Урок по литературе в 10 классе по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети»




Скачать 54.09 Kb.
НазваниеУрок по литературе в 10 классе по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Дата публикации06.09.2013
Размер54.09 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Открытый урок по литературе в 10 классе по произведению И.С.Тургенева «Отцы и дети» учителя русского языка и литературы Терентьевой И.В.
Тема: «Испытание любовью. Евгений Базаров и Анна Одинцова».

Эпиграф к уроку: «...За одну минуту любви больше узнаёшь о человеке, чем за месяц наблюдений...» Р.Роллан

Оборудование:

-творческие работы учеников (дневники Базарова и Одинцовой);

- свеча (лампада);

-магнитофон;

-иллюстрации к роману;

-высказывания на доске:

1.Только ею, только любовью держится и движется жизнь. И.С.Тургенев

2 Болезнь любви неизлечима. А.С.Пушкин

3.Известно, что пламенное чувство изъясняется кратко, но сильно. Г.Р.Державин

4.Люблвь столь всесильна, что перерождает и нас самих. Ф.М.Достоевский

5.Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить. А.П.Чехов

6.Да разве можно объяснить, почему кто-то в кого-то влюбляется? Р.Роллан

7.Кто не знал любви, тот всё равно, что не жил. Ж.Мольер

8.Разлука для любви – что ветер для огня: слабую она гасит, а большую раздувает. Р.Бюсси
^ Ход урока.
-Господа, будемте говорить о любви...

-Нет, зачем говорить о любви, а вот вы упомянули об Одинцовой... Так, кажется, вы её назвали? Кто эта барыня?
-Вспомните, кому принадлежат эти слова. Где они произносятся и в какой сцене? (Кукшина и Базаров, в доме мадам Кукшиной)

Вопреки желанию главного героя романа И.С.Тургенева не говорить о любви, мы с вами сегодня на уроке об этом говорить будем. И тема нашего урока будет звучать так: «Испытание любовью». (Записываем в тетрадь). Эпиграфом к теме я взяла слова самого писателя – И.С.Тургенева: «Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Обращаю ваше внимание также на высказывания известных русских и зарубежных писателей, философов о любви. Вы можете использовать их в ваших рассуждениях на уроке.
Способность глубоко любить И.С.Тургенев считал одним из важнейших качеств человека. Почти все тургеневские герои проходят «испытание любовью». А как вы понимаете смысл этого выражения? Что значит испытание? (Проверка).

-Что проверяется в человеке любовью? ( Дух, сила воли, жизнеспособность, характер...) Словом, любовью в человеке проверяется человек!

-Какие произведения вы можете назвать, где герои проверяются этим чувством? («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Ася» и другие.)

-А кого в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенев испытывает этим чувством? (Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых, Аркадия, Фенечку, Катю, Базарова, Одинцову.)

Мы с вами говорили о Павле Петровиче, о его любви к княгине Р. К какому выводу пришли на уроке? Прошёл он испытание любовью? (как человек светский – нет: сломался, бросил к ногам княгини Р. всё: блестящее положение в обществе, службу, карьеру; как просто человек – да.)
Обратимся теперь к Базарову и Одинцовой.

^ Цель нашего урока - выяснить, какие взаимоотношения между ними? Выдерживает ли Евгений испытание любовью.

-Вспомните, где мы впервые видим Анну Сергеевну. Нарисуйте её словесный портрет. (Аристократка, очень красива, царственна, величава, требует к себе почтения и поклонения.) Напоминает ли она вам какую-нибудь героиню из классической русской литературы? (Татьяна Ларина из «Евгения Онегина» на балу в Петербурге.)

-Какое впечатление производит Одинцова на Базарова? Вспомните его слова в её адрес. (Гл. 14 текста)

Тургенев пишет: «Аркадия покоробило от цинизма Базарова». Как это понять? ^ Базаров – пошлый человек? Циник?
Словарная работа.

Цинизм – пренебрежение к нормам общей морали, нравственности, наглость, бесстыдство.

Пошлый – низкий в нравственном отношении, безвкусно-грубый.
Примерные ответы ребят: Базаров не циник, не пошлый человек по отношению к женщинам. В силу своих убеждений он не может говорить по-другому, он – нигилист. Красивые слова не для него! В грубой форме Базаров выражает свои негрубые мысли о красоте женщины.

-А вот, что по этому поводу пишет исследователь творчества И.С.Тургенева Овсянико-Куликовский в своей книге «И.С.Тургенев». 1890г. (чтение фрагмента учеником. См. хрестоматию со слов: «Описывая сцену у Одинцовой............................. .Одно пошлое её (Одинцову) отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова».

^ Итак, Базаров оказался неравнодушным к женской красоте, хотя считал себя противником всякой красоты.

Кто же такая Одинцова, вызвавшая интерес Базарова и заставившая его «сконфузиться»? (Гл. 15)

^ Давайте представим себя в имении Анны Сергеевны – Никольском (см. иллюстрации) и понаблюдаем за гостями и хозяйкоц дома.

15 дней гостили Базаров и Аркадий («Как по рельсам катишься...» – говорит Базаров Аркадию о жизни здесь.)

-^ Какие изменения вы замечаете в Базарове? Гл.27. ( Легко раздражается, говорит с неохотой, глядит сердито, не может усидеть на месте, проявляется небывалая прежде тревога, мало говорит с Аркадием, избегает его и даже как будто стыдится.)

-Давайте по тексту найдём описание странного поведения героя и объяснение ему. (Чтение отрывка учеником гл. 21)

-Что же произошло с Евгением Васильевичем? (Базаров полюбил Одинцову, не только красивую женщину, но и человека интеллектуально близкого ему, умного и сильного.)

-Значит «романтика существует»? Да, и Базаров вынужден убедиться в этом на собственном опыте. Это ему урок, и в то же время – проверка характера. (Вот оно, испытание любовью!)

-Как вам кажется, любовь к Одинцовой возвышает Базарова или унижает? Как он сам это расценивает? (Шиллер: «Любовь возвышает великие души»)

Сам Базаров расценивает то, что с ним произошло, как насмешку судьбы. В наших же глазах любовь его возвышает. Базаров становится нам ближе, человечнее.

-Давайте попробуем подобрать эпитеты к базаровской любви. Какая она у него? ( Глубокая, сильная, мучительная, безответная, страстная, гордая; любовь – испытание, терзание, страдание, пытка...

)

^ Вспомним страницы романа, сцену объяснения в любви.

Чтение учеником: «Анна Сергеевна вопросительно посмотрела на него...........Баззаров закусил губы и вышел». Гл.28.

Кусали ли вы когда-нибудь себе губы? Попробуйте. Что чувствуете? Боль физическую, а какую боль чувствует Базаров? - душевную, сердечную. Если физическая боль проходит, то душевная - никогда, к ней просто привыкаешь и живёшь с ней.

Мы подошли к дневнику Базарова, к вашей творческой домашней работе. --^ Что мог бы написать Евгений Васильевич после обьяснения в любви Анне Сергеевне? Вам надо было «войти» в образ героя, через себя пропустить психологическое и эмоциональное состояние его, передать стиль, манеру изложения, употребив соответствующую лексику. Вы должны были почувствовать время, век, эпоху.

Чтение дневника Базарова.
После сцены объяснения в любви, ночь тревожной была не только для Базарова, но и для Анны Сергеевны. Проанализируем её поведение.

- Что лежало в основе её отношений к Базарову?
Любопытство → заинтересованность → увлечение → любовь.
-Почему же Одинцова не ответила на чувства Базарова? Конец гл. 18. ^ Дневник Одинцовой поможет нам это понять. (Чтение творческих работ)

-Выдерживает ли испытание любовью эта героиня? (Как помещица – барыня – да! Как женщина – нет! Предпочла любви спокойствие, уют, комфорт, порядок...)
«Кто не знал любви, тот всё равно, что не жил!» - говорил великий французский драматург Ж.Б.Мольер.
И всё же не будем столь суровы к ней. Вспомним одну из последних сцен романа – смерть Базарова. Перед своей кончиной он просит послать за Анной Сергеевной. Она приезжает.

-Почему?

-А что вы скажете о Евгении Васильевиче, не слабость ли характера проявилась в нём в этот момент? (Нет! Доказательство тому слова Д.Писарева из статьи «Базаров».) Чтение фрагмента учеником См. хрестоматию со слов: «...это не признак слабости................чем был в полном здоровье.»

Вспомним сцену прощания героев.

Чтение отрывка из текста подготовленным учеником наизусть (музыка, свеча (лампадка).
Так как же мы ответим на вопрос, заданный темой: выдерживает ли Базаров испытание любовью?

-Как нигилист – нет!

-Как человек – да! Любовь сделала его лучше, сильнее и глубже сердцем.
Домашнее задание: творческая работа. Написать предсмертную записку Базарова Аркадию. Что бы в ней мы прочли?




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по литературе в 10 классе по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconУрок по литературе в 10-м классе по роману И. С. Тургенева "Отцы...
Оборудование: репродукции картин В. Перова “Старики родители на могиле сына”, Рембрандта «Возвращение блудного сына», запись музыкальной...

Урок по литературе в 10 классе по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconУрок литературы в 10-м классе по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Репродукция картины В. Перова “Старики родители на могиле сына”, запись музыкальной пьесы Ф. Шуберта “Аве Мария”

Урок по литературе в 10 классе по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconИ. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного)....
Система уроков по изучению жизни и творчества И. С. Тургенева, его романа «Отцы и дети»

Урок по литературе в 10 классе по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconПояснительная записка к уроку литературы в 10 классе. Литературная...
Обобщить и систематизировать знание ключевых эпизодов романа, а также философской, нравственной и эстетической позиции автора, воплощенной...

Урок по литературе в 10 классе по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconПриложение 2 Уровень ″В″
Какие особенности романа И. С. Тургенева ″Отцы и дети″ могли вызвать его противоречивые оценки?

Урок по литературе в 10 классе по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconЛитература. Ты женщина, и этим ты права
Главные и второсте­пенные роли женщин в романах И. С. Тургенева «Отцы и дети» и И. А. Гончарова «Обломов»

Урок по литературе в 10 классе по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconДомашнее задание по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» (к 16. 10. 2012)
Прочитайте высказывание, спишите его, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки

Урок по литературе в 10 классе по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconЛюбовь и счастье в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Тургенева, умение давать нравственную оценку их поступкам; учить сопоставлять разные истории любви героев и делать выводы о том,...

Урок по литературе в 10 классе по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconУрок литературы с использованием информационных технологий по теме...
Творческое название урока: “ Любовь бежит от тех, кто гонится за нею, а тем, кто прочь бежит, кидается на шею ” (В. Шекспир)

Урок по литературе в 10 классе по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconРоссийский интернет-конкурс Педагогического Творчества Соснина Светлана...
По роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?») (В соответствии с романом И. С. Тургенева «Отцы и дети»)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница