Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления Тема: Чтение с остановками притчи «Беглецы»




Скачать 65.12 Kb.
НазваниеУрок русского языка с использованием технологии развития критического мышления Тема: Чтение с остановками притчи «Беглецы»
Дата публикации16.09.2013
Размер65.12 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок


Ильясова Гульмира Ахмаровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Красногвардейская гимназия»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красногвардейская гимназия»

Урок русского языка

с использованием технологии развития критического мышления
Тема: Чтение с остановками притчи «Беглецы» А.Абросимова

Класс: 8

Автор:

Ильясова Гульмира Ахмаровна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Донское, 2012

Ход урока

Стадия вызова

Прогнозирование по названию


Сообщение цели и темы урока

Обращение к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личному восприятию текста.

- Испытывали ли вы когда-нибудь желание чего-то необычного, прекрасного?

-приходилось ли вам обманываться в своих надеждах и ожиданиях?

-почему так происходит? Кто или что вершит судьбы людей?
Мы будем работать сегодня с удивительным произведением, форма которого- притча.

Называется она «Беглецы». На доске и в тетрадях записываем слово «Беглецы».

Задание: «Запишите ассоциативный ряд к слову «Беглецы». Можно записывать и слова, подобранные товарищем по парте.

-Как вы думаете, о чём это произведение?

Кратко запишите ожидаемое содержание(время, место, сюжет)рассказа с таким названием(записи, чтение).

Учащиеся легко фантазируют, предвосхищая сюжет, и чем дальше их версия будет от текста притчи, тем будет интереснее
На доске и в тетрадях учащиеся записывают А.Абрасимова «Беглецы». Учитель сообщает: Иногда, читая книгу, смотря фильм, следя за развитием каких-то событий, мы иногда говорим: «Этого я не ожидал!»

Человек так уж устроен, что стремится заглянуть вперед, предугадать дальнейшее- словом,

прогнозировать . Существует такое понятие, как читательский прогноз

Какие книги вам больше нравится читать: те, в которых сюжет имеет совершенно неожиданные повороты? Интересно ли «отгадывать» продолжение?

Сегодня у нас на уроке интересный рассказ Евгения Замятина «Дракон». И мы постоянно будем «отгадывать»- что же там будет дальше в рассказе?

Кроме того, мы будем читать его по частям, « с остановками». Этот рассказ только так и нужно читать.

Почему? Что дает такое «неправильное» чтение? А может, как раз такое чтение- самое правильное? Об этом- в конце урока.

Чтобы закрепить наши впечатления и ожидания, начертим небольшую таблицу и будем заполнять ее по мере чтения.

Первую графу таблицы тоже лучше заполнять по мере чтения, чтобы урок не выглядел как жесткая «заготовка». Названия в этой графе могут выглядеть так: «Начало рассказа: описание места действия (экспозиция)», «Главный герой (портрет)», «Развитие действия », «кульминация », «Завершение рассказа (развязка)».

Ожидаемое

Неожиданное

Начало текста:
описание места действия:
герой:

развитие действия:

кульминаци

развязка:
Чтение первого абзаца. Вопросы и задания
Как определить настроение отрывка? Ключевые слова: большой светлый дом, дружная семья.

Мы помним название притчи – «Беглецы».

^ Ваш прогноз –каково содержание следующего абзаца?

Конечно, мы ждем появления какого-либо загадочного героя.

Вспомните наш ассоциативный ряд к названию.
Чтение 2 абзаца


Прогнозирование следующего абзаца:

Чтение 3 части. Вопросы и задания.
Прогнозирование следующей части
Чтение 4 части. Вопросы и задания
Прогноз следующей части.

Чтение очередного отрывка (№5). Вопросы и задания
Прогноз последней части текста
Чтение заключительной части текста

Чтение целого текста.

Вопросы и задания

Было ли для вас неожиданным начало произведения?

Что именно оказалось неожиданным?

Запишите свои мысли в нужную колонку.
Что здесь ожидаемое и что неожиданное? Запись в таблице.
Что произойдет дальше? Что сделает незнакомец?

( запишите ключевые слова в таблицу).
Почему в начале текста автор называет дом большим и светлым, а в данной части –тесным и убогим?

Что стало с дружной семьей?

Что произойдет в этой семье дальше?
Каково цветовое решение данного отрывка? Найдите ключевые слова, доказывающие это.

Продолжаем заполнять таблицу.
Выберутся ли дети из леса?

Кто им поможет? (краткая запись в таблицу)

Какой контекстный синоним к слову «дети» употребляет автор в данном отрывке? (неразумные чада). Что этим подчёркивается?
Как спасти детей?

Запись идей в таблицу
Ответьте на вопрос, выбрав один из предложенных вариантов:

Каким чувством наполняет автор финальную часть текста:

  1. Желчной насмешкой

  2. Сожалением и печалью

  3. Непроницаемой холодностью

  4. Радостью, вызванной справедливостью совершившегося возмездия

Обоснуйте свой выбор.
Какие мысли и чувства вызвала у вас эта притча?

Из ряда предложенных вопросов выберите те, которые, на ваш взгляд, отражают проблематику данного текста.

  1. Каким должно быть семейное воспитание?

  2. Чем больше всего должен дорожить человек?

  3. Какими последствиями может обернуться для человека утрата живой связи с прошлым?





Беглецы (цифрами обозначены остановки при чтении)

(1) Среди густого леса, в большом, светлом доме, жила большая и дружная семья: отец со своими сыновьями сеял пшеницу, пас скот, а мать с дочерьми ухаживала за садом и следила за порядком в доме.

(2) Как – то раз, в глухую ночь, когда над землёй бушевала гроза, кто – то тихонько постучал в двери. Ночного гостя впустили в дом. Едва только незнакомец переступил порог, силы его покинули, он рухнул на пол. Путника положили на кровать, напоили тёплым молоком с мёдом, накрыли пуховым одеялом, и он тут же уснул. Только через три дня ночной гость пришёл в себя. (3)Он осмотрел горницу и, брезгливо сморщившись, надменно произнёс:

- Как вы можете жить в этой жалкой лачужке, вдали от всего мира?! вы похожи на кротов, которые забились в тёмную, сырую нору и никогда не видели яркого солнечного света! Вокруг вас – чудесные страны, где солнце никогда не садится, а лето никогда не кончается. Там огромные горы из золота, а в садах растут плоды слаще сахара, и в реках течёт не вода, а дорогое вино…

Через день тот человек ушёл, оставив в душах молодых людей смутное томление. Родной дом теперь казался им тесным и убогим, а хлеб, испечённый матерью, - горьким. Они мечтали о далёкой волшебной стране, где вечно сияет солнце, где сверкают золотые горы. Работа не ладилась, каждый хотел остаться наедине со своими мечтами, поэтому между братьями и сёстрами то и дело вспыхивали ссоры.

(4) Однажды в тёмную, дождливую ночь дети потихоньку вышли из дома и кинулись в разные стороны искать волшебные страны. Они, окрылённые сладкой мечтой, стремительно бежали по густому, мрачному лесу. Но дождь лил всё сильнее, ветер ревел всё громче, а угрюмый лес становился всё гуще. Из тёмной чащобы пахло смрадом гнилых болот. Остановились дети, в страхе оглянулись по сторонам. Где мы? Как мы сюда попали? Где же наш дом? Но их жалобные крики заглушал рёв ветра.

(5) Отец, почувствовав неладное, проснулся. Он увидел, что кровати детей пусты, и сразу всё понял. Выбежав на улицу, он стал звать своих неразумных чад, но его голос потонул в грозном грохоте ненастья. Отец зажёг свечку, но ветер задул слабый огонёк. (6) Тогда он поджёг свой дом, и могучий пламень взметнулся в небо, рассеяв кромешную тьму. Дети увидели огонь и радостно побежали назад.

Когда они вернулись, бледное утро осветило землю. Дети увидели двух измученных стариков, которые скорбно стояли возле догорающего пепелища.

- А где же наш дом? – испуганно спросили дети. Но родители ничего не ответили им, и только печальная слеза блеснула в их потухших очах. ( По А.Абросимову)







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления Тема: Чтение с остановками притчи «Беглецы» iconТема : “О, е после шипящихиЦв окончаниях имён существительных”
Урок русского языка в 5-м с использованием приемов технологии развития критического мышления

Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления Тема: Чтение с остановками притчи «Беглецы» iconУрок с использованием технологии развития критического мышления в 7 классе по теме «Фестивали»
Мы реши ли показать модель урока с использованием технологии развития критического мышления по теме «Фестивали», так как эта тема...

Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления Тема: Чтение с остановками притчи «Беглецы» iconКонкурс методических разработок
Система уроков по творчеству Л. Н. Толстого в 6 классе и методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема «чтение...

Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления Тема: Чтение с остановками притчи «Беглецы» icon«What Right is Right for me? (Права детей)»
Урок английского языка в 10 классе c использованием приёмов технологии развития критического мышления обучающихся

Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления Тема: Чтение с остановками притчи «Беглецы» iconУрок английского языка в 11 классе c использованием приёмов технологии...
Тема урока: «How dependent are you on modern technology? (Как ты зависишь от современных технологий?)»

Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления Тема: Чтение с остановками притчи «Беглецы» iconУрок разработан с использованием педагогической технологии «Развитие...

Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления Тема: Чтение с остановками притчи «Беглецы» iconЗыкова И. В., преподаватель иностранного языка
Из опыта работы с приемами технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ркмчп) на уроках английского языка

Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления Тема: Чтение с остановками притчи «Беглецы» iconТема: «Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка»

Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления Тема: Чтение с остановками притчи «Беглецы» iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2012/2013 учебный год)
Урок составлен с использованием Технологии развития критического мышления. Приём – «Кластер»

Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления Тема: Чтение с остановками притчи «Беглецы» iconУрок по орксэ (модуль опк) Тема урока: Храм
Урок разработан в режиме стратегии развития критического мышления через чтение и письмо



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница