Рабочая программа по литературе для базового уровня изучения литературы в средней школе 8 класс




Скачать 392.03 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе для базового уровня изучения литературы в средней школе 8 класс
страница1/3
Дата публикации07.09.2013
Размер392.03 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 490 с углубленным изучением иностранных языков Красногвардейского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

на Педагогическом совете Директор школы:

школы Н.Б.Александрова

Протокол № Приказ №

от _________________ от ___________________

Рабочая программа

по литературе

для базового уровня изучения литературы в средней школе

8 класс

Срок реализации – 1 год

Разработчик рабочей программы:

Александрова Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Год разработки программы – 2012

^ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

на заседании МО учителей зам. директора по УВР

русского языка и литературы А.В.Голубицкая

Председатель МО ________________ 2012 год

Н.А.Шурыгина

Протокол №

от _____________

СОДЕРЖАНИЕ

п/п

Раздел


Страница



Пояснительная записка


3



Содержание тем учебного курса


7



Требования к уровню подготовки обучающихся по литературе (8 класс, базовый уровень)


12



^ Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы:

-оценка устных ответов

-оценка сочинений

-оценка тестовых работ

-оценка диктантов

-оценка рефератов


14



^ Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся


17



Ресурсное обеспечение программы


30



  1. ^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса литературы для 8 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного основного общего образования по литературе, утвержденного приказом Минобразования от 05.03.2004 г. № 1089

  2. Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7.9.32)

  3. Образовательной программой ГБОУ средней школы № 490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2012-2013 учебный год

  4. Учебного плана ГБОУ средней школы № 490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2012 -2013 учебный год.

5. Примерной авторской программы основного общего образования по литературе для учащихся общеобразовательных учреждений 5- 11 классов (авторы: B.R Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008.)

6. Годового календарного учебного графика на 2012-2013 учебный год

Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю

Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:

  • «Шемякин суд» (из древнерусской литературы);

  • К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»;

  • М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывок);

  • С.А. Есенин «Пугачев»;

  • И.С. Шмелев «Как я стал писателем».

Вышеперечисленные произведения авторской программы могут быть использованы для чтения и обсуждения на уроках внеклассного чтения.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник-хрестоматию для 8 класса, обеспечивающие процесс обучения.

Данная рабочая программа реализуется в комплексе:

  1. Программы общеобразовательных учреждений Литература, 5-11 классы (Базовый уровень)

  2. Программа под ред. В.Я. Коровиной, Москва: Просвещение, 2008 г.

  3. ) Учебник В. Я. Коровина, Журавлев В.П., Коровин В. И. Литература: 8 класс. в 2-х частях. – Москва: Просвещение, 2012 г.

  4. Коровина В.Я. , Журавлев В.П., Коровин В.И. «Читаем, думаем, спорим. 8 класс. Москва: Просвещение , 2006 г.


Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование  гуманистического

мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста , образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и  содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение основных историко-литературных сведений о русской литературе 19 века и 20 века;

  • овладение теоретико-литературными понятиями;

  • формирование способности к анализу художественных произведений; умения пользоваться литературоведческими справочниками, словарями и другими источниками информации;

  • освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной компетенций.

Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование  навыков речевого общения. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие  развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.   Изучение русской литературы включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.  
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития литературных  процессов открывает возможность для осмысленного восприятия русской классической литературы как части мировой культуры.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет  адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой  целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе основного общего образования, отражающее важнейшую  особенность  педагогической  концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных  результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных   предметов) к  межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты  представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику  не отдельных предметов, а ступеней общего образования.  В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятельности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса литературы.

Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть   монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается  использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.). С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Цели преподавания:

  • Приобщение учащимся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

  • Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • Освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи преподавания:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

  • устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

  • научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Сроки освоения программы: 1 год

Объем учебного времени: 68 часов

Форма обучения: очная

Режим занятий: 2 часа в неделю


Методы и формы, технологии обучения:

  1. Традиционное обучение

  2. Активное обучение (сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуализация обучения)

  3. Интерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах)

  4. Уровневая дифференциация;

  5. Проблемное обучение;

  6. Информационно-коммуникационные технологии;

  7. Здоровье сберегающие технологии;

  8. Коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

 Испльзуемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов     обучения

  • Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

  • Устный пересказ: подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

  • Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литератур ном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).

  • Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).

  • Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, до кладов и пр.).

  • Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

  • Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах.

  • Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

  • Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

  • Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

  • Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

  • Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах

Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы.

Учебник «Литература для 8 класса  общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе» Авторы-составители: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И., М, Просвещение, 2012  соответствует  Федеральному списку учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих  образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для базового уровня изучения литературы в средней школе 8 класс iconРабочая программа по литературе для базового уровня изучения литературы в средней школе 8 класс
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Рабочая программа по литературе для базового уровня изучения литературы в средней школе 8 класс iconРабочая программа по литературе для 9 класса (102 часа)
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы

Рабочая программа по литературе для базового уровня изучения литературы в средней школе 8 класс iconРабочая программа по предмету литературное чтение 2 класс
...

Рабочая программа по литературе для базового уровня изучения литературы в средней школе 8 класс icon«глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко»
...

Рабочая программа по литературе для базового уровня изучения литературы в средней школе 8 класс iconРабочая программа по обществознанию для 5 класса Составитель
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе типовой программы базового стандартного уровня

Рабочая программа по литературе для базового уровня изучения литературы в средней школе 8 класс iconРабочая программа по литературе составлена на основе Федерального...
Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года, примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11...

Рабочая программа по литературе для базового уровня изучения литературы в средней школе 8 класс iconРабочая программа учителя по информатике 6 класс Автор: Орехов О....
М.: бином. Лаборатория знаний, 2005. Она существенно дополняет содержание учебников «Информатика» для 6 класса. Программа составлена...

Рабочая программа по литературе для базового уровня изучения литературы в средней школе 8 класс iconРабочая программа по литературе 6 класс
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...

Рабочая программа по литературе для базового уровня изучения литературы в средней школе 8 класс iconРабочая программа по литературе составлена на основе федерального...
Рабочая программа предназначена для изучения литературы в 9 классе средней общеобразовательной школы по учебнику «Литература. 9 класс»,...

Рабочая программа по литературе для базового уровня изучения литературы в средней школе 8 класс iconРабочая программа по литературе составлена на основе федерального...
Рабочая программа предназначена для изучения литературы в 9 классе средней общеобразовательной школы по учебнику «Литература. 9 класс»,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница