Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве»




Скачать 224.84 Kb.
НазваниеЛитература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве»
Дата публикации05.09.2013
Размер224.84 Kb.
ТипЛитература
www.lit-yaz.ru > Литература > Литература

урока


Наименование темы урока

Кол-во часов

Сроки освоения

Используемые электронные средства

Планируемый результат освоения

1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

1




1)Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

2) Иллюстрированный энциклопедический словарь

Учащиеся должны:

-иметь понятие о художественной литературе как искусстве слова

^ Из древнерусской литературы

2

Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове...»

1




1) Русская литература: от Нестора до Маяковского
2) Хрестоматия по русской литературе
3) Библиотека школьника

Учащиеся должны:

-иметь представление о самобытном характере и высоком уровне литературы Древней Руси;

знать основные жанры

древнерусской литературы, понимать авторское отношение к изображаемому, давать личностную оценку произведению

3

Художественные особенности «Слова...»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема ав­торства «Слова...». Подготовка к домашнему со­чинению

1




^ Из русской литературы XVIII века

4

Классицизм в русском и ми­ровом искусстве. Общая ха­рактеристика русской литера­туры XVIII века. Особенности русского классицизма

1




1) Русская литература: от Нестора до Маяковского
2) Хрестоматия по русской литературе
3) Библиотека школьника

Учащиеся должны:

-иметь представление о литературе 1 8 века; знать особенности классицизма и сентиментализма как литературных направлениях;

-знать основные факты биографии и творчества авторов 18 века: М.Ломоносова, Г.Державина, Д.Фонвизина, Н.Карамзина;

уметь:

-бегло, выразительно читать; владеть всеми видами пересказа, давать развёрнутый ответ на вопрос, давать личностную оценку прочитанному; составлять рассказ о литературном герое, характеристику героя; давать отзыв на прочитанное произведение; свободно владеть диалогической и монологической речью в объёме изученного произведения; писать сочинения на литературную тему, создавать письменный рассказ-характеристику одного или двух героев (сравнительная характеристика); уметь работать с критическими статьями, конспектировать.



5

М. В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М. В. Ломо­носов — реформатор русско­го языка и системы стихо­сложения. «Вечернее

размыш­ление о Божием величестве при случае великого северно­го сияния». Особенности со­держания и формы произве­дения

1




6

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всерос­сийский престол ея Вели­чества государыни

Импера­трицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр ли­рической поэзии. Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведени­ях М. В. Ломоносова

1




7

Г. Р. Державин. Слово о по­эте-философе. Жизнь и твор­чество

Г. Р. Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г. Р. Державина. Об­личение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ора­торские интонации стихотво­рения

1




8

Тема поэта и поэзии в лири­ке Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении соб­ственного поэтического твор­чества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и

новатор­ство в лирике Державина

1




9

А. Н. Радищев. Слово о пи­сателе. «Путешествие из Пе­тербурга в Москву» (главы}. Изображение российской дей­ствительности. Критика крепо­стничества. Обличительный пафос произведения

1




10

Особенности повествования в «Путешествии...». Жанр путе­шествия и его содержатель­ное наполнение

1




11

Н. М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение

сентимен­тализма. «Бедная Лиза».

Вни­мание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей

1




12

«Бедная Лиза» как произведе­ние сентиментализма. Новые черты русской литературы

1




13

Подготовка к сочинению «Ли­тература XVIII века в воспри­ятии современного читателя» (на примере одного-двух про­изведений

1




^ Из русской литературы XIX века

14

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика,

мему­арная литература

1




1) Русская литература: от Нестора до Маяковского
2) Хрестоматия по русской литературе
3) Библиотека школьника
4) Иллюстрированный энциклопедический словарь

Учащиеся должны:

-иметь представление о романтизме и реализме; знать основные факты биографии и творчества поэтов и писателей 19 века;

-иметь понятие о литературном типе, сатире, начальное

представление об образе-символе,

знать жанры драматических и лирических произведений, наизусть отрывки из произведений; развивать понятие об автобиографичности произведений, жанровых особенностях рассказа;

уметь:

-бегло, выразительно читать; давать развёрнутые ответы на вопросы; составлять рассказ о литературном герое,

характеристику героя; давать отзыв на прочитанное

произведение; свободно владеть монологической и

диалогической речью в объёме изученного произведения;

писать сочинения на литературную тему; создавать

письменный рассказ-характеристику одного или двух

героев (сравнительная характеристика); работать с

критическими статьями, конспектировать


15

Романтическая лирика начала XIX века. В. А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». Гра­ницы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэти­ческого языка. Отношение

ро­мантика к слову. Обучение анализу лирического стихо­творения

1




16

В. А. Жуковский. «Светла­на». Особенности жанра бал­лады. Нравственный мир ге­роини баллады. Язык балла­ды: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы

1




17

А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга

1




18

А. С. Грибоедов. «Горе от ума».

Обзор содержания. Чте­ние ключевых сцен пьесы. Особенности композиции ко­медии

1




19-20

Фамусовская Москва в коме­дии

«Горе от ума»

2




21 –

22

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персона­жей

2




23

Язык комедии А. С. Грибое­дова «Горе от ума». Преодо­ление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического про­изведения (по комедии «Горе от ума»)

1




24

И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к до­машнему сочинению по коме­дии «Горе от ума»

1




25

А. С. Пушкин: жизнь и твор­чество.

А. С. Пушкин в вос­приятии современного чита­теля («Мой Пушкин»). Лицей­ская лирика. Дружба и дру­зья в творчестве А. С. Пуш­кина

1




26

Лирика петербургского пери­ода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине.

Тема свободы и вла­сти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар»

1




27

Любовь как гармония душ в интимной лирике А. С. Пуш­кина. «На холмах Грузии ле­жит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь еще, быть может...». Адресаты любовной лирики поэта

1




28

Тема поэта и поэзии в лири­ке А. С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг не­рукотворный...». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Обу­чение анализу одного стихо­творения

1




29

Контрольная работа по роман­тической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А. С. Пушкина

1




30

А. С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуали­стический характер Алеко

1




31

Роман А. С. Пушкина «Евге­ний Онегин». История созда­ния. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа

1




32

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленско­го. Трагические итоги жизнен­ного пути

1




33

Татьяна Ларина — нравствен­ный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

1




34

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

1




35

Автор как идейно-композици­онный и лирический центр романа

1




36

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энцик­лопедия русской жизни. Реа­лизм романа

1




37

Пушкинский роман в зеркале критики: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев,

А. А. Григорь­ев, Ф. М. Достоевский, фило­софская критика начала XX века. Роман А. С. Пушкина и опера П. И. Чайковского. Под­готовка к сочинению по рома­ну А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

1




38

А. С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и зло­действа». Два типа мировос­приятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества

1




39

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольно­сти и одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно...»

1




40

Образ поэта-пророка в лири­ке М. Ю. Лермонтова. «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк»

1




41

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и посла­ния к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет… », «Нищий»

1




42

Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобра­зие. «Родина». Характер ли­рического героя его поэзии

1




43

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о не­заурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М. Ю. Лермон­това в романе

1




44

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета по­коления». Загадки образа Пе­чорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

1




45 –

46

«Журнал Печорина» как сред­ство самораскрытия его ха­рактера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

2




47

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

1




48

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

1




49

Споры о романтизме и реа­лизме романа «Герой нашего времени». Поэзия М. Ю. Лер­монтова и роман «Герой на­шего времени» в оценке В. Г. Белинского. Подготовка к сочинению

1




50

Контрольная работа по лири­ке М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

1




51

Н. В. Гоголь: страницы жиз­ни и творчества. Первые твор­ческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обоб­щением ранее изученного). Проблематика и поэтика пер­вых сборников Н. В. Гоголя. «Мертвые души». Обзор со­держания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл назва­ния поэмы

1




52 - 53

Система образов поэмы «Мер­твые души». Обучение анали­зу эпизода

2




54

Образ города в поэме «Мер­твые души»

1




55

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эво­люция его образа в замысле поэмы

1




56 – 57

«Мертвые души» — поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция обра­за автора. Соединение коми­ческого и лирического начал в поэме «Мертвые души». По­эма в оценках В. Г. Белин­ского. Подготовка к сочинению

2




58

А. Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не по­рок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада

1




59

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматур­гии

1




60 - 61

Ф. М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербург­ского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его

внут­реннего мира

2




62

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содер­жание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоев­ского. Развитие понятия о повести

1




63

Л. Н. Толстой. Слово о пи­сателе.

Обзор содержания автобиогра­фической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конф­ликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики

Л. Н. Тол­стого в повести «Юность»; психологизм, роль внутренне­го монолога в раскрытии души героя

1




64

А. П. Чехов. Слово о писа­теле. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленько­го человека» в русской

лите­ратуре XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора

1




65

А. П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Разви­тие представлений о жанро­вых особенностях рассказа

1




66

Подготовка к сочинению-отве­ту на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев рус­ской литературы XIX века? (На примере произведений А. Н. Островского, Ф. М. До­стоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова)».

1




67

Беседа о стихах Н. А. Некрасо­ва, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Их стихотворения разных жан­ров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах ли­рических произведений

1




^ Из русской литературы XX века

68

Русская литература XX века: многообразие жанров и

на­правлений

1




1) Русская литература: от Нестора до Маяковского
2) Хрестоматия по русской литературе
3) Библиотека школьника
4) Иллюстрированный энциклопедический словарь

Учащиеся должны знать:

-основные особенности и

этапы развития литературы 20 века; основные факты

биографии и творчества некоторых поэтов и писателей; иметь представление о

понятии «серебряный век» русской поэзии;

основные течения поэзии «серебряного века» (символизм, акмеизм, футуризм); основную тематику лирики С.Есенина, В.Маяковского, М.Цветаевой, Н.Заболоцкого, А.Ахматовой,

А.Твардовского:

иметь понятие об авторской песне;

знать содержание изученных произведений;

уметь:

-воспринимать и анализировать художественный текст; составлять тезисы и план; определять род и жанр произведения; выделять и формулировать тему, идею,

проблематику, давать характеристику героев;

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль

изобразительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию; выразительно читать; владеть всеми видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями; писать сочинения на различные литературные темы


69

И. А. Бунин. Слово о писа­теле. «Темные аллеи». Исто­рия любви Надежды и Нико­лая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы

1




70

Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Ли­ризм повествования

1




71

М. А. Булгаков. Слово о пи­сателе. «Собачье сердце» как социально-философская сати­ра на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». Сатира на общество шарико­вых и швондеров

1




72

Поэтика повести М. А. Булга­кова «Собачье сердце». Гума­нистическая позиция автора. Смысл названия. Художествен­ная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художе­ственная роль в повести

1




73

М. А. Шолохов. Слово о пи­сателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба

Ро­дины. Образ главного героя

1




74

Особенности авторского

пове­ствования в рассказе «Судьба человека». Композиция расска­за, автор и рассказчик, ска­зовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реали­стической типизации,

особен­ности жанра. Реализм Шоло­хова в рассказе - эпопее

1




75

А. И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной де­ревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рас­сказе

1




76

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи

1




77

Контрольная работа по произведе­ниям второй половины XIX и XX века

1




78

Русская поэзия Серебряного века

1




79

А. А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...». Свое­образие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. Трагедия лиричес­кого героя в «страшном мире»

1




80

С. А. Есенин. Слово о поэ­те. Тема Родины в лирике С. А. Есенина.

«Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...»

1




81

Размышления о жизни, при­роде, предназначении челове­ка в лирике

С. А. Есенина. «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа ли­рики

С. А. Есенина

1




82-83

В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю». Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Сло­вотворчество. Маяковский о труде поэта

2




84

М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о люб­ви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — пото­му...», «Откуда такая не­жность?». Особенности поэти­ки Цветаевой

1




85

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле

М. И. Цветаевой «Сти­хи о Москве». Традиции и новаторство в творческих по­исках поэта

1




86

Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с при­родой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу

гар­монии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Фило­софский характер лирики За­болоцкого

1




87

А. А. Ахматова. Слово о по­эте. Трагические интонации в любовной лирике

1




88

Стихи А. А. Ахматовой о по­эте и поэзии. Особенности поэтики

1




89

Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современ­ность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных — тя­желый крест...». Философская глубина лирики Пастернака

1




90

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотво­рений «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери»

1




91

А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне

1




92-93

Песни и романсы на стихи русских поэтов ХIХ - ХХ веков.

2




94

Зачетное занятие по русской лирике XX века

1




^ Из зарубежной литературы

95

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчи­ку»). Гораций. Слово о по­эте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество и по­этические заслуги стихотвор­цев. Традиции оды Горация в русской поэзии

1




1) Библиотека школьника
2) Иллюстрированный энциклопедический словарь

Учащиеся должны знать:

краткие сведения о жизни и творчестве зарубежных поэтов

уметь:

-бегло, выразительно читать; давать развёрнутые ответы на вопросы; свободно владеть монологической и диалогической речью в объёме изученного произведения.



96

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множест­венность смыслов поэмы и ее универсально - философский характер

1




97

У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Общече­ловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гам­лета в его конфликте с ре­альным миром «расшатавше­гося века»

1




98

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский харак­тер трагедии. Гамлет как веч­ный образ мировой литера­туры

1




99

И. -В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Про­свещения. «Фауст» как философская трагедия. Противосто­яние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски

спра­ведливости и смысла челове­ческой жизни

1




100

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный об­раз мировой литературы

1




101 - 102

Выявление уровня литератур­ного развития учащихся. Ито­ги года и задания для летне­го чтения

2










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» iconЛитература Древней Руси Особенности развития древнерусской литературы...
«Слово о полку Игореве» первое произведение национальной классики. История создания и сюжет

Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» iconУчебно-тематический план. № Наименование разделов и тем Количество часов
Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» величайший памятник древнерусской литературы

Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» iconЛитература Древней Руси. «Слово о полку Игореве»
Идейный смысл «Слова». Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Её построение, связь с народной поэзией

Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» iconПрограмма заочного обучения по литературе
Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» величайший памятник древнерусской литературы. Художественные особенности «Слова…»:...

Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» icon«Слово о полку Игореве» Почему «Слово о полку Игореве» иногда называют «воинской повестью»
Почему «Слово о полку Игореве» иногда называют «воинской повестью» и в каких произведениях русской литературы 20 века можно найти...

Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» icon«Слово о полку Игореве» Ярославна, Всеволод, Кончак это герои
Сколько дней сражались русские в том бою, который сравнивается с кровавым пиром («Слово о полку Игореве»)?

Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» icon200 лет поиска «Слово о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» – бесценный, чудом сохранившийся памятник русской поэзии ХІІ века. Неизвестно, сколько раз переписывалась...

Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» iconПодвига и проблема нравственного выбора в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
«Слово о полку Игореве». Основные образы. Идея патриотизма. Чтение наизусть отрывка из «Слова о полку Игореве»

Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» iconСлово о полку Игореве. Основные образы. Идея патриотизма
В основе «Слова о полку Игореве» лежат исторические события: поход на половцев в 1185 г новгород-северского князя Игоря Святославича,...

Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» iconКарта Киевской Руси в начале XII века из книги Л. Н. Гумилёва "От Руси к России", 1993
«Слово о полку Игореве» – вещь подозрительную и прекрасную в своей загадочности. Занятие это (по себе знаю) поразительно увлекает....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница