Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю




Скачать 164.91 Kb.
НазваниеФгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю
Дата публикации05.09.2013
Размер164.91 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Литература > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Факультет филологии и журналистики

УТВЕРЖДАЮ

Декан/директор факультета/института

_________________________________

__________________________________

(подпись, Ф.И.О. декана/директора)

«_____»______________20__ г.



Рабочая программа



Учебная дисциплина: Б.3.17 актуальные проблемы русской литературы второй половины хх века

(наименование)
Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование
Профиль подготовки Русский язык и иностранный язык (английский)
Квалификация (степень выпускника) бакалавр

Кафедра ___русской и зарубежной литературы__________

(название)

Курс _____5______ семестр _____9_____ форма обучения ___очная_________


Программа разработана

к. филол.н., доцентом С. Р. Охотниковой




(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора программы)

Рецензент (ы)




(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензнта(ов)программы)

Йошкар-Ола 2011 г.




Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии факультета филологии и журналистики





Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы


(назв. факультета/института, специальности)




(название кафедры)


протокол заседания №____ от





протокол заседания №___ от

«____»_____________ 20__г.




«____»_____________20__г.










(подпись, Ф.И.О. председателя)




(подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой)



СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой ____________________________________

__________________________________________________________________________

(название кафедры)

протокол заседания №__ от «__»___________20__г _____________________________

(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)


Сведения о переутверждении программы

на очередной учебный год и регистрация изменений

Учебный

год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры,

Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер

изменения

























































































^ 1.Пояснительная записка
Цели освоения дисциплины:
1) сформировать у студентов целостное представление о современном литературном процессе

2) познакомить с составом литературы, основными литературными направлениями, жанрами и стилями, особенностями их эволюции, особым содержанием и поэтикой;

3) показать значение творчества современных писателей в становлении отечественной и мировой литературы и искусства, в формировании их национального своеобразия;

4) научить применять полученные знания для решения задач профессиональной деятельности.
^ Задачи освоения дисциплины:
Научно-исследовательская деятельность:

1) анализ и интерпретация на основе существующих методов явлений и процессов, происходящих внутри художественных систем с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;

2) устное, письменное и виртуальное представление материалов собственных наблюдений и исследований.

Прикладная деятельность:
1) создание различных типов текстов – устное выступление, аннотация, обзор, реферат;
Проектная деятельность:

1) разработка проектов, связанных с креативной деятельностью в рамках семинаров, литературных объединений ; создание сценариев литературных игр и литературно-драматических фестивалей.
Организационно-управленческая деятельность:

1) организация самостоятельного трудового процесса.
^ Место дисциплины в структуре ПООП бакалавриата
Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «Филологическое образование (русский язык и литература, английский язык)» (бакалавриат) предусматривает изучение дисциплины «Актуальные проблемы русской литературы второй половины ХХ века» в составе профессионального цикла, разделе «курсы по выбору».

Для освоения данной дисциплины необходимы знания, полученные учащимися в средней общеобразовательной школе, в частности, они должны иметь общее представление об истории развития литературы ХХ века, ее связях и отличиях от литературы ХIХ века, Серебряного века. Большое значение приобретают и знания, полученные в процессе одновременного с изучением данной дисциплины курсов введения в профильную подготовку, теории литературы, истории русской и зарубежной литературы.

Курс «Актуальные проблемы русской литературы второй половины ХХ века» является завершающим этапом в процессе подготовки бакалавра. Отбор содержания учебного материала определяется поставленными целями и задачами курса, в котором рассматриваются важнейшие теоретические, эстетические и историко-литературные проблемы ХХ века. История литературы ХХ-ХХI в.в. представлена в ракурсе эстетической и культурологической новизны по отношению к литературам предшествующих эпох. Большое внимание уделяется раскрытию эстетической и идейно-философской полифонии литературы изучаемого периода, установлению эстетической и идейно-нравственной преемственности между литературами различных периодов изучаемой эпохи, а также определению новаторских качеств и отличительных свойств и характеристик литературы разных периодов эпохи.
^ Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен
знать:
состав литературного процесса, основные виды литературы его организующие; ведущие литературные направления, жанры и стилевые особенности;

уметь:
раскрывать особенности функционирования, содержания и формы современных произведений с использованием основных понятий и терминов, приемов и методов анализа и интерпретации текстов, принятых в филологической науке;

пользоваться научной и справочной литературой, библиографическими источниками и современными поисковыми системами;

излагать устно и письменно свои выводы и наблюдения по вопросам теории и истории современной литературы; создавать тексты разного типа (аннотация, обзор научных источников, реферат, самостоятельный анализ текста, сценарий литературной игры праздника/фестиваля);

применять полученные знания в научно-исследовательской и других видах деятельности;
владеть:
основными методами и приемами исследовательской и практической работы в рамках избранной специальности;
демонстрировать способность и готовность:
к практическому применению полученных знаний при решении профессиональных задач;

к устной и письменной коммуникации.
В связи с этим в курсе «Актуальные проблемы русской литературы второй половины ХХ века» формируются следующие компетенции – ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-14, ОК-17; ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6; ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10. ПК-11.

^ 2.Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы, 36 аудиторных занятий (20 - лекций, 16 – практических занятий), 36 часов самостоятельной работы.





п/п


Раздел Дисциплины

Семестр



Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)










Лекции

Практические / семинарские занятия

Виды самостоятельной работы








2

3

4

5

7

8









20

16

36






Современная литературная ситуация и своеобразие развития “литературного процесса” в конце ХХ – начале ХХI века

8

2







^ Контрольная работа

2.1

Состав современной литературы: массовая литература, беллетристика, женская проза, компьютерная литература и др.


8




1




^ Контрольная работа



Судьбы реализма в конце ХХ – начале ХХI века


7

2












Традиционное и новаторское в реалистических произведениях А. Солженицына 1995–1999 г.г. (двучастные рассказы “Молодняк”, “Абрикосовое варенье”, ”На изломах”)

7




2




^ Контрольная работа



Поэтика «новой драмы»




2










5.1

«Жестокий реализм», в произведениях В. Астафьева («Прокляты и убиты», «Веселый солдат»)

7




2




Контрольная работа

5.2

Роман Г. Владимова «Генерал и его армия». Новые уровни правды о войне

7




1







5.3

Мифопоэтическое начало в прозе о войне (романы М. Кононова “Голая пионерка”, О. Славниковой “Бессмертный. Повесть о настоящем человеке“ и др.

7




2







5.4

Творчество В. Маканина. «Кавказский пленный», «Асан»

7




2




Контрольная работа



Судьбы писателей «деревенщиков». Проза В. Распутина

7

2

2




Контрольная работа



Поэтика «нового реализма» в прозе О. Славниковой, В. Маканина, Л. Улицкой и др.

8

2

2




Контрольная работа



Религиозная проза













^ Контрольная работа



Эволюция жанра романа в литературе конца ХХ – начале ХХI века

8




4









Поэзия конца ХХ – начала ХХI века

8

2







Реферат

10.1

Концептуализм в поэзии

8

2








^ Контрольная работа

10.2

Творчество поэтов-«метареалистов»

8

2







^ Контрольная работа

10.3

«Визуальная поэзия»

8



2







10.4

Смена поколений в поэзии. Возникновение группы «Вавилон» (1989). Поэзия «новой искренности»

8




2







11.

Жанр антиутопии в прозе конца ХХ – начала ХХI века (Д. Быков, О. Славникова и др.).

8



2




Контрольная работа

12.

Русский постмодернизм в литературе конца ХХ века

8

2








^ Контрольная работа

13.

Драматургия конца ХХ – начала ХХI

8

2







^ Контрольная работа

13.1

Поэтика «новой драмы»

8




2







^ Учебно-методическое обеспечение

рабочей программы
Основная литература по курсу:
Аверинцев С.С. Древнегреческая поэтика и мировая литература // Поэтика

древнегреческой литературы. М.,1981.

^ Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.,1975.

Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1979.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.,1965,1990.

Бахтин М.М. Проблема сентиментализма // Бахтин М.М. Собр. соч. в 7 тт. Т.5. М.,1996.

Есаулов И.А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения: “Миргород” Н.В.Гоголя. М.,1995.

Тюпа В.И. Парадигмы художественности // Дискурс. № 3-4. Новосибирск. 1997.

Тюпа В.И. Аналитика художественного. М. 2002.

Тюпа В.И.Художественность // Литературоведение. М., 1999.

Тюпа В.И. Постсимволизм. Самара, 1998.

Фрай Н. Анатомия критики // Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ-ХХ вв. М.,1987.

Лейдерман Н.Л. Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3-х кн. М.,2001.

Русская литература ХХ века. / Под ред Л.П.Кременцова. В 2-х т. Т.2. М., 2002.

Бараков В.Н. Современная русская лирика. Учебно-методическое пособие к спецкурсу. Москва-Вологда, 1994.

Васильев И.Русский поэтический авангард ХХ века. Екатеринбург. 1999.

Зайцев В.А. Творческие поиски молодых поэтов 80-х годов//Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1990. № 5. С. 3-12.

Зайцев В.А. О новых тенденциях в русской поэзии 1980-1990-х годов// Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1996. № 4. С. 9-20.

Рейн Е. Промежуток//Арион. Журнал поэзии. 1. 1994. С. 18-21.

Чупринин С. После затишья. Поэзия конца 80-х : опыт и перспективы//Перспектива-89. М., 1989.С. 171-186.

Шайтанов И. Поэзия 70-90-х гг. Новое в поэзии//Русская литература ХХ века. очерки. Портреты. Эссе. М., 1994. Ч. 2. С. 277-303.

Шайтанов И. В жанре эпилога//Арион. Журнал поэзии. № 4. 1995. С. 19-24.

Эпштейн М.Парадоксы новизны. М., 1989.

Эпштейн М. Постмодерн в России. М.2001.
ДОПОЛНИТЕЛЬная литература по курсу:
С. Львовский. Белый шум. М.: Арго-РИСК, 1996 (http://www.vavilon.ru/texts/lvovsky1.html).

А. Скидан. Пирсинг нижней губы. Поэма (1995) // А. Скидан. Красное смещение. М.; Тверь, 2005 (http://www.vavilon.ru/texts/skidan3-2.html).

М. Гронас. Дорогие сироты, М.: ОГИ, 2002 (http://www.vavilon.ru/texts/gronas1.html).

Е. Лавут. Из стихотворений 1997—2000 гг. (http://www.vavilon.ru/textonly/issue3/lavut.htm).

П. Короленко. Шлягер века. М.: Новое литературное обозрение, 2003. Интернет-версия концерта: http://www.ruthenia.ru/folktee/CYBERSTOL/psoy/psoy_spisok.html.

А. Гостева. Дочь самурая // Знамя. 1997. № 9 (http://yanko.lib.ru/books/lit/gosteva_travel_lamb.htm#_Toc19166780).

В. Кондратьев. Мурзилка // В. Кондратьев. Прогулки. СПб.: Борей, 1993 (http://www.vavilon.ru/texts/kondratiev1-4.html).

Н. Искренко. Непосредственно жизнь. Стихи и тексты. 22.12.92 – 31.08.93
Собрание сочинений. Том 23. М.: АРГО-РИСК, 1997 (http://vavilon.ru/texts/iskrenko2.html); *Интерпретация момента. Стихи и тексты. 23.09.91 -- 11.02.92. Собрание сочинений. Том 20. М.: АРГО-РИСК, 1996 (http://vavilon.ru/texts/iskrenko1.html).

В. Кривулин. Концерт по заявкам. СПб., 1993 (как минимум, нужно прочитать в Интернете дайджест этой книги: http://vavilon.ru/metatext/vavilon2/krivulin-2.html); интернет-версия сборника «Купание в иордани и другие тексты времен чеченской кампании» (http://vavilon.ru/texts/krivulin2.html); Стихи юбилейного года. М.: ОГИ, 2001 (http://vavilon.ru/texts/krivulin4.html).

А. Драгомощенко. Описание: Избранные стихотворения 1970—90-х годов. СПб.: Гуманитарная академия, 2000 (http://vavilon.ru/texts/dragomot4.html); *На берегах исключенной реки. М.: ОГИ, 2005 (http://vavilon.ru/texts/dragomot5.html).

Д.А. Пригов. Взаимоотношения с высоким // Д.А. Пригов. Написанное с 1975 по 1989. М.: Новое литературное обозрение, 1997 (http://vavilon.ru/texts/prigov4-5.html).

Фанайлова Е. Рец. на кн.: Скидан А. В повторном чтении. М., 1998 // Знамя. 1999. № 11 (http://magazines.russ.ru/znamia/1999/11/fanayl.html).

Ямпольский М. Поэтика касания (послесловие к кн. А. Драгомощенко «Описание») (http://vavilon.ru/texts/yampolsky1.html).

Он же. Дзен-барокко // Новое литературное обозрение. 2003. № 62 (http://magazines.russ.ru/nlo/2003/62/iamp.html).

Кузьмин Д. Постконцептуализм. Как бы наброски к монографии // Новое литературное обозрение. 2001. № 50 (http://www.litkarta.ru/dossier/kuzmin-postkonts/).

Кукулин И. Прорыв к невозможной связи // Новое литературное обозрение. 2001. № 50 Кукулин И. Современный русский поэт как воскресшие Аленушка и Иванушка // Новое литературное обозрение. 2002. № 53 (http://www.litkarta.ru/dossier/kuklin-aktualnyi-russkiy-poet/dossier_2270/)

Кукулин И. Эзотерическая амнистия песни // Новое литературное обозрение. 2002. № 55
^ Программное и коммуникационное обеспечение
Учебная дисциплина должна быть обеспечена учебно-методической документацией и материалами (по усмотрению вуза). Ее содержание должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети вуза (факультета). Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных по фольклористике, информационным и справочным системам.
Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете:
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия»

www.slovari.ru Электронные словари

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю iconФгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии факультета филологии и журналистики

Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю iconРеспублики Марий Эл гбоу дпо (ПК) с «Марийский институт образования» Марийское краеведение
Место проведения: фгбоу впо «Марийский государственный университет» (г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, д. 44, учебный корпус №1)

Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю iconФгбоу впо московский государственный университет
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, биологический факультет, кафедра энтомологии

Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю iconПоложение о Третьем краевом конкурсе юнкоровской прессы
Учредителем конкурса являются факультет журналистики фгбоу впо «Кубанский государственный университет» и департамент печати и средств...

Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю iconСоветские сатирические периодические издания
Работа выполнена на кафедре истории и правового регулирования массовых коммуникаций факультета журналистики фгбоу впо «Кубанский...

Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю iconПоэзия и проза о. А. Ильиной: проблематика и поэтика
Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы Института филологии фгбоу впо «Тамбовский государственный университет...

Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю iconМетодическое пособие Йошкар-Ола, 2013г Рецензент: Е. Л. Норкина,...
Гбоу рмэ центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей

Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю iconФгбоу впо «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» Утверждаю
Основная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая вузом по направлению подготовки 032700 «Филология»...

Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю iconФгбоу впо «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» Утверждаю
Основная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая вузом по направлению подготовки 032700 «Филология»...

Фгбоу впо «Марийский государственный университет» Факультет филологии и журналистики утверждаю iconКемеровский государственный университет Факультет филологии и журналистики...
В год 190-летия со дня рождения Ф. М. Достоевского приглашаем Вас 19 – 20 октября 2011 г принять участие в IX международной научно-практической...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница