«История русской литературы» Цели освоения дисциплины




Скачать 96.88 Kb.
Название«История русской литературы» Цели освоения дисциплины
Дата публикации31.08.2013
Размер96.88 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
Аннотация к рабочей программе дисциплины

«История русской литературы»


  1. Цели освоения дисциплины

Изучить литературный процесс России с ХI века до современности, получить представление о характере художественно-смыслового пространства отечественной словесности, литературоцентричности русской культуры, специфике литературных направлений, школ и групп, внутренних закономерностях развития искусства слова в России и творческой индивидуальности крупнейших отечественных писателей.


  1. ^ Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Профессиональный цикл. Базовая часть (Б3.Б.6). Курс истории русской литературы является стержневым и читается во всех семестрах, он призван интегрировать в сознании учащихся не только проблематику близких дисциплин литературоведческого цикла, но и многообразное содержание других гуманитарных дисциплин – курсов лингвистического цикла, гражданской истории, философии, религиоведения, социологии, политологии. Дисциплина изучается со 2 по 8 семестры.

^ 3. Краткое содержание дисциплины

Место и значение русской литературы в историческом бытии этноса – народа – нации. Основные периоды истории русской литературы. Эволюция форм и функций литературы в процессе развития отечественной культуры. Древняя русская литература как явление культуры средневекового типа. Тематический состав, стили и жанры древнерусской литературы на разных этапах ее исторического развития. Литература Древней Руси и христианство. Соотношение и взаимодействие книжной и устной словесности в древнерусской культуре. Выдающиеся книжники и писатели Древней Руси. Памятники древнерусской словесности, их поэтика, история изучения.

XVIII – первая четверть XIX в. как период становления новой русской литературы. Возникновение литературных направлений, их эволюция, взаимодействие и смена как структурирующее начало историко-литературного процесса Новой России. Традиционное жанровое мышление и возрастание индивидуально-личностного начала в словесном творчестве. Своеобразие русского классицизма, сентиментализма, предромантизма и романтизма на фоне соответствующих явлений европейских литератур. Роль выдающихся писателей в движении отечественной литературы к обретению национальной самобытности.

Интегрирующее и прогностическое значение творчества А.С. Пушкина в русском историко-литературном процессе. Понятие классического искусства применительно к истории русской литературы. Творчество великих писателей XIX века в контексте мировой литературы и литературной жизни России. Формы самоорганизации литературной жизни (литературные кружки, салоны, общества, альманахи, журналы). Становление и развитие эстетики русского реализма. Многообразие и эволюционная динамика жанрово-стилевых форм эпоса, лирики и драмы в XIX столетии. Типология и индивидуально-творческая уникальность произведений русской литературной классики.

Литературные трансформации в XX–ХХI вв. Феномен «Серебряного века». Русская литература и русская революция. Советская литература и литература русского зарубежья. Идеологический фактор в эстетическом бытии искусства слова. Смена эстетических парадигм, явления модернизма и постмодернизма в русской литературе Прерывистость и непрерывность в развитии русской литературы ХХ–XXI вв. Судьбы и художественные открытия выдающихся писателей ХХ века. Традиции классической русской литературы в литературе новейшего времени. Русская литература как средоточие и выражение эстетических, духовно-нравственных, философских, социально-политических исканий национального сознания. Мировое значение русской литературы.
^ 4. Основные образовательные технологии

Лекционные и семинарские занятия, индивидуальные занятия, контрольные работы, а также самостоятельная работа по изучению русской литературы различных периодов истории, написание и защита реферата, консультации в рамках самостоятельной и творческой работы подгрупп.
^ 5.Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

– владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

– способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

– владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

– владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);

– способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации и филологического анализа текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

– способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);

– владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составлении рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

– владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать основные этапы развития русской литературы, место литературных направлений, писателей и поэтов в отечественном литературном процессе; значение русской литературы в формировании духовно-нравственного начала человека, преемственность традиций и новаторство в развитии литературы, творчество крупных русских писателей и поэтов;

уметь дать оценку литературной ситуации, художественному произведению, творчеству писателя (поэта) в целом, обобщать информацию, анализировать и интерпретировать текст;

– владеть (быть в состоянии продемонстрировать) культурой мышления, навыками анализа художественного произведения, написания реферата, составления библиографии, базовыми именами писателей и поэтов, названиями и содержанием, особенностями поэтики их основных произведений; навыками выступлений, дискуссий, докладов по проблемам литературы.
^ 6. Общая трудоемкость дисциплины

20 зачетных единиц (720 академических часов) на все разделы и семестры.

7. Форма контроля

Промежуточная аттестация – экзамены.

8. Составитель

Чудинова Виктория Ивановна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы СахГУ.
Аннотация к рабочей программе дисциплины

«История русской литературы древнерусского периода», «История русской литературы XVIII века»

  1. Цель изучения дисциплины

Целью курса «История русской литературы древнерусского периода» является формирование у студента целостного, завершенного представления о «начальном» этапе отечественной словесности, теснейшим образом связанного с фольклором, византийским культурным наследием. Студент должен усвоить основные понятия современной медиевистики, свободно ориентироваться в системе литературных жанров Древней Руси. Предлагаемый курс призван сообщить начинающему филологу умение соотносить разнородные явления средневековой культуры с тем, чтобы определять наиболее общие закономерности ее развития.

Цель освоения учебной дисциплины «История русской литературы XVIII века» заключается в формировании у обучающихся целостного представления о новом этапе отечественной словесности, начавшемся с проведением в России петровских реформ; в воспитании через предмет у обучающихся научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

  1. ^ Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина включена в базовую часть профессионального цикла ООП. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе. Дисциплина «История русской литературы древнерусского периода» и «История русской литературы XVIII века» является базовой для дисциплин, входящих в модуль «История русской литературы». Дисциплина «История русской литературы древнерусского периода» и «История русской литературы XVIII века» является частью курса «История русской литературы» и изучается во 2 семестре.

  1. ^ Краткое содержание дисциплины

Возникновение древнерусской литературы. Древняя Русь и культурное наследие Византии. Специфика средневековой русской культуры. Система жанров древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве». Древнерусская литература и культура Нового времени. Крупнейшие представители отечественной и европейской медиевистики. Академик Д.С. Лихачев.

Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Своеобразие исторического и культурного развития России этого периода. Традиции древнерусской литературы. Феофан Прокопович как выразитель идеологии петровской эпохи. Литература первой четверти XVIII века. А.Д. Кантемир. Классицизм как литературное направление. Реформа русского стихосложения. В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков как выдающиеся теоретики и практики классицизма. Литературное движение во второй половине XVIII века. Становление русской журналистики и публицистики. Сатирические журналы: Н.И. Новиков Литература «третьего сословия»: М.Д. Чулков. Бурлескная литература. Пути развития русской поэзии во второй половине XVIII века в творчестве В.И. Майкова, И.Ф. Богдановича, Г.Р. Державина. Пути развития русской драматургии во второй половине XVIII века: Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин. Сентиментализм как литературное направление. Н.М. Карамзин – глава русского сентиментализма. Трансформация просветительских идей в творчестве А.Н. Радищева. Сатирическая журналистика И.А. Крылова.

  1. ^ Основные образовательные технологии

Лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа обучающихся, активные и интерактивные методы: использование компьютерных технологий для работы на профильных ресурсах в сети Интернет, историко-культурный семинар-диалог.

  1. ^ Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и общепрофессиональных компетенций:

– владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК–1);

– способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

– владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

– владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);

– способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации и филологического анализа текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

– способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);

– владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составлении рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

– владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать основные понятия и термины, историю, современное состояние и перспективы развития медиевистики, закономерности развития древнерусской литературы и культуры, русской литературы и культуры XVIII века; основные понятия эпохи Просвещения, свободно ориентироваться в системе литературных жанров классицизма и сентиментализма;

уметь обобщать и самостоятельно углублять теоретические знания, необходимые для объективной оценки современных направлений и концепций в области литературоведения; применять полученные знания в области литературоведческого анализа, в научно-исследовательской, педагогической, просветительской и других видах деятельности; самостоятельно оценивать и анализировать художественные тексты данного периода; выбирать необходимые для анализа методы, методики и приёмы изучения и описания произведений;

владеть (быть в состоянии продемонстрировать) основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области историко-литературной науки; навыками сопоставительного анализа текста; иметь навыки сбора и систематизации библиографии по теме учебно-исследовательской работы, научно-исследовательского труда для написания итоговых квалификационных работ по филологии.

владеть (быть в состоянии продемонстрировать)

  1. Общая трудоемкость дисциплины

4 зачетные единицы (144 академических часа) – 32 ч. лекции, 16 ч. практ., 51 ч. самост. раб.

  1. Форма контроля

Промежуточная аттестация – экзамен.

  1. Составители

Рублева Лариса Ивановна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы СахГУ, Скрипникова Юлия Романовна, старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы СахГУ

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«История русской литературы» Цели освоения дисциплины icon«История русской литературы xviii-первой половины XIX века» Цели и задачи освоения дисциплины
Дисциплина «История русской литературы XVIII – первой половины XIX века» предполагает изучение литературного процесса 1700–1850-х...

«История русской литературы» Цели освоения дисциплины iconАннотация к рабочей программе дисциплины
«Введение в литературоведение», «Устное народное творчество», «История русской литературы древнерусского периода», «История русской...

«История русской литературы» Цели освоения дисциплины iconАннотация к рабочей программе дисциплины
«Введение в литературоведение», «Устное народное творчество», «История русской литературы древнерусского периода», «История русской...

«История русской литературы» Цели освоения дисциплины iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (вторая...
Хiх века, но и обратиться к выявлению типологических схождений и творческих связей русской и европейской литератур и культур

«История русской литературы» Цели освоения дисциплины icon«История русской литературы», 032700. 62 Цели освоения дисциплины
Литература Древней Руси и христианство. Соотношение и взаимодействие книжной и устной словесности в древнерусской культуре. Выдающиеся...

«История русской литературы» Цели освоения дисциплины icon17. Апулей. Метаморфозы. 18. Петроний. Сатирикон. Вопросы к зачету
«История зарубежной литературы», где определены цели, задачи курса, требования к результатам освоения дисциплины, формируемые компетенции,...

«История русской литературы» Цели освоения дисциплины iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 История русской...
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: история литературы, теория литературы, литературная критика

«История русской литературы» Цели освоения дисциплины iconРабочая программа дисциплины «История русской литературы ХХ века (1 половина)»
Цели и задачи изучения дисциплины соотносятся с общими целями гос впо по специальности 032700. 62 «Филология»

«История русской литературы» Цели освоения дисциплины iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 7)...
Курс «История русской литературы 1940 – 1990-х годов ХХ века» предполагает изучение русской литературы как процесса, обусловленного...

«История русской литературы» Цели освоения дисциплины iconПрограмма дисциплины История зарубежной литературы Направление подготовки
Цель освоения дисциплины «История зарубежной литературы» – сформировать у студентов



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница