План-конспект урока петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»




Скачать 57.22 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Дата публикации02.09.2013
Размер57.22 Kb.
ТипПлан-конспект
www.lit-yaz.ru > Литература > План-конспект
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Петербург в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».



  1. Литвякова Елена Борисовна.

  2. МОУ гимназия «Юридическая» г. Волгодонск

  3. Преподаватель

  4. Литература

  5. 10 класс

  6. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (5 урок).

  7. Литература. Русская литература 19 века. Архангельский А.Н.

8. Цели урока:

-показать, каким предстаёт Петербург в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»;

-показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои;

-показать, как изображает жизнь униженных и оскорбленных писатель;

-подвести к осмыслению главного конфликта романа – между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.


  1. Задачи:

- познакомить уч-ся с темой города в творчестве Достоевского (истоки темы, основные произведения, особенности осмысления проблемы «миф о Петербурге»);

- развивать навыки самостоятельного исследования особенностей романа, умение выявлять особенности употребления изобразительно-выразительных средств; развивать навыки грамотной устной речи;

- прививать чувство гуманизма

10.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

11.Мультимедийная установка

12.Структура и ход урока:

Таблица 1

^ СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



^ Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


I

^ Введение в тему, мотивация













1

Мини-лекция учителя о теме города в творчестве писателя.

1

Краткое сообщение о роли Петербурга в жизни Достоевского, о его влиянии на творчество писателя (сопровождается презентацией)

Составление краткого конспекта

7мин.

2

Доклад уч-ся

2

Комментируется, оценивается работа уч-ся (внимание акцентируется на её положительных сторонах)

Сообщение уч-ся о теме Петербурга в русской литературе.

5мин.

II

Интерпретация произведения













1

Выявление восприятия романа «Преступление и наказание»


Постановка вопросов: ^ Вы попали в мир Достоевского. Что нового открыл он вам? Сравните роман с произведениями писателей, уже изученных нами.

? Какие чувства пробудил роман? О чем он заставляет задуматься?

? Современник Ф. М. Достоевского Н. К. Михайловский назвал талант писателя «жестоким». Согласны ли вы с таким утверждением?



Отвечают на поставленные вопросы

5 мин.

2

3.

Проблемные вопросы

Анализ эпизода «Встреча с Мармеладовым» (ч.1, гл. 2)




Вопросы: ^ Каким же предстаёт перед нами Петербург Достоевского?

Какая же цель стоит перед автором: показать, как ничтожен, низок и гадок человек, или иная, высокая?

Прав ли Раскольников, когда в беседе с Порфирием Петровичем скажет: «Страдание и боль обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди ... должны ощущать на свете великую грусть»?
Организует полилог учащихся ? Как в разговоре с Раскольниковым сам Мармеладов называет себя, кем он себя чувствует и почему?

- «Но можете ли вы, а осмелитесь ли вы, взирая в сей час на меня, сказать утвердительно, что я не свинья»?

- «Я звериный образ имею, ... я подлец».

- «Я прирожденный скот».

? Какие мысли и чувства пробуждает исповедь Мармеладова в распивочной?

? Почему Мармеладов оказался во власти порока (пьянства)?

? Почему он не может вырваться из замкнутого круга: нищий пьет,

пьет нищий. Почему Мармеладов стал пить, с чего началось его падение?


Вступают в полилог. Комментированное чтение

Доклады подготовленных учащихся

5 мин

10 мин




3

Работа с текстом в форме беседы с показом иллюстраций

2

Работа с текстом в форме беседы.

? Какую информацию дает нам автор в первой фразе романа?

«В начале июля ... ... к К-ному мосту»

(Время действия – лето, очень жарко, вечер).

? Каким запомнился Петербург при чтении первых страниц романа? Какими мы видим улицы, по которым бродил Раскольников? Обратите внимание на общую атмосферу улицы?
? Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались Раскольникову на этих улицах. Какое впечатление они произвели на вас, почему?

Итак, от встреч с этими людьми остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного.

? Каким мы видим главного героя?

Раскольников «замечательно хорош собою», но «опустился и обнеряшился».


Осмысливают вопросы, вступают в полилог, подтверждая свои мысли текстом

10мин.

III

Домашнее задание




  1. Написать сочинение-миниатюру (формулировку темы учащиеся выбирают сами):

«Добро должно быть с кулаками?»

«Добро должно быть с кулаками!»

«Добро должно быть с кулаками…»






3мин.



Приложение к плану-конспекту урока

Петербург в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».



Таблица 2.

^ ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



^ Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

^ Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1







Петербург-столица Российской империи


Коллекция иллюстраций


иллюстрации

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/db088003-fb31-460e-8655-72657bdea10e/?interface=themcol

2

Электронный учебный модуль «Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»


практический

электронный тренажер

http://fcior.edu.ru/card/28411/obraz-peterburga-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-bazovoe-izuchenie.html

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект урока петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» iconУрок по произведению Ф. Достоевского «Преступление и наказание»
Ведущий: Мы завершили чтение романа «Преступление и наказание». Сегодня мы поговорим о романе. Посмотрите (показывает на слайд «Жанры...

План-конспект урока петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» iconДиплом ученика 10 класса «А» Баланова Владислава по теме: «Роль антитезы...
«Роль антитезы в раскрытии образа Софьи Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»»

План-конспект урока петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» iconУчебно-тематический план курса № Тема урока Кол-во часов
Творчество Ф. М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание». Законы художественного мира Достоевского

План-конспект урока петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» iconПетербург Достоевского
А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов подготовить учащихся к восприятию романа Достоевского «Преступление и наказание»; познакомить...

План-конспект урока петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» iconТемы проектов по литературе
Женские образы в «Повести о Петре и Февронии» и в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

План-конспект урока петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» iconФ. М. Достоевского и Л. Н. Толстого ("Преступление и наказание",...
К. И. Мегаева. Русский универсальный социально- психологический роман Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого ("Преступление и наказание",...

План-конспект урока петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» iconРефератов по дисциплине «Литература»
...

План-конспект урока петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» iconУрок литературы в 10 классе. Тема : «Образ Петербурга в романе Ф....
Образовательная цель: создать предпосылки для совершенствования анализа художественного произведения: помочь представить учащимся...

План-конспект урока петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» iconЛитература: Русская литература XIX века: роман «Преступление и наказание»
...

План-конспект урока петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» iconРезультаты заочного тура нпк «Эрудит-2013» Список участников, прошедших на очный тур
Трансформация мотивов и образов романа Ф. М. Достоевского в манге Осаму Тедзука «Преступление и наказание»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница