Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 2 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика




Скачать 404.71 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 2 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика
страница1/4
Дата публикации03.09.2013
Размер404.71 Kb.
ТипМетодические рекомендации
www.lit-yaz.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Методические рекомендации по изучению дисциплины Б3.Б.2 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 031300.62 Журналистика, профиль Тележурналистика
2. Автор программы: Гафаров Р.М., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания МГГУ.

4. Цели освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины - формирование адекватного восприятия и систематизированного представления о литературном процессе XI – XXI вв., о высших достижениях древнерусской, русской классической и литературы начала XXI века;

- воспитание способности самостоятельно анализировать и понимать произведения литературы, не только в художественном, но и в историческом, общественно-политическом контексте.
^ 5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

«История отечественной литературы» является составной частью «профессионального цикла». Данная дисциплина связана с такими дисциплинами, как «История зарубежной литературы», «Теория литературы».

Для освоения данной дисциплины студент должен иметь знания по истории русской литературы в объеме школьной программы, уметь анализировать художественное произведение, выявлять идейно-тематическое богатство произведения, владеть необходимым теоретико-литературным минимумом в объеме школьной программы по литературе.
^ 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1: готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности.

ОК-2: способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности.

ПК-5: знание основных этапов и процессов развития отечественной литературы и журналистики, понимание значения их опыта для практики современных российских СМИ.

ПК-6: знание основных этапов и процессов развития зарубежной литературы, понимание значения этого опыта для практики современных российских СМИ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать: основные этапы развития и современных тенденциях развития отечественной литературы как важнейшей части общекультурного, гуманитарного, филологического профессионального багажа журналиста;

2) Уметь: анализировать художественные тексты с точки зрения глубины содержания, драматургии построения, жанровой палитры, стиля; использовать полученные знания для развития своего творческого потенциала, умения при подготовке материалов использовать палитру разнообразных языковых изобразительно-выразительных средств; бережно относится к традициям российской словесности.

3) Владеть: навыки использования опыта крупнейших отечественных писателей для освоения профессии журналиста как «человековедческой» – «философии» человеческих характеров, своеобразия национального мышления, взаимоотношений и т.д.

^ 7. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина).

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет __6___ зачетных единиц
(из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов);

____216____ часов.


№ п/п

Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость в

часах/ЗЕТ

Всего аудит.

Часов в интеракт.форме. (из ауд.)

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часы на СРС

. (для дисц-н с экзаменом, включая часы на экзамен)*


1.

031300.62 Журналистика, профиль «Тележурналистика»

1

2

216/6

60

54

30

30




3,5

Экзамен


^ 8. Содержание дисциплины
Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Всего ауд. ч. /в интерактивной форме

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

1.

Введение. Предмет курса. Основные понятия и определения.

2 / 0

2







10

2.

Древняя русская литература.

0 / 6

2

4




14

3.

Литература XVIII в. Развитие классицизма, сентиментализма, просветительского реализма.

0 / 6

4

2




16

4.

Литература XIX в. Возникновение и становление романтизма.

0/6

2

4




26

5.

“Натуральная школа” 1840-х гг. Литература в эпоху общественных реформ.

0/8

4

4




16

6.

Расцвет реализма, поэтика реалистической литературы.

2/8

4

4




24

7.

Литература конца XIX – начала XX вв.

0/6

2

4




10

8.

Литература и первая российская революция 1905-1907 гг.

0/4

2

2




10

9.

Литература в тоталитарном обществе 1930-

50-х гг.

0/4

2

2




10

10.

Процессы развития отечественной культуры и литературы в посттоталитарное время. Развитие литературы в постсталинское время.

0/6

4

2




10

11.

Современная русская литература.

2/2

2

2




10




Итого:

60

30

30




156


^ 9. Содержание разделов дисциплины (указать краткое содержание раздела (темы) с обязательным указанием номера раздела (темы).


  1. Введение. Предмет курса. Основные понятия и определения. Литературные эпохи в истории русской литературы. Периодизация литературы на каждом этапе ее развития. Своеобразие средневековой литературы. Основные жанры древнерусской литературы. Своеобразие развития русской литературы после Петровских преобразований. Основные литературные направления.




  1. Древнерусская литература. Периодизация истории Древнерусской литературы. Литература Киевской Руси. Жанры, темы, образы. «Повести временных лет». Литература периода феодальной раздробленности. «Слово о полку Игореве». Литература периода монгольского ига. Жанры, образы, основные темы. Литература Московского царства. «Повесть о Петре и Февронии». Место XVII столетия в развитии русской литературы.




  1. Русская литература XVIII века. Развитие литературы в Петровское время. Формирование нового типа литературного героя. Формирование новых литературных форм. Классицизм – ведущее направление второй трети столетия. Декарт и классицистический художественный метод. Своеобразие русского классицизма. Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков. Основные темы, идеи.Демократизация русской литературы в конце 60-х годов века. Развитие сатиры. Формирование нового художественного языка в творчестве Фонвизина, Левшина, Эмина, Чулкова. Сентиментализм – литературное направление последних десятилетий XVIII века. Сенсуализм как философская основа направления. Роль философии Д. Локка в развитии художественных идей в рамках сентиментализма. Карамзин и Радищев как представители разных течений сентиментализма. Становление метода просветительского реализма в творчестве И.А. Крылова.




  1. Литература XIX века. Возникновение и развитие романтизма. Литературная ситуация рубежа веков. Литературные объединения и периодические издания начала века. Творчество Жуковского, Батюшкова как явление рубежа литературных эпох. Романтизм как литературное направление. Философские, эстетические и исторические предпосылки формирования романтизма в русской литературе. Творчество А. Бестужева-Марлинского. А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов. Творчество А.С. Грибоедова. Комедия «Горе от ума». И.А. Крылов – баснописец.




  1. «Натуральная школа» 1840-х гг. Литература в эпоху общественных реформ. Творчество Н.В. Гоголя. Особенности реализма писателя. «Натуральная школа», идейно-эстетическая программа школы в сочинениях В.Г. Белинского. Творчество Даля, Григоровича, Панаева, молодого Тургенева, Достоевского, Салтыкова-Щедрина. Творчество Гончарова. Социальная заостренность, нравственные искания литературы второй половины XIX в.




  1. Расцвет реализма, поэтика реалистической литературы. Исторические, эстетические предпосылки формирования реализма как литературного направления. Философия Л. Фейербаха и русский реализм второй половины XIX века. Роль диссертации Чернышевского в определении эстетического идеала критического реализма. Антропологическая философия и литературная деятельность Чернышевского. Творчество Герцена, Салтыкова-Щедрина. Творческие и философские искания Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.




  1. Литература конца XIX – начала XX вв. Новые тенденции в литературе рубежа веков. Взаимодействие двух основных направлений – реализма (А.П. Чехов) и модернизма (Д.С. Мережковский, В.Я. Брюсов).




  1. Литература и первая российская революция 1905-1907 гг. Обновление реалистической литературы. А.М. Горький. "Серебряный век" русской поэзии. Символизм, акмеизм, футуризм. 1917 г. – рубеж в развитии русской литературы. Судьба культурного наследия. Отечественная литература после 1917 г. Многообразие литературных направлений и программ в строительстве "нового искусства". Литературные журналы.




  1. Литература в тоталитарном обществе 1930-50-х гг. Связь отечественной культуры и литературы с коллизиями и драмами истории ХХ в. А.Н. Толстой. М.А. Шолохов. Особенности художественного освоения действительности конца 1950-70-х гг. А.Т. Твардовский. А.П. Платонов. Литература русского зарубежья. И.А. Бунин. В.В. Набоков.




  1. Процессы развития отечественной культуры и литературы в посттоталитарное время. Развитие литературы в постсталинское время. Развитие поэзии в 60-е годы. Вознесенский, Рождественский, Евтушенко, Ахмадулина. Проза 70-х – 80-х годов. В. Шукшин, В. Астафьев, В. Распутин, Ч. Айтматов. Драматургия Розова, Вампилова.




  1. Современная русская литература. Понятие современной литературы. Основные темы в русской литературе 90-х годов прошлого столетия и начала XXI века. Понятие «постмодернизм»: истоки, развитие и особенности метода постмодернизма. Философские основы постмодернизма. Основные представители постмодернизма в русской литературе. Творчество старшего поколения писателей В. Астафьев, В. Распутин, Ю. Бондарев, В. Маканин, Л. Зорин. Темы, идеи, образы.


^ 10. Темы для самостоятельного изучения


№ п/п



Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Предмет курса. Основные понятия и определения.

вопросы для самостоятельного изучения

10

Защита и обсуждение рефератов




Древняя русская литература.

Подготовка рефератов по плану практического занятия

14

Защита и обсуждение рефератов




Литература XVIII в. Развитие классицизма, сентиментализма, просветительского реализма.

Подготовка рефератов по плану практического занятия

16

Защита и обсуждение рефератов




Литература XIX в. Возникновение и становление романтизма.

вопросы для самостоятельного изучения

26

Защита и обсуждение рефератов




“Натуральная школа” 1840-х гг. Литература в эпоху общественных реформ.

Подготовка рефератов по плану практического занятия

16

Защита и обсуждение рефератов




Расцвет реализма, поэтика реалистической литературы.

вопросы для самостоятельного изучения

24

Защита и обсуждение рефератов




Литература конца XIX – начала XX вв.

Подготовка рефератов по плану практического занятия

10

Защита и обсуждение рефератов




Литература и первая российская революция 1905-1907 гг.

Подготовка письменного сообщения.

10

Защита и обсуждение рефератов




Литература в тоталитарном обществе 1930-50-х гг.

Подготовка письменного сообщения.

10

Защита и обсуждение рефератов




Процессы развития отечественной культуры и литературы в посттоталитарное время. Развитие литературы в постсталинское время.

Подготовка рефератов по плану практического занятия

10

Защита и обсуждение рефератов




Современная русская литература.




10

Защита и обсуждение рефератов

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 2 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 3 История зарубежной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 3 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки...

Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 2 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 2 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской литературы: часть 2 для студентов, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 2 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 14 История русской...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 14 История русской литературы: часть 1 для студентов, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 2 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 5 История...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 5 История русского языка: История древнерусского языка для студентов,...

Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 2 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 6 История...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 6 История русского языка: История русского литературного языка для студентов,...

Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 2 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). 2 История...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). 2 История русской литературной критики для студентов, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 2 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 3 История...

Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 2 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 История русской...
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: история литературы, теория литературы, литературная критика

Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 2 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 22 История зарубежной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 22 История зарубежной литературы: античная литература для студентов, обучающихся...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница