Литература по курсу Основная




Скачать 230.45 Kb.
НазваниеЛитература по курсу Основная
Дата публикации15.09.2013
Размер230.45 Kb.
ТипЛитература
www.lit-yaz.ru > Литература > Литература





Орловский государственный университет

Кафедра русского языка

ГРИШАНОВА В.Н.

СИСТЕМА ЗАДАНИЙ

ПО ИСТОРИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКЕ

РУССКОГО ЯЗЫКА

(учитель русского языка и литературы

с дополнительной специальностью)

Орел – 2010



Литература по курсу

Основная


Борковский В.И., Кузнецов Я.С. Историческая грамматика русского языка. 2-е изд. М., 1965.

Горшкова КВ., Хабургаев Г.А. Историческая грамматика русского языка. М., 1981. 2-е изд. м., 1996.

Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. М., 1983.

Василенко И.А. Историческая грамматика русского языка. Сборник упражнений. М., 1984.

Дементьев А.А. Сборник задач и упражнений по исторической грамматике русского языка. М., 1964.

Дополнительная


Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. М., 1974.

Булаховский Л.А. Курс русского литературного языка. Т. 2. Исторический комментарий. 4-е изд. Киев, 1953.

Бернштейн С.Б. Очерк сравнительной грамматики славянских языков. М., 1974.

Бошкович Р. Основы сравнительной грамматики славянских языков. М., 1984.

Будагов Р.Л. История слов в истории общества. М., 1971.

Данков В.И. Историческая грамматика русского языка. Выражение залоговых отношений у глагола. М., 1981.

Древнерусский литературный язык в его отношении к старославянскому. М., 1987.

Зализняк А.А. К изучению языка берестяных грамот // Янин В.Л., Зализняк А.А. Новгородские грамоты на бересте (Из раскопок 1884-1989 гг.) М., 1993. С.191-321.

Иванов В.В. Историческая фонология русского языка. М., 1968.

Иванов И.В. Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. М., 1985.

Исследования по исторической морфологии. М., 1978.

Историческая грамматика русского языка. Морфология. Глагол. / Под ред. Аванесова Р.И. и Иванова В.В. М., 1982.

Кожин А.И. Литературный язык Киевской Руси. М., 1981.

Колесов В.В. Историческая фонетика русского языка. М., 1980.

Холесов В.В. Историческая фонетика русского языка. М., 1980.

Котков С.И. Южновеликорусское наречие в XVII столетии (Фонетика и морфология). М., 1963.

Кукушкина О.В., Ремнева М.Л. Вид и время русского глагола. М.,1984.

Марков В.М. Историческая грамматика. Именное склонение. Ижевск, 1992.

Можейко Н.С., Игнатенко А.П. Древнерусский язык. Минск, 1988.

Обнорский СЛ. Очерки по морфологии русского глагола. М., 1953.

Попов Р.Н. Фразеологизмы современного русского языка с архаичными значениями и формами слов. – М., 1976.

Проблемы эволюции лингвистических единиц в истории русского языка (XI-XVIII вв.). М., 1981.

Русинов Н.Д. Древнерусский язык. – М., 1977.

Самсонов Н.Г, Введение в историю русского языка. Якутск, 1986.

Самсонов И.Г. Историческая морфология русского языка.Якутск,1985.

Срезневский И.И. Русское слово. Избранные труды. М., 1986.

Стеценко А.И. Исторический синтаксис русского языка. М., 1972.

Хабургаев Г.А. Становление русского языка. М., 1980.

Черных П.Я. Очерк исторической лексикологии. Древнерусский период. М., 1956.

Шахматов А.А. Историческая морфология русского языка. М., 1957.

Функционирование архаичных и новых элементов в системе русского языка. М., 1986.

Щепкин В.Н. Русская палеография. М., 1967.

СЛОВАРИ


Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. М.,

1910-1914.

Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 1-25. М., 1975-2000.

Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. Т. I-IV. М., 1989.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. I-IV. M., 1964-1973.

Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка Т. 1-2. М., 1994.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. М., 1994.


    ^ ЗАДАНИЕ № 1



Тема: Фонетическая система древнерусского языка в X веке.

Вопросы для самопроверки:


  1. Какие основные закономерности определяли структуру слога в древнерусском и старославянском языках?

  2. Какие отличия в строении слога в древнерусском и современном русском языках?

  3. Чем отличалась система гласных фонем древнерусского языка X века от системы гласных фонем старославянского языка?

  4. Дайте характеристику системы гласных фонем древнерусского языка X века в сопоставлении с системой гласных фонем современного русского языка.

    Охарактеризуйте систему согласных фонем древнерусского языка X века в сопоставлении с системой согласных фонем современного русского языка.

Практические задания:


  1. Охарактеризуйте звуки в словах первых двух строк грамоты великого князя Мстислава (см. предыдущее задание).

  2. Затранскрибируйте 5 строчек текста по X веку.

  3. Приведенные ниже слова затранскрибируйте, отметьте, где в древнерусском языке X века были Ы, И полного образования, а где – Ы, И редуцированные; обозначьте сильные и слабые позиции всех редуцированных.

Ръпътъ, дьржати, тьсть, зьрно, лъбъ, лъба, лъбъмь, съмьрть, чьтьць, вълка, хлhбьць, сватьба, любъвь, тьмьница, шьпътъ, шьпътати, воиньныи, данию, весели~, быти, выю, таковыи.

  1. Напишите следующие слова по-древнерусски, транскрибируйте их: дно, льстец, княжеский, сверху, яблоко, слепец, сельский, братство, житель, гибель.

Литература:


    1. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. - М., 1983. – С.77-103.

    2. Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. Историческая грамматика русского языка. - М., I981. - C. 57-65.


^ ЗАДАНИЕ № 2


Тема: Общеславянские фонетические процессы в области гласных звуков и их отражение в современном русском языке.

Вопросы для самопроверки:


  1. Какие чередования возникли в праславянском языке в результате утраты гласными древних количественных различий?

  2. С действием какого закона были связаны изменения дифтонгов и дифтонгических сочетаний с носовыми Н, М?

  3. Какие чередования звуков появились в результате монофтонгизации дифтонгов?

(Из курса старославянского языка вспомните, что представлял собой процесс монофтонгизации дифтонгов: а) какие дифтонги были в праславянском языке? б) как они изменялись в положении перед согласными и на конце слова? в) как изменялись они перед гласными?).

  1. Какие чередования звуков появились в результате изменения дифтонгических сочетаний гласных с носовыми?

(Вспомните, как изменились дифтонгические сочетания гласных с носовыми М, Н: а) какие дифтонгические сочетания гласных с носовыми были в праславянском языке? б) в каких положениях и как преобразовались они в носовые гласные? в) когда и как изменились носовые гласные в древнерусском языке?).

^ ЧЕРЕДОВАНИЯ ЗВУКОВ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ НАИЗУСТЬ.

Практические задания:


    1.Объясните, какие изменения претерпели следующие общеславянские формы: *plŏdoi, *poitei, *poiĕsi, *koujon, *kouatei, *gŏreuatei, *gŏreujon, *mĕntei, *sǔminatei, *imĕn, *imĕnĕ.

    2. Напишите слова по-древнерусски и реконструируйте их праславянский облик: ВИТЬ, ПЕТЬ, РИСУЮ, ПЛЕМЯ.

  1. В приведенных словах восстановите древнейший вид корня и объясните, как в процессе монофтонгизации дифтонгов возникли имеющиеся в примерах чередования.

Ковать – куёт – кузнец, петь – поёт, плевать – плюёт, пловец – плути (др.-рус.) – плыть, слово – слава – слути (др.-рус.) – слыть, тур – тавро, горевать – горюет, вить – венок – повойник, тень – тайна, лить – льёт.

  1. В приведенных словах восстановите древнейший вид корня и объясните, как в процессе изменения дифтонгических сочетаний гласных с носовыми согласными возникли исторические чередования.

Звонить – звук, имя – имена, жать – жму – сжимать, запятая – запинка, конец – искони – начало – начинать, память – помню – вспоминать, надменный – надутый, жатва – жнет, мятый – мнет – разминать.

Литература:


    Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка…, с.112-113, 114-122.

    ^ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ

Чтобы объяснить чередования звуков, необходимо:

1) вычленить морфемы в родственных словах или словоформах;

2) выписать чередующиеся звуки, указав, в какой морфеме наблюдается чередование;

3) определить источник чередования;

4) поставить источник чередования на место чередующихся звуков в слове;

5) определить положение, в котором находился источник чередования (перед гласным, перед согласным, в конце слова), объяснить, какие изменения произошли и почему.

Проследим ход анализа на примере слов:

^ СЖАТЬ – СЖИМАТЬ, СУЮ - СОВАТЬ, ПЕСНЯ – ПОЮ.

1) В родственных словах и формах слов вычленяем морфемы: ЖА-ТЬ, С–ЖИМ-А-ТЬ, СУ-J-У, СОВ-А-ТЬ, ПЕ-СН-Я, ПОJ-У

2)Чередуются звуки а/им, у/ов, е/oj в корнях.

3) Определяем источник чередования. При этом обращаем внимание на ту часть, где два звука. В этом случае на им, ов, oj.

Если в сочетание звуков входит согласный М, Н, то источником чередования является дифтонгическое сочетание en, em, on, om, in, im. В нашем примере источником чередования А/ИМ было дифтонгическое сочетание *im.

Если в сочетание звуков входит согласный В или J, то источником чередования является дифтонг (т.к. В появился на месте U, a J – на месте I). В наших примерах источником чередования У/ОВ был дифтонг *ou, источником чередования E/OJ был дифтонг *oi.

4) Ставим источник чередования в словах на место чередующихся звуков:

Ж^ АТЬ – СЖИМАТЬ, СУJУ – СОВАТЬ, ПЕСНЯ – ПОJУ




*im *im *ou *ou *oi *oi
В словах ЖАТЬ, СУЮ, ПЕСНЯ источники чередования находились перед согласными звуками и закрывали слог. В общеславянский период по закону открытого слога они подверглись монофтонгизации. В слове ЖАТЬ дифтонгическое сочетание *im преобразовалось в носовой звук [en], обозначавшийся буквой юс малый #, в древнерусском языке он стал звучать как [ä] (а передний), затем как [’а] (а после мягкого согласного).

Дифтонг ou монофтонгизировался в [у], oi – в [æ], обозначавшийся буквой ять h, этот звук произносился в древнерусском языке как [ê], позже он совпадает со звуком [е].

На письме это можно изобразить следующим образом, помня, что анализ идёт от форм современных к ранним, т.е. справа налево.

*gimtei  ж#ти  жать,

*soujon  coy\  соую  сую,

*poisnĭ  пhснь  песня.

В словах СЖИМАТЬ, СОВАТЬ, ПОЮ источники чередования стояли перед гласными звуками. По закону открытого слога в этой позиции произошло изменение слогораздела. В результате компоненты дифтонга и дифтонгического сочетания распались на два самостоятельных звука, которые отошли к разным слогам. При этом звук [U] изменился в [В], звук [I] изменился в [J]:

*souatei  coвaти  совать,

*poion  по\  пою.

В словах ПОСОЛ – ПОСЛАТЬ – ПОСЫЛАТЬ наблюдается трёхчленное чередование звуков ^ О//нуль звука//Ы в корнях. Это чередование восходит к двучленному древнерусскому чередованию Ъ/Ы. Нуль звука возник на месте редуцированного в слабой позиции (посълати), О возник на месте редуцированного в сильной позиции (посълъ). В свою очередь двухчленное древнерусское качественное чередование восходит к индоевропейскому количественному чередованию звуков *Ū//Ŭ. Из в праславянском языке возник Ъ, из * Ū возник Ы.


^ ПОСОЛ – ПОСЛАТЬ – ПОСЫЛАТЬ

  

Совр. О Ø Ы

  

X в. Ъ Ъ Ы

  

II тыс. до н. э. *Ŭ *Ŭ *Ū
Итак, индоевропейское количественное чередование преобразовалось в древнерусское двухчленное качественное чередование, а оно – в трехчленное.


^ ЗАДАНИЕ № 3


Тема: Древнейшие изменения в системе согласных звуков и их отражение в современном русском языке.

Вопросы для самопроверки:


  1. Палатализации заднеязычных, их условия и результаты.

  2. Изменение согласных перед йотом.

  3. Упрощение групп согласных.

  4. Какие изменения согласных относятся к общеславянским, какие – к восточнославянским?

    Какие чередования звуков в современном русском языке представляют собой следы древнейших типов смягчения согласных?

^ ЧЕРЕДОВАНИЯ ЗВУКОВ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ НАИЗУСТЬ.

Практические задания:


  1. Прочитайте и переведите берестяную грамоту № 605, определите происхождение вторичных согласных

  2. Найдите результаты палатализации согласных Г, К, X, в каждом случае укажите конкретные условия палатализации.

Жена, грешить, вражеский, волчица, цена, разлучить, чтец, чадо, князь, очень, кричать, печаль, девица, крючок, смешно, ручка, цезарь, ножка, мешок, дышать, дружок, жжёный, птица, начало, целый, жать, держать, молодец, личный, дурачок, вкратце.

  1. Найдите результаты йотовой палатализации согласных; определите, какие согласные или группы согласных подверглись изменению.

Пишу, душа, поле, меч, лужа, ищут, чище, гражданин, горожанин, кожа, искажение, ловля, крепче, вождь, вожу, свеча, освещенный, вожак, роща, брызжут, мышление, блюдо, езжу, плевать, муж, кормление, буря, трещать, Ярославль, мачеха, Яковлев, крученый.

  1. Напишите следующие слова по-древнерусски и по-старославян­ски, реконструируйте их общеславянские формы.

Горожанин, одежда, вращать, шлем, земля, ноша, капля, продажа, цена, тёща, сеча, плёл, упасть, гибель, хитрец.

Литература:


  1. Иванов В.В. Историческая грамматика…, с. 123-140.

  2. Горшкова К.В. Историческая грамматика…, с. 45-51.

  3. Зализняк А.А. Новгородские грамоты с лингвистической точки зрения. §§ 1-6 // В кн.: Янин В.Л., Зализняк А.А. Новгородские грамоты на бересте. Из раскопок 1977-1983 гг. – М., 1986.

ПРИМЕЧАНИЕ.

Чтобы отличить следы палатализации от изменений перед йотом, необходимо помнить, что йот как звук возникает, как правило, на стыке морфем: 1) у существительных с основой *ja, *jo; 2) у притяжательных прилагательных; 3) у прилагательных в сравнительной степени (выше, ниже); 4) у глаголов 1-го лица ед. числа (вижу, пишу, люблю); 5) у существительных с суффиксом -ениj, образованных от глаголов 3-4 классов ( просити – прощение, двигати – движение); 6) у страдательных причастий, образованных от глаголов 4-го класса (возлюбити – возлюблен, просити – прошен).




^ ЗАДАНИЕ №4


Тема: Фонетические процессы исторического периода.

Вопросы для самопроверки:


  1. Что представлял собой процесс смягчения полумягких согласных с артикуляционной точки зрения?

  2. Какие изменения произошли в фонетической системе древнерусского языка в связи со смягчением полумягких согласных?

  3. Сильные и слабые позиции редуцированных в слове.

  4. Какова хронология процесса утраты редуцированных гласных и его последовательность?

  5. Каким изменениям подверглись редуцированные гласные в сочетании с плавными (вълна, сльза)?

  6. Какова судьба редуцированных Ы, И в древнерусском и старославянском языках?

  7. Какие изменения в структуре слога явились следствием утраты редуцированных?

  8. Какие изменения в системе согласных возникли в результате процесса падения редуцированных?

  9. Как изменяется фонологическая система древнерусского языка вследствие падения редуцированных?

  10. Какие морфологические явления связаны с процессом падения редуцированных?

  11. В каких орфографических правилах возникла необходимость в русском языке после падения редуцированных?

Практические задания:


  1. Найдите позиционно полумягкие и исконно смягченные согласные в следующих словах (с этой целью затранскрибируйте слова):

гоусь, тоуча, чьто, владhти, бhжати, пътица, доуша, сила, жити, рhка, конь, поуть.

  1. Напишите слова по-древнерусски, затранскрибируйте, определите сильную и слабую позицию редуцированных:

хитрец, дно, хлебец, сердце, темница, снежок, льстец, замкнуть, родство, горло, конечный, кровный, честный, чёрный, доски, полк, княжеский.

  1. Приведенные ниже слова напишите по-древнерусски, покажите, как они произносились в X в. и ХП в., укажите следствия падения редуцированных в каждом слове.

Сон, молотьба, день, овец, плод, стол, умна, орел, пёс, мельник, топтать, жён, купец, дно, горшок, зол, конец, кошка, тьма, свадьба, встать.

  1. Установите различные причины появления беглости гласных в приведенных ниже словах.

Мешок – мешка, умен – умна, пить – пьют, уголь – угля, воробей – воробья, земля – земель, пионерка – пионерок, Мария – Марья, отец – отца, глянец – глянца, ров – рва, удивление – удивленье, семья – семей, камень – камня, байдарка – байдарок, полны – полон.

  1. Устно объясните фонетические изменения в словах.

Древнерусские: съдhсь, тришьды, Дьбряньскъ, цhсарь, истьба, хытръ.

Современные: здесь, трижды, Брянск, царь, изба, хитёр.

  1. Устно объясните появление в русском языке омонимических пар.

Рог – рок, грусть – груздь, молод – молот, вести (за руку) – везти (воз).

  1. Найдите следы падения редуцированных в тексте грамоты великого князя Мсислава Владимировича и его сына Всеволода.

Литература:


  1. Иванов В.В. Историческая грамматика…, с. 152-169, 170-195.

  2. Горшкова К.В. Историческая грамматика…, с.53-57, 65-74.




^ ЗАДАНИЕ № 5


Тема: История h Лабиализации.

Вопросы для самопроверки:


  1. Каково происхождение и звучание фонемы, обозначавшейся буквой h в старославянском и древнерусском языке?

  2. Какого происхождения звук [е] в русском языке?

  3. Время, причины и условия 1-ой, 2-ой, 3-ей лабиализации.

  4. Какие разряды слов не имеют [о] на месте [е] при наличии необходимых условий для лабиализации?

  5. Какие вам известны случаи появления [о] по аналогии?

  6. В каких орфографических правилах нашел отражение процесс 3-ей лабиализации?

Практические задания:


  1. Определите происхождение (монофтонгическое или дифтонгическое) звука, обозначавшегося буквой h:

дhло, свhть, цhна, цhзарь, видhти, горhти, пьцhмъ, несhмъ, шлhмъ, плодh, городhхъ, селh, пhна.

  1. Определите происхождение звука Е в словах: смех, ученье, пень, первый, прелестный, печь.

  2. Одинаковы ли время и условия лабиализации Е в следующих словах: сёла, молочный, один?

  3. Напишите приведенные слова по-древнерусски. Дайте транскрипцию их современного произношения. Почему в одних случаях Е перешел в О, а в других нет?

Весёлый, веселье, сестра, сестры, сестёр, село, сёла, сёл, сельский, медовый, мёд, день, подённый, учёный, ученье.

Литература:


  1. Иванов В.В. Историческая грамматика…, с. 185-206.

  2. Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. Историческая грамматика…, с. 83-84.

^ ЗАДАНИЕ № 6


Тема: перестройка древнерусских типов склонения.

Вопросы для самопроверки:


  1. Отличие грамматических категорий имени существительного древне русского языка от грамматических категорий современного русского языка.

  2. Принципы распределения имен существительных по типам склонения в древнерусском и современном русском языках. Причины изменения старого принципа распределения по типам склонения.

  3. Типы склонения существительных в древнерусском языке.

  4. Перегруппировка типов склонения.

Практические задания:


  1. Выучите склонение имен существительных с основой на *ā, *jā, *ŏ, *jŏ, *ŭ, *ĭ

  2. Из сравнительной грамматики индоевропейских и славянских языков известно, что такие слова, как ПЛОД, КОНЬ, СЫН, ГОСТЬ, ЖЕНА, СЕЛО, ПОЛЕ, СВЕКРОВЬ, в индоевропейском языке-основе имели следующий вид:

*prodos, *sunus, *gostis, *gena, *selom, *poljom, *svekrus.

Объясните, какой вид приняли эти слова (и почему) в праславянском языке, какая флексия и основа была у этих слов в древнерусском языке до падения редуцированных и после падения редуцированных.

  1. Выпишите из приведенных ниже предложений из I Новгородской летописи имена существительные. Определите их род, число, падеж, древнюю основу. Образуйте от каждого существительного родительный и дательный падежи единственного, двойственного и множественного числа.

1. Присла Жирослава посадници с мужи своими. 2. Той же зиме прихо­диша вся Чюдьска земля къ Пьскову и бишася с ними. 3. Одолh Мъстиславъ, а Ярославъ вда плеци и пълк его. 4. И бысть сhц# зла люта; князь же вид# се зло не движе ся съ мhста никамо же сталь в бh на горh надъ рhкою и ту угоши городъ около себе. 5. Бысть : дьжчь съ градомъ и зажьже громъ церковь.

  1. Определите древний тип склонения имен существительных, напишите их по-древнерусски, поставьте в И. и В. падежах всех трех чисел

слуга, гусь, лес, тесть, дуб, нож, слово, дело, племя, род, рыба,, ночь, церковь, волк, буква, дорога.

Литература:


  1. В.В. Иванов. Историческая грамматика, с. 255–265.

  2. Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. Историческая грамматика…, с. 135-157.

^ ЗАДАНИЕ № 7
Тема: Формирование системы падежного окончания у имён существительных.

Вопросы для самопроверки:


  1. Проникновение падежных окончаний одних древнерусских типов склонения в другие.

  2. Вытеснение падежных окончаний мягкого варианта окончаниями твердого варианта.

  3. Развитие грамматической категории одушевленности.

  4. Исчезновение грамматической категории двойственного числа.

  5. Исчезновение формы звательного падежа.

  6. Вытеснение окончаний И.п. мн. числа окончаниями В. падежа..

  7. Развитие грамматической категории одушевленности

Практические задания:


  1. Повторить склонение существительных в древнерусском языке.

  2. Определите древний и современный тип склонения существительных, напишите их по-древнерусски в данных ниже формах, объясните происхождение современных окончаний:

1) сада, дома, отца, сына, меда, 2) в лесу, о доме, на снегу, в ряду, о столе,

3) сапог, столов, домов, медведей, коней, мечей, сел, слов, небес,;

4) садам, домам, коням, садами, домами, конями, ночами, о садах, о домах, о конях, о ночах, 5) к жене, к земле, к свахе, к руке, к муке, к госпоже, о слуге, о вожде, о пастухе, сёстры, бури, милостыни, шапки, доли;

Образец:







чина , *ŭ

×èíà

а – из *ŏ

сада , *ŏ

сада ,

а – исконное окончание

  1. Определите древний и современный тип склонения существительных, напишите их по-древнерусски в данных ниже формах, объясните происхождение современных окончаний:
    ВИЖУ лес, друга, дом, волка, сына, слуг, столы, вождей

  2. Следующие существительные напишите по-древнерусски, сопоставьте окончания в древнерусском и современном русском языке, объясните происхождение современных окончаний:

в отпуске, соседи, рога, в городах, гусей, ключей, в ряде (случаев), в пятом году, лагери, лагерями, плечи, облака, ушей, столов, братья, волки, в песне.

  1. Проанализируйте все существительные их данных ниже предложений по СХЕМЕ; существительное из текста; начальная форма (и. п. ед. числа) в древнерусском языке; праславянская форма; тип древнерусского склонения; род, число, падеж существительного в тексте; форма из парадигмы; происхождение окончания в форме, представленной в тексте и в современном русском языке.

1. И посла к нимъ сынъ свои Святослава. 2. И придоша въ церковь пресвятыя владычицы богородицы честнаго ея успения. 3. Съзвавъ князи. 4. Вьрхы огорhша. 5. Какъ дворы боярские при селахъ ставити смотря по мhстамъ. 6. Сколько ночей мы провели то в избах, то просто на земле на берегах озер; сколько было всяких случаев, к каким богатствам народного языка мы прикоснулись!
ОБРА3ЕЦ
…Повелhлъ есмь сыноу своемоу Всеволоду…

СЫНОУ , СЫНЪ, *sŭnŭs, *ŭ , м. р., ед. ч., дат. п., СЫНОВИ,
у под влиянием существительных с праславянской основой на *ǒ.

Литература


  1. В.В. Иванов. Историческая грамматика…, с. 265–292.

  2. К.В. Горшкова, Р.А. Хабургаев. Историческая грамматика…, с. 157-219.


^ ЗАДАНИЕ № 8


Тема: История местоимения. Имя прилагательное. История кратких и полных форм.

Вопросы для самопроверки:


  1. Разряды местоимений в древнерусском и современном русском языках.

  2. История возвратного и личных местоимений.

  3. История указательных местоимений.

  4. Какие разряды прилагательных известны древнерусскому языку? Каковы их грамматические признаки? Чем отличаются они от современных?

  5. Как склонялись именные и местоименные формы прилагательных?

  6. Каковы причины утраты склонения именными прилагательными?

Практические задания.


  1. Просклоняйте следующие местоимения по-древнерусски, затем по-русски, сравните парадигмы и объясните происхождение каждой падежной формы в современном русском языке:

Я, ТЫ; 2) И, ~, " «; 3) ТЬ, ТО, ТА.


  1. Определите разряд, род, число, падеж местоимений в предложениях и сочетаниях, взятых из памятников древнерусской письменности. Образуйте именительный падеж единственного и множественного числа тех же местоимений.

1. Все ны погубить. 2. Не послуша их. 3. Есть могила его до сего дня. 4. Се князя оубихомъ. 5. Поимемъ за князь свои Малъ. 6. Возвала е Ольга. 7. Посла ны дерьвьска земля. 8. Люба ми есть речь ваша. 9. Вы же рыцhте. 10. Послю по вы. 11. Понесhте ны … и възнесуть вы 12. Зоветь вы Ольга. 13. Понесоша я. 14. Вринуша е в яму. 15. Пойду за вашь князь. 16. Не пустять мене. 17. Послаша по ню. 18. Послахомъ по тя. 19. Идут по мнh. 20. Ити по ня. 21. Полhтеша в гнhзда своя. 22. Повелh … имати е.

  1. Образуйте от следующих кратких форм прилагательных полные формы: ВЕЛИКЪ (А, О), СИНЬ (А, О), ДОМОВИТЪ (А, О). Образованные полные прилагательные поставьте в форме им. п. мн. ч., род. и дат. падежа ед. ч. Объясните фонетические процессы, происходящие при образовании этих форм.

  2. Объясните происхождение следующих названий городов и фамилий: Ярославль, Киев, Львов, Королёв. Пушкин, Перемышль, Васильев.

  3. Объясните правописание притяжательных прилагательных типа лисий.

  4. Сделайте морфологический разбор и переведите на современный русский язык следующие словосочетания: стрибожи внуци, Володимирь сын, наместничь двор, по замышлению бояню, слово о полку Игореве, Ольгово хороброе гнhздо, вси внуци всеславли.

Литература


  1. Иванов В.В. Историческая грамматика…, с. 294-306, с. 307-315.

  2. Горшкова К.В. , Хабургаев Г.А. Историческая грамматика…, с. 245-260, с.219-240.



^ ЗАДАНИЕ № 9.


Тема: История форм глаголов настоящего и будущего времени.

История глаголов прошедшего времени

Вопросы:


  1. Какие грамматические категории были свойственны древнерусскому глаголу?

  2. Какие классы глаголов выделялись в древнерусском языке? Их роль в формировании системы глагольных форм.

  3. История форм настоящего времени.

  4. История форм будущего времени.

  5. Видо-временная система глаголов древнерусского языка.

  6. Чем отличается система прошедших времен древнерусского языка от прошедшего времени в современном русском языке?

  7. История форм прошедшего времени: а) аориста, б) имперфекта, в) перфекта, г) плюсквамперфекта.


Практические задания:


  1. Данные ниже глаголы напишите по-древнерусски, выделяя основу инфинитива и основу настоящего времени. Реконструируйте праславянские основы для каждого глагола и определите класс глагола.

Ходить – хожу – ходим; ломить – ломлю – ломим; писать – пишу – пишем; резать – режу – режем; течь – теку – течём; жечь – жгу – жжем; вести – веду – ведем; плакать – плачу – плачем; просить – прошу – просим; бороться – борюсь – боремся; помочь – помогу – поможем; знать – знаю – знаем.

  1. Проспрягайте глаголы ВЕСТИ, ЛЮБИТЬ, БЫТЬ в настоящем времени. Сопоставьте личные формы глагола настоящего времени в современном русском языке с личными формами глаголов древнерусского языка. Объясните историю происхождения каждой формы.

  2. Проспрягайте следующие глаголы во всех прошедших временах древнерусского языка: НЕСТИ, БЫТИ, ЧИТАТИ, ЖИТИ.

  3. Определите формы приведенных глаголов; измените число, сохранив значение лица и рода.

Зовеши, зъваша, зовяше, есмь зъвала, бяху зъвали, еста зъвалh, дhлаете, дhласта, бьтхом дhлала, еси былъ дhлалъ, будуть дhлалы.


Литература:


  1. Учебник Иванова В.В., стр. 330-339, 343-355.

  2. Учебник Горшковой К.В., стр. 278-313, 325-341.


^ ЗАДАНИЕ № 10.


Тема: История причастий:

  1. Выучите теоретический материал по теме.

  2. Выполните следующие упражнения:

1. Образуйте от данных глаголов краткие формы древнерусского причастия действительного залога настоящего времени: а) мужского, среднего рода, б) женского рода – в именительном падеже единственного числа.

Получаемые формы проанализируйте; разбейте их на группы: а) слова, вошедшие в современный русский язык как деепричастия; б) слова, изменившие твердость последнего согласного, чтобы стать современным деепричастием; в) слова, не имеющие свободного употребления как деепричастия, но вошедшие в состав фразеологизмов; г) формы, не сохранившиеся в современном русском языке.

Играть, прыгать, идти, двигать, припевать, нести, хвалить, звать водить, красть(ся), цвести, бродить, бежать, бегать, уметь.

2. Образуйте от данных глаголов краткие причастия действительного залога прошедшего времени в форме именительного падежа единственного числа: а) мужского, среднего рода, б) женского рода.

Знати, лhзти, зъвати, простити, судити, бhжати, везти, ити (причастие образуется от основы шъд- ), явити, бити.

3. Образуйте от приведенных ниже глаголов причастия страдательного залога прошедшего времени.

Крыши, писати, съмутити, привезти, украсити, бити, ранити, въз#ти, съкинути, расколоти.

Литература:


  1. Иванов В.В. Историческая грамматика…, с. 360-365, 355-359.

  2. Горшкова К.В.. Хабургаев Г.А. Историческая грамматика…, с. 351-357, 341-344.





Вопросы к ЗАЧЕТУ по исторической
грамматике РУССКОГО ЯЗЫКА





  1. Историческая грамматика русского языка как учебная дисциплина; её предмет и задачи. Основные источники исторические изучения русского языка,

  2. Проблема периодизации истории русского языка.

  3. Образование и развитие русского языка в связи с историей русского народа.

  4. Структура слога в древнерусском языке эпохи первых письменных памятников (X-XI вв.).

  5. Система гласных фонем древнерусского языка, её отличие от системы гласных фонем старославянского языка и современного русского языка.

  6. Система согласных фонем древнерусского языка X–ХI вв., её отличие от системы согласных фонем современного русского языка.

  7. Монофтонгизация дифтонгов и возникновение обусловленных этим чередований. История дифтонгических сочетаний с носовыми; чередования, объясняемые закономерностями образования носовых гласных.

  8. История дифтонгических сочетаний с плавными в середине и в начале слова. Первое полногласие, гипотезы, связанные с его происхождением. Чередования, объясняемые закономерностями изменения праславянских, дифтонгических сочетаний типа *tolt в разных славянских языках.

  9. Палатализации заднеязычных согласных. Изменение согласных перед j. Упрощение групп согласных. Отражение тех и других изменений в чередованиях русского языка.

  10. Вторичное смягчение «полумягких» согласных и связанные с ним изменения в фонетической системе древнерусского языка.

  11. Процесс, утраты редуцированных гласных.

  12. Следствия утраты редуцированных (изменения в фонетико-морфоло­гичес­кой структуре слога, в системе согласных фонем, перестройка фонологической системы в целом).

  13. История звука, обозначавшегося буквой h.

  14. Изменение Е в О в положении перед твердым согласным (1,2,3 лабиализации).

  15. История шипящих и Ц. Изменение сочетаний ГЫ, КЫ, ХЫ в ГИ, КИ, ХИ.

  16. Имя существительное, его грамматические категории. Склонение имен существительных в древнерусском языке. Их история.

  17. Изменения в склонении имен существительных в истории древнерусского языка. Группировка типов склонения.

  18. Пути формирования современной системы склонения имен существительных. Происхождение вариантов падежных окончания при склонении существительных.

  19. Местоимение. История личных и возвратных местоимений

  20. Местоимение. История неличных местоимений (указательных, вопросительных, притяжательных).

  21. Имя прилагательное как часть речи. История именных прилагательных.

  22. Имя прилагательное как часть речи, история местоименных прилагательных.

  23. Степени сравнения имен прилагательных. Истерия форм сравнительной степени. Истерия форм превосходной степени.

  24. Система глагольных форм древнерусского языка в XI в. Основные грамматические категории древнерусского глагола.

  25. Классы глаголов в древнерусском языке, история форм настоящего времени.

  26. История форм прошедшего времени, История современной формы прошедшего времени глагола. Возможность выражения этой формой значений исчезнувших прошедших времен.

  27. История форм будущего времени.

  28. История форм сослагательного и форм, повелительного наклонений глаголов

  29. Причастия, деепричастия. Их образование и история.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература по курсу Основная iconЛитература по курсу 7 А. Основная литература 7
Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т п. 9

Литература по курсу Основная iconЛитература к курсу "философия" основная литература
Введение в философию: Учебное пособие/под ред. И. Т. Фролова и др. М.: Республика, 2005

Литература по курсу Основная iconПояснительная записка рабочая программа по учебному курсу «Литература»
Рабочая программа по учебному курсу «Литература» для 5 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина для 5-11 клссов...

Литература по курсу Основная iconКнига для учителя по курсу «Литература Югры и Кондинского края»
Книги для учителя, которая является составной частью умк по курсу «Литература Югры и Кондинского края». Для целостного представления...

Литература по курсу Основная iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса Литература...
Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы основного общего образования по курсу «Литература» на базовом уровне...

Литература по курсу Основная iconРабочая программа Примак Людмилы Владимировны первая квалификационная...
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной (Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Авторы: В. Я....

Литература по курсу Основная iconЛитература Основная
Минералов Ю. И., Минералова И. Г. Русская литература ХХ века (первая треть). – М., 2004

Литература по курсу Основная iconЛитература Основная
Минералова И. Г. Русская литература Серебряного века. Поэтика символизма. – М., 2003

Литература по курсу Основная iconТематическое планирование по курсу «Литература» Класс
«Литература» и программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы под редакцией Ахметзянова М. Г. Базовый уровень....

Литература по курсу Основная iconРабочая программа по учебному курсу «Музыка» для 3 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уколовская основная общеобразовательная школа»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница