Учебное пособие для студентов педагогических вузов и университетов по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование»




Скачать 107.1 Kb.
НазваниеУчебное пособие для студентов педагогических вузов и университетов по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование»
Дата публикации06.09.2013
Размер107.1 Kb.
ТипУчебное пособие
www.lit-yaz.ru > Литература > Учебное пособие
Министерство образования и науки Российской Федерации

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Институт педагогики и психологии

Кафедра педагогики и методики начального образования

Камалова Л.А.

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Учебная хрестоматия
Учебное пособие для студентов педагогических вузов и университетов

по направлению 050100.62 «Педагогическое образование»

профиля «Начальное образование» (бакалавр),

по специальности 050708.65 – «Педагогика и методика начального образования»

Казань - 2013

Печатается по решению Ученого совета Института педагогики и психологии Казанского (Приволжского) федерального университета
УДК 371. 64 /.69

ББК я721

К 18

Автор-составитель:

Л.А. Камалова


К 18 Детская литература: Учебная хрестоматия для студентов педагогических вузов и университетов по направлению 050100.62 «Педагогическое образование» профиля «Начальное образование» (бакалавр), по специальности 050708.65 – «Педагогика и методика начального образования» /Авт.-сост. Л.А.Камалова. – Казань:КФУ,2013. - 370 с.
Камалова Л.А.

К 18 Учебная хрестоматия по детской литературе включает обширный материал из круга детского чтения: детский фольклор, русские народные сказки, малые фольклорные жанры, русский героический эпос, произведения классиков детской литературы ХIХ - ХХ в.в., произведения современной отечественной литературы.

Книга предназначена студентам педагогических вузов и университетов по направлению 050100.62 «Педагогическое образование» профиля «Начальное образование» (бакалавр), по специальности 050708.65 – «Педагогика и методика начального образования», будущим учителям начальных классов.
ISBN 978-5-9222-0609-9

© Камалова Л.А., 2013

ВВЕДЕНИЕ
Курс «Детская литература» - один из основных в профессионально-образовательной программе подготовки специалистов по направлению «Педагогическое образование» профиля «Начальное образование» (бакалавр), по специальности 050708.65 – «Педагогика и методика начального образования».

Студенты, обучающиеся по данному профилю, будут специалистами в области начального образования, им предстоит работать в начальной школе с детьми младшего школьного возраста, в том числе читать и анализировать произведения детских писателей на уроках литературного чтения. Такая деятельность специалиста начального образования предполагает начитанность, филологическую грамотность, образованность, знание произведений детской литературы., умение их анализировать и интерпретировать. Будущий специалист в области начального образования должен научить младших школьников овладеть приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, научить читать книги и уметь их самостоятельно выбирать, сформировать у ребенка духовную потребность в книге и чтении.

В результате освоения курса детской литературы студенты должны знать круг чтения детей младшего школьного возраста; жанровую систему детского фольклора и литературы; особенности выразительных средств, свойственных детскому фольклору и литературе; законы бытования в детской субкультуре «живых» жанров детского фольклора; особенности мастерства детских писателей-классиков и писателей современности; основные понятия, связанные с художественной природой произведений детской художественной словесности.

В учебном пособии «Детская литература» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика начальной школы к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми младшего школьного возраста, читательских предпочтений учащихся начальной школы.

Хрестоматия по детской литературе включает обширный материал из круга детского чтения: это произведения устного народного творчества, начиная с поэзии пестования, народных сказок до русского героического эпоса; произведения классиков отечественной литературы ХIХ - ХХ в.в.; произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

В учебной хрестоматии «Детская литература» большое место занимают произведения современных детских писателей, которые включены в программу обучения литературному чтению в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Данное учебное пособие позволит студентам, обучающимся по направлению «Педагогическое образование» профиля «Начальное образование» (бакалавр), прочитать тексты художественных произведений, изучаемых в современной начальной школе, сформировать собственное представление об авторах книг, темах, проблемах, поднимаемых в том или ином произведении, увидеть специфику жанров детской литературы, понять мир ребенка и мир детства, создаваемый детскими писателями.

Немаловажное значение имеет курс для воспитания личности будущего учителя начальных классов на материале произведений детской литературы. В ходе чтения и анализа текстов художественных произведений происходит формирование духовно-нравственных качеств личности студентов; формируется культура умственного труда; воспитывается уважение к другим культурам. Полноценное взаимодействие с ребенком невозможно без знаний детской литературы, созданной по законам художественного творчества на основании знания детской психологии.

Детская литература обладает универсальными возможностями для дальнейшей профессиональной деятельности учителя начальных классов, так как результаты ее освоения востребованы в следующих видах профессиональной деятельности: в учебно-воспитательной, научно-методической, социально-педагогической, культурно-просветительной, коррекционно-развивающей.

Изучение курса детской литературы по учебному пособию «Детская литература» дает возможность формировать у студентов-будущих учителей начальных классов необходимые специальные компетенции: профессиональные знания, рефлексивно-аналитические и методические умения, коммуникативные и социальные компетенции.

Студенты научатся:

- «распознавать» произведения детских писателей-классиков (устанавливать авторство, мотивировать атрибуцию);

- определять жанровую принадлежность произведений детской литературы и фольклора;

- создавать подражательные произведения, ориентируясь на фольклорные и литературные жанры, а также творческую манеру детских авторов;

- анализировать художественную форму и содержание произведений детской литературы и фольклора;

- сопоставлять произведения разных жанров, стилей, форм, авторов, проводить аналогии, обобщать прочитанное.

Специфика учебного пособия «Детская литература» заключается в том, что учебная хрестоматия является одной из частей системного авторского курса детской литературы, состоящего из учебного пособия «Детский фольклор», «Контрольные задания и тесты по детской литературе», «Учебная хрестоматия».


Обучение студентов по учебной хрестоматии «Детская литература» создает необходимые условия для реализации требований ФГОС НОО и Стандартов высшего профессионального образования третьего поколения, т.к. учитывает преемственность между литературным развитием младшего школьника в начальной школе и овладением литературного курса «Детская литература» в учебном заведении высшего профессионального образования.

Таким образом, в процессе изучения курса по хрестоматии «Детская литература» осуществляется формирование устойчивого интереса к литературе не только как к форме освоения действительности и важному источнику нравственных представлений личности, но и как к источнику профессиональных знаний, необходимых учителю начальных классов.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Устное народное творчество…………………………………………....................................5

Колыбельные песни……………………………………………………………………………………….5

Пестушки и потешки……………………………………………………………………………………...6

Прибаутки и небылицы…………………………………………………………………………………...8

Скороговорки…………………………………………………………………………………………….11

Закличики и приговорки………………………………………………………......................................12

Загадки……………………………………………………………………………………………………14

Пословицы……………………………………………………………………………………………….18

Считалки и игры…………………………………………………………………………………………20

Русские народные сказки………………………………………………………………………………..22

Былины………………………………………………………………………….......................................35

ГЛАВА 2. Русская детская литература первой половины ХІХ века…………………………………41

Крылов И.А.……………………………………………………………………........................................41

Жуковский В.А…………………………………………………………………………………………..44

Пушкин А.С……………………………………………………………………………………………....49

Лермонтов М.Ю………………………………………………………………………………………….81

Ершов П.П………………………………………………………………………………………………..85

Погорельский Антоний……………………………………………………….......................................128

Одоевский В.Ф………………………………………………………………………………………….139

ГЛАВА 3. Русская детская литература второй половины ХІХ века………………………………..147

Некрасов Н.А.…………………………………………………………………………………………..147

Плещеев А.Н……………………………………………………………………………………………153

Фет А.А…………………………………………………………………………………………………156

Тютчев Ф.И……………………………………………………………………………………………..157

Майков А.Н……………………………………………………………………………………………..158

Никитин И.С……………………………………………………………………………………………159

Суриков И.З…………………………………………………………………………………………….162

Толстой А.К…………………………………………………………………………………………….165

Даль В.И……………………………………………………………………….......................................167

Аксаков С.Т…………………………………………………………………………………………….170

Ушинский К.Д………………………………………………………………………………………….174

Толстой Л.Н……………………………………………………………………………………………..175

Мамин-Сибиряк Д.Н………………………………………………………….......................................179

Гаршин В.М…………………………………………………………………………………………….186

Чехов А.П……………………………………………………………………………………………….188

ГЛАВА 4. Русская детская литература ХХ века…………………………………………………….193

Бунин И.А………………………………………………………………………………………………193

Бальмонт К.Д………………………………………………………………….......................................194

Цветаева М.И………………………………………………………………………………………….. 195

Блок А.А…………………………………………………………………………………………………196

Гумилев Н.С…………………………………………………………………………………………….197

Есенин С.А……………………………………………………………………........................................198

Куприн А.И……………………………………………………………………………………………...200

Ремизов А.М………………………………………………………………………………………….....208

ГЛАВА 5. Детская литература 20-30-х годов………………………………………………………...210

Горький Максим………………………………………………………………………………………..210

Чуковский К.И………………………………………………………………………………………….213

Маршак С.Я……………………………………………………………………………………………..223

Черный Саша……………………………………………………………………………………………228

Маяковский В.В………………………………………………………………………………………...230

Владимиров Ю.Д.……………………………………………………………………………………….237

Хармс Д.И……………………………………………………………………………………………….239

Барто А.Л………………………………………………………………………………………………..240

Толстой А.Н……………………………………………………………………………………………..242

Гайдар А.П…………………………………………………………………….....................................246

Бажов П.П……………………………………………………………………………………………...251

ГЛАВА 6.Художественно-познавательная литература 20-30- х годов…………………………....255

Пришвин М.М…………………………………………………………………………………………255

Житков Б.С……………………………………………………………………………………………..257

Бианки В.В……………………………………………………………………........................................261

Паустовский К.Г………………………………………………………………………………………..262

Чарушин Е.И……………………………………………………………………………………………266

ГЛАВА 7.Детская литература 40-50-х…………………………..........................................................268

Пантелеев Леонид………………………………………………………………………………………268

Осеева В.А……………………………………………………………………………………………....270

Катаев В.П………………………………………………………………………………………………273

ГЛАВА 8. Детская литература 60-80-х годов………………………………………………………..277

Благинина Е.А…………………………………………………………………………………………..277

Михалков С.В………………………………………………………………………………………..... 278

Токмакова И.П………………………………………………………………………………………….282

Заходер Б.В……………………………………………………………………………………………..284

Аким Я.Л………………………………………………………………………………………………..287

Берестов В.Д…………………………………………………………………………………………….289

Сеф Р.С…………………………………………………………………………………………………..291

Носов Н.Н……………………………………………………………………………………………….294

Драгунский В.Ю……………………………………………………………………………………….298

Астафьев В.П…………………………………………………………………………………………..303

Успенский Э.Н…………………………………………………………………………………………307

Погодин Р.П…………………………………………………………………………………………...310

Сапгир Г.В………………………………………….. ………………………………………………...313

Мориц Ю.В…………………………………………………………………………………………..…315

Коваль Ю.И……………………………………………………………………………………………..317

Голявкин В.В……………………………………………………………………………………………318

Козлов С.Г……………………………………………………………………………………………....320

Шварц Е.Л……………………………………………………………………………………………....322

ГЛАВА 9. Историческая литература…………………………………………………………………327

Алексеев С.П…………………………………………………………………………………………...327

ГЛАВА 10.Фантастика в детском чтении…………………………………………………………....335

Булычев Кир……………………………………………………………………………………………335

Велтистов Е.С………………………………………………………………… ………………………340

ГЛАВА 11. Природоведческая литература 60-80- х годов………………………………………….347

Снегирев Г.Я……………………………………………………………………………………….…..347

Сладков Н.И……………………………………………………………………………………………348

ГЛАВА 12. Современные детские писатели………………………………………………………….352

Сергуненков Б.С………………………………………………………………………………………..352

Цыферов Г.М…………………………………………………………………………………...……….354

Хмельницкий В.Н……………………………………………………………………………………....355

Орлов В.В…………………………………………………………………………………………….…356

Горбовский Г.Я…………………………………………………………………………………………358

Усачев А.А…………………………………………………………………….......................................360

Бородицкая М.Я………………………………………………………………………………………...362

Матвеева Н.Н…………………………………………………………………........................................365

Собакин Тим…………………………………………………………………………………………….366

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие для студентов педагогических вузов и университетов по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование» iconМгу им. М. В. Ломоносова и Гуманитарном институте. Для студентов,...
Ш95 Основы нейрофизиологии: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. с. 277

Учебное пособие для студентов педагогических вузов и университетов по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 22 История зарубежной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 22 История зарубежной литературы: античная литература для студентов, обучающихся...

Учебное пособие для студентов педагогических вузов и университетов по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»...

Учебное пособие для студентов педагогических вузов и университетов по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дв 1 Детская литература...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дв 1 Детская литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100....

Учебное пособие для студентов педагогических вузов и университетов по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование» iconОсновы управленческой деятельности учебное пособие Москва
Учебное пособие рассчитано на студентов технических вузов, обучающихся по специальностям направления «Информационная безопасность»,...

Учебное пособие для студентов педагогических вузов и университетов по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование» iconПримерный учебный план по направлению подготовки 050100 «Педагогическое...
Примерный учебный план по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»

Учебное пособие для студентов педагогических вузов и университетов по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование» iconРабочая программа составлена на основе: Федерального государственного...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое...

Учебное пособие для студентов педагогических вузов и университетов по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование» iconПрограмма учебной практики (формирование культуры здорового и безопасного...
Учебная практика является составной частью образовательного маршрута студента бакалавра. Программа практики составлена в соответствии...

Учебное пособие для студентов педагогических вузов и университетов по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование» iconУчебное пособие для студентов вузов и практических работников. М: Тц «Сфера»
Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. — М: тц «Сфера», 2000....

Учебное пособие для студентов педагогических вузов и университетов по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование» iconУчебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике...
Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике, для студентов 4-го и 5-го курсов отделения романо-германской...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница