Методические рекомендации по изучению дисциплины дв 1 Детская литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100.




Скачать 393.5 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины дв 1 Детская литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100.
страница1/2
Дата публикации06.09.2013
Размер393.5 Kb.
ТипМетодические рекомендации
www.lit-yaz.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2
Методические рекомендации по изучению дисциплины Б1.ДВ.3.1 Детская литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование. Музыка
2. Автор программы: Литвин В.Б. , к.п.н., доцент кафедры русской филологии

4. Цели освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины -

- получить целостное представление о детской литературе как самостоятельном историко-литературном явлении, отражающем общие тенденции развития отечественной и мировой литературы, а также педагогической мысли;

- монографически изучить творчество выдающихся детских русских и зарубежных авторов;

- выработать навыки аналитического подхода к художественному тексту, адресованному читателю-ребенку;

- продемонстрировать на практике владение ключевыми литературно-критическими письменными жанрами: аннотацией, рецензией, обзором детского литературного издания.

^ 5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Детская литература – один из самых значительных курсов в филологической подготовке будущих учителей начальных классов как по объему входящего в него фактического материала, так и по своему эстетическому и воспитательному потенциалу.

Программа определяет содержание курса детской литературы, который усваивается студентами в процессе лекций, практических занятий и в процессе самостоятельного изучения текстов, учебных пособий и дополнительной литературы.

В процессе своего развития литература вступает в очень сложные, связи и отношения: контактные и типологические. Контактные связи – это прямые взаимодействия, влияния (например: Пушкин и поэты его времени). Типологические связи объединяют художественные произведения теми или иными компонентами по сходству и подобию. Эти сходные свойства проявляются в жанрово-видовых и иных формообразованиях, стилевых особенностях, заимствованиях и подражаниях.

Раскрытие контактных и типологических связей дает живую картину историко-литературного процесса.

^ 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способность логически верно выстраивать устную и письменную речь;

ОК-7: готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) знать:

- основные этапы развития литературы в целом, в связи с историческими процессами, происходящими в обществе

- разделы детской литературы

- тематику детского чтения

- необходимые биографические данные

- содержание произведений русских, зарубежных писателей в объеме программы

- основные издания современной детской периодической печати.

- основные библиотечно-библиографических пособий, рассчитанные на читателей младшего школьного возраста

2) уметь:

- самостоятельно анализировать произведения детской литературы разных жанров

- ориентироваться в потоке книг, уметь определять, для какого возраста они предназначены, каково их содержание, образовательно-воспитательное и эстетическое значение

- пользоваться справочниками и словарями

- самостоятельно подготовить краткое сообщение о писателе, привлекая книги и литературу о нем; составлять книжную выставку (авторскую, тематическую).

3) владеть: навыками использования достижений отечественной литературы в социально-культурной деятельности.

^ 7. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина).

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет ______3______ зачетных единицы
(из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов); _______108________ часов.

№ п/п

Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость в

часах/ЗЕТ

Всего аудит.

Часов в интеракт.форме. (из ауд.)

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часы на СРС

. (для дисц-н с экзаменом, включая часы на экзамен)*


1.

050100.62 Педагогическое образование, Профиль «Дошкольное образование. Музыка», очная форма обучения

1

2

108/3

38

8

18

20

-

70

зачет


^ 8. Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




Наименование раздела, темы


Кол-во часов

Всего

ауд. ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/СМ

Часов на СРС

1.
Детская литература как учебный предмет




2/2

2

-

2

2.

Произведения устного народного творчества в детском чтении

6/2

2

4

4

3.

Развитие детской литературы в ХУ-ХУ111 веках

4

2

2

6

4.

Детская литература 1 пол.Х1Х века

6

2

4

8

5.

Детская литература 2 пол.Х1Х века

4

2

2

12

6.

Детская литература советской эпохи

6

2

4

8

7.

Современная детская литература

4/2

4

-

12

8.

История развития зарубежной детской литературы.

6/2

2

4

18




Всего:

38/8

18

20

70



^ 9. Содержание разделов дисциплины
1.Детская литература как учебный предмет.

Понятие о детской литературе как органической части общей литературы. Специфические особенности восприятия текста читателем-школьником. Понятие о детской книге как особой форме издания. Понятие о круге детского чтения, его составляющих и важнейших характеристиках.

Значение детской литературы в обучении, воспитании и развитии младших школьников.

^ 2. Произведения устного народного творчества в детском чтении.

Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, песенки. Русские народные сказки, их классификация и жанровые особенности.

^ 3. Развитие детской литературы в Х11-ХУ11 вв.

Первые детские учебные книги (буквари, азбуки, азбуковники), потешные листы. Произведения древнерусской литературы, адаптированные для детского чтения: жития, хожения, воинские и бытовые повести. Первые переводные произведения для детей.

Светский характер книгопечатания в эпоху петровских реформ, реформа кириллицы. Появление детских книг, прямо адресованных читателям-детям (1717 – «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению»; «Атлас», «Руководство по географии»).

Тенденция включения произведений русских писателей – классиков в детское чтение. Развитие энциклопедической книги для детей; «Мир в картинках» Я.А.Коменского.

Становление детской журналистики: просветительская и издательская деятельность Н.И.Новикова.

^ 4. Детская литература 1 пол. Х1Х века.

Нравоучительность как отличительная черта литературы для детей: Басни (Эзоп, Лафонтен, И.А.Крылов).

Классика детской литературы: сказки В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, А.А. Ершова, стихи и сказка М.Ю.Лермонтова, исторические повести А.О.Ишимовой для детей.

Автобиографическая повесть в творчестве писателей Х1Х в. (С.Т.Аксаков, Л.Н.Толстой, А.И.Свирский и др.).

В.Г.Белинский как основоположник теории детской художественной литературы. В.Г.Белинский о выделении классического круга детского чтения.

^ 5. Детская литература 2-ой половины Х1Х века.

Темы, жанры, герои и специфические особенности детских книг русских писателей-классиков (Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, К.М. Станюкович, Д.Н.Мамин-Сибиряк, В.М.Гаршин, А.П.Чехов, Н.Д.Телешов). Поэты-лирики – А.В.Кольцов, И.С.Никитин, А.К.Толстой, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет и др. Писатели-педагоги: К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой. Новые типы учебных книг.

Фундаментальные труды по библиографии детской литературы (В.И.Водовозов, Ф.Г.Толль) и первые исследования (О.Рогова, Н.В.Чехов).

^ 6. Детская литература советской эпохи.

Первые советские книги для детей, вошедшие в золотой фонд детской литературы:

Проза: П.Бляхин «Красные дьяволята», Ю.Олеша «Три толстяка», Б.Житков «Морские истории», В.Бианки «Лесные домишки», М.Ильин «Который час?»

Поэзия: С.Я.Маршак, В.В.Маяковский, К.И.Чуковский.

Вопрос о возможной классификации детской литературы советской эпохи:

  1. Художественные повести и рассказы: Л.Кассиль, В.Катаев, Н.Богданов, Ю.Коваль и др.

  2. Поэзия для детей: Е.Благинина, Д.Хармс, А.Барто, Б.Заходер и др.

  3. Литературная сказка, приключения: А.Толстой, А.Некрасов, А.Волков, Е.Шварц, В.Губарев, и др.

4. Научно-художественная проза: Е.Чарушин, И.Соколов-Микитов, Г.Скребицкий и др.

5. Историческая книга: В.Панова, Е.Озерецкая, Я.Гордин, О.Тихомиров.

Создание новой системы оформление детских книг: В.Маяковский, Н.Тырса, В.Лебедев, Ю.Васнецов, В.Канашевич и др.

^ 7. Современная детская литература.

Общая характеристика состояния современной детской литературы: виды, жанры, темы, типы изданий.

Развитие профессиональной критики детской литературы.

^ 10. Темы для самостоятельного изучения

№ п/п

Наименование раздела

дисциплины

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.
2.
3.


4.


5.


6.


7.


8.

Детская литература как учебный предмет. Специфические особенности восприятия текста читателем-школьником.
Произведения устного народного творчества в детском чтении.


Развитие детской литературы в Х11-ХУ11 вв.

Становление детской журналистики: просветительская и издательская деятельность Н.И.Новикова.
^ Детская литература 1 пол. Х1Х века. В.Г.Белинский как основоположник теории детской художественной литературы. В.Г.Белинский о выделении классического круга детского чтения.
^ Детская литература 2 пол. Х1Х века. Фундаментальные труды по библиографии детской литературы (В.И.Водовозов, Ф.Г.Толль) и первые исследования (О.Рогова, Н.В.Чехов).
^ Детская литература советской эпохи. Создание новой системы оформление детских книг: В.Маяковский, Н.Тырса, В.Лебедев, Ю.Васнецов, В.Канашевич и др.
Современная детская литература. Развитие профессиональной критики детской литературы.

^ История развития зарубежной детской литературы. Произведения европейского фольклора в детской чтении. Переводы С.Маршака английской детской поэзии.

Составление рабочих записей по книге Романовской «Чтение и развитие младших школьников»
Выборочное конспектирование книги В. С. Бахтина «От былины до считалки»
Конспектирование соответствующей главы учебника
Конспектирование статьи В.Г. Белинского «О детских сказках»
Самостоятельная подготовка вопроса к экзамену
Самостоятельная подготовка вопроса к экзамену
Конспектирование соответствующей главы учебника
Составление рабочих записей по учебнику


2
4
6


8


12


8


12


18



Проверка рабочих записей

Проверка конспекта
Проверка конспекта


Проверка конспекта


зачет


зачет


Проверка конспекта


зачет


^ 11. Образовательные технологии

    Программа предусматривает проведение аудиторных занятий как в традиционной форме (лекции, практические занятия, семинары), так и в интерактивной форме (просмотр и обсуждение фильма, организация дискуссии и тренингов, в том числе компьютерного). Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление навыков конспектирования научной литературы, составление аннотаций, подбор примеров к терминам основного понятийного аппарата курса.

^ Интерактивные формы занятий:


№ раздела (темы)

Формы

2

Просмотр видеофильмов по мотивам русских народных сказок

1,8

Организация и проведение учебной дискуссии «Проблемы детской литературы»

7

Компьютерный тренинг, направленный на закрепление знаний студентов о основных жанрах детской литературы


^ 12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме:

Практическое занятие №1.

Тема: Малые жанры фольклора.

План:

1.Жанры фольклора и их классификация.

2. Загадки. Классификация загадок по способу образования.

3. Пословицы и поговорки. Выражения пословичного типа.

4. Воспитательное значение малых жанров фольклора.

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения.

  1. Приемы различения пословиц и поговорок.

  2. Принципы отбора загадок, пословиц и поговорок для младших школьников.

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы.

  • Найти определения загадок, пословиц и поговорок по следующим источникам:

  1. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка (любое издание)

  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка (любое издание)

  3. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. –М., 1983.

Выявить основные жанровые признаки в выбранных определениях.

  • Охарактеризовать основные сборники загадок, пословиц и поговорок.

ЛИТЕРАТУРА:

Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. –М., 1983

Бахтин В. От былины до считалки.-Л.,1982
Практическое занятие №2.

Тема: Народная сказка в детском чтении.

План:

1 Определение сказки. Жанровые особенности сказок о живот­ных, волшебных сказок, сатирических.

2.Миф и сказка: соотношение собственно мифологического и метафорического в прочтении сказки.

3. Изба — символическое и мифологическое (метафорическое) ее значение. Функция избы-дома в сказках разных жанров.

4. Оппозиция изба — избушка на курьих ножках в волшебной сказке;

дом — лес;

Петух — Лиса: мифологическое, символическое, аллегорическое.

  1. Функция пути-дороги в народных сказках, характер препятствий в пути.

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения.

  1. Принцип кумулятивности в сюжете сказок о животных и волшебных сказках.

  2. Инициация в волшебных сказках. Образ мира и дома в волшебных сказках.

  3. Основные составляющие стилизации народного в собственно
    литературных сказках.

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы.

1.Лиса и ее антагонисты в сказках о животных и в социально-
бытовых.

2.Медведь в различных сказочных жанрах.

3.Зло в волшебных сказках и способы его преодоления.

4.Добро и его помощники в различных сказочных жанрах,

5.Красота в народных сказках.

6.Образ жены-хозяйки в народных сказках.

7.Герой, народных сказок; путь к самому себе обновленному.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Сказки о животных и волшебные сказки (по выбору студентов)

2.Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу.

3.Пропп В. Я. Морфология сказки...

4.Он же. Исторические корни волшебной сказки...

5.Неелов Е. М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики (Л., 1986). Главы «Человек», «Пространство», «Время»
Практическое занятие №3.

Тема: Развитие детской литературы в XVIII веке.

План:

  1. Рост культуры и просвещения при Петре I.

  2. «Юности честное зерцало» (1717г.) и «Краткая русская история» Феофана Прокоповича - книги, рассчитанные на воспитание молодежи.

  3. «Российская универсальная грамматика» Н.Г. Курганова.

  4. Издание первого детского журнала «Детское чтение для сердца и разума» Н.И. Новикова. Цели, задачи и программа чтения, изложенные в обращении к юному читателю. Центральные идеи журнала - патриотизм, гражданственность, демократизм и гуманизм.

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения.

Роль Н.Н. Новикова, Н.Г. Курганова, A.M. Болотова, Н.М. Карамзина в демократизации детской литературы.

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы.

  1. Познакомиться с первыми источниками детского чтения, с азбукой Ивана Федорова

  2. Подготовить сообщение о первопечатнике И. Федорове.

  3. Подготовить составление сообщения о Симеоне Полоцком и Карионе Истомине

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Русская детская литература: Учебное пособие / Под ред. Т.Д. Полозовой. – М.: Изд. центр «Академия», 1997

  2. Сетин Ф.И. История русского детской литературы. – М., 1990.

  3. Детская литература. Хрестоматия с основами литературоведения /Сост. А.В.Дановский. – М.,1997.


Практическое занятие № 4.

Тема: Развитие детской литературы в 1 пол. XIX века

План:

  1. Басня как вид литературного произведения.

  2. Басни И.А. Крылова. Их идейно-тематическое богатство, классификация, композиционные особенности, мораль, аллегория, народность, всенародное признание басен. Разные издания басен И. А. Крылова для младшего школьного возраста

  3. Стихи, сказки, баллады, переводы В.А. Жуковского, вошедшие в круг детского чтения. Знакомство со сборниками и отдельными изданиями произведений Жуковского для детей. Своеобразие сказок, классификация, жанровые особенности.

  4. «Городок в табакерке», «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского как опыт создания научно-популярной сказки.

  5. Сказочная повесть «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского как опыт создания литературной детской сказки.

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения:

Значение произведений авторов 1 пол. XIX века для нравственно-эстетического воспитания современного подрастающего поколения

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы.

  1. Анализ композиции, ведущих образов, языка произведений И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. Погорельского, В.Ф. Одоевского (по выбору).

  2. Обзор справочных литературных книг Крылова, Жуковского, Погорельского, Одоевского для детей (по выбору).

ЛИТЕРАТУРА:

    1. Бегак Б.А. Сложная красота: Очерки об истории детской литературы. - М.: Сов. писатель, 1980.

    2. Минералова И.Г.  Детская литература. – М., 2002.

    3. Русская детская литература: Учебное пособие / Под ред. Т.Д. Полозовой. – М.: Изд. центр «Академия», 1997


Практическое занятие № 5.

Тема: Сказки и стихи А.С.Пушкина в программе начальной школы.

План:

  1. Фольклорные истоки и авторские идеи в сказках А.С.Пушкина:

а) сходства и различия в сюжетах;

б) образная система сказок;

в) особенности стилистики сказок.

  1. Анализ по ассоциативным рядам стихотворений А.С.Пушкина, включаемых в программу чтения начальной школы.

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения:

  1. Источники сюжетов сказок А.С.Пушкина (европейские и русские сказки; былины и др.)

  2. Вопрос о классификации сказок А.С.Пушкина.

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы.

  1. Выписать произведения А.С.Пушкина, изучение которых предполагается в начальной школе (по всем действующим программам)

  2. Выполнить анализ 1 стихотворения А.С.Пушкина (по выбору студента).

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гиршман М.М. Анализ поэтических произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева. – М., 1981.

  2. Зуева Т.А. Сказки А.С.Пушкина: книга для учителя. – М., 1989

  3. Непомнящий В. Сказки А.С.Пушкина. – М.,1970


Практическое занятие № 6.

Тема: Социальная проблематика в детской литературе 2 пол. XIX века.

План:

    1. Характеристика социально-политической ситуации в России 2 пол.XIX века. Массовое обнищание крестьянства. Исход в города. Использование детского труда.

    2. Тема «Детства без детства» в творчестве А.П. Чехова («Беглец», «Ванька», «Спать хочется»)

    3. Социально-философская проблематика рассказов Л. Андреева о детях («Ангелочек», «Петька на даче»)

    4. Жизнь ребенка в изображении Д.Н. Мамина-Сибиряка («Вертел», «Богач и Еремка»)

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения:

  1. Почему тема защиты детства становится одной из ведущих в литературе этого периода?

  2. Насколько сейчас актуальными являются произведения названных авторов?

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы:

Композиционный анализ рассказов А.П. Чехова «Спать хочется» и Л. Андреева «Петька на даче»

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Минералова И.Г.  Детская литература. – М., 2002.

  2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.,2000.

  3. Русская детская литература: Учебное пособие / Под ред. Т.Д. Полозовой. – М.: Изд. центр «Академия», 1997

  4. Бегак Б.А. Сложная красота: Очерки об истории детской литературы. - М.: Сов. писатель, 1980.


Практическое занятие № 7.

Тема: Сказ и сказитель в литературных сказово-сказочных произведениях для детей.

План:

  1. Определение сказа как литературной формы (жанра). Состав­ляющие сказового повествования.

  2. Образ сказителя в произведениях П. Бажова и С. Писахова. Способы фор­мирования образа рассказчика:

  • интонационный строй;

  • строй образной речи; слово как произведение в произведении;

  • самохарактеристика рассказчика (сказителя): наличие-отсутствие;

  • иные способы (стилизация, пародирование, фельетонирование и др.).

  1. Способы живописания в произведении: колористика, фантастическое, юмористическое,

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения.

Принципы использования произведений данного рода в художественном образовании школьников.

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы.

Подготовить сообщения:

Функция цветописи у одного из писателей (по выбору студента).

Фольклорно-мифологическое в произведениях П.П. Бажова.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бажов П.П. Медной горы хозяйка. Малахитовая шкатулка.

  2. Шергин Б. Сказы о Шише.

  3. Писахов С. Г. Северное сияние. Звездный дождь. Баня в море. Са­харна редька.

    • Батин М.А. Павел Бажов. Изд. перераб. и доп. - М.: Современник, 1976.


Практическое занятие №8.

Тема: Историческая книга в детском чтении.

План:

1 История в художественном произведении: документ и сюжет.

2. Способы живописания одной исторической личности в раз­ных литературных жанрах. Формирование образа героя.

3. Историческая правда и правда вымысла: пределы художест­венной условности.

4. Описание и повествование в историческом жанре.

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения:

Реализация принципов научности, занимательности, доступности в «истории России в рассказах для детей» А.О. Ишимовой

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы.

      1. История в поэтических и прозаических произведениях Л С Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Минералова И.Г.  Детская литература. – М., 2002.

2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.,2000.

3. Русская детская литература: Учебное пособие / Под ред. Т.Д. Полозовой. – М.: Изд. центр «Академия», 1997
Практическое занятие №9.

Тема: Христианские мотивы в детской литературе.

План:

1. Евангельский календарный круг от Рождества Богородицы к Успенью Богородицы. Символика праздников: Покров Богородицы. Введение Богородицы в храм (детско-родительский праздник). Рождество и Святки. Вербное Воскресенье. Вход Господень в Иеру­салим. Пасха. Отражение данной семантики в поэзии и святочной литературе.

2. Календарная христианская праздничная поэзия в детском
чтении.

3. Образ Рождества в христианском искусстве и в поэзии: Пастернак Б., Рождественская звезда, С. Черный. Пространство Рождества: мистерия и литургия в духовной жиз­ни и художественном творчестве.

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения:

1. Святочная литература. Обязательные составляющие жанра святочного рассказа, повести:

  • святочный рассказ;

  • рождественский рассказ;

  • пасхальная история.
    2. Мистериальное в названных жанрах:

  • ярко выраженный конфликт Добра и Зла;

  • трехмерность пространства (мир реальный, мир горний, пре­исподняя);

  • нисхождение героя в начале повествования и восхождение в финале. (Анализ на примере произведений Г.Х. Андерсена, Л. Чарской, А.И. Куприна, Л, Н. Андреева.)

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы.

А. И. Куприн и Л. Н. Андреев и их Святочные рассказы: черты сходства и различия.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ивич А. Воспитание поколений. Изд. 4. - М.: Дет. лит., 1969

2. Минералова И.Г.  Детская литература. – М., 2002.

3. Русская детская литература: Учебное пособие / Под ред. Т.Д. Полозовой. – М.: Изд. центр «Академия», 1997
^ 13. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины

основная литература

  1. Арзамасцева И. Н. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н.Арзамасцева, С. А.Николаева. – 3-е изд., перераб и доп. – М. : Академия, 2005. – 576 с.

  2. Гриценко А.З. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению.-М.,2004

  3. Детский сборник: Статьи по русской литературе и антропологии детства.-М.,2003

  4. Зубарева Е.Е. Хрестоматия по детской литературе: Учеб. пособ.-М.,2006

  5. Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор: Учеб.пособ.-М.,2002

  6. Чернявская Л.А., Розанов И.И. Русская советская детская литература, - Минск, 1984.


дополнительная литература

  1. Александров В.П. Сквозь призму детства. Очерки. - М.: Детская литература, 1988.

  2. Барто А.Л. Записки детского поэта. - М.: Советский писатель, 1976.

  3. Баруздин С. Заметки о детской литературе. - М.: Детская литература, 1975.

  4. Батин М.А. Павел Бажов. Изд. перераб. и доп. - М.: Современник, 1976.

  5. Бахтин В.С. От былины до считалки.-М.: Дет.литература, 1988

  6. Бегак Б. Классики в стране детства. –М.,1983.

  7. Бегак Б.А. Дети смеются: Очерки о юморе в детской литературе. - М.: Детская литература, 1971.

  8. Бегак Б.А. Правда сказки. - М.: Дет. лит., 1989.

  9. Бегак Б.А. Сложная красота: Очерки об истории детской литературы. - М.: Сов. писатель, 1980.

  10. Брандис Е.П. От Эзопа до Джанни Родари. –М., 1980.

  11. Воронов Вл. И труд наш молод...: Очерки. - М.: Дет. лит., 1976.

  12. Галанов Б.Е. Книжка про книжки: Очерки. - Изд. 2., доп. - М.: Детская литература, 1974.

  13. Гродненский В. Виталий Бианки: Критико-биографический очерк. Изд. 2. - М.: Дет. Лит., 1966.

  14. Детская литература (Под ред. Зубаревой Е.Е.). - Изд. 3. - М.: Просвещение, 1979.

  15. Зарубежная детская литература. - М.: Просвещение, 1982.

  16. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина. - М.: Просвещение, 1989.

  17. Ивич А. Воспитание поколений. Изд. 4. - М.: Дет. лит., 1969.

  18. Ивич А. Природа. Дети. Очерки. — М.: Дет. лит., 1975.

  19. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. - М.: Высшая школа, 1989.

  20. Лупанова И.П. Полвека: Советская детская литература: 1917-1967; - М.: Дет. лит., 1969.

  21. Ляхов В.Н. Очерки теории искусства книги. –М.,1971

  22. Маймин Е.А.  О русском романтизме. - М.,1975. – С.3-24.

  23. Минералова И.Г.  Детская литература. – М., 2002.

  24. Мотяшов И.П. Избранное. - М.: Дет. лит., 1988.

  25. Мотяшов И.П. Мастерская доброты: Очерки современной детской литературы. Изд. 2-е. Дет. лит., 1974.

  26. Мотяшов И.П. Счастливый труд души. - М.: Молодая гвардия, 1983.

  27. Непомнящий В.С. Заметки о сказках Пушкина // Вопросы литературы. - 1972. - № 3. – С.124-151.

  28. Николаева С. Дети и война. - М.: Дет. лит., 1991.

  29. Николаева С.А., Арзамасцева И.Н. Детская литература. – М.: Изд. центр «Академия», 1997. - С. 302-303 (В.П. Катаев); 365-371 (Э.Н. Успенский).

  30. Павлова Н. Образ детства - образ времени. - М.: Дет. лит., 1990.

  31. Полозова Т.Д. Открытие мира. - М.: Просвещение, 1979.

  32. Полозова Т.Д., Полозова Т.А. «Всем лучшим во мне я обязан книгам.» - М.: Просвещение, 1990.

  33. Померанцева Р. Русская устная проза. - М.: Просвещение, 1985.

  34. Приходько Д. А. Елена Благинина: Очерк творчества. - М.: Дет. лит., 1971.

  35. Разумневич В.Л. Всем детям ровесники. - М.: Сов. писатель, 1980.

  36. Разумневич В.Л. С книгой по жизни: О творчестве сов. дет. писателей. - М.: Просвещение, 1986.

  37. Рассадин С. Так начинают жить стихом: Книга о поэзии для детей. - М.: Дет. лит., 1967.

  38. Рогачев В.А. Проблемы становления и развития русской советской детской поэзии 20–х годов. - Свердловск, 1990.

  39. Русская детская литература (Под ред. Сетина Ф.И.) - М: Просвещение, 1972.

  40. Русская детская литература: Учебное пособие / Под ред. Т.Д. Полозовой. – М.: Изд. центр «Академия», 1997

  41. Сетин Ф.И. История русской детской литературы. - М.: Просвещение, 1990.

  42. Сивоконь С. Веселые ваши друзья: Очерки о юморе в сов. лит. для детей. Изд. 2. - М. лит., 1986.

  43. Сивоконь С.И. Уроки детских классиков.-М.,1990

  44. Советская детская литература (Под ред. В.Д. Разовой) – М.: Просвещение, 1978.

  45. Шаров А.И. Волшебники приходят к людям: Книга о сказке и о сказочниках. – М.: Дет. Лит., 1985.


Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

Библиотека Гумер. http://www.gumer.info/,

Большая русская биографическая энциклопедия [Электронный ресурс] : 160 т. текстов, 164839 ст., 15790 ил. - Версия 2.0. - Дан. и прогр. - М. : ИДДК, 2006. - 4 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв. - Систем. требования : Pentium 166 МГц ; 32 Мб ОЗУ ; SVGA ; DVD-ROM ; Windows 98/ME/XP/2000 ; Internet Explorer 5.5 (на диске) ; DirectX 7.0 и выше (8.1 на диске). - Загл. с контейнера. - 650-00.

А.С. Пушкин. В зеркале двух столетий / Гос. музей А.С. Пушкина ; Всерос. музей А.С. Пушкина . - Электрон. дан. и прогр. - М. : Респ. мультимедиа центр, 2003. - 1 электрон. опт. диск (CD - ROM) : зв., цв. - (Мультимедиа энциклопедия). - Систем. требования : Pentium - 166 ; RAM 16 Мб ; SVGA 1 Mб ; CD-ROM 8x ; зв. карта ; мышь ; Windows 98/ NT/ 2000. - Загл. с контейнера. - 112-00

Библиотека словарей. Т. 1 [Мультимедиа] : [17 т. текста, 390 иллюстраций, 14585 словарных статей] / подготовка Е. Ачеркан. - Дан. и прогр. - М. : ЭТС, 2005. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв. - Систем. требования : Pentium II 400 МГц ; 64 Мб ОЗУ ; Internet Explorer ; CD-ROM ; зв. карта Sound Blaster совместимая, видеокарта 4 Мб. - Загл. с контейнера. - Содерж. : Реальный словарь классических древностей / Ф. Любкер. Библейский словарь : в 4 вып. Дипломатический словарь : в 2 т. / под ред. А.Я. Вышинского, С.А. Лозовского. - ISBN 5-86460-137-3 : 250-00,

^ Библиотека словарей. Т. 2 [Мультимедиа] : [19 т. текста, 19319 словарных статей] / подготовка Е. Ачеркан. - Дан. и прогр. - М. : ЭТС, 2005. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв. - Систем. требования : Pentium II 400 МГц ; 64 Мб ОЗУ ; Internet Explorer ; CD-ROM ; зв. карта Sound Blaster совместимая, видеокарта 4 Мб. - Загл. с контейнера. - Содерж. : Словарь древне-русских личных собственных имен / Н.М. Тупиков. Исторический словарь российских государей, царей, императоров и императриц / И. Нехачихин. Словарь писателей среднего и нового периодов русской литературы XVII-XIX в. / А.В. Арсеньев. Популярный политический словарь. Краткий словарь мифологии и древностей / М. Корш. - ISBN 5-86460-147-3 : 250-00.
Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

- Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ;

- «Рубрикон» — крупнейший энциклопедический ресурс Интернета. http://www.rubricon.com/,

- Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU — полнотекстовая база данных научных периодических изданий. http://www.elibrary.ru/,

- Электронная библиотечная система «Университетская библиотека» http://www.biblioclub.ru,

- Полнотекстовая библиотека МГПУ, http://www.mspu.edu.ru/index.php?option=com_wrapper&Itemid=527.
^ 15. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов для оценки сформированности компетенций по дисциплине, заявленных в п. 6:


  • Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Специфика и проблемы детской литературы.

  2. Малые жанры фольклора в детском чтении. Загадки: теории происхождения, классификация, жанровые особенности.

  3. Малые жанры фольклора в детском чтении. Пословицы и поговорки, их сходства и отличия. Выражения пословичного типа.

  4. Жанровые особенности русских волшебных сказок.

  5. Жанровые особенности русских сказок о животных.

  6. Жанровые особенности русских социально-бытовых сказок.

  7. Развитие детской литературы до 17 века.

  8. Развитие детской литературы в 18 веке.

  9. Фольклорные традиции и авторские идеи сказок А.С.Пушкина.

  10. Стилистические особенности сказок В.А.Жуковского. Романтизм и фольклорные истоки.

  11. П.П.Ершов «Конек-горбунок»: народная основа, образы сказки, их идейно-воспитательное значение.

  12. М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»: особенности повествования

  13. Сказки В.Ф.Одоевского как образец научно-художественной прозы. Нравственно-эстетическое значение сказок.

  14. А.Ишимова «История России в рассказах для детей»: особенности авторского повествования.

  15. Тема детства в творчестве А.П.Чехова. Рассказы о «детстве без детства».

  16. Тема детства в творчестве А.П.Чехова. Рассказы, посвященные воспитанию в семье.

  17. Стихи Н.А.Некрасова в детском чтении.

  18. Концепция детства в автобиографической повести Л.Н.Толстого.

  19. Концепция детства в автобиографической повести С.Т.Аксакова.

  20. Социальная проблематика рассказов Д.Андреева о детях.

  21. Нравственно-эстетические уроки книг К.Паустовского.

  22. Новаторство поэзии Д.Хармса.

  23. Законы детского восприятия и детского творчества в книге К.И.Чуковского «От 2 до 5». Чуковский о жанре сказки.

  24. Современная литературная сказка: философские основы, проблематика, специфика развития сюжета. Типология литературной сказки.

  25. Особенности сказочного мира в творчестве В.и Я. Гримм

  26. Фольклорное и литературное начало в сказках Ш.Перро.

  27. Принципы построения сказочного миро Г.Х.Андерсена

  28. Сказочный мир Р.Киплинга.

  29. Эстетизм и нравственные проблемы сказок О.Уайльда.

  30. Парадокс как основной художественный прием сказок Л.Кэррола

  31. Социальные и нравственные проблемы дилогии М.Твена о Томе Сойере.

  32. Туве Янсон: фольклорное и литературное начало книг о Мумми-Троллях.

  33. Сказка С.Лагерлеф как познавательная и развлекательная книга.




  • Примерная тематика рефератов, эссе

^ 1.Английские и ирландские народные сказки

Джек и золотая табакерка: Сказки народов Великобритании и Северной Ирландии. Сост. Е. Нестерова.-М.: Дет. лит., 1989

Ирландские легенды и сказки. Сост. и вст. ст. Н.Шершевской.-М.: Гослитиздат, 1960

^ 2.Сказки народов Югославии

Сербские народные песни и сказки из собрания В.С. Караджича. Сост.Ю.Смирнов.-М.: Худ.лит.,1987

Сказки народов Югославии. Предисл. И. Голенищева-кутузова.-М.: Худ.лит.,1991

^ 3.Сказки Скандинавии

Норвежские сказки.- М.: гослитиздат,1962

Сказки Скандинавии. Вст.ст. В. Каверина. – М.:худ.лит.,1991

4.Немецкие сказки

Немецкие волшебные сатирические сказки.-Л.: Наука,1972

5.Польские сказки

Польские народные легенды и сказки.Вст ст.Я.Мацюсович.-М-Л.: худ.лит.,1965

Польские народные сказки/Сост.А.Щербакова.-Л.:Худ.лит.,1980

^ 6.Украинские сказки
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины дв 1 Детская литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 22 История зарубежной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 22 История зарубежной литературы: античная литература для студентов, обучающихся...

Методические рекомендации по изучению дисциплины дв 1 Детская литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература: Русская литература XX в для студентов, обучающихся...

Методические рекомендации по изучению дисциплины дв 1 Детская литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской литературы: часть 2 для студентов, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации по изучению дисциплины дв 1 Детская литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации по изучению дисциплины дв 1 Детская литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Лингвометодические...
Методические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Лингвометодические аспекты преподавания рки для студентов, обучающихся по...

Методические рекомендации по изучению дисциплины дв 1 Детская литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Диахроническое...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Диахроническое комментирование на уроках русского языка для студентов,...

Методические рекомендации по изучению дисциплины дв 1 Детская литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 14 История русской...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 14 История русской литературы: часть 1 для студентов, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации по изучению дисциплины дв 1 Детская литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Литература...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Литература и театр для студентов, обучающихся по направлению подготовки...

Методические рекомендации по изучению дисциплины дв 1 Детская литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика обучения русскому языку и литературе для студентов, обучающихся...

Методические рекомендации по изучению дисциплины дв 1 Детская литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 5 История...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 5 История русского языка: История древнерусского языка для студентов,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница