Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе




НазваниеКалендарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе
страница1/11
Дата публикации06.09.2013
Размер1.09 Mb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе




Тема урока

К

о

д

и

ф

и

к

а

т

о

р

Часы

Содержание

образования

Виды

учебной

деятельности

Планируемый

результат

освоения

материала

Внутрипредметные

и

межпредметные

связи

Виды

контроля

Домашнее задание


Сроки

проведения

Введение (1 час)

1


Литература как искусство слова

1.1

1

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе

Рецептивная: чтение вступительной статьи учебника;

Репродуктивная: составление таблицы, ответ на вопрос «В чем цель изучения литературы в 9 классе?»;

Продуктивная, творческая: устное сочинение «Литература – необходимая составная часть истории»,

Поисковая: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; анализ высказывания Ключевского

Знать: образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни, особенности литературного процесса;

Понимать: историю литературы как совокупность произведений народа; связь литературы с общественной и культурной жизнью данной эпохи, наличие и развитие в литературе определенных традиций;

Уметь: аргументировано отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание, отбирать необходимый материал для таблицы

Обществознание: понимать, что такое национальные традиции, ценности, гуманизм, патриотизм, самобытность

История: отражение в литературе основных исторических событий России: как взаимосвязаны история и литература?

Литература: понятие «образ», «Литературный процесс», «мировая литература»: в чем заключается особенность художественной литературы?

Чтение и анализ высказывания: человек – главный предмет искусства. Художник изображает его так, как он сам себя выражает или пытается выразить. А человек любит выражать, обнаруживать себя. Понятно его побуждение: мы любим понимать себя и стараемся, чтобы и другие понимали нас так, как мы сами себе представляемся». Согласны ли вы с мнением В.О.Ключевского, что «литература дает понимание себя»? Чтение вступительной статьи учебника. Составление хронологической таблицы «Основные периоды развития русской литературы». Устное сочинение «Литература – необходимая составная часть истории». Ответить на вопросы: что важнее – любить или знать литературу; как вы думаете, любовь к литературе – вещь обязательная?

Читать «Слово о полку Игореве»; пересказывать статьи учебника «Древнерусская литература» по самостоятельно составленному плану. Индивидуальные задания: а) пересказать очерк Лихачева, б) подготовить сообщение об истории открытия «Слова»

5.09

Из древнерусской литературы (6 часов)

2

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

2.-2.1

1

Открытие «Слова…», его издание и изучение. Вопрос о времени создания и авторстве. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция

Репродуктивная: пересказ статьи учебника «Древнерусская литература» по самостоятельно составленному плану; пересказ очерка Д.С.Лихачева; сообщение об истории открытия «Слова», ответы на вопросы;

Поисковая:

Установление ассоциативных связей «Слова…» с произведениями В.Васнецова, В.Серова, гравюрами В.Фаворского; исследовательская: сопоставление «Слова» с летописными источниками

Знать: историческую основу памятника, историю его открытия, содержание произведения; понимать: жанровые особенности «Слова…»; уметь: строить монологическое высказывание, составлять план прочитанного текста, выделять смысловые части, уметь сопоставлять произведения изобразительного искусства и летописные источники с текстом произведения

История: феодальная раздробленность Руси, поход князя Игоря против половцев, Лавреньевская и Ипатьевская летописи: как в исторических документах освещаются события похода князя Игоря? Сопоставление текста с летописными источниками.

ИЗО: иллюстрации В.Серова, гравюры В.Фаворского, живопись В.Васнецова: найти в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям; удалось ли художнику передать настроение, характер литературного героя? Кому из художников удалось точнее передать замысел автора?

Составление плана «Слово о полку Игореве». Сопоставление с летописными источниками. Историк С.Соловьев утверждал, что автор верен своему обещанию рассказывать по «былинам», поэтому его рассказ совершенно одинаков с рассказом летописца. Согласны ли вы с этим утверждением? Верно ли то, что подробностей похода князя Игоря гораздо больше в летописи, нежели в «Слове»?

Определить в тексте «Слова…» композиционные части. Индивидуальное задание: а) выразительное чтение отрывков «Вступления», «Золотое слово Святослава»; б) письменно доказать, что «Слово о полку Игореве» - воинская повесть

6.09

3

«За землю Русскую». Осмысление текста памятника

2.1

1

Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова»

Рецептивная: чтение и полноценное восприятие художественного текста;

Репродуктивная: осмысление сюжета произведения;

Продуктивная, творческая: выразительное чтение, ответ на вопрос: согласны ли вы с тем, что «Слово о полку Игореве» - воинская повесть?

Поисковая: комментирование текста произведения, установление ассоциативных связей «Слова» с произведениями В.Васнецова, В.Серова, гравюрами В.Фаворского;

Исследовательская: анализ художественного текста произведения

Знать: жанр и композицию произведения, нравственно-патриотическую идею «Слова»; понимать: в чем заключается патриотизм произведения, какова роль изобразительно-выразительных средств в создании образа Родины в произведении; уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения

Литература: какие фольклорные образы встречаются в «Слове…»? Как сочетается христианская и языческая символика в тексте произведения? Какова их роль в идейном замысле автора?

ИЗО: Какие слова текста вы взяли бы для подписи под иллюстрациями В.Васнецова, В.Серова, И.Билибина, В.Фаворского?

Аналитическое чтение и ответы на вопросы: по каким событиям ученые смогли точно установить время написания произведения; какие исторические лица изображены реалистически, а какие идеализированы?

Ответить на вопрос: «Как проявляется в «Золотом слове» Святослава идея произведения?» Инд.задание: подготовить исторические справки о князьях, к которым обращается в «Слове…» автор

9.09

4

Вечные образы «Слова…»

2.

1

Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины

Рецептивная: чтение и полноценное восприятие произведения; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: рассуждение «Как проявляется в «Золотом слове» Святослава смысл произведения?»; сообщение «Исторические справки о князьях»; выразительное чтение эпизодов; поисковая: поиск ответа на проблемные вопросы; комментирование художественного текста; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста по вопросам и заданиям

Знать: приемы создания характеров героев, художественные средства выразительности;

понимать: особенности воплощения автором образов князей, Ярославны, патриотическую идею произведения; уметь: характеризовать героя произведения, определять роль художественных средств выразительности для создания образа и выражения основной идеи произведения

История: русские князья, упоминаемые в «Слове…», древнерусское оружие

Русский язык: средства выразительности художественного текста: эпитеты, метафоры, олицетворения, риторические вопросы и восклицания;

Литература: художественный образ

ИЗО: иллюстрации художников И.Архипова, В.Фаворского к «Слову…»: рассматривание иллюстраций и подбор цитат к ним из текста

Составление характеристик героев, в том числе сопоставительной. Запись художественных средств выразительности и определение их роли в тексте. Ответить на вопросы: как вы думаете, не идеализирует ли автор князя Игоря; согласны ли вы с мнением В.Ф. Переверзева, что князь Игорь сознает свой долг перед Русью? Что символизирует плач Ярославны? Какова роль образа Ярославны в раскрытии идеи «Слова…»?

Устное сочинение «Каким предстает в тексте поэмы князь…» (по выбору учащегося). Выразительное чтение эпизода «Плач Ярославны». Инд. Задание: сообщение о поэтических переложениях «Слова…»

12.09

5

Поэтическое искусство автора

1.8.-2.

1

Символика «Слова…», своеобразие авторского стиля. «Слово…» и фольклорная традиция. Значение памятника для русской культуры. Переводы и переложения произведения

Репродуктивная: ответы на вопросы репродуктивного характера; продуктивная, творческая: устные сочинения «Каким предстает в тексте поэмы князь…»; выразительное чтение плача Ярославны; поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; исследовательская: анализ текста по вопросам и заданиям; сопоставление поэтических переводов «Слова…»; сопоставление текста произведения и оперы А.П.Бородина

Знать: авторов поэтических переводов и переложений памятника, своеобразие авторского стиля; понимать: образ автора в произведении; уметь: выявлять авторскую позицию, выразительно читать наизусть, строить монологическое высказывание, находить устно поэтические и книжные элементы в речи автора; сопоставлять художественный текст и оперу А.п.Бородина

Литература: автор, повествователь, авторский стиль, поэтический перевод;

Музыкальное искусство: прослушивание арии князя Игоря из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь»: кто является автором либретто оперы? Какому эпизоду произведения соответствует прослушанная ария? Какие переживания и чувства князя нашли выражение в арии?

Устное сочинение: «Каким предстает в тексте поэмы князь…». Анализ образа автора. Почему можно сказать, что автор – патриот? Доказать это примерами из текста. Поиск характерных примет авторского стиля. Какие отголоски языческой культуры вы можете обнаружить в произведении? Как это характеризует автора? Ответить на вопрос: почему на протяжении веков не пропадает интерес к поэтическим переложениям «Слова…»?

Наизусть «Плач Ярославны»

13.09

6

Урок развития речи. Анализ эпизода «Плач Ярославны»

1.8.-2.1

1

Нравственно-патриотическая идея «Слова…». Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика «Слова…», своеобразие авторского стиля. «Слово…» и фольклорная традиция

Продуктивная, творческая: создание сочинения; поисковая: комментирование текста

Знать: содержание фрагмента, особенности композиционного строения эпизода; понимать: роль эпизода «Плач Ярославны» в идейном содержании произведения; позицию автора и ее отражение в тексте; уметь: комментировать эпизод; анализировать и интерпретировать текст с учетом авторской позиции; строить письменное высказывание; обосновывать собственную точку зрения




Выразительно читать наизусть «Плач Ярославны». Анализ эпизода

Подготовиться к итоговому уроку-игре по произведению. Групповые задания: подготовить макет книги: обложка, предисловие, иллюстрации и т.д.

15.09

7

Урок контроля. Литературная игра «Мир Игоревой песни»

1.4.1.10.2.2.1

1

Историческая основа памятника. Жанр и композиция «Слова…». Образы русских князей. Символика «Слова…», своеобразие авторского стиля. Поэтическое мастерство автора. Переводы и переложения произведения

Продуктивная, творческая: защита макета книги, иллюстраций, выразительное чтение отрывков, подбор заголовков;

Поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки; исследовательская: сопоставление «Слова» и русских летописей

Знать: текст произведения, художественные особенности, авторов поэтических переложений, значение памятника для истории русской культуры; уметь: выражать свое отношение к прочитанному, понимать литературоведческий текст; сопоставлять «Слово…» с произведениями музыки и живописи

Музыкальное искусство: А.Бородин «Князь Игорь»: каким чувством наполнены музыкальные картины оперы? Как в опере отразилась авторская идея?

ИЗО: иллюстрации В.Серова, гравюры В.Фаворского, живопись В.Васнецова: какие особенности авторского стиля удалось передать художникам?

Викторина по тексту произведения. Защита макета книги. Выполнение заданий по станциям: 1. «Преданья старины глубокой» (историческая основа произведения). 2 «Защитники Земли Русской» (герои «Слова…»). 3. «Глубокий и скорбный лиризм» (поэтическое мастерство автора). 4. «Вечные образы» («Слово…» в искусстве)

Вспомнить и записать основные признаки классицизма, основные события и имена исторических деятелей 18 века. Прочитать статью учебника «Русская литература 18 века»

19.09

Из русской литературы 18 века (7 часов)

8

Характеристика русской литературы 18 века

3.

1

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм

Рецептивная: чтение высказывания о литературе 18 века;

Репродуктивная: ответы на вопросы учебника, осмысление высказывания искусствоведа Н.Рапацкой

Знать: признаки классицизма, особенности эпохи Просвещения, историческую обстановку, общую характеристику литературы 18 века;

Понимать: роль литературы 18 века в последующем развитии культурных традиций;

уметь: сопоставлять исторические факты и литературные традиции; самостоятельно строить устное высказывание с опорой на критическую литературу

История, обществознание: уточнение значения общественно-политической лексики: гражданское служение, Просвещение

Литература: классицизм, сентиментализм

ИЗО, архитектура: портретная живопись, архитектура 18 века: как в изобразительном и архитектурном искусстве отразились значимые черты классицизма, сентиментализма?

Составление хронологической таблицы, викторина, работа со статьей учебника. Осмысление высказывания Н.Рапацкой: «Процесс развития искусства – это постоянное повторение пройденного, возвращение к ценностям прошедших эпох, их новое открытие, продиктованное потребностями духовной жизни». Как вы думаете, зачем современному читателю нужны знания о духовной жизни людей 18 века?

Пересказать статью учебника о М.В.Ломоносове. Выразительное чтение оды «Вечернее размышление…»

20.09
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе на 2013-14 учебный год учителя русского языка и литературы гбооу «Санаторно-лесная...

Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе
Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе на 2013-2014 учебный год

Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе
Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе по программе Г. И. Беленького

Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе iconКалендарно-тематическое планирование по литературе для 11 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе для 11 класса по учебнику В. А. Чалмаева, С. А. Зинина (102 часа)

Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе iconКалендарно-тематическое планирование по чтению в 1 классе
Календарно-тематическое планирование по чтению в 1 классе составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Начальные...

Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе iconКалендарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе к учебнику “Русский язык 10-11 классы Н. М. Гольцова, М. А. Мищерина,...

Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе iconТематическое планирование по русской литературе в 11 классе
Развёрнутое календарно- тематическое планирование по русской литературе в 11 классе

Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе iconРабочая программа по литературе 8 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе составлено на основе программы по литературе (5-11 классы, базовый...

Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе учителя

Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе iconКалендарно-тематическое планирование по литературе для 6 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса по программе меркина г. С



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница