 5 баллов)

Утверждающая сторона

Отрицающая сторона

Понимание темы, владение материалом







Аргументы, доказательность








Культура общения (корректность, умение слушать, уважение к мнению других участников)








Работа с вопросом ( умение понять вопрос и отвечать именно на него)








Итоги








Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока. Учитель iconПлан-конспект урока английского языка Учитель: Носова Е. Н. Тема урока : My favourite book
Учитель: And today Alex will help me. Alex, what date is it today and who is absent, please?

Урока. Учитель iconУрока: повторительно-обобщающий Вид урока
Разработка открытого урока по русскому языку на районный конкурс: «Учитель русского языка и литературы –2013»

Урока. Учитель iconМетодическая разработка урока в 9 «А» классе, тема урока «Права человека»,...

Урока. Учитель iconТема урока: Как человек познаёт мир
Учитель: Пономарева Ольга Николаевна, учитель обществознания моу «сош №15» г. Энгельса Саратовской области

Урока. Учитель iconУрока: интегрированный Цели урока
Макарова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы моу «Красномаяковская сош»

Урока. Учитель iconРазработка урока по истории Древнего мира в 5 классе. Учитель истории...
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим разговор о величайшем Древнем Египте. Именно величайшем. Др греческий историк Геродот сказал...

Урока. Учитель iconРазработка урока «На пути к жизненному успеху» Учитель
Форма урока: урок изучения нового материала с применением игровой технологии и икт

Урока. Учитель iconУрока Тема урока «Однородные члены предложения»
Автор: Алексеева Валентина Георгиевна, учитель русского языка и литературы мбоу «Цивильская сош №2»

Урока. Учитель iconУрока сообщение темы и целей урока
Должность, место работы: учитель русского языка и литературы. Моу сош с углубленным изучением предметов №92

Урока. Учитель iconУрок посвящаем верному другу человека собаке
Вступительное слово учителя. Учитель читает и комментирует эпиграф урока, объявляет тему, мотивирует задачи урока



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница