Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы гбоу сош №128 Калининского района Санкт-Петербурга Корсановой Елены Геннадьевны




Скачать 400.78 Kb.
НазваниеОбобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы гбоу сош №128 Калининского района Санкт-Петербурга Корсановой Елены Геннадьевны
страница1/4
Дата публикации07.09.2013
Размер400.78 Kb.
ТипРеферат
www.lit-yaz.ru > Литература > Реферат
  1   2   3   4
Обобщение педагогического опыта

учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 128

Калининского района Санкт-Петербурга

Корсановой Елены Геннадьевны
«Использование педагогических технологий как средство активизации познавательного интереса учащихся

на уроках русского языка и литературы»

Содержание:
I. Введение.

II. Теоретическая база опыта.

III. Педагогическая технология на уроке.

  • Проблемное обучение

  • Исследовательская деятельность

  • Критическое мышление

  • Творческая мастерская

  • Развивающее обучение

  • Информационные технологии

IV. Использование педагогических технологий во внеурочной деятельности.

  • Учебно-исследовательская деятельность

  • Проектная деятельность

V. Заключение.

^ I. Введение.
«Перед вами громада – русский язык! Наслаждение зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы», - писал великий писатель Н.В.Гоголь. Я, как педагог, учитель словесности, не могу не согласиться с этим высказыванием, понимая, что ключевыми его словами являются «наслаждение», «погрузиться», «чудные законы». Но современные учащиеся, погруженные совсем в другой мир, мир компьютеров, мобильных телефонов, не способны испытывать наслаждение от изучения русского языка, понять значение для себя этой области знаний.

Что уж говорить о литературе? Думаю, поддержат меня коллеги в том, что трудно сейчас добиться полноценного чтения учащимися классических художественных произведений (хотя бы в объеме школьной программы). Не видят современные дети ценностей, которые им может подарить русская литература. Чаще всего ее изучение сводится к поверхностному чтению или эпизодическому ознакомлению с произведением.

Но ведь язык и литература являются частью общенациональной культуры народа. Как же можно смотреть спокойно на то, что происходит с современной молодежью? Да и требования образовательных стандартов требуют достаточно высокого уровня овладения знаниями, умениями и навыками по данным предметам.

Работая в общеобразовательной школе, где учатся дети, имеющие разные интеллектуальные, психологические, мотивационные и поведенческие особенности, я осознаю, что первоначальной моей задачей, как учителя, должен быть поиск таких средств обучения, которые, во-первых, привлекут учащихся к процессу получения знаний по моим предметам, то есть повысят познавательный интерес моих учеников; во-вторых, дадут им возможность реализовать свою индивидуальность; и, наконец, позволят реализовать главный принцип учителя – словесника - единство обучения и нравственно-эстетического воспитания. «Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе и развивать духовные способности учащихся», - писал Федор Буслаев.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения познавательного интереса и, как следствие этого, качества учебного процесса является выбор инструментария обучения.

«Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем» - писал Я.А.Каменский.

На мой взгляд, этот инструментарий должны составлять активные средства обучения, способные «расшевелить» познавательные интересы учащихся. Эти средства обучения составляют основу педагогических технологий, широко использующихся сейчас в педагогической практике. Их применение не исключает традиционных, классических методов и способов обучения, проверенных временем и практикой. Тем не менее, без включения в учебный процесс современных педагогических технологий мы не сможем добиться тех результатов, которые ставит перед нами современное образование.

Именно поэтому в течение нескольких лет я занималась проблемой развития познавательных интересов учащихся на уроках русского языка и литературы путем использования современных педагогических технологий.
^ II. Теоретическая база опыта.
В основе педагогической деятельности каждого учителя лежат требования федерального компонента государственного стандарта общего образования, основными из которых являются следующие:

Направленность общего образования на личностное развитие детей:

  • приобретение опыта разнообразной деятельности;

  • опыта познания и самопознания;

  • подготовка к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути

Учащиеся основной и профильной школы должны научиться:

  • самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения;

  • самостоятельно оценивать и регулировать свою деятельность;

  • самостоятельно планировать свой образовательный маршрут

Результаты образования:

  1. Личностные

    • Самоопределение:

внутренняя позиция школьника;

самоиндификация;

самоуважение и самооценка

  • Смыслообразование:

мотивация (учебная, социальная);

границы собственного знания и «незнания»

  • Морально-этическая ориентация:

ориентация на выполнение моральных норм;

способность к решению моральных проблем ;

оценка своих поступков

  1. Метапредметные

    • Регулятивные:

управление своей деятельностью;

контроль и коррекция;

инициативность и самостоятельность

  • Коммуникативные:

речевая деятельность;

навыки сотрудничества

  • Познавательные:

работа с информацией;

работа с учебными моделями;

использование знако-символических средств, общих схем решения;

выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения,

классификации, установления аналогий, подведения под понятие

  1. Предметные

  • основы системы научных знаний

  • опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию

и применению нового знания

  • предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Все перечисленные требования могут и должны быть сформированы у учащихся в ходе организации их познавательной деятельности.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно- полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку, учебно-познавательной деятельности или учении

Отношение учащихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

«Образование – это индустрия, направленная в будущее». (С. П. Капица). А значит, это процесс, в основе которого лежат технологии, способные получить положительный результат обучения.

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях МОДЕЛЬ совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. (В. М. Монахов). Из данного определения следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами.

В структуру педагогической технологии входят:

    • цели обучения – общие и конкретные;

    • содержание учебного материала;

    • организация учебного процесса;

    • методы и формы учебной деятельности школьников;

    • методы и формы работы учителя;

    • деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

    • диагностика учебного процесса;

В настоящее время существует большое количество педагогических технологий, которые широко используются в педагогической практике. Я хочу поделиться своим опытом использования активных средств обучения учащихся на уроках и во внеклассной деятельности.

^ III. Использование педагогических технологий на уроке


  • Проблемное обучение.


Большинство учащихся испытывают потребность в эмоциональном удовлетворении от преодоления трудностей (на преодолении трудностей построено проблемное обучение).

Прежде всего, в качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Данный принцип предполагает путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создание в мышлении учащегося такой ситуации, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках, а в результате собственной активной познавательной деятельности.

Проблемные ситуации на уроках способствуют вовлечению личности ребёнка в мыслительный процесс, создают положительную мотивацию к изучению предмета. Проблемно-мотивационную среду я создаю разными приемами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом, самостоятельной работой.
Из опыта работы.

Как пример проблемной ситуации могу привести фрагмент, который использовался на уроке русского языка в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения».

^ Задание учащимся

- Прочитайте отрывок из стихотворения и определите, какие слова относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос.
^ Михаил Исаковский

«Враги сожгли родную хату»
Никто солдату не ответил.

Никто его не повстречал.

И только теплый летний вечер

Траву могильную качал.
- Какими членами предложения являются слова «теплый», «летний»)?

- Почему в предложении между ними не стоит запятая?(Проблемный вопрос)

- Попробуйте ответить на этот вопрос, самостоятельно исследовав данные определения.

Учащимся выдается карточка с вопросами. Они отвечают на них, вписывая кратко ответ. Самостоятельная работа.

  • Какой частью речи выражены данные определения? (Ответ: прилагательными).

  • Что обозначают прилагательные? (Ответ: признаки предметов)

  • Как характеризует вечер

признак «теплый» (Ответ: по ощущениям)

признак «летний» (Ответ: по времени года)

  • Одинаково или по-разному характеризуют предмет эти два признака?

(Ответ: по-разному).

  • Являются ли эти определения однородными? (Ответ: не являются однородными).

^ Проверка выполненной работы. На слайде появляются ответы на вопросы. Учащиеся проверяют себя и делают вывод, что не все определения бывают однородными.
Решение проблемных ситуаций тесно связано с исследовательской деятельностью учащихся на уроке, так как поиск их решения предполагает самостоятельный мыслительный процесс ученика, в результате которого он получает необходимые знания.

Поэтому организация исследовательской деятельности также является активным средством обучения.


  • ^ Исследовательская деятельность учащихся на уроке.


Главная задача учителя, на мой взгляд, сегодня состоит в том, чтобы создать необходимые психолого-педагогические условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Исследовательская деятельность- это творческий процесс совместной деятельности субъектов (ученика и учителя) по поиску решения неизвестного, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей и формируется научное мировоззрение. Усилия по организации исследовательской деятельности должны быть направлены не на абстрактную подготовку ученика к взрослой жизни, а на формирование научного мышления, на искреннюю заинтересованность к самостоятельному познанию окружающей действительности.

Начинаю заниматься с учениками исследовательской деятельностью уже с 5 класса, так как полноценная исследовательская деятельность требует накопления знаний и умений. На уроке все начинается с возникновения исследовательской задачи, соединяющей учебный и научный смысл.
Из опыта работы.

При изучении сказки К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб" ученики-пятиклассники сразу обращают внимание на её жанровые особенности. Почему К. Паустовский назвал своё произведение сказкой? Всё ли в нём похоже на сказку? Так начинается наблюдение над тем, как переплетаются в произведении сказочные и реальные мотивы. При чтение произведения учащиеся записывают свои исследования в тетрадь по определенному алгоритму (данному им учителем), после этого делятся своими результатами с одноклассниками и делают обобщения-выводы.
Из опыта работы.

На уроке русского языка в 6 классе по теме «Понятие об имени числительном» учащимся предлагается исследование новой части речи. Для этого они самостоятельно работают с заранее предложенным текстом и заполняют таблицу.


Вопрос

Ответ

записать цифрами

Ответ

записать словами

На какой вопрос

отвечают

Что обозначают




^ Сколько абзацев в тексте?
















^ Сколько слов в третьем предложении?













Сколько существительных в тексте?













^ Какое по счету предложение заключает в себе основную мысль текста?
















^ В каком по счету предложении вы работали над орфограммой в приставке?













^ В котором часу вы выполняете данную работу?














Работа с данной таблицей позволяет решать сразу несколько учебных задач:

  • анализ текста;

  • выделение из известных понятий нового понятия (новой части речи);

  • наблюдение за признаками новой части речи;

  • наблюдение за разновидностями новой части речи

В результате самостоятельной работы учащиеся понимают, что в русском языке есть слова, при помощи которых записывается число, количество предметов и порядок предметов при счете; что они отвечают на вопросы: сколько? какой по счету? - и в зависимости от этого делятся на две группы; что могут записываться одним или несколькими словами и т.д. То есть в процессе исследования ученики получают все знания, необходимые им формирования понятия «Имя числительное». И эти знания они получили самостоятельно. В результате им не составляет большого труда составить определение новой части речи.
Одной из важнейших задач считаю пробуждение у учеников исследовательского интереса.
Из опыта работы

На уроках русского языка, развитию речи предлагаю такие, например, задания:

  • ^ Исследуя текст, найдите основные языковые средства связи между предложениями (повторяющиеся слова, местоимения и наречия, близкие по смыслу слова, союзы).

  • Исследуя текст и докажите, что наиболее частый способ словообразования существительных – суффиксальный, а затем менее продуктивный – приставочно-суффиксальный.

  • ^ Исследуйте предложения, найдите ряды однородных членов (не мене трех) в каждом.

Даю домашние задания творческого характера: отыскать в знакомом произведении русской литературы ту пунктограмму, которая изучалась на уроке. Учащиеся проводили настоящие исследования, а успешно выполненные задания сразу становились материалом для индивидуальной и групповой работы на уроке. Изученная тема наполняется особым смыслом, школьникам становится очевидно, для чего нужны им полученные знания и умения, и понятно, как речь обычная превращается в образную.

Домашнее задание – всегда выбор для ученика: можешь подготовить упражнение к уроку, а можешь провести собственное исследование, на которое отводится больше времени два – три дня. Некоторые ребята выбирают самостоятельные исследования.

^ Задание на дом: «В произведениях русской литературы найдите случаи, когда автор добивается художественной выразительности с помощью деепричастных оборотов?»
Таким образом, даже небольшие исследовательские работы становятся естественным выражением мысли учащихся. В результате развивается интеллект, речь, пробуждается талант, который заложен в каждом.


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы гбоу сош №128 Калининского района Санкт-Петербурга Корсановой Елены Геннадьевны iconУрок русского языка (с презентацией) в 6 классе учителя русского...

Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы гбоу сош №128 Калининского района Санкт-Петербурга Корсановой Елены Геннадьевны iconМетодическое сопровождение проекта «Чудесные превращения». Автор:...
Учитель-логопед гбдоу №68 (компенсирующего вида) Калининского района г. Санкт-Петербурга

Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы гбоу сош №128 Калининского района Санкт-Петербурга Корсановой Елены Геннадьевны icon«Литература. 9 класс» под ред. И. Н. Сухих, С. П. Белокуровой
Белокурова Светлана Павловна – учитель русского языка и литературы гимназии №405 Санкт-Петербурга, методист Научно-методического...

Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы гбоу сош №128 Калининского района Санкт-Петербурга Корсановой Елены Геннадьевны iconПлан воспитательной работы гбоу сош №172 Калининского района Санкт...
...

Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы гбоу сош №128 Калининского района Санкт-Петербурга Корсановой Елены Геннадьевны iconМетодическая разработка урока литературы в 10 м классе Кобиль Татьяна...
Цель: показать разнообразие художественных индивидуальностей поэзии серебряного века

Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы гбоу сош №128 Калининского района Санкт-Петербурга Корсановой Елены Геннадьевны iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013- 14 учебный год)
Место выполнения работы: гбоу сош №6, 199106 ул. Шевченко д. 3 лит. «А» Василеостровского района г. Санкт-Петербурга

Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы гбоу сош №128 Калининского района Санкт-Петербурга Корсановой Елены Геннадьевны iconКонспект открытого мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста...
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 Калининского района Санкт-Петербурга

Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы гбоу сош №128 Калининского района Санкт-Петербурга Корсановой Елены Геннадьевны iconПетербурга Администрация Петроградского района Санкт-Петербурга Санкт-Петербургская...
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Центр иностранной литературы «Релод-С. Петербург» и Гимназия...

Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы гбоу сош №128 Калининского района Санкт-Петербурга Корсановой Елены Геннадьевны iconУрок русского языка в 5 классе «Фонетика»
Автор: Попков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош №112 Калининского района г. Уфы, Отличник образования...

Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы гбоу сош №128 Калининского района Санкт-Петербурга Корсановой Елены Геннадьевны iconКонспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы
Место выполнения работы: гбдоу детский сад №43 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница