Разработка урока : “ Тема семьи в русской литературе ” Работа




Скачать 97.52 Kb.
НазваниеРазработка урока : “ Тема семьи в русской литературе ” Работа
Дата публикации31.08.2013
Размер97.52 Kb.
ТипРазработка урока
www.lit-yaz.ru > Литература > Разработка урока


Разработка урока :

Тема семьи в русской литературе”
Работа выполнена учителем

русского языка и литературы

МКОУ “Логовская СОШ”

Калачёвского района

Волгоградской области

Мартыновой Анной Владимировной

2012 год
Тема семьи в русской литературе
Методический комментарий

Тема семьи – одна из сквозных тем как в мировой, так и в русской литературе. Благодаря ей раскрываются и взаимоотношения поколений,и отношения в семье.

Сам подход к этой вечной теме у писателей разный, но все они были едины в главном – в семье происходит утверждение нравственных устоев, общечеловеческих ценностей, переходя-

щих из поколения в поколение.

В традиции русской классической литературы семья – это

нравственная основа человеческого бытия.”Мысль семейная”

пронизывает,например, такие произведения XVIII,XIX веков,как

«Недоросль» Д.Фонвизина, «Капитанская дочка», «Евгений Оне-

гин» А.Пушкина.

Век же XX – страшный и трагический – внёс свои коррективы

в восприятие этой темы. Катаклизмы, разрушившие привычную систему нравственных координат, практически разрушили и семью. Это мы можем увидеть в рассказе Т. Тол-

стой «Чистый лист».

Данный урок – попытка разобраться в том, как развивалась тема семьи на протяжениии столетий и как она изменилась в

литературе конца XX века.

Предлагаемый урок может быть проведён в 9-м классе.

Планируемые результаты:

предметные: понимать связь литературных произведений со временем их написания, выявлять непреходящие нравствен-

ные ценности, нашедшие отражение в данных книгах; анали-зировать эпические произведения, сопоставляя их героев; по-нимать авторскую позицию и формировать собственное отношение к ней; отвечать на вопросы, вести диалог, созда-вать монологическое высказывание;

метапредметные: подбирать аргументы для подтверждения своей позиции, делать обобщения, формулировать выводы.
Виды учебной деятельности:

репродуктивная: составление схемы «Ассоциации, связан-

ные со словом «семья»; ответы на вопросы репродуктивного характера;

рецептивная: чтение и восприятие прочитанных произведений;

поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблем-

ные вопросы;

исследовательская: сопоставительный анализ произведений.


Опережающие задания:

  1. Перечитать тексты художественных произведений:

Фонвизин Д.И. «Недоросль»,Пушкин А.С. «Капитанская

дочка», «Евгений Онегин».

  1. Прочитать рассказ Т.Толстой «Чистый лист».



^ ХОД УРОКА


  1. Составление схемы «Ассоциации, связанные со словом

«семья».
любовь счастье взаимопонимание
воспитание



Семья

забота
уважение
доброта

искренность
Сколько же смыслов в этом маленьком слове – семья.

  1. ^ Сообщение учителя


Тема семьи – одна из ведущих в русской литературе. Её

отголоски слышны ещё в древнерусских произведениях. О

любимом муже Игоре тоскует, плача на путивльской стене, княжна Ефросинья Ярославна («Слово о полку Игореве»).Че-

рез все жизненные испытания проносят любовь и верность муромский князь Пётр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония («Повесть о Петре и Февронии Муромских»), а в конце жизни герои, принявшие монашество и живущие в разных монастырях, даже уходят из жизни в один день, и тела их , как гласит легенда, оказываются в одном гробу – это ли не доказательство преданности мужа и жены друг дру-

гу! Восхищения достойна и семья главы русской старообряд-

ческой церкви – неистового протопопа Аввакума, разделившая с мужем и отцом тяготы изгнания и страдания за веру («Житие

протопопа Аввакума»). Вспомним эпизод, когда измученная долгой пешей дорогой по «стране варварской» протопопица, обращаясь к мужу, восклицает: «Долго ли мука сия будет?» И услышав от него в ответ: «Марковна, до самыя смерти!» - по-

корно говорит: «Добро, Петрович, ино ещё побредём».

«Мысль семейная» прослеживается и в русской литературе

XVIII века(комедия Д.Фонвизина «Недоросль») и в произведениях XIX века (Пушкин А.С. «Евгений Онегин», Ост-

ровский А.Н. «Гроза», Тургенев И. С. «Отцы и дети», Толстой

Л.Н. «Война и мир» и др.)

Писатели не оставляют эту тему и в XX веке. Говорит о ней М. Шолохов в романе «Тихий Дон», наш современник В.Распу-

тин («Последний срок» ), Б. Екимов и др.


Вопросы для обсуждения:

  1. Какая атмосфера царит в семье?

  2. Какую роль играет семья в формировании личности героев?

Какие моральные принципы прививались в семье?

  1. Прослеживается ли преемственность в раскрытии темы семьи в русской литературе? Меняется ли изображение семьи в произведениях конца XX века?



^ Сообщение 1 группы

  • Какая атмосфера царит в семье?


Именно в семье закладывается личность будущего гражданина Отечества. Какие «ростки» пустят в душе своего ребёнка родители, таким он и вырастет.

В комедии «Недоросль» главный герой Митрофанушка воспитывается в атмосфере всеобщего расчёта и бездухов-

ности, которая царит в семье. Здесь нет искренности и по-

рядочности. Сделать выгодную женитьбу сына – так пони-

мает свой долг Простакова. Этой семье чужды гражданское чувство, мысль «быть полезным своим согражданам» в эти головы прийти не может.

В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» в центре две семьи: Гринёвых и Мироновых. Уклад жизни в них слит воедино с дворянской культурой, связан с её лучшими тра-

дициями, а также с прямым их порождением: чувством долга, чести, человеческого достоинства.

Семья здесь предстаёт как порядок, где всё делается по совести и чести, где люди верны долгу, где юные воспиты-

ваются и словом, и делом, где человек защищён от подлос-

ти, предательства, жестокости, бесчестия.

В семьях и Гринёвых, и Мироновых царили любовь, уваже-

ние, взаимопонимание.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин показывает семью Лариных. В их деревенском доме много доброго, патриар-

хального и трогательного. Жизнь Лариных - «мирная», без зависти, злобы, жестокости. Родители Татьяны Лариной следовали привычкам «милой старины»:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины,

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели,

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод…

Добрую усмешку автора вызывает семейный уклад Лари-

ных. Но, с другой стороны, поэту грустно, что жизнь мирных деревенских обывателей лишена духовных интересов, поис-

ков, развития. И всё-таки эта семья – лучшая среди помест-

ного дворянства.

В рассказе конца XX века «Чистый лист» Т.Толстой в семье главного героя Игнатьева царит атмосфера уныния (боль-

ной ребёнок Валерик), отчаяния, одиночества. Главное чувство по отношению к семье и к себе – жалость. Ещё од-

ним одушевлённым, абсолютно ощутимым членом семьи становится Тоска, которая приходит к Игнатьеву каждую ночь: «Тяжёлая, смутная, с опущенной головой, садилась на краешек постели, брала за руку…»

^ Сообщение 2 группы

- Какую роль играет семья в формировании личности героев? Какие моральные принципы прививались в семье?
Семья играет самую непосредственную роль в формиро-

вании личности.

Житейская философия госпожи Простаковой определи-

ли задачи воспитания Митрофана. Простакова делает из своего сына эгоиста, стяжателя, будущего крепостника. Митрофан глуп, жаден, ленив.

Простакова не считается с достоинством тех, кто живёт с ней рядом, давно подмяла мужа, лишив его воли и своего мнения, унижает Софью, считая её нахлебницей. Митрофан пошёл дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колотя батюшку. Он отлично по-

нимает, кто настоящий хозяин в доме, и неуклюже льстит матери. В самый критический момент жизни, когда Проста-

кова оказалась у «разбитого корыта», она бросается к сыну с возгласом: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг Митрофанушка! – и наталкивается на чёрствый, грубый от-

вет сына: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!» «Зло-

нравие» сына есть прямое следствие дурных качеств его родителей.

Митрофан – недоросль потому, что невежда, не знающий ни арифметики, ни географии. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Он недоросль и в гражданском смысле, поскольку не дорос до понимания своих обязанно-

стей перед государством.

В повести «Капитанская дочка» Петру Гринёву старались привить определённые моральные принципы: его учили уважать старших, быть честным и порядочным человеком, не совершать дурных поступков. Пётр Андреевич вырос честным офицером, сильным и смелым, который перед ли-

цом смерти не уронил чести и достоинства, не стал предате-

лем. Не зря отец ему говорил: «Береги платье снову, а честь смолоду».

Маша Миронова после гибели родителей осталась одна. И мы видим, как робкая и несмелая девушка становится волевой и сильной, она не хочет становиться женой нена-

вистного Швабрина , для неё лучше умереть. Маша отправ-

ляется в далёкий Петербург, чтобы спасти любимого чело-

века и рассказать императрице правду о восстании. У капи-

тана Миронова, погибшего, как настоящий русский офицер, выросла достойная дочь, которая сумеет постоять за себя и защитить честное имя своей семьи и любимого человека.

В романе «Евгений Онегин» в семье Лариных выросла не только обычная, ничем не выделяющаяся Ольга – наиболее распространённый тип дворянской девушки XIX века, но и духовно богатая натура – Татьяна. Умом, своеобразием она выделяется среди помещичьей среды и светского общест-

ва, понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревен-

ского общества. В Петербурге мы видим её светской дамой, которая отличается душевным благородством, умом, про-

стотой, богатством душевного содержания. В сцене послед-

него свидания с Онегиным показывается её нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правди-

вость.

В рассказе «Чистый лист» мы не видим , какие качества личности воспитал в своём сыне главный герой. Можем только предположить. В этой семье нет счастья. Любовь, уважение друг к другу исчезли. Осталась только привыч-

ка. «Молчаливая церемония завтрака состоялась на уголке клеёнки – старый обряд, но смысл забыт, цель утеряна, остались лишь механические движения…»

И если до операции Игнатьев ещё мечтал что-то изменить

(вылечить сына, свозить его к морю), то после удаления души он говорит о сыне: «Так и так, не могу больше дома держать этого недоноска. Антисанитария, понимаешь. Извольте обеспечить интернат.» Какие же моральные принципы может воспитать этот человек без морали?

^ Сообщение 3 группы

  • Прослеживается ли преемственность в раскрытии темы семьи в русской литературе? Меняется ли изображение семьи в литературе конца XX века?


Тема семьи в русской литературе – одна из ведущих. Бла- годаря ей раскрываются и взаимоотношения поколений вообще, и отношения в семье.

Русские писатели изображают своих героев сквозь призму семейных отношений.

В комедии «Недоросль»Д.Фонвизин изобразил Проста-

кову - грубую, деспотичную женщину, ярчайший тип русской помещицы. Её характеристика позволяет пока-

зать уродующую силу крепостничества. Все великие, че-

ловеческие и святые чувства Простаковой искажены. По-

этому даже любовь к сыну проявляется в низменных формах, лишена человеческой красоты и одухотворён-

ности. А Митрофан – результат её любви и отношений в семье Простаковых.

Герои Пушкина проходят определённый путь идейно-духовного развития. П. Гринёв , М. Миронова , Т. Ларина стараются найти своё место в жизни, осознать своё пред-

Назначение, опираясь на моральные принципы, полученные в семье.

Сам подход к теме семьи у писателей был разный, но все они были едины в главном – в семье происходит утвер-

ждение нравственных устоев, общечеловеческих ценностей, переходящих из поколения в поколение.

Век XX – страшный и трагический – внёс свои коррективы в восприятие данной темы. Революции, войны, перестройка по-

степенно разрушали привычную систему нравственных коор-

динат, разрушали семью. Поэтому совершенно закономерно, что к концу XX века семья приобретает уродливые формы. Безнравственная идеология современного общества, отста-

ивающая эгоизм, вседозволенность, самоутверждение лю-

бой ценой, подрывает семейные устои. Современных писателей

это очень волнует. Показывая в своих произведениях уродливые семейные отношения, они хотят сказать читателям, что так не должно быть, что нужно что-то менять и в жизни во-

обще, и в семейной – в частности. Такова позиция и Т. Толстой.

Домашнее задание(по выбору):

1.Письменные ответы на вопросы:

- Как тема семьи раскрывается в передачах телевидения?

- Почему тема семьи волнует современных писателей?

2.Создание презентации «Тема семьи в русской литературе»


Литература:

1.Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы. Л., 1974 г.

2. Русская литература XVIII-XIX веков. Большой учебный справочник. М ., «Дрофа»,2007 г.

3. Смирнова Т. Анализ рассказа Т.Толстой «Чистый лист».М.,

1999 г.

  1. Торопчина Л.В. Тема дома и семьи в русской литературе

XIX века. –ж-л «Литература»,№7,2007 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока : “ Тема семьи в русской литературе ” Работа iconРазработка урока по литературе в 10 классе Тема урока: «Кому на Руси...
Методические приемы: коллективная работа, сообщение и презентация на тему «Поэма в рисунках»

Разработка урока : “ Тема семьи в русской литературе ” Работа iconВ. А. Сухомлинский Вступительное слово учителя
Именно поэтому с образом женщины тесно связана одна из «сквозных тем» в русской литературе – тема дома и семьи. Вот почему так важен...

Разработка урока : “ Тема семьи в русской литературе ” Работа iconТема урока Кол-во
Учащиеся должны знать общую характеристику и своеобразие русской литературы 19 века; пути становления реализма в русской и мировой...

Разработка урока : “ Тема семьи в русской литературе ” Работа iconУрок по повести Н. В. Гоголя "Шинель"
Цели урока: продолжение знакомства с повестью “Шинель”, работа над понятиями “сквозная тема в русской литературе”, “маленький человек”,...

Разработка урока : “ Тема семьи в русской литературе ” Работа iconРазработка урока по литературе в 7 классе Тема урока: «Теве-Хая в стихах и легендах»
Познакомить учащихся с выдающимся тувинским ученым, поэтом Монгушом Бораховичем Кенин-Лопсаном

Разработка урока : “ Тема семьи в русской литературе ” Работа iconЗачем же изображать бедность… и несовершенства нашей жизни, выкапывая...
Цели урока: продолжение знакомства с повестью “Шинель”, работа над понятиями “сквозная тема в русской литературе”, “маленький человек”,...

Разработка урока : “ Тема семьи в русской литературе ” Работа iconЛитература. 10 класс. Тема: «Если ты человек…» (Анализ стихотворения...
...

Разработка урока : “ Тема семьи в русской литературе ” Работа iconУрок-семинар по литературе в 11 классе Тема: Образ женщины в современной русской литературе
Тема: Образ женщины в современной русской литературе (по произведениям А. И. Солженицына, Ф. А. Абрамова, В. Г. Распутина)

Разработка урока : “ Тема семьи в русской литературе ” Работа iconКонспект урока по литературе в 5 классе Тема : Басни Ивана Андреевича Крылова
Создание условий для интеллектуальной деятельности учащихся на уроке для формирования знаний о русской литературе 19 века

Разработка урока : “ Тема семьи в русской литературе ” Работа iconТема «маленького человека» в русской литературе 18-19 веков 2
Тема «Маленького человека» занимает особое место в русской литературе. Она появляется в блистательных произведений на протяжении...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница