Урок литературы в 9 классе по теме «Русский классицизм. М. В. Ломоносов поэт-мыслитель, поэт-гражданин»




Скачать 150.72 Kb.
НазваниеУрок литературы в 9 классе по теме «Русский классицизм. М. В. Ломоносов поэт-мыслитель, поэт-гражданин»
Дата публикации15.09.2013
Размер150.72 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок



Урок литературы в 9 классе

по теме «Русский классицизм. М. В. Ломоносов – поэт-мыслитель, поэт-гражданин»

Цели: 1) познакомить учащихся с основными особенностями классицизма как литературного направления 2) в ходе анализа «Оды на день восшествия…» М. В. Ломоносова показать патриотический пафос и лирическую исповедальность автора

3) развивать навыки построения аналитических ответов, навыки конспектирования.

4) воспитание чувства патриотизма, уважения к своему историческому прошлому.

Ход урока

  1. Орг. Момент

2. Леция учителя «Особенности русского классицизма»

1)^ Политическая база - абсолютизм

Процесс централизации общественно-экономической жизни и политической власти в России начался давно, но только в конце 17 – начале 18 века совершился переход от самодержавия с Боярской думой и боярской аристократией, от сословно-представителшьной монархии к чиновничье-дворянской империи. Уже в 17 веке русский царь именовался «великим государем», «великим князем всея Руси самодержцем». Но титул «великого государя» имел и патриарх, глава русской православной церкви. Петр 1 в 1721 году отменил патриаршество и присоединил к своему титулу еще один – император, означавший сосредоточение в его руках всей полноты власти в русском государстве и обществе.

^ 2) Русский классицизм сформировался позднее европейского (1730 –1790), в нем нашли отражение идеи Просвещения – вера в силу науки, воспитания, образования.

3) Задачи литературы классицизма:

  • воспитание человека, владеющего своими страстями, опирающегося на веления долга и рассудка.

  • Воспитание сына Отечества, патриота, гражданина и борьба за общественное благо.

Писатели 18 века понимали себя как врачеватели пороков.

4) ^ Предмет литературы классицизма – человек «вообще» - абстрактный гражданин. Не учитывались социальные черты, исторические различия между людьми разных времен. В центре внимания – не человеческий характер, а только отдельные качества и свойства человека, пороки и добродетели. Ведущее начало в человеке – рассудок и воля, главный фактор формирования – воспитание.

5)Герои

  • «говорящие фамилии», имена-вывески (Правдин, Милон, Скалозуб)

  • однолинейность

  • раскрытие персонажей через монологи и характеристики, а не через поступки

  • резкое деление героев на положительных и отрицательных

6) Типы конфликтов

рассудок – страсть

долг – чувство

добродетель – порок

^ 7) Жанры – «высокие» и «низкие»

  1. Беседа с учащимися по найденной в Интернете информации по теме «М. В. Ломоносов – великий деятель культуры»

^ Личные качества

- Каковы заслуги М. В. Ломоносова В истории? (ученый, мыслитель, филолог, поэт, гражданин)

«Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей» (А. С. Пушкин)

  • Что же означала эта страсть и как она зародилась у сына архангельского помора?

^ Ломоносов – отец русской литературы

Его заслуги:

  • обосновал нормы русской грамматики и литературного языка (создал «Российскую грамматику», разработал грамматические категории (литературный язык до В. В. Ломоносова отличался лексической пестротой, обилием обветшавших слов, пользоваться таким языком в сферах науки, а тем более поэзии было невозможно; М. В. Ломоносов пришел к выводу, что совершенствование русского литературного языка возможно лишь на основе сближения с народной речью).

  • довел до конца создание русского силлабо-тонического стихосложения (сущность его в следующем: русские стихи надо слагать «по природному нашего языка свойству»; в русские стихи можно вводить «двоесложные» и «троесложные» стопы; в русских стихах уместны не только женские, но также и мужские, и дактилические рифмы, которые целесообразно «смешивать», то есть чередовать.

Сравните:

О коль велию радость аз есмь обретах:

Купидо Венерину милость принесох,

Солнце лучи свои на мя спустило

И злу печаль во радость мне обратило.
Ночною темнотою покрылись небеса,

Все люди для покою сомкнули уж глаза.

Внезапно постучался у двери Купидон,

Приятный перервался

В начале самом сон.

  • Стал основоположником идеального начала литературы, без которого не может существовать национальная литература – прославление Родины, царства свободы. С приходом в поэзию М. В. Ломоносова тема Отчизны Родины станет ключевой в русской литературе, а само чувство любви к Родине будет рассматриваться как важнейшая нравственная категория.

  • Утвердил в поэзии жанр оды, сообщив ей глубокое гражданско-патриотическое содержание

^ 4. Знакомство с жанром оды

Ода – стихотворное лирическое произведение, в котором поэт торжественным, величавым языком («высоким штилем») выражал чувство восхищения, восторга значительным событием, выдающимся человеком или необыкновенным явление природы.

Требования к оде:

  • посвящалась важным предметам

  • выражало восторженное чувство

  • торжественный тон, близкий к ораторской речи

  • лирический беспорядок, передающий взволнованность автора

  • обязательные части: приступ, изложение, заключение

  • язык должен быть украшен именами греческих и римских богов и героев.

М. В. Ломоносов реорганизовал этот жанр. Ода стала средством воплощения передовых общественных идеалов. Она отражала настроения русских людей 30-40 гг., начинавших осознавать

Собственные нужды и нужды государства в целом. Первейшая забота здесь была связана с защитой и укреплением отечественных границ, цельности государства. Отсюда и прославление подвигов солдат, полководцев, изображение воинских побед, исторических событий.
^ 5. Чтение и анализ «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»
Работа в группах по следующей схеме:

  • Определите тему каждой части (мы выделили 6 частей и концовку)

  • Докажите, что это произведение действительно ода, написанная в соответствии с правилами классицизма.

  • Прочитайте 3-4 строфы, с вашей точки зрения, особенно характерные для оды классицистической.

  • Отметьте в оде строфы и отдельные строки, которые стали общеизвестными, «крылатыми». Чем вы объясните причины их популярности. Выпишите их в тетрадь.


1часть. 1-2 строфы. «Приступ» - обращение к «возлюбленной тишине», прославление мира.

- К кому обращается автор? Что подразумевает под этим словосочетанием «возлюбленная тишина»?

Ода была в полном смысле написана на злобу дня: Елизавета Петровна собиралась вовлечь Россию в семилетнюю войну. Ее надо было предупредить не делать столь опрометчивого шага. Ведь ничего нет лучше на земле, чем мир. «Возлюбленная тишина» для М. В. Ломоносова – не только установление мира между народами, но и прекращение внутренних раздоров, монолитность и сплоченность всех слоев населения в их стремлении добиваться процветания России. Все это непосредственно зависело, сточки зрения М. В. Ломоносова, от характера государственного правления и прежде всего от личности монарха.

^ 2часть. 3-4 строфы. Вступление Елизаветы на престол и установление ею тишины.

3часть. 5 – 12

5-6 «Лира восхищенна гласит велики имена» (предшественники)

7-10 строфы. Петр1.

- Почему, ведь ода адресована Елизавете?

Будучи сыном своего века, М. В. Ломоносов верил в большие возможности «просвещенной монархии». Идеалом просвещенного правителя для него был Петр1. Но в отличие от западных просветителей, возвеличивавших правителей-«философов» на троне, М. В. Ломоносов отстаивал отечественный вариант правителя – работника на троне. Его Петр – реформатор, «стороитель, плаватель, в морях герой», «в поте, в пылу». Он воспевал Елизавете как «дщерь» Петра.

11 строфа. Екатерина1

12 строфа. Елизавета Петровна.

4часть. 13-23 строфы. Слава, польза, будущность России.

13 – о славе и позоре войн

14 – пространная держава благодарит Елизавету за мир

15 – богатство России, которые откроются в будущем

16 – ширь просторов России

17 – богатство натуры

Вывод: М. В. Ломоносов восторженно пел обширность России, ее природные богатства, трудолюбие и одаренность ее народа. Он страстно боролся за новую, могучую и величественную Родину, преуспевающую в науках и промышленности, способной стойко защищать свои рубежи и обеспечить мир своим гражданам.

5часть. Отступления

18 – ожидаемое торжество муз

19 - ожидаемое торжество мудрости

20 – изображение неведомых стран, которые откроет Россия или с которыми вступит в контакт

21 – мудрые деяния Елизаветы

22 – призыв к будущим российским ученым

23 – гимн пользе наук

  • С кем же связывает М. В. Ломоносов надежды на процветание Родины – с волей монарха или с внутренними силами народа российского?

6 часть. 24 строфа. Концовка. Финальное прославление Елизаветы, пожелание ей успехов.

  • Каков центральный образ оды? Что нужно для процветания родины? Какой хочет видеть свою Родину М. В. Ломоносов?

Вывод: герои – те, кто отдает себя, свои силы Отчизне. Мир – это условие для созидательного труда. Развитие науки – основное условие процветания Родины.

Родина

Монарх

.




МИР

ТРУД



НАУКА

^

Урок литературы в 10 классе


«Родион Раскольников и его «двойники»

в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Цели урока: 1) выявить роль «двойников» - Лужина и Свидригайлова – в понимании отрицательных элементов идеи Раскольникова;

2) развивать навыки монологической речи, умение систематизировать и обобщать материал, умение работать в группе.

3) воспитание непримиримого отношения к насилию, жестокости; воспитание чувства коллективизма.

Ход урока:

  1. Слово учителя

Безусловно, композиционным центром романа является фигура Раскольникова, но каждый персонаж (и случайный прохожий, и лошадь) – частичка его личности. Сегодня мы будем говорить о так называемых «двойниках» Раскольникова - Лужине и Свидригайлове. Не случайно Свидригайлов говорит: «Между нами есть какая-то общая точка…Мы одного поля ягоды». Наша задача – обнаружить это сходство и выяснить значение образов-«двойников» в раскрытии образа Раскольникова.

Каждый из героев совершает на протяжении действия романа ряд поступков, а каждый поступок имеет свою причину, то есть мотив, цель и , естественно, средства ее достижения. По этой схеме мы и будем оценивать героев и их поступки.




Мотивы

Средства

Цель

Лужин










Раскольников










Свидригайлов










Накануне каждая группа получила задание выбрать те фрагменты текста, которые могут более точно проиллюстрировать поступки героев; на основании этих фрагментов сделать выводы и представить эти выводы вниманию класса. Данные заносятся в схему, расположенную на доске. Последовательность изложения материала роли не играет.

Начнем с Раскольникова, так как мотивы, средства, цель этого персонажа нам более менее известны.

2. Выступления участников групп с итогами работы

^ Выступление первой группы с характеристикой образа Раскольникова

Средства

Раскольников совершил убийство старухи-процентщицы, Лизаветы и, возможно, совершил неродившегося ребенка, насилие, игнорировал нравственные принципы, позволив себе «кровь по совести».

Подчеркнутое помещается в таблицу.

^ Мотив

Основных мотивов преступления –2. Первый – социальный ( бедность), второй – философский (идея, мысль об особых людях, которые выведут основные массы на правильный путь; ради этой идеи они могут убрать с дороги других; им одним дано право вершить прогресс, творить историю - история оправдывала жертвы законами прогресса во все эпохи). Но! Бедность как причину убийства отвергаем, так как герой так и не воспользовался украденными вещами, и сам герой говорит: «Знаешь, Соня, что я тебе скажу; если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь… счастлив был». «Не для того, чтобы матери помочь я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор!»

Цель

Цель была другой – вовсе не такой благородной. На вопрос Сони «Что же делать?» - Раскольников отвечает: «Что делать? Сломать, что надо, раз, навсегда, да и только: и страдание взять на себя! Свободу и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!… Вот цель!». Цель Раскольникова – обрести власть Наполеона, величие вершителя судеб; выполнение назначения Мессии, ведущего человечество к счастью; слава, известность.

^ Выступление второй группы с характеристикой образа Лужина

Мотив

Все свои действия Лужин мотивирует теорией, которой можно дать название «теория целого кафтана» ( текст 5 главы 2 части: « Если мне, например, до сих пор говорили: «возлюби»…»).

С одной стороны, конечно, если вдуматься, цель Лужина высокая – улучшить всеобщее благосостояние, но это только обман, притворство. На самом деле Лужин заботится лишь о личном благосостоянии.

^ Цель

Свои истинные цели он высказывает в 3 главе 2 части – «безгранично и всецело владычествовать…»

Средства

Одним из средств достижения этой цели являются для него деньги. ^ Деньги, в свою очередь, дают возможность манипулировать «слабыми». Для него это – Дуня. В письме к ней он позволяет себе унижать брата в глазах сестры, занимает позицию оскорбленного в своих чувствах жениха, позволяет себе ставить условия своей невесте, не считаясь с ее привязанностями и желаниями. Во время визита к Дуне намеренно унижает ее и Раскольникова. Упрекает ее в неблагодарности, попрекает испорченной репутацией, теми издержками, которые он, якобы, понес, когда организовывал поездку в Петербург ( текст главы 2 части 4)

Но вся сущность Лужина проявляется во время поминок Мармеладова, когда он клевещет на Соню (текст – главы 1, 3 часть 5). Он способен на подлость, донос, чтобы обрести право решать судьбы других людей, продемонстрировать свою силу над «слабым».

^ Выступление группы, работающей над образом Раскольникова,

«Реакция Раскольникова на теорию и поступки Лужина»

Острый, проницательный ум Раскольникова схватывает диалектическую суть теории, то, чего наслаждающийся и упивающийся собой Лужин не хочет видеть.

«А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…». Это открытие не только для оскорбленного, взбешенного Лужина, это открытие и для Раскольникова. И оно невыносимо тяжело. Последствия теорий оказываются одинаковыми. Значит, его к убийству привели те же мотивы («возлюби самого себя»). Раскольников вдруг понял, насколько бесчеловечно эгоистическое самоутверждение за счет других. По сути дела Лужин излагает ту же теорию, что и Раскольников, но в несколько иной интерпретации.

^ Выступление третьей группы с характеристикой образа Свидригайлова

Средства

Свидригайлов совершает множество злодейств: насилие по отношению к Марфе Петровне, племяннице немки Ресслих, слуге Филиппу, наконец, к Дуне; собирается жениться на 16-летней девочке, пользуясь безвыходным положением ее семьи.

^ Мотив

Свидригайлов излагает свою теорию спокойно и ненавязчиво. Сам он признается: «Я человек развратный и праздный». Он скучает: «Я бы, может, теперь в экспедицию на Северный полюс поехал,…и пить мне противно, а кроме вина ничего больше не остается. Пробовал. А что, говорят, Берг в воскресенье в Юсуповом саду на огромном шаре полетит, попутчиков за известную плату приглашает, правда?». Он объясняет свое поведение тем, что, по его мнению, между добром и злом нет определенных границ, все зависит от того, с какой точки зрения на все посмотреть: «…изверг ли я или сам жертва? Ведь предлагая моему предмету (Дуне) бежать со мной в Америку или в Швейцарию, я, может, самые почтительнейшие чувства при сем питал… Разум-то ведь страсти служит». Нравственные критерии для него относительны, ион понимает терзания Раскольникова, но, по его мнению, «это глупо, незачем смущаться», «понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку: зачем они вам теперь-то?»

^ Цель

Основная цель его – «поддержать пылающий огонек в крови», «весело пожить».

Свидригайлов признает раскольниковскую идею своей, освобождает ее от ненужного, на мой взгляд, романтизма: «Единичное злодейство позволительно, коли цель хороша».

О возможности какого-то просветления говорит его любовь к Дуне. Она пробудила в нем чувства более сильное, чем животное влечение к женщине. Он словно стремится искупить свои прежние преступления: устраивает судьбу Сони и детей Катерины Ивановны, спасает от когтей сводни свою невесту-девочку.

Свидетельствуют о пробудившейся совести и кошмары Свидригайлова. Он видит в своих страшных снах детей, убитых жестокостью, отравленную им Марфу Петровну, оскорбле6нную им самим племянницу Ресслих, которая предстает перед ним в ореоле мученицы. Этот человек с черной душой, привыкший причинять страдания другим ради удовлетворения своих страстей, даже такой человек не может безнаказанно совершать преступления. Рано или поздно он останется в пустоте с ощущением полнейшей беспросветности, когда жить уже больше невозможно. Даже добрые дела не возродят больную душу. Нравственно опустошенному Свидригайлову остается только закончить жизнь самоубийством.

^ Выступление группы, работающей с образом Раскольникова,

«Реакция Раскольникова на теорию Лужина»

Раскольников, как в кривом зеркале, видит в Свидригайлове самого себя. Рассказ Аркадия Ивановича о «визитах» погубленных ими людей говорит Раскольникову о том, что и он, убив старуху и Лизавету, никогда не сможет освободиться от мыслей о них.

«Арифметика», согласно которой можно убить одну, вредную старуху, а затем сделать сотню добрых дел, искупить этот грех, опровергаются опытом Свидригайлова.

- А теперь, для того чтобы назвать эту «общую точку», объединяющую персонажей, давайте обратимся фрагменту текста «Сон Раскольникова» из эпилога романа.

Здесь можно сформулировать выводы, используя схему и комментарий к ней О. И. Любимова из журнала «Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины», №1, 1990г. (см. Приложение)

«Все герои заражены так называемыми «трихинами», это микроскопические существа, заражающие людей вирусом себялюбия, отчуждения и жестокости. Лужин маниакально служит «миллиону», Свидригайлов с «разожженным угольком в крови» отличается прежде всего развратной похотью и анархическим действием, а Раскольникову надо было лишь

«мысль разрешить». Но и мысль эта , и сугубо свидригайловское, покупаются, в сущности, одной и той же ценой: платят за них одни и те же – «слабенькие». Дуня – из слабеньких. Каждый из героев хочет навязать Дуне свою волю. Три стрелки, пораженные трихинами, замыкаются на этой общей точке. И даже отталкиваются. Что же происходит?

«Знаешь, выстрелишь, зверок хорошенький», - говорит Дуне Свидригайлов, когда она наводит на него пистолет. И не ошибается: та Дуня, которая видит смысл своей жизни в страдании и жертвенности, стреляет в него… даже два раза».

Так что же заключается в характере Дуни?. Сострадание, человечность, но уже пораженные язвами насилия. И в самую нравственную человеческую среду проникли «трихины». Люди же, зараженные ими, ужиться друг с другом не могут: ни Раскольников, ни Лужин, ни Свидригайлов друг с другом, ни они вместе с Дуней. В этом и преграда движению влево трех стрелок, и угроза им. В этом – предостережение человечеству».

1. - Характерным признаком любого реалистического произведения является историзм. Не случайно писателей-реалистов называют секретарями истории. Скажите, Ф. М. Достоевский сконцентрировал все эти три образа в пределах одного произведения условно, или люди, подобные Лужину, Свидригайлову, Раскольникову активизируются при определенных исторических обстоятельствах?

    • Чья теория приобрела наибольшую популярность в современных исторических условиях?

    • Как противостоять насилию, которое проповедует каждый из героев?



  1. Подведение итогов урока, рефлексия.

Лидеры групп оценивают вклад каждого участника группы в общую работу, используя лист учета качества работы

Ф. и

Участие в обсуждении внутри группы

Выступление с итогами работы группы

Участие в обсуждении между группами

Другая деятельность

Итог

1. Заварзина Н.
















2. Анцерева А.
















3. Кукушкина И.
















Опенышев С.

















Приложение




Мотив

Средства

Цель

Лужин

Забота о личном благосостоянии

Деньги

Подлость

Донос

Оскорбления

(жертвы – Дуня, Соня, Раскольников)

  1. «безгранично и всецело владычествовать»

Раскольников

  1. Социальный – бедность

  2. Философский – идея об особых людях

Убийство старухи-процентщицы, Лизаветы, неродившегося ребенка; совершил насилие, то есть переступил через нравственные нормы.

Обрести власть Наполеона, величие вершителя судеб; слава, известность

Свидригайлов

От скуки:

«Я человек развратный и праздный»

Злодейства

(жертвы – Марфа Петровна, племянница Ресслих, слуга Филипп, Дуня…

«…поддержать пылающий огонек в крови»,

«весело пожить»




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 9 классе по теме «Русский классицизм. М. В. Ломоносов поэт-мыслитель, поэт-гражданин» iconУрок литературы в 9 классе Тема урока «М. В. Ломоносов поэт гражданин....
Тема урока «М. В. Ломоносов – поэт – гражданин. Изучение «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни...

Урок литературы в 9 классе по теме «Русский классицизм. М. В. Ломоносов поэт-мыслитель, поэт-гражданин» icon"Гражданин поэт" в «Евросети»
Быкова Гражданин поэт", которые в одноименном проекте исполняет заслуженный артист РФ михаил Ефремов, появилась в феврале 2011 года...

Урок литературы в 9 классе по теме «Русский классицизм. М. В. Ломоносов поэт-мыслитель, поэт-гражданин» iconПоэт в России больше чем поэт!
Евгения Евтушенко. Е. Евтушенко как поэт общителен, неравнодушен к человеческим судьбам, характерам, умеет находить ключ к душам...

Урок литературы в 9 классе по теме «Русский классицизм. М. В. Ломоносов поэт-мыслитель, поэт-гражданин» icon«Я – гражданин России!»
Поэт Н. А. Некрасов сказал: «А что такое гражданин?» «Отечества достойный сын!»

Урок литературы в 9 классе по теме «Русский классицизм. М. В. Ломоносов поэт-мыслитель, поэт-гражданин» iconУрок-концерт " я последний поэт деревни" по творчеству
Вот так негромко, без особых восхищений и клятв заводит с нами разговор о Родине, о своей сыновей любви к ней великий русский поэт...

Урок литературы в 9 классе по теме «Русский классицизм. М. В. Ломоносов поэт-мыслитель, поэт-гражданин» iconЛитература >русский поэт
Вале́рий Я́ковлевич Брю́сов (1[13]декабря1873, Москва— 9 октября 1924, Москва)— русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед,...

Урок литературы в 9 классе по теме «Русский классицизм. М. В. Ломоносов поэт-мыслитель, поэт-гражданин» iconУрок- в 6 классе по теме: "В гостях у дедушки Крылова" Цели урока
А. С. Пушкина о Крылове: “Крылов самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев”

Урок литературы в 9 классе по теме «Русский классицизм. М. В. Ломоносов поэт-мыслитель, поэт-гражданин» icon«Поэт в России больше чем поэт…» «Поэт в России больше, чем поэт»
Образовательная: сформировать у кадет представление о творчестве В. Высоцкого, выявить черты его индивидуальности

Урок литературы в 9 классе по теме «Русский классицизм. М. В. Ломоносов поэт-мыслитель, поэт-гражданин» iconМихаил Васильевич Ломоносов(1711-1765) первый русский учёный, энциклопедист,...
Ломоносов был также и поэтом, один из основоположников силлабо-тонического стихотворения. Он изучал латинский язык, политику, риторику,...

Урок литературы в 9 классе по теме «Русский классицизм. М. В. Ломоносов поэт-мыслитель, поэт-гражданин» iconСписок литературы для летнего чтения, 9 класс Произведения, которые будут изучаться в 10 классе
Н. А. Некрасов. Стихотворения: "Тройка", "Я не люблю иронии твоей ", "Железная дорога", "В дороге", "Вчерашний день, часу в шестом…",...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница