Пояснительная записка к уроку русской литературы в 5 классе по теме «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер»




Скачать 155.61 Kb.
НазваниеПояснительная записка к уроку русской литературы в 5 классе по теме «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер»
Дата публикации04.09.2013
Размер155.61 Kb.
ТипПояснительная записка
www.lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
Пояснительная записка

к уроку русской литературы в 5 классе по теме

«Анализ лирического произведения А.С.Пушкина «Зимний вечер»

учителя русского языка и литературы Федоровой Ольги Николаевны

МБОУ «Малобикшихская СОШ» Канашского района Чувашской Республики для районного дистанционного конкурса методических разработок учителей русского языка и литературы.

Урок разработан для 5 - 6 классов с детьми с разным уровнем подготовки. Обучение велось по учебнику «Литература». Авторы М.Г.Ахметзянов, Л.С.Багаутдинова, Н.Н.Вербовая и др. Учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения: В 2 ч. Спб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007год. На преподавание русского языка выделено учебным планом школы 3, 5 часа в неделю.

Форма урока: урок-исследование стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер».

На уроке применены следующие виды работы:

  1. Этическая минутка- 3мин.

  2. Чтение поэтического текста наизусть учеником. – 3 мин.

  3. Прослушивание стихотворения «Зимний вечер» в форме песни.-3 мин.

  4. Фронтальная беседа учителя с учащимися о стихотворении. – 5мин.

  5. Фронтальный опрос по стихотворению. – 7мин.

  6. Анализ стихотворения по Журавлеву и Ярхо. -10 мин.


При проведении урока информационные технологии выполняют вспомогательную роль, что позволяет учителю значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русской литературы в 5-6 классах. На данном уроке используется мультимедиа-презентация, созданная в программе Power Point с минимум текста. Этот вид работы способствует вовлечению всех учащихся в ход урока и дает возможность быстро проверить правильность выполнения заданий и уровень знаний. А раздаточный материал, выполненный при помощи программы Word, развивает у детей способности к самостоятельной или групповой творческой работе. Также вниманию детей учитель представляет видеоролик с песней на стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер» (романс О. Погудина, композитор М. Яковлев).

На данном уроке учащиеся имеют возможность повторить, что такое лирическое произведение, учатся выразительно читать наизусть поэтический текст, выполнять анализ стихотворения, а самое главное, не только обычными, простыми методами, но и такими, как метод характеристики гласных звуков по их цвету по Журавлеву, метод Б.Ярхо.

Данный урок может быть использован учителями русского языка и литературы при обучении учащихся средних и старших классов анализу поэтического текста, а также при подготовке к олимпиадам по литературе.

^ Урок по русской литературе в 5 классе на тему

«Анализ лирического произведения А.С.Пушкина

«Зимний вечер».

Цели:

  • Повторить, что такое лирическое произведение и каковы его особенности;

  • Рассмотреть особенности языка лирического произведения и образ лирического героя в стихотворении;

  • Уметь анализировать лирическое произведение.

  • Воспитывать у учащихся любовь к литературе, к чтению; уважение к русским писателям.

^ Познавательная (обучающая): организовать творческую деятельность обучающихся с целью дальнейшего совершенствования навыков литературного анализа лирического текста; продолжить формировать у школьников умение развивать и обосновывать мысль, анализируя лирический текст, делать обобщающие выводы.
Развивающая: развивать навык умения выражать свою мысль, пользуясь культурными нормами и традициями русской речи; развивать осмысленность логичность речи, склонность к исследовательской деятельности.
Воспитывающая: воспитывать интерес к русской литературе, способствовать формированию активной жизненной позиции.

Задачи:

  • Подготовить выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер».

  • Обучить анализу лирического произведения на примере стихотворения

«Зимний вечер» по методам А.П. Журавлева и Б. Ярхо.

Оборудования: мультимедийный проектор, интерактивная доска, текст стихотворения «Зимний вечер», учебник, раздаточный материал (схема анализа стихотворения по Журавлеву и Ярхо), видеоролик с песней на стих А.С.Пушкина «Зимний вечер» (романс О. Погудина, композитор М. Яковлев).

Форма урока: урок-исследование стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер».

Ход урока

I. Организационный момент. (Класс разделен на 2 группы)

- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем анализировать стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер». [5] Я научу вас, какими еще методами можно понять глубину лирического произведения.

^ II. Проверка домашнего задания.

1. Чтение наизусть стихотворения «Зимний вечер». (Читают 2-3 ученика)

Учитель ставит оценки за стихи в журнал.

III. Просмотр и прослушивание видеоролика с романсом на стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер». [4]

(Перед тем, как дети прослушают романс, учитель дает задание:

- Ребята, прослушайте, пожалуйста, видеоролик, всмотритесь в слайды и скажите, какая картина встает перед вами при прослушивании этого стихотворения, какие чувства, ассоциации у вас возникли? Смог ли композитор выразить чувства автора через музыку, романс? Каждая группа пусть посчитает, сколько картин смогли увидеть.

^ IV. Беседа учителя с классом о стихотворении после прослушивания видеоролика.

- Скажите ребята, вам понравился романс? А чем?

(Отвечают по группам: сначала первая группа, потом вторая).

Примерный ответ учеников: «Глухой зимний вечер. На дворе воет метель — ни зги не видно. В комнатушке тепло — потрескивает затопленная няней печка. Сама няня садит на скамейке и прядет свою пряжу. Котенок играет у ее ног. Пушкин тут же, у стола, в теплом домашнем халате. Оплывающая свеча дрожащим светом озаряет его обросшее бакенбардами молодое лицо, погрустневшие глаза. Он смотрит в темное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается к тому, что делается там, в открытом снежном поле».
- Ребята, я не зря взяла это замечательное произведение А.С. Пушкина. Ведь он очень любил природу, осень, зиму, цветы. Изображение природы – это его любимая тема в стихотворениях. Как умело, сказочно он ее изображает!

^ V. Объяснение нового материала.

1. Анализ стихотворения «Зимний вечер».

Слово учителя.

- Дорогие ребята, в русской литературе существует схема анализа стихотворения. Этот анализ требует определенной работы над его содержанием, особенностями языка и стихотворной формы. Он должен включать в себя определение жанра (природы поэтического высказывания), выявление лирического сюжета, обозначение темы, истолкование названия, анализ композиции, характеристику лирического героя, выявление организации поэтической речи, анализ языка (специальных изобразительных средств).

А теперь переходим непосредственно к анализу. Для начала вспомним, что такое стихотворение? (Стихотворение — лирическое произведение, как правило, небольшого объема, написанное стихами).
Работа по группам.

Итак, 1 вопрос. Когда и где было написано это стихотворение?

(Стихотворение «Зимний вечер» было написано в 1825 г. в ссылке в Михайловском, в очень тяжелое для поэта время. Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался; он серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкиных уехала в Петербург, оставив поэта одного, на попечение няни Арины Родионовны. Стихотворение «Зимний вечер» прекрасно, образно передает это душевное состояние поэта)

2 вопрос. Как поэт описывает снежную бурю?

(Небо, покрытое мглою, неистовый ветер, который кружит в поле снежные вихри, вой ветра, напоминающий то плач ребенка, то шорох соломенной крыши, то стук в окошко запоздалого путника.)

3 вопрос. Как изображена в стихотворении няня?

(Пушкин нежно обращается к няне: «моя старушка», «мой друг», «добрая подружка бедной юности моей».)

4 вопрос. Можно ли сказать, что это стихотворение - самое грустное стихотворение Пушкина? (Стихотворение действительно грустное, но последние две строчки позволяют говорить о том, что поэт сохраняет бодрое, жизнерадостное настроение: нужно преодолеть, победить грустное настроение.)

5 вопрос. Определите природу поэтического высказывания в этом стихотворении. (Показ конкретной картины - описание зимнего вечера - можно рассматривать как пейзажную лирику. В то же время поэт говорит и о своих чувствах, о своем настроении.)

6 вопрос. Как можно определить тему, идею и сюжет этого стихотворения?

(Пушкин пишет о своем одиночестве, оторванности от близких и друзей.

Размышление поэта о своей горестной судьбе и составляет тему этого стихотворения. Идея заключается в том, что лирический герой верит в то, что он сможет преодолеть все трудности и освободиться).

7 вопрос. Почему стихотворение названо «Зимний вечер»?

(Картина зимней бури с ее завыванием, темнота ночи помогают ярче передать настроение поэта.)

8 вопрос. Что такое композиция? [6]( В литературе понятие композиции означает построение литературного произведения, структура его составляющих частей, их последовательность и система)

Что представляет собой композиция этого стихотворения?

(Можно выделить три части: В первой части главным действующим лицом является вьюга. Вторая часть целиком посвящена няне и разговору с ней. Третья часть имеет свой художественный смысл: в ней вновь упоминается снежная буря и ветхая лачужка. Мотив преодоления придает последней части оптимистическое звучание).

9 вопрос. Каким предстает перед нами лирический герой этого стихотворения? А вы знаете, кто такой лирический герой? (Образ поэта в лирике, выражающий его мысли и чувства).

(Пушкин был очень жизнерадостным, общительным человеком. А его временное затворничество было очень тягостно для него.)

10 вопрос. Каким стихотворным размером написано это стихотворение? (Анализ текста показывает, что «Зимний вечер» написан двусложным размером с ударением на первом слоге. Это хорей).

11 вопрос. Какие изобразительные средства использовал поэт в этом стихотворении? А какие вы знаете? Что такое эпитет, олицетворение, сравнение, метафора?

(Эпитет - образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения; метафора - вид тропа, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства; олицетворение - особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления). [7]
-Найдем эпитеты: («вихри снежные», «ветхая лачужка», «путник запоздалый», «по кровле обветшалой», «бедной юности» и др.)

-Ребята, скажите, для чего нужны эпитеты в стихотворении, что они характеризуют в этом произведении? (Их смысл в том, чтобы украсить речь и сделать ее литературной).
-Найдем сравнения: (Буря сравнивается то со зверем, то с ребенком, то со спутником).

- А что нам помогают увидеть в этом стихотворении сравнения?

(Они помогают увидеть черты сходства или различия отдельных предметов).
-Найдем олицетворения: (буря кроет, завоет, заплачет)

Для чего они нужны в стихотворении?(Они применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами).
- А теперь найдем метафоры: (жужжанье веретена, завыванье бури)

В чем смысл метафоры? (Смысл метафоры как тропа в том, чтобы усиливать эмоциональную выразительность речи) .[7]
2. Анализ стихотворения «Зимний вечер» по методу А.П. Журавлева.

Слово учителя.

- А теперь, ребята, я вас научу, как делать анализ стихотворения другими методами. Вот, например, существует метод характеристики гласных звуков по их цвету.[8] (Цветопись) Автор этой методики – исследователь А.П. Журавлев. [3]

- При анализе подумайте, что мы можем увидеть, понять в стихотворении с помощью этого метода.
- Записываем в тетрадь. Например, гласный а – обозначает красный цвет, е – темно-зеленый, и – голубой, о – желтый, у - черно-синий, ы – черный, ю – фиолетовый, я – розовый, э – бледно-зеленый. [8]

- Наша задача: посчитать, сколько раз встречается одно и то же гласное. [3]

(Чтобы сократить время, лучше самому посчитать и показать классу, какие получились данные):


О – 33

Е – 30

А – 28

И – 15

У – 14

Ы – 4

Я – 4

Ю –2


- В данном стихотворении 81 светлых и 18 темных гласных звуков.

Это говорит о том, что стихотворение несет положительное настроение, оно наполнено добром, светлым смыслом, хотя есть и темные цвета, но это только из-за того, что автор тревожится, печалится и тоскует, а за окном еще и буря.

Преобладание звука «О» свидетельствует о том, что в стихотворении заложен глубокий смысл, связь с космосом: «Буря мглою небо кроет..» Это подтверждается тем, что лирический герой, Пушкин, верит, надеется, что он сможет все преодолеть.

- Меня заинтересовал звук «Е». Его меньше «О» всего на 3 звука.

Этот звук имеет связь с землей, ведь все покрыто снегом.
Это мы рассмотрели цветопись.
-А еще есть ассонанс — это повторение одинаковых гласных и аллитерация - это повторение одинаковых согласных.

Очень ясно слышится звук у, который обозначает завывание, метель, вьюгу зимой. А также часто встречается ассонанс на о, и, е, а это светлые звуки, и О- желтый –горний звук, звук любви, Е- зеленоватый, изумрудный.

Посмотрим, какие буквы еще часто повторяются. Например, если взять согласный р, при произношении этого звука чувствуется грозность, тревога, страх, неприятность. А аллитерация на т на концах глаголов придает особую выразительность, зима незаметно вошла и захватила все в свои руки. А о любви лирического героя к зиме говорят звуки л и м. Аллитерация на с и з создает определенный шум снежинок в этой кутерьме.
Вывод: С помощью этого анализа мы сможем увидеть красоту произведения, его тайный смысл, научимся понимать и чувствовать настоящее произведение искусства.


^ 3. Анализ стихотворения «Зимний вечер» по методу Б.Ярхо.

- Для этого мы должны с вами посчитать количество существительных, глаголов, прилагательных, т.е., ребята, в этом методе вы должны проявить еще и знания в нахождении частей речи, которые вы изучаете на уроках русского языка. Как видите, русская литература очень тесно взаимосвязана с русским языком.

-^ Выписываем существительные: буря, мгла, небо, вихри, зверь, кровля, солома, путник, окошко, лачужка, старушка, окно, буря, жужжанье, веретено, подружка, юность, горе, кружка, сердце – всего 21 существительное;

глаголы: кроет, крутя, завоет, заплачет, зашумит, застучит, приумолкла, дремлешь, выпьем, выпьем – всего 10 глаголов;

прилагательные: снежные, обветшалой, запоздалый, ветхая, печальна, темна, добрая, бедная, утомлена, веселей, – всего 10 прилагательных.

Вывод: Таким образом, все эти части речи, которые мы нашли, характеризуют:

  1. Внешний мир (в данном случае зимний вечер во время бури).

  2. Дом (здесь ветхую лачужку).

  3. Няню поэта Арину Родионовну.


Полученные данные показывают, что в стихотворении много существительных. Но глаголов по сравнению с ними в 2 раза меньше, действия есть, но не так уж много. Ведь автор находится в ссылке, и он ничего не может сделать, он ждет… И к тому же большинство глаголов совершенного вида. Это говорит о том, что действия непродолжительны, все обязательно закончится, придет время, в нашем стихотворении буря закончится, автор обязательно вернется из ссылки).

Прилагательных, как и глаголов 10, их наличие нам говорит о том, что в стихотворении есть описание, а именно, описание бури, лачужки, старушки (няни).

^ Вывод: Таким образом, проанализировав стихотворение методом Б.Ярхо, мы подтверждаем его идею: лирический герой, окруженный холодом, тоской, мечтает о светлом будущем, надеется и верит в него.

Итак, в стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер» проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя.




^ VI. Домашнее задание.

  1. Прочитать стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

  2. Проанализировать стихотворение по методам А.П. Журавлева,

Б. Ярхо в тетрадь.
VII. ^ Подведение итогов урока.

1. Слово учителя. Поэт доносит до нас свои мысли, чувства, переживания. «Зимний вечер» помогает увидеть душевное состояние Пушкина в период ссылки в Михайловском. Мгла, покрывающая небо, снежные вихри, вой и плач бури – все это создает настроение томительной тоски. Это стихотворение помогает нам увидеть поэта в один из самых тяжелых периодов его жизни.

Таким образом, мы смогли доказать, что стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер» - действительно настоящее произведение.

^ 2. Учитель подводит итоги работы групп.

3. Рефлексия.

Учитель: Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? Скажите пожалуйста, какой из этапов урока вам больше всего понравился? Как вы думаете, мы смогли понять Пушкина, его чувства?

4.Обсуждение.

VIII. Выставление оценок учащимся за работу на уроке в журнал.

Литература:

  1. http://fictionbook.ru/author/e_v_amelina/100_luchshih_sochineniyi/read_online.html?page=4

  2. http://www.rifmoved.ru/aleksandr_sergeevich_pushkin_zimnii_vecher

  3. http://copy.yandex.net/?text=метод Журавлева цветопись

  4. http://video.yandex.ru/#search?text

  5. Литература: Учебник для 5 кл. общеобраз. учрежд. с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения: В 2 ч./ Авт.-сост.: .Г.Ахметзянов, Л.С.Багаутдинова, Н.Н.Вербовая и др.- 7-е изд.- Спб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007. - 174с.

  6. http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/analiz-stihov.html

  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%F2%E0%F4%EE%F0%E0

  8. Журавлев А.П. «Звук и смысл». Книга дл внеклассного чтения учащимся старших классов. М.: «Просвещение», 1991г. - 157с.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к уроку русской литературы в 5 классе по теме «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер» iconУрок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического...
Открытый урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер»

Пояснительная записка к уроку русской литературы в 5 классе по теме «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер» iconЗадача: Вспомнить биографию А. Пушкина, его стихотворения «Зимний вечер»
Закрепить знания учащихся о биографии А. Пушкина, вспомнить содержание сказки «Сказка о царе Салтане», стихотворений: «Зимний вечер»,...

Пояснительная записка к уроку русской литературы в 5 классе по теме «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер» iconТема: А. С. Пушкин «Зимний вечер»
Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А. С. Пушкина и мастерство поэта в создании...

Пояснительная записка к уроку русской литературы в 5 классе по теме «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер» iconА. С. Пушкин «Зимний вечер». Интегрированный урок литературное чтение + музыка
Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А. С. Пушкина и мастерство поэта в создании...

Пояснительная записка к уроку русской литературы в 5 классе по теме «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер» iconЛитература» тема: «Сергей Есенин. Тема природы в лирике. Анализ лирического произведения»
Такая форма позволяет преподавателю разработать систему вопросов и заданий, позволяющих не только осуществить усвоение знаний обучаемыми...

Пояснительная записка к уроку русской литературы в 5 классе по теме «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер» iconУрок-практикум в 9 классе по теме: «Комплексный анализ лирического стихотворения»
Логия тьюторства, поэтому большая роль отводится подготовительному периоду – обучению тьюторов /ниже приведены задания для подготовки...

Пояснительная записка к уроку русской литературы в 5 классе по теме «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер» iconПояснительная записка Курс «Поэтика лирического произведения: основы стиховедения»
«Поэтика лирического произведения: основы стиховедения» для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной...

Пояснительная записка к уроку русской литературы в 5 классе по теме «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер» iconУрок литературы в 9-м классе по теме "А. С. Пушкин: жизнь и творчество"...
Подготовка к уроку: индивидуальные сообщения, выразительное чтение наизусть подготовленных дома стихотворений А. С. Пушкина

Пояснительная записка к уроку русской литературы в 5 классе по теме «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер» iconУроку литературы в 5 классе по теме «Ритм. Рифма»
Материалы для инсценирования к уроку литературы в 5 классе по теме «Ритм. Рифма»

Пояснительная записка к уроку русской литературы в 5 классе по теме «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер» iconРазработка урока литературы в 9 классе на тему «Любовная лирика Пушкина»
А. С. Пушкина; обогатить знания учащихся; показать глубину произведений; вызвать интерес к слову художественного произведения; помочь...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница