Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 5 История русского языка: История древнерусского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.




НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 5 История русского языка: История древнерусского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.
страница1/8
Дата публикации05.09.2013
Размер0.74 Mb.
ТипМетодические рекомендации
www.lit-yaz.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8
Методические рекомендации по изучению дисциплины СД(М).Ф.5 История русского языка: История древнерусского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература

1.1 Автор программы: доктор филологических наук, профессор Н.Г. Благова



1.3 Пояснительная записка:

Данная программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта по направлению 540300 «Филологическое образование». В соответствии с содержанием данного раздела государственного образовательного стандарта «История русского языка: История древнерусского языка» включает такие разделы, как «старославянский язык», «историческая фонетика», «историческая грамматика».

Курс является одним из важнейших в подготовке бакалавра-филолога профиля «русский язык и литература», так как подлинно научное изучение языка возможно лишь в сочетании диахронии и синхронии. Многие современные языковые явления и процессы могут быть поняты и объяснены только историческими преобразованиями.

Цели изучения курса "История русского языка: История древнерусского языка":

представить русский язык как целостную развивающуюся систему.

Задачи:

  • изучить вопросы происхождения славянских, в том числе русского, языков;

  • познакомиться с отличительными особенностями русского языка по сравнению со старославянским;

  • усвоить основные закономерности звуковой системы древнерусского языка и общую характеристику морфологического строя языка к моменту появления первых памятников письменности;

  • проследить фонетические и грамматические изменений в русском языке с начала возникновения письменности (с экскурсами в доисторическую эпоху);

  • выявить закономерности развития языковой системы;

  • изучить приемы этимологического анализа текста современного русского языка.

В итоге изучения курса студент должен знать:

    • образование русского языка как одного из славянских языков;

    • общие тенденции развития русского языка;

    • основные исторические изменения в фонетике и морфологии русского языка;

    • отражение исторических процессов в современном русском языке;

    • дефиницию основных терминов курса.

Уметь:

  • различать древнерусский и старославянский языки;

  • понимать древнерусский текст;

  • выполнять фонетический и грамматический анализ слов древнерусского языка;

  • определять исторические изменения в тексте;

  • пользоваться историко-лингвистическими словарями;

  • комментировать факты современного русского языка в диахронии.

^ 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:



п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Сам.

раб.

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/ СМ

1.

540300 Филологическое образование

3

5-6

124

68

48

20

56

зачет

экз.

^ 1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:



п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

аудит.

ЛК

ПР/СМ



Введение. Предмет и задачи курса. Происхождение русского языка как одного из славянских. Праславянский, древнерусский, старославянский языки.

2

2

-



Введение. Проблема периодизации истории русского языка. Основные диалекты восточнославянского языка.

2

2

-



Введение. Основные источники исторического изучения русского языка. Содержание, жанры, оформление, хранение.

2

2

-



Введение. Происхождение и история русской письменности.

2

-

2



Фонетика. Фонетическая система праславянского языка. Система гласных звуков. Преобразование гласных.

2

2







Фонетика. Развитие фонетической системы русского языка от праславянской эпохи до древнерусской. Закон открытого слога. Преобразования дифтонгов и дифтонгоидов.

2

2






Фонетика. Развитие фонетической системы русского языка от праславянской эпохи до древнерусской: система согласных звуков. Закон слогового сингармонизма. Палатализации согласных. Диссимиляция и упрощение согласных звуков.

4

2

2



Фонетика. Фонетическая система древнерусского языка и ее отличие от старославянской.

2

2






Фонетика. Развитие фонетической системы древнерусского языка: вторичное смягчение полумягких согласных, утрата редуцированных гласных.

2

2






Фонетика. Последствия утраты редуцированных гласных в русском языке.

4

2

2



Фонетика. Переход е в ’о в русском языке. История фонемы Ђ в русском языке.

4

2


2



Фонетика. Развитие аканья в русском языке. Развитие русского консонантизма.

2

2


-



Аспекты и приемы этимологического анализа текста в школьном курсе русского языка.

4

2

2



Морфологический строй праславянского языка как начальный этап становления морфологической системы древнерусского языка. Развитие морфологической системы русского языка от праславянской эпохи до древнерусской.

2

2

-



Законы развития грамматического строя языка. Имя существительное в древнерусском языке.

2

2

-



История имени существительного в русском языке

4

2

2



Местоимение в истории русского языка.

2

2

2



Имя прилагательное в древнерусском языке. История имени прилагательного.

4

2

-



Счетные слова в древнерусском языке. Формирование имени числительного в русском языке.

2

2


-



Наречие в древнерусском языке. Образование наречий в русском языке.

2

2

-



Глагол. Развитие глагольных форм русского языка от праславянской эпохи до древнерусской.

2

2

-



История глагольных форм в русском языке: неспрягаемые формы, история настоящего и будущего времени.

4

2


2



История глагольных форм в русском языке: история прошедшего времени.

4

2

2



Причастие в древнерусском языке. История причастия. Образование деепричастия в русском языке.

2

2

2



Основные особенности синтаксического строя древнерусского языка, отраженные в памятниках письменности.

2

2

-




Всего

68

48

20

1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

Введение. История древнерусского языка как наука и учебная дисциплина. Предмет и задачи курса. Характеристика объекта изучения как живого разговорного языка восточных славян в диалектных разновидностях.

Происхождение русского языка как одного из славянских. Праславянский, древнерусский, старославянский языки. Исследователи истории русского языка XIX-XX вв., их основные научные труды.

Основные методы изучения истории русского языка. Сравнительно-исторический метод. Метод внешней и внутренней реконструкции. Сопоставительно-типологический метод. Метод синхронного среза в диахронии и другие.


Проблема периодизации истории русского языка. Основные диалекты восточнославянского языка.

Основные источники исторического изучения русского языка. Письменные памятники разных жанров и содержания. Памятники эпохи Киевской Руси. Московские письменные памятники. Палеографическая характеристика письменных памятников. Народные говоры как источник изучения истории русского языка. Лингвистическая география, топонимика. Письменные свидетельства иностранцев разных эпох как источник изучения истории русского языка.

Происхождение и история русской письменности. Создание славянского алфавита. Кирилл и Мефодий как основоположники славянской письменной культуры. Появление письменности на Руси. История кириллицы на Руси, реформы кириллического письма. Этапы истории графической системы. Книги на церковнославянском языке и их роль в развитии русской письменной культуры.

^ Историческая фонетика. Фонетические единицы праславянского языка. Система гласных звуков в праславянском языке. Преобразование системы гласных.

Развитие фонетической системы русского языка от праславянской эпохи до древнерусской. Закон открытого слога. Преобразования дифтонгов и дифтонгоидов. Система согласных звуков в праславянском языке. Закон слогового сингармонизма. 1,2, 3 палатализации согласных. Изменение согласных под влиянием [j] (йота). Диссимиляция и упрощение согласных звуков.

Фонетическая система древнерусского языка и ее отличие от старославянской. Фонетические единицы древнерусского языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Характер ударения. Структура слога.

Вторичное смягчение полумягких согласных и результаты этого процесса. Вопрос о времени вторичного смягчения, механизм этого процесса. Появление новых мягких согласных звуков. Начало формирования категории твердости/мягкости согласных как главной категории согласных фонем современного русского языка.

Падение редуцированных гласных фонем как главный фонетический процесс письменного периода. Механизм процесса падения редуцированных. Правило Гавлика. Вопрос о причинах процесса утраты редуцированных. Судьба напряженных редуцированных Ъ и Ь. Отражение падения редуцированных на письме. Закономерности процесса утраты редуцированных и отступления от закономерностей. Судьба букв Ъ и Ь.

Последствия утраты редуцированных и структура слога: прекращение действия закона открытого слога, расширение сочетательных возможностей фонем, появление новых сочетаний фонем в слоге. Возникновение подвижности слоговых границ. Развитие в русском языке консонантизма как главного признака фонетической системы русского языка после падения редуцированных. Формирование категории твердости/мягкости как ведущей категории согласных. Развитие категории глухости/звонкости. Возникновение сочетаний согласных и различных позиционных изменений внутри этих сочетаний. Образование сочетаний согласных с ј и способ обозначения подобных сочетаний в русской графике. Появление новых фонем [ф] и [ф’] . Отражение этих явлений в процессе формирования принципов и норм русской орфографии. Уменьшение количества гласных фонем. Характеристика признака зоны образования гласных как недифференцированного. Появление слога нового (консонантного) типа. Появление "беглости" гласных [о], [е]. Появление неэтимологических гласных в конце и в начале слова, их судьба в русском языке. Явление "второго полногласия". Появление нулевых флексий и нулевых морфем в русском языке. Процесс падения редуцированных и его проявление в морфологической системе русского языка.

Переход [е] в [о] (третья лабиализация) в истории русского языка. Вопрос о времени и причинах перехода. Закономерности этого процесса и отступления от закономерностей. Последствия третьей лабиализации.

Вопрос о возникновении аканья. Основные научные гипотезы о времени, месте и причинах появления аканья. Влияние аканья на орфографию и графическую систему.

История фонемы, обозначавшейся буквой ять. Вопрос о причинах и времени утраты этой фонемы в различных говорах.

Изменение кы, гы, хы в ки, ги, хи.

Отвердение шипящих [ж] и [ш]. Отвердение [ц]. Влияние отвердения этих фонем на графическую систему.

^ Историческая морфология

Морфологический строй праславянского языка как начальный этап становления морфологической системы древнерусского языка. Развитие морфологической системы русского языка от праславянской эпохи до древнерусской. Законы развития грамматической системы русского языка.

Имя существительное в древнерусском языке. История имени существительного. Изменения грамматических категорий и форм имен существительных. Формирование категории одушевленности. Разрушение категории двойственного числа в русском языке, его следы в современном русском языке. Утрата звательной формы. История именного склонения. Принципы и пути перестройки системы склонений в русском языке как продолжение преобразований, начавшихся в праславянский период. Появление разносклоняемых существительных. Процессы унификации парадигм внутри продуктивных типов склонения.

История местоимений. История личных и возвратных местоимений. Происхождение личного местоимения 3-го лица. Изменения в системе указательных местоимений.

Имя прилагательное в древнерусском языке. История имени прилагательного. Происхождение имен прилагательных в праиндоевропейском языке и местоименных прилагательных в праславянском языке. История именных прилагательных. Судьба притяжательных прилагательных в русском языке, происхождение на их основе отчеств и фамилий. История местоименных прилагательных. Происхождение современных форм сравнительной и превосходной степени.

Счетные слова в древнерусском языке. Формирование имени числительного как части речи.

Глагол. Развитие глагольных форм русского языка от праславянской эпохи до древнерусской. История глагола. Изменение форм и функций инфинитива. Утрата супина. История настоящего времени глагола. История будущего времени глагола, ее связь с развитием категории вида.

История прошедшего времени глагола. Утрата аориста, имперфекта, плюсквамперфекта. Преобразование перфекта. История повелительного и сослагательного наклонений. Вопрос о формировании категории вида русского глагола.

Причастие в древнерусском языке. История причастия. Образование деепричастия в русском языке.Происхождение деепричастий. Формирование полных форм причастий в русском языке и их дальнейшая судьба.

Наречие в древнерусском языке. Способы образования наречий в диахронии.

^ Исторический синтаксис

Основные особенности синтаксического строя древнерусского языка, отраженные в памятниках письменности: согласование сказуемого с подлежащим, двойные падежи, беспредложные конструкции, обороты в составе предложения. Оборот «дательный самостоятельный». Конструкции «нанизывания». Смешение прямой речи с косвенной.

1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

(основная форма контроля – портфолио: конспекты, рассказ о памятниках, таблицы, схемы, ответы на вопросы)



п/п

Наименование раздела дисциплины.

Тема

Форма

самостоятельной

работы

Кол- во

часов

Форма контроля

выполнения

самостоятельной работы



Происхождение русского языка. Диалекты древнерусского языка.

Схемы генеало-гического древа русского языка и диалектов

2

Проверка портфолио

  1. 1

Исследователи истории русского языка XIX-XX вв., их основные научные труды: М.В.Ломоносов, А.Х.Востоков, Ф.И.Буслаев, В.И.Даль, И.И.Срезнев-ский, А.А.Шахматов, А.А.Потебня, О.Н.Трубачев, Ф.П.Филин.

Конспект, подготовка

сообщения


4

Сообщение на

коллоквиуме, конспект

  1. 2

Основные методы исторического изучения языка. Проблема периодизации истории русского языка.

Конспект


3

Проверка конспекта

  1. 3
^

Основные источники исторического изучения русского языка (см.список книг в разделе «методические указания по изучению истории древнерусского языка»)


Краткий рассказ о двух памятниках (письм.)

2

Проверка портфолио

  1. 3

Происхождение и история русской письменности (см. литературу и задания к практическому занятию-семинару)

Подготовка

сообщения, презентации, таблица букв


4

Сообщение и презен-тация на занятии, проверка конспекта



Фонетическая система

Таблица праславянской, древнерусской и совр.систем гласных и согласных.

Вып-е упражн.

5

Проверка на практическом занятии



Фонетические процессы русского языка

Таблица основ-ных фонетичес-ких процессов русского языка.

Вып-е упражн.

6

Проверка портфолио

Проверка на ПЗ



Развитие фонетической системы русского языка от праславянской эпохи до древнерусской.

Таблицы чере-дований гласных и согласных 1) праславянского происхождения 2) древнерусс-кого происхож-дения

2

Проверка на практических занятиях, решение тестов



Морфологический строй праславянского языка и развитие морфологической системы русского языка.

Схемы частей речи в пра-славянском и современном русском языках

2

Проверка на практических занятиях, решение тестов

  1. 4

Именное склонение


Составление таблиц парадигм праславянского,древнерусского и современного русского языка. Вып-е упражн.


4

Проверка на

практическом

занятии

  1. 5

Местоименное склонение

Таблица пара-дигм склонения в старославян-ском и русском языках. Вып-е

Упражнений.

4

Проверка портфолио. Проверка на ПЗ

  1. 6

История имени прилагательного, имени числительного и наречия в русском языке


Развернутый план ответа на вопросы по темам

4

Проверка на

экзамене, портфолио

  1. 8

Синтаксический анализ древнерусского

текста

Записи в рабо-чих тетрадях, сводная таблица особенностей синтаксиса древ-нерусского язык.

4

Проверка на

практ.занятии

Проверка портфолио

  1. 9

Развитие фонетической и грамматической систем русского языка

Выполнение упражнений, за-даний к практи-ческим занятиям

4

Проверка на практических занятиях, решения тестов



Текст на древнерусском языке

Домашняя лабораторная работа (анализ текста)

6

Проверка выполнения в конспекте




Всего




56




^ 1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу

Практическое занятие № 1 (семинар)

Тема: Происхождение и история русской письменности

План

  1. Просмотр видеофильма «Первопечатник Иван Федоров».

  2. Сообщения по темам.

  3. Чтение, перевод и представление текстов с историческим комментированием: «Русская правда» (с.71), «Духовная грамота в.к. Ивана Калиты 1336 г.» (с.87), «Жалованная грамота к. Петра Дмитриевича Троице-Сергиеву монастырю 1423 г.» (с.183) Хрестоматии по истории русского языка Иванова В.В., Сумниковой Т.А., Панкратовой Н.П.

^ Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовить сообщения на темы: «Происхождение письма». «Кирилл и Мефодий как основоположники славянской письменной культуры». «Создание славянского алфавита». «Проблема определения возраста русского письма». «Первые рукописные книги на Руси». «Первые печатные книги на Руси». «История букваря». «Книги на церковнославянском языке и их роль в развитии русской письменной культуры». «Обучение письму на Руси».

  2. Подготовить электронную презентацию сообщения.

  3. Выучить названия букв кириллицы, познакомиться с цифровыми значениями кириллических букв.

  4. Выполнить упр. № № 30, 31 (устно), 36 (устно), 41 (устно) сб. упражнений по истории русского языка Иваницкой Е.Н. и др.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 5 История русского языка: История древнерусского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 6 История...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 6 История русского языка: История русского литературного языка для студентов,...

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 5 История русского языка: История древнерусского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Диахроническое...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Диахроническое комментирование на уроках русского языка для студентов,...

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 5 История русского языка: История древнерусского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие лексического состава русского языка для студентов, обучающихся...

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 5 История русского языка: История древнерусского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). 2 История...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). 2 История русской литературной критики для студентов, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 5 История русского языка: История древнерусского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 5 История русского языка: История древнерусского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской литературы: часть 2 для студентов, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 5 История русского языка: История древнерусского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 3 История зарубежной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 3 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки...

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 5 История русского языка: История древнерусского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Лингвометодические...
Методические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Лингвометодические аспекты преподавания рки для студентов, обучающихся по...

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 5 История русского языка: История древнерусского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 14 История русской...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 14 История русской литературы: часть 1 для студентов, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 5 История русского языка: История древнерусского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература: Русская литература XX в для студентов, обучающихся...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница