1. «Фольклор – литература – культура: специфика и взаимодействие»




Скачать 74.68 Kb.
Название1. «Фольклор – литература – культура: специфика и взаимодействие»
Дата публикации08.09.2013
Размер74.68 Kb.
ТипЛитература
www.lit-yaz.ru > Литература > Литература
Спецсеминары кафедры истории русской литературы и фольклора

1. «Фольклор – литература – культура: специфика и взаимодействие»: 1) народная культура: история и современность; 2) национальная специфика бытования жанров фольклора; 3) межэтнические и конфессиональные связи в народной культуре; 4) пост-фольклор (фольклор Нового времени); 5) фольклор и СМИ; 6) проблемы взаимодействия литературы и фольклора на протяжении XI–XXI вв. 7) древнерусская книжность XI-XVII вв.

2. «Русская литература и журналистика XVIII – начала XIX в. Россия от Петра до Пушкина в русской художественной культуре XIX–XXI вв.»: 1) литературно-художественное, мемуарное, эпистолярное, критическое наследие, журналистская деятельность русских писателей XVIII–начала XIX в.; 2) литература в контексте художественной культуры XVIII–начала XIX в. (театр, музыка, изобразительные искусства); 3) русская культура XVIII–начала XIX в. в произведениях искусства XIX–XXI вв. (реминисценции произведений XVIII–начала XIX в. в литературе последующих веков, исторические произведения, театральные постановки пьес XVIII–начала XIX вв., киноверсии исторических сюжетов, современные медиа-проекты, популяризирующие русскую культуру прошлого).

^ 3. «Творчество А. С. Пушкина. Литература и журналистика пушкинской эпохи».

4. «Литература и журналистика второй половины XIX в.» 1) творчество Ф. М. Достоевского, А. Ф. Писемского, Н. С. Лескова, В. М. Гаршина 2) журналы середины XIX в. («Москвитянин», «Отечественные записки» и др.); 3) А. П. Чехов, беллетристика и публицистика его времени; 4) преемственные связи творчества Чехова (Гоголь, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Островский, Гончаров, Осипович-Новодворский, Гл. Успенский, Лейкин); 4) чеховская картина мира в восприятии младших современников писателя (Гарин-Михайловский, Бунин, Лазаревский, Зайцев, Шмелёв, Петров-Водкин и др.); 5) чеховские произведения в контексте периодических изданий (юмористические журналы, «Новое время», «Северный вестник», «Русская мысль» и др.); 6) личность и творчество Чехова в интерпретации средствами других искусств (иконография, история театральных постановок, в том числе на сценах саратовских театров, киноленты, музыкальные версии, иллюстрации и др.); 7) эпистолярное наследие Чехова и мемуары о нём.

Курсовыми и выпускными квалификационными работами в спецсеминарах руководят: зав. кафедрой Ю. Н. Борисов; профессор Е. П. Никитина; доценты В. В. Биткинова, Л. Г. Горбунова, Е. В. Киреева, Н. В. Новикова, Г. Ф. Самосюк, О. В. Тимашова, О. А. Хвостова; кандидат филологических наук М. А. Горбатов; старший преподаватель А. В. Зюзин.

Спецсеминары кафедры новейшей русской литературы

Проблематика спецсеминаров кафедры новейшей русской литературы охватывает все наиболее значительные явления отечественной словесности XX - XXI веков в их связи с религиозно-философскими, эстетическими, общественно-политическими процессами этого времени.

Произведения русских писателей XX - XXI веков по-новому ставят такие проблемы человеческого существования, как личность и история, время и вечность, жизнь и смерть, человек и власть, случай и судьба, любовь, семья, нравственные ценности.

Работа с спецсеминарах предполагает знакомство с современной литературной теорией, с направлениями в критике, с многообразием подходов к анализу художественного текста.

Семинар проф. И.Ю.Иванюшиной «Поэтические системы первой трети ХХ века» обращен как к индивидуальным художественным системам поэтов Серебряного века (А. Блока, А. Белого, К. Бальмонта, В.Маяковского, В. Хлебникова, И. Северянина, А.Крученых, Е. Гуро, М. Цветаевой, А. Ахматовой, Н. Гумилева, О.Мандельштама, В.Ходасевича, М. Волошина, Д. Хармса, Н. Заболоцкого, и др. ), так и к групповым творческим стратегиям символизма, футуризма, акмеизма, имажинизма, конструктивизма, ОБЭРИУ. Поэзия первой трети ХХ в. рассматривается в ее связи с живописью, музыкой, театром, кинематографом, книгоиздательской деятельностью эпохи модернизма.

Семинар проф. А. И. Ванюкова и А. А. Гапоненкова «Русский символизм и культура / журналистика Серебряного века» ориентирован на всестороннее изучение такого влиятельнейшего течения отечественного искусства, как символизм, взятый в контексте национальной культуры (философии, эстетики, литературы, журналистики). Объектом исследования становятся художественные миры И. Анненского, К. Бальмонта, А. Белого, А. Блока, В. Брюсова, М. Волошина, Вяч. Иванова, З. Гиппиус, М. Кузмина, Д. Мережковского, Ф. Сологуба, Вл.Соловьева, а так же журналистика Серебряного века: «Северный вестник», «Мир искусства», «Новый путь», «Весы», «Золотое руно»,«Перевал», «Аполлон», «Труды и дни», «Русская мысль», «Вестник Европы»,«Северные записки».

В семинаре доц. Т.И. Дроновой «Русский роман первой половины ХХ века: текст и контекст (эстетический, философский, журнальный)» изучается проблематика и поэтика русской прозы первой половины ХХ века (романы о современности, исторические, научно-фантастические, сатирические произведения И. Бунина, М. Булгакова, А. Платонова, Е. Замятина, Ю. Олеши, Б. Пильняка, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Шолохова, Д. Мережковского, М. Алданова, Ю. Тынянова, А. Толстого и др.).

В центре внимание семинара проф. Л.Е. Герасимовой «Новейшая русская литература в информационном контексте современности» творчество самых значительных писателей второй половины ХХ века (А. Солженицын, И. Бродский, Ю. Домбровский, Ю. Трифонов, В. Астафьев, В. Распутин, А. Битов, В. Маканин, Ч. Айтматов, С. Довлатов и др.); взаимодействие различных эстетических направлений в литературе конца ХХ – начала XXI вв. (В. Аксенов, Саша Соколов, Л. Петрушевская, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Улицкая, Е. Гришковец и др.); творчество молодых авторов 2000-х годов (З. Прилепин, С. Шаргунов, А. Иличевский и др.).

Спецсеминары кафедры русского языка и речевой коммуникации

Спецсеминар проф. М.А.Кормилицыной

« РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ В РАЗНЫХ СИТУАЦИЯХ И СФЕРАХ ЖИЗНИ»

Основная цель семинара – исследование реального функционирования русского языка в современном российском обществе, а также тех изменений, которые происходят в русской речи и речевом поведении в конце ХХ - нач. ХХI веков. Изучение этих процессов ведется в 2-х направлениях: 1.Речевое общение в разных ситуациях и сферах жизни современного общества и 2. Язык средств массовой коммуникации.

Спецсеминар профессора Т.А. Милёхиной

«Социальные аспекты изучения речи»

В спецсеминаре предполагается изучение речи разных социальных и профессиональных групп российского общества. Основное направление исследований связано с отражением в речи россиян социального расслоения общества. С этой целью планируется проанализировать речь богатых и бедных, «новых» и «старых» русских. В этом же аспекте исследуется и речь людей разных профессий − актёров, режиссёров, писателей, политиков, предпринимателей, врачей, учителей, представителей различных молодёжных субкультур. Изучение речи проводится в нескольких аспектах – собственно лексическом, культурно-нормативном, стилистическом и концептуальном.

Спецсеминар доцента Е.П. Захаровой
«Современная речевая культура»
В спецсеминаре изучается современная речь в разных сферах и видах общения с точки зрения нормативности (соблюдения языковых, функционально-стилистических и коммуникативно-этических норм, формирования новых норм), эффективности и целесообразности, исследуется речевое поведение современных горожан, представителей разных социальных и профессиональных групп (студентов, преподавателей, администраторов, учителей, журналистов и др.)

Спецсеминар доцента Байкуловой А.Н.

«Неофициальное общение, его разновидности и реальное функционирование»

В семинаре студенты под руководством преподавателя овладевают навыками анализа речевого материала, собранного в семейной сфере, сфере родственного и дружеского общения, в рабочем коллективе. Возможно изучение СМИ, в частности проявление в них особенностей неофициального общения.

Спецсеминары кафедры общего литературоведения и журналистики

Спецсеминары кафедры общего литературоведения и журналистики посвящены широкому кругу тем, связанных с теорией и практикой отечественной литературы, литературной критики и журналистики, и дают возможность выбрать тематику своей работы среди огромного многообразия литературных и медийных явлений XIX, XX, XXI веков.

Спецсеминар профессора В.В. Прозорова «^ Проблема интерактивности в филологии и журналистике» посвящён исследованию интерактивности как совокупности универсальных свойств, разностороннее осмысление которых многое объясняет пытливому филологу и журналисту в процессах художественно-образной и масс-медийной коммуникации. В сферу интересов спецсеминара входят интерактивные ресурсы литературного текста, сюжеты и мотивы художественного мира Гоголя, творческие взаимоотношения Гоголя и его современников, поэтика чеховской драматургии, соотношение трех литературных родов (эпоса, лирики и драмы) и природы основных разновидностей современных СМИ (прессы, радио, телевидения, интернет-журналистики), феномен свободы в современной журналистике, тема цензуры и СМИ, саморегулирования в современной российской журналистике и др.

Научная проблематика спецсеминара профессора Е.Г. Елиной «Литература и журналистика России ХХ-ХХI веков» – исследование литературы, литературной критики и журналистики (печать, радио, телевидение и интернет-СМИ) советской и постсоветской эпохи. Объектами изучения в спецсеминаре являются литература и журналистика переходной эпохи (1920-е, 1960-е, 1990-е, 2000-е гг.), особенности отражения литературной жизни на страницах газет и журналов советского и постсоветского периода, жанровые и композиционные особенности художественных и журналистских произведений, взаимодействие текста и контекста, читательская направленность художественных и медийных текстов, история и теория литературной критики. Современная литературная критика. Читательская критика в Интернете, коммуникативные стратегии и способы авторской самопрезентации в журналистике и литературе, особенности психологизма и передачи вещного мира в современной прозе и поэзии, профессиональный портрет современного журналиста.

Спецсеминар доцента И.А. Книгина «Судьбы русской литературы и журналистики конца ХIХ – начала ХХI столетий» ориентирован на исследование нескольких взаимосвязанных линий в истории литературы, литературной критики и журналистики и главным образом посвящены малоизученным или вовсе не прописанным в науке страницам русской литературы и журналистики: изучение творчества и биографии писателей, литературный критиков, журналистов; подробное рассмотрение критических откликов современников на классические образцы отечественной литературы, на творчество как выдающихся, так и непервостепенных, но сыгравших важную роль в литературном процессе определённой эпохи художников слова; углублённое изучение идеологических позиций и направлений, эстетических платформ, жанрового многообразия публицистики периодических изданий последней трети ХIХ-начала ХХ веков. Значительное место среди проблемных вопросов, рассматриваемых в спецсеминаре, отводится теме «Литература и журналистика», а также различным аспектам, связанным с теорией и практикой современных СМИ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. «Фольклор – литература – культура: специфика и взаимодействие» icon1. «Фольклор – литература – культура: специфика и взаимодействие»
Нового времени; 5 фольклор и сми; 6 проблемы взаимодействия литературы и фольклора на протяжении xi–xxi вв. 7 древнерусская книжность...

1. «Фольклор – литература – культура: специфика и взаимодействие» iconЦыгане и русская культура литература и фольклор
Работа выполнена на кафедре истории русской литературы Тверского государственного университета

1. «Фольклор – литература – культура: специфика и взаимодействие» iconРеферат Философское учение о культуре. Взаимодействие природы и культуры
Взаимодействие природы и культуры. Эколо­гическая культура деятельности человека. 18

1. «Фольклор – литература – культура: специфика и взаимодействие» iconНациональная культура татарского народа, как и других народов создавалось...
Одной из ее частей являются разнообразные виды и жанры поэтического творчества. Фольклор каждого народа важен тем, что отражает его...

1. «Фольклор – литература – культура: специфика и взаимодействие» iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 10 Зарубежная литература и культура...
Знания, полученные в процессе освоения данной дисциплины, в соответствии с учебным планом, будут углублены и расширены в курсе «Зарубежная...

1. «Фольклор – литература – культура: специфика и взаимодействие» iconВопросы для экзамена по дисциплине «Детская литература»
Литература как способ отражения и средство познания действительности. Детская литература – часть общей литературы, специфика детской...

1. «Фольклор – литература – культура: специфика и взаимодействие» iconЛитература Отечественная и зарубежная литература Газета «Литература»
Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы

1. «Фольклор – литература – культура: специфика и взаимодействие» iconВопрос ы к экзамену по дисциплине «Детская литература с практикумом...
Литература как способ отражения и средство познания действительности. Понятия «детская литература» и «детское чтение». Специфика...

1. «Фольклор – литература – культура: специфика и взаимодействие» iconПознание как предмет философии специфика социального познания
Познание обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление,...

1. «Фольклор – литература – культура: специфика и взаимодействие» iconЭлектронный фонд “Русская литература и фольклор”: основные задачи и принципы создания



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница