Конспект урока по литературе в 5 классе М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»




Скачать 74.53 Kb.
НазваниеКонспект урока по литературе в 5 классе М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»
Дата публикации04.09.2013
Размер74.53 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
План- конспект урока по литературе в 5 классе

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение « Бородино». Историческая основа стихотворения

  1. Ф.И.О. Костоусова Нина Николаевна

  2. Место работы МКОУ СОШ с. Быньги Свердловской области

  3. Должность учитель русского языка и литературы

  4. Предмет литература

  5. Класс 5

  6. Урок в теме : первый урок в теме « М.Ю Лермонтов « Бородино»

  7. Базовый учебник Снежневская, О.М. Хренова. Учебник- хрестоматия для 5 класса

  8. Тип урока: изучение нового материала.

Паспорт урока.

Урок разработан в рамках Интернет- фестиваля с использованием новых сервисов Веб- 2.0:Learning Apps.org ( упражнения « Собери пазлы», « Найди пару»).

2. Изучены материалы семинара « Твиттер: дидактический аспект». Я узнала, как можно Твиттер применять в учебном процессе. Перед данным уроком учащиеся выполняли предварительное задание, пользуясь сайтами Твиттер : на сайте TwitLonger создала сообщение, на которое будут отвечать учащиеся, а на сайте TwitPoll создала опрос « Словарная работа по стихотворению М.Ю.Лермонтова « Бородино»

^ Цель урока.

  1. Помочь учащимся понять историческую основу стихотворения « Бородино», написанного к 25-летней годовщине Бородинского сражения.

  2. Формировать представления о том, как исторические события отражены в искусстве ( живопись, литература).

  3. Способствовать развитию логического творческого мышления, формированию умения делать выводы.

  4. Воспитывать патриотические чувства: любовь к родине, уважение к народу, защитнику земли русской.

Задачи.

  1. Формировать навыки смыслового чтения, выделение информации,

  2. Оценивать содержание стихотворения, картины и поступков героев.

  3. Формировать основы гражданской личности ( воспитывать у учащихся чувство гордости и уважения к культурному наследию своей страны)

  4. Формировать умения в работе с Интернет- ресурсами.

Предварительная домашняя работа.

  1. Работа в группах.

  2. Задание. Из источников сети Интернет познакомиться с репродукциями картин, отражающих Бородинское сражение.

В. Верещагин. « Конец Бородинского сражения

В. Верещагин « В штыки!Ура! Ура! ( Атака)

А. Тубо « Бородинская битва»

С.Герасимов. « М.И. Кутузов под Бородином»

Ф. Рубо « Панорама Бородинской битвы»

Л.Ругендас « Пожар Москвы в 1812 году»

И. Прянишников « В 1812 году»

( Приложение №1)

3. Выбрать одну из картин для работы в группе.

Задания.

1. Познакомиться с автором картины.

2. Рассмотреть репродукцию картины.

3. Выяснить, каков сюжет картины.

4. Какие мысли и чувства вызвала у вас эта картина.

5. Приготовить письменное сообщение и отправить в Твиттер #knnurok по данному электронному адресу.

http://www.twitlonger.com/show/ia6hhq

Этапы урока

Содержание

Введение в тему урока.

  1. Дома вы работали с сюжетом картин, посвященных Бородинскому сражению. Выполнили сообщение в Твиттере.

  2. Учитель обобщает сообщения. Итак, по картинам вы поняли, что сегодня речь пойдет об Отечественной войне 1812 года. Как она отражена в стихотворении М. Ю. Лермонтова « Бородино» нам придется выяснить.




^ Тема урока, его цели.

Запись темы урока, формулирование целей урока.

Сегодня на уроке литературы мы будем говорить не только о художественном произведении Лермонтова « Бородино», но и об истории, которая отражена в нем.

Проверка домашнего задания.

  1. ^ Сообщение групп.

Каждая группа выступает с сообщением по картине. Представляют картину и художника.

  1. Картины показываются на экране.

Изучение нового материала.

  1. Итак, мы с вами убедились, что война 1812 года очень ярко отражена в живописи. Она вошла в историю как Отечественная война, потому что на нашу землю вторглись огромные иноземные полчища под предводительством Наполеона.

  2. Знакомство учащихся «Историческая справка ( Методическиесоветы к учебнику литературы 5 класса, стр.123, Москва, 2000

Запись на карточках. ( Приложение №1) Распечатано и лежит на партах учащихся.

  1. Слово о поэте. М.Ю.Лермонтов написал стихотворение « Бородино». Что побудил М.Ю.Лермонтова написать такое стихотворение? Но вначале познакомимся с родиной великого поэта- Тарханами. Для этого мы с вами поиграем в пазлы. « Собери пазлы»

http://LearningApps.org/70853

Просмотр видео» Виртуальная экскурсия в Тарханы»

  1. История создания стихотворения « Бородино»

(Учитель рассказывает об истории создания стихотворения)


^ Прослушивание стихотворения « Бородино»

аудиозаписьhttp://www.literstih.ru/lermontov-mixail-yurevich/13-borodino.html

Задание.

  1. Внимательное прослушивание стихотворения.( аудиозапись)

  2. Работа с текстом ( Каким чувством пронизано стихотворение?)

  3. Что объединяет стихотворение Лермонтова « Бородино» и историческую справку?




Работа с текстом стихотворения.

Первичное закрепление


  1. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

  2. Соотнести исторические факты со строчками стихотворения.

  3. Формулирование вывода. В стихотворении отражена история.

  4. Выяснить, какова роль рассказчика в стихотворении. Это историческая личность или вымышленный герой?

  5. Историческая справка в учебнике литературы стр.4-5 – повествование об Афанасии Афанасьевиче Арсеньеве, участнике войны 1812 года.

  6. Вывод. Важно то, что рассказчик в стихотворении полон любви к родине , земле российской, он говорит от имени тех, кто был на войне, он безымянный, вымышленный, но мысли его и чувства – это мысли и чувства всего народа.

^ К первичному закреплению текста стихотворения.

  1. Найди пару. Соотнеси строчки стихотворения « Бородино» с иллюстрациями А. Кондратьева.



http://LearningApps.org/display?v=qhrf2562


Рефлексия

  1. В каких строчках стихотворения сквозит патриотический дух русского солдата?

  2. Какую важную мысль, по- вашему, передал Лермонтов в стихотворении « Бородино»?

  3. Обучение выразительному чтению отрывков.

  4. Вот как можно инсценировать стихотворение « Бородино» ( Видео)

http://video.yandex.ru/users/msk779/view/69/


Домашнее задание.

  1. Словарная работа по стихотворению « Бородино» на TwitPoll

 http://twtpoll.com/bgab2o

  1. Выразительное чтение стихотворения.

  2. Разделить стихотворение на части, озаглавить каждую часть, записать в тетрадь.

  3. В яндекс- картинках найти иллюстрации к выделенным частям стихотворения

  4. Приготовить небольшую презентацию



Приложение 1.

Автор картины

Репродукция

  1. В. Верещагин « Конец Бородинского сражения»

нажмите на изображение, чтобы его закрыть.

  1. В. Верещагин « В штыки! Ура! Ура!» ( Атака)

в.в. верещагин. «в штыки! ура! ура!»

  1. С. Герасимов. « М.И. Кутузов под Бородином»

http://1.bp.blogspot.com/_vypidwomhm4/sjgielxokni/aaaaaaaan3i/gueuffeber8/s400/gerasimovsv-kutuzov.jpg

  1. Ф. Рубо « Панорама Бородинской битвы»

нажмите для просмотра

  1. Л.Ругендас « Пожар Москвы 1812 года»

http://i052.radikal.ru/1004/b0/cb5cb4e4ebeb.jpg

  1. И.Прянишников « В 1812 году»

французы

^ Интересный факт В Википедии

Толстогузов П. Я. — участник Бородинского сражения, доживший до празднования 100-летия этой битвы

Приложение №2

Задание. Соотнесите историческую справку со строчками стихотворения « Бородино»

(Из методических указаний к учебнику – хрестоматии для 5 класса по ред. М.А. Снежневской)

история

Строчки стихотворения+ иллюстрация

12 июля 1812 года12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась в пределы России. Началась знаменитая война с французами. Два месяца отступали русские войска. * Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение. Местом битвы выбрано поле под Москвой у деревни Бородино.*




Столкновение состоялось 24 августа. А 25 августа было затишье. Все готовились к тяжелому бою: строили укрепления ( редут), чистили ружья, точили штыки.

380439_original

26 августа состоялась Бородинская битва.

нажмите на изображение, чтобы его закрыть.

Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу.* С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции. * Однако потери были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: “С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна”*












Приложение №3

Использованные Интернет - ресурсы

  1. 1812 год Интернет- проект Картины В. Верещагина

http://www.museum.ru/1812/Painting/ver/index.html

  1. Википедия. Бородинское сражение

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

  1. Картина Ругендас « Пожар 1812 года»

http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post123922860/

  1. И.Прянишников

http://tphv.ru/pryanishnikov.php

  1. Картина С. Герасимова « Кутузов под Бородином»

http://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2007/11/blog-post_7207.html

  1. Инсценирование стих-я Лермонтова «Бородино»

http://video.yandex.ru/users/msk779/view/69/

  1. Библиотека стихов

Аудиозапись стихотворения «Бородино»

http://www.literstih.ru/lermontov-mixail-yurevich/13-borodino.html

  1. Здесь иллюстрации к Бородинскому сражению

http://www.museum.ru/1812/Painting/Borodino/

  1. Яндекс – картинки Бородинское сражение.

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BA%20%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E%20%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%BE&stype=image&lr=54&noreask=1

  1. Картины и иллюстрации к «Бородино»

http://blog.vitalyevsky.ru/archives/491

  1. иллюстрация « Построили редут»

http://illustrators.ru/illustrations/380439

  1. Сайт Н.Козлова. Иллюстрации А. Кондратьева к стихотворению « Бородино»

http://nkozlov.ru/library/s318/d4129/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по литературе в 5 классе М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» iconУрока литературы в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения»

Конспект урока по литературе в 5 классе М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» iconРазработка урока по литературе в 5 классе на тему «М. Ю. Лермонтов...
Цель: формирование гражданской позиции в процессе изучения лучших произведений русской классической литературы, посвященных героическому...

Конспект урока по литературе в 5 классе М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» iconКонспект урока литературы в 5 классе по теме «М. Ю. Лермонтов. «Бородино»
Цель урока: знакомство с исторической основой и патриотическим пафосом произведения

Конспект урока по литературе в 5 классе М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» iconУрок по литературе в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения»

Конспект урока по литературе в 5 классе М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» iconУрок литературы 5 класс м. Ю. Лермонтов «бородино»
Тема: «стихотворение м. Ю. Лермонтова «бородино». Историческая основа и прототипы героев»

Конспект урока по литературе в 5 классе М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» iconУрок №22. Тема. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»
М. Ю. Лермонтова «Бородино», проявляющуюся в изображении поведения, душевного состояния, отношения к происходящему мужественных защитников...

Конспект урока по литературе в 5 классе М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» iconУрок литературы в 6 классе Тема: М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Цель: ознакомить учащихся с одним из популярных произведений русской поэзии «Бородино», ставшим образцом для многих писателей,обращавшихся...

Конспект урока по литературе в 5 классе М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» iconУрок литературы в 5 классе по теме: М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая...
М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения

Конспект урока по литературе в 5 классе М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» iconУрок по теме «М. Ю. Лермонтов (1814 1841). Личность поэта. Стихотворение «Парус»
Оборудование урока: портрет М. Ю. Лермонтова; небольшая выставка книг репродукции картин И. Айвазовского; раздаточный материал (тесты)....

Конспект урока по литературе в 5 классе М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» iconУрока литературы на тему: «М. Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино»
М. Ю. Лермонтова «Бородино», развития умений осознанного чтения, анализа литературного произведения, коммуникативных умений, что...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница