Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 1 Введение в спецфилологию для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700.




Скачать 428.73 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 1 Введение в спецфилологию для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700.
страница1/5
Дата публикации16.09.2013
Размер428.73 Kb.
ТипМетодические рекомендации
www.lit-yaz.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
Методические рекомендации по изучению дисциплины Б3.Б.1 Введение в спецфилологию для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700.62 Филология, профиль Отечественная филология: русский язык и литература
2. Автор программы: Пожидаева О.В., к.филол.н., доцент кафедры русской филологии

4. Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины – дать студентам знание основных закономерностей построения художественного произведения и исторического развития литературы как в теоретическом аспекте, так и в практических применениях своего общекультурного развития в журналистской работе, связанной с подготовкой и анализом различного рода текстов. Подготовить студентов к профессиональной деятельности, а именно к чтению, устным выступлениям и письменным работам в области литературоведения; помочь усвоить сложный категориальный аппарат теории литературы, истории литературы и литературной критики

^ 5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина относится к циклу гуманитарных, обеспечивающих теоретическую подготовку будущего специалиста.

^ Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: история литературы, теория литературы, литературная критика.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: истории русской и зарубежной литературы, теории литературы, филологического анализа текста.

^ 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

ОК-8: осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности;

ПК-1: способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии);

ПК-5: способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности.

^ В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

-Основные закономерности построения художественного произведения и исторического развития литературы.

-Общенаучные методы: наблюдение, количественно-статистический анализ, моделирование, эксперимент, сравнительно-сопоставительный анализ.

-Общефилологические методы: трансформационный, дистрибутивный, контекстологический, компонентный, структурный, семиотический, концептуальный.

-Частные методы: интертекстуальный анализ, семантико-стилистический, метод «слово-образ», сопоставительно-стилистический, метод, близкий к эксперименту, биографический, мотивный анализ

-Основные литературоведческие школы и методы изучения художественного текста

-Комплексное изучение литературы

-Биографический метод

-Культурно-исторический метод

-Сравнительно-исторический метод

-Компаративистика

-Социологический метод

-Психологические подходы

-Метод литературной герменевтики

-Формальный метод

-Структурный метод

2) Уметь:

- Применять полученные знания на практике для анализа художественного произведения в рамках профессиональной деятельности, классифицировать литературные явления, сопоставлять их с другими явлениями; видеть литературное произведение как системное единство составляющих его элементов.

- Свободно ориентироваться в следующих понятиях: тема, идея, сюжет, фабула, образный строй литературно-художественного произведения, тропы, синтаксис поэтической речи (параллелизм, инверсия, анастрофа, амплификация, плеоназм. эллипсис, градация, климакс, антиклимакс), звуковая организация поэтической речи (какофония, аналепсис, анафора, эпифора, анадиплосис, ассонанс, аллитерация), силлабическая система стихосложения, силлабо-тоническая система стихосложения, тоническая система стихосложения, свободный стих, строфа, ритм, рифма, композиция литературно-художественного произведения, род, жанр, жанрово-видовое деление художественной литературы, эпос, лирика, драма, художественный метод и стиль, направление, течение, школа, автор, образ автора, рассказчик, повествователь, личный повествователь, целостный анализ художественного текста.

3)Владеть: навыками самостоятельного первичного научного анализа литературно-художественного произведения.
^ 7. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина).

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет_____2_____ зачетных единицы
(из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов);

____72_____ часа.

№ п/п

Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость в

часах/ЗЕТ

Всего аудит.

Часов в интеракт.форме. (из ауд.)

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часы на СРС

. (для дисц-н с экзаменом, включая часы на экзамен)*


1.

032700.62 Филология, профиль Отечественная филология: русский язык и литература, ОФО

1

1


72/ 2

40

8

16

24

-

32

зачет


^ 8. Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часов на СРС

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часов на СРС

1.

Литературоведение как наука

4/0

2

2




2
















2.

Литературное произведение как художественное целое

8/2

2

6




4
















3.

Язык литературно-художественного произведения

10/2

4

6




10
















4.

Родовое и жанрово-видовое деление художественной литературы

4/0

2

2




4
















5.

Анализ художественного текста

7/2

3

4




6
















6.

Литературные направления

7/2

3

4




6

















^ 9. Содержание разделов дисциплины
Литературоведение как наука. Структура литературоведения. Учение о литературном процессе.

Литературное произведение как художественное целое. Сюжет и фабула литературно-художественного произведения. Образный строй литературно-художественного произведения. Внутренний мир художественного произведения. Единство формы и содержания. Субъектно-объектная организация текста. Тема, идея, проблема, сюжет и фабула, коллизия и конфликт, мотив. Композиция художественного произведения. Автор в художественном тексте.

^ Язык литературно-художественного произведения. Общее понятие о языке художественной литературы. Синтаксис поэтической речи. Звуковая организация поэтической речи. Язык художественного произведения. Тропы.

^ Родовое и жанрово-видовое деление художественной литературы. Эпос. Драма. Лирика. Системы стихосложения. Строфа. Ритм, рифма, размер. (Есенин, Фет, Пушкин, Блок, Ахматова, Маяковский, Левитанский).

^ Анализ художественного текста. Целостный анализ эпического произведения. Целостный анализ лирического произведения. Целостный анализ драматического произведения (“Маленькие трагедии” Пушкина).

Литературные направления. Классицизм, романтизм, сентиментализм, реализм, модернизм, постмодернизм (Фонвизин, Карамзин, Пушкин, Маяковский, Кибиров).
^ 10. Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины (модуля)

Форма самостоятельной

работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Литературоведение как наука

Античная поэтика

Поэтика Средних Веков и Возрождения

Основные научные методы. Историко-культурный. Сравнительно-культурный


- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы

- тестирование


2

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ


2

Литературное произведение как художественное целое

Проблема повествования. Автор и текст

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- тестирование


4

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ


3

Язык литературно-художественного произведения

Слово как материал художественного произведения

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- тестирование

10

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ


4

Родовое и жанрово-видовое деление художественной литературы

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- тестирование

4

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ

5

Анализ художественного текста

Жанр и вид художественного произведения

- тестирование

6

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ

6

Литературные направления

Модернизм и посмодернизм

- тестирование

6

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ


^ 11. Образовательные технологии: дискуссия, кейс-метод, работа в группах, просмотр и обсуждение видеосюжетов.

Интерактивные формы занятий:


№ раздела (темы)

Формы

4. Основные научные методы. Историко-культурный. Сравнительно-культурный

Дискуссия, кейс-метод

5. Проблема повествования. Автор и текст

Дискуссия, посмотр и обсуждение видеосюжетов


^ 12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Практическое занятие (1-2)

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 1 Введение в спецфилологию для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской литературы: часть 2 для студентов, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 1 Введение в спецфилологию для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 1 Введение в спецфилологию для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 14 История русской...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 14 История русской литературы: часть 1 для студентов, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 1 Введение в спецфилологию для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика обучения русскому языку и литературе для студентов, обучающихся...

Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 1 Введение в спецфилологию для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 2 Русский язык:...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 2 Русский язык: лексика, фонетика для студентов, обучающихся по направлению подготовки...

Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 1 Введение в спецфилологию для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дв 1 Детская литература...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дв 1 Детская литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100....

Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 1 Введение в спецфилологию для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 3 История зарубежной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 3 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки...

Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 1 Введение в спецфилологию для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Лингвометодические...
Методические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Лингвометодические аспекты преподавания рки для студентов, обучающихся по...

Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 1 Введение в спецфилологию для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Диахроническое...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Диахроническое комментирование на уроках русского языка для студентов,...

Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 1 Введение в спецфилологию для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература: Русская литература XX в для студентов, обучающихся...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница