Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (вторая половина XIX в.) Цели и задачи дисциплины Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)»




Скачать 434.74 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (вторая половина XIX в.) Цели и задачи дисциплины Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)»
страница1/4
Дата публикации31.08.2013
Размер434.74 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
www.lit-yaz.ru > Литература > Программа дисциплины
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

                  1. ДПП. Ф. 12 История русской литературы

                  2. (вторая половина XIX в.)


1. Цели и задачи дисциплины

Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» строится на сочетании двух принципов - исторической поэтики и историко-хронологического, которые позволяют рассмотреть не только развитие видовой и жанровой систем русской литературы второй половины ХIХ века, но и обратиться к выявлению типологических схождений и творческих связей русской и европейской литератур и культур.

Курс читается по авторской программе, которая многосторонне обосновывает хронологические рамки курса и его внутреннюю периодизацию.

Программа курса «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» предусматривает различные формы индивидуальной работы со студентами, нацелена на создание мотивации для самостоятельного труда в научном поиске.

В соответствие с концепцией преподавания литературы в школе, предложенной РАН, акцент при изучении данного курса делается на самоценности литературного явления как концентрированного выражения духовно-эстетического опыта в художественном слове.

«История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» является одним из фундаментальных профильных курсов филологического факультета вуза, завершающим цикл изучения русской литературы XIX века. Основная цель данного курса заключается в обобщении знаний, полученных при изучении предшествующих историко-литературных дисциплин; формировании представления о русской литературе второй половины ХIХ века, ее разнообразных тенденциях и направлениях; изучении литературного процесса в его динамике.

Для достижения поставленной цели в рамках курса предполагается решение следующих задач: понимание общественного и нравственного потенциала русской литературы XIX века, овладение принципами исторического мышления, умение видеть ход истории в художественных открытиях писателей; знания своеобразия русского реализма – неповторимости, оригинальности художественной системы каждого писателя и вместе с тем выявление общих закономерностей, в которых выразился дух времени; освоение жанровой динамики в творчестве каждого писателя и в целом литературы второй половины XIX века; совершенствование навыков анализа художественного текста в соответствии с «кодом» его эстетической направленности
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

1. Владение методологией, историей, основными концепциями описания литературного процесса;

2. Знание истории, общих закономерностей, основных этапов и перспектив развития мировой литературы, ведущих направлений русской и зарубежной литературоведческой мысли;

3. Владение сравнительно-историческим методом изучения национальных литератур;

4. Умение анализировать литературные явления в единстве философских, нравственных, эстетических аспектов;

5. Владение различными приемами интерпретации художественных текстов (художественными, критико-публицистическими и литературоведческими);

6. Профессиональнограмотное и коммуникативноцелесообразное владение русским языком.

В результате изучения курса предполагается формирование целостного впечатления о литературном процессе и месте отдельных индивидуальностей в русской литературе второй половины XIX века; создание прочного теоретического и методологического основания для соотнесения явлений литературы с процессами философского, духовного, эстетического характера, для изучения межкультурных и межлитературных связей (диалог русской и западноевропейской литературных традиций); закрепление навыков историко-литературного, эстетического анализа художественного произведения, его интерпретации.
^ 3. Объем дисциплины и виды учебных работ

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины.

175




II







Аудиторные занятия.

102













Лекции.

68













Практические занятия (ПЗ).

34













Самостоятельная работа.

73













Вид итогового контроля (зачет, экзамен).

экзамен














^ 4. Содержание дисциплины

4.1 Разделы дисциплины и виды занятий



п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Самост. работа

1.

Творчество И.С. Тургенева.

10

4

6

2.

Драматургия А.М.Островского

8

4

8

3.

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.

8

4

8

4.

Творчество Л.Н. Толстого.

12

6

11

5.

Творчество Ф.М. Достоевского.

12

6

12

6.

Творчество Н.С. Лескова.

2

2

4

7.

Творчество В.М. Гаршина.

2

1

4

8.

Творчество В.Г. Короленко.

2

1

6

9.

Творчество Г.И. Успенского.

2

-

4

10.

Творчество А.П. Чехова.

10

6

8


5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1 Рекомендуемая литература

а. Основная литература:

История русской литературы: В 4-х т. Л.,1981-1983. Т.3-4.

Кулешов В.И. История русской литературы XIX в. (70-90-е годы). М., 1983.

Кулешов В.И. История русской литературы XIX в.: Учебное пособие для вузов. - М.: «Академпроект», 2004.

Минералов Ю.И. История русской литературы XIX в. (40-60-е годы): Учебное пособие для вузов. – М.: «Высшая школа», 2003.

История русской литературы XIX в. (вторая половина). Под ред. Н. Скатова. – 2-е изд., дораб. - М., 1991.

Жук А.А. Русская проза второй половины XIX в. М., 1989.

Лебедев Ю. Русская литература XIX века: 2-я половина. М., 1990.

История русской литературы XIX в. (40-60-е годы): Учебное пособие для вузов. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – 3-е изд. - М.: «Оникс», 2006.

История русской литературы XIX века. 70-90-е годы / под ред. В.Н. Аношкиной. М., 2001.
б. Дополнительная литература:

Пумпянский Л.В. Классическая традиция. Собрание трудов по истории русской литературы. – М., 2000.

Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX в. – Л., 1974.

Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. – М., 1972.

Журавлева А.И. Русская драма и литературный процесс XIX века. От Гоголя до Чехова. – М., 1988. – С. 76–90, 164–169.

Лебедев Ю.В. «Записки охотника» И.С. Тургенева. М., 1977.

Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. м., 1982.

Муратов А.Б. Тургенев после «Отцов и детей». Л., 1972.

Муратов А.Б. Тургенев – новеллист (1870 – 1880-е годы). Л., 1985.

Курляндская Г.Б. Художественный метод Тургенева – романиста. Тула, 1972.

Головко В.М. Художественно-философские искания позднего Тургенева: Изображение человека. Свердловск, 1989.

Лакшин В.Я. Театр А.Н. Островского. – М., 1985.

Лакшин В.Я. А.Н. Островский. М., 1982.

Ревякин А.И. Драматургия А.Н. Островского. М., 1974.

Холодов Е.Г. Мастерство Островского. М., 1967.

Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр А.Н. Островского: Книга для учителя. М., 1986.

Андреев М.Л. Метасюжет в театре Островского. М., 1995.

Журавлева А.И. «Гроза» А.Н. Островского // Анализ драматического произведения. – Л., 1988. – С. 196–212.

Журавлева А.И. Драматургия Островского. – М., 1980

Бушмин А.С. Салтыков-Щедрин: искусство сатиры. М., 1976.

Бушмин А.С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. Л., 1987.

Горячкина М.С. Сатира Щедрина и русская демократическая литература 60-80-х годов XIX в. М., 1977.

Николаев Д.П. Смех Щедрина. М., 1988.

Николаев Д.П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., 1977.

Покусаев Е.И. «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина. М., 1975.

Прозоров В.В. Произведения Салтыкова-Щедрина в школьном изучении. Л., 1979.

Прозоров В.В. Салтыков-Щедрин: Книга для учителя. М., 1988.

Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1970. Его же: Собр. соч.: В 3 т. М., 1978. Т.3..

Бурсов Б.И. Личность Достоевского. Л., 1974.

Андерсон Р. О визуальной композиции «Преступления и наказания» // Достоевский: материалы и исследования. - СПб., 1994 - Т.11. -С.89-95.

Анциферов Н.П. «Непостижимый город»…Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина. - СПБ: «Лениздат», 1991.-335 с.

Ветловская В.Е. Приемы идеологической полемики в «Преступлении и наказании» Достоевского // Достоевский: материалы и исследования. – СПб., 1996. – Т. 12. – С. 78-98.

Гачев Г.Д. Космос Достоевского // Проблемы поэтики и истории литературы (сборник статей). – Саранск, 1973. – С.110-125.

Селезнев Ю. В мире Достоевского. – М., 1980 Топоров В.Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаичными схемами мифологического мышления («Преступление и наказание») // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. – М., 1995. – С.193-259.

Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова. М., 1976.

Щенников Г.К. Художественное мышление Достоевского. Свердловск, 1978.

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979; М., 1984.

Нечаев В.С. Ранний Достоевский. М., 1979.

Туниманов В.А. Творчество Достоевского 1854-1862. Л., 1980.

Захаров В.Н. Система жанров Достоевского: Типология и поэтика. Л., 1985.

Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература. Л., 1985.

Щенников Г.К. Достоевский и русский реализм. Свердловск, 1987.

Ермакова М.А. Традиции Достоевского в прозе: Книга для учителя. М., 1990.

Селезнев Ю.И. Достоевский. М., 1990.

Новикова Е. Софийность русской прозы второй половины XIX века. Томск, 1999.

Ф.М. Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 2000.

Достоевский и время. Томск, 2004.

Храпченко М.Б. Л. Толстой как художник. М., 1978.

Бурсов Б. Л. Толстой. Идейные искания и творческий метод. – М., 1962.

Громов П. О стиле Толстого. – М., 1971.

Билинкис Я.С. Новаторство Л. Толстого в трилогии. – М., 1973.

Одиноков В.Г. Поэтика романов Толстого. – Новосибирск, 1978.

Мейлах Б.С. Уход и смерть Л. Толстого. М., 1979.

Ковалев В.А. Поэтика Л. Толстого. Истоки. Традиции. М., 1983.

Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л. Толстого «Война и мир». М., 1983.

Курляндская Г.Б. Л. Толстой и Ф. Достоевский. Тула, 1986.

Бочаров С.Г. Роман Л. Толстого «Война и мир». М., 1987.

Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы. – Л., 1974.

Бердников Г.П. А.П. Чехов. Идейные и творческие искания. М.; Л., 1970. М., 1984.

Бердников Г.П. А.П. Чехов-драматург: Традиции и новаторство в драматургии Чехова. М., 1970.

Гуревич И.А. Проза Чехова (Человек и действительность). М., 1970.

Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М., 1971.

Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

Семанова М. Чехов-художник. М., 1976.

Катаев В.Б. Проза Чехова. М., 1979.

Бялый Г. Чехов и русский реализм. Л., 1981.

Папертый З.С. «Вопреки всем правилам». М., 1982.

Чудаков А.П. Мир Чехова. Возникновение и утверждение. М., 1986.

Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988.

Кубасов А.В. Рассказы Чехова: Поэтика жанра. Свердловск, 1990.

Разумова Н.Е. Творчество А.П. Чехова в аспекте пространства. Томск, 2001.

Чехов в школе. М., 2002.

Короленко: Жизнь и творчество. М., 1992.

Бялый Г.А. Короленко. М., 1983.

Сибирские страницы жизни и творчества Короленко. Новосибирск, 1987.

Негретов Г.И. Короленко. Летопись жизни и творчества. 1917-1921. М., 1990.

Порудоминский В.И. Гаршин. М., 1962.

Бялый Г.А. В.М. Гаршин. Л., 1969.

Латынина Л.Н. В. Гаршин: творчество и судьба. М., 1986.

Современники о Гаршине. Воспоминания. Саратов, 1977.

Аннинский Л. Лесковское ожерелье. М., 1982.

Видуэцкая И.П. Николай Семенович Лесков. М., 1979.

В мире Лескова: Сборник статей. М., 1983.

Горячкна М.С. Сатира Лескова. М., 1963.

Столярова И.В. В поисках идеала: Творчество Н.С. Лескова. Л., 1978.

Троицкий В.Ю. Лесков-художник. М., 1974.

Карпов Н. Атеистические и антиклерикальные идеи в творчестве Г. Успенского. Тула, 1982.

Бельчиков Ю. Успенский. М., 1979.
6.2 Средства обеспечения освоения дисциплины

1. Книжный фонд кафедры литературы, библиотеки ТГПУ, областной библиотеки им. А.С. Пушкина, научной библиотеки ТГУ;

2. Художественные тексты по курсу «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» в электронном варианте;

3. Тестовые задания по курсу «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» – разработчик А.Н. Кошечко.
7. Материально-техническое обеспечение освоения дисциплины

1. Видеомагнитофон;

2. CD- и DVD-проигрыватель;

3. Телевизор или видеодвойка;

4. Компьютерный класс;

5. Набор учебных и художественных видеофильмов;

6. Зал для просмотра видео, CD- и DVD-фильмов.
Видеотека:

«Подросток» (6 серий).

«Белые ночи».

«Накануне».

«Чайка».
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (вторая половина XIX в.) Цели и задачи дисциплины Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» iconПрограмма дисциплины дпп. 03. 1 Русская литература (вторая половина...
Хiх века, но и обратиться к выявлению типологических схождений и творческих связей русской и европейской литератур и культур

Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (вторая половина XIX в.) Цели и задачи дисциплины Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 13 История зарубежной литературы (вторая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (вторая половина XIX в.) Цели и задачи дисциплины Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» iconПрограмма дисциплины дпп. 05 Зарубежная литература (вторая половина...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (вторая половина XIX в.) Цели и задачи дисциплины Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» iconРабочая программа дисциплины «История русской литературы ХХ века (1 половина)»
Цели и задачи изучения дисциплины соотносятся с общими целями гос впо по специальности 032700. 62 «Филология»

Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (вторая половина XIX в.) Цели и задачи дисциплины Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 3: 1/2 XIX в.)
В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении...

Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (вторая половина XIX в.) Цели и задачи дисциплины Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 7)...
Курс «История русской литературы 1940 – 1990-х годов ХХ века» предполагает изучение русской литературы как процесса, обусловленного...

Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (вторая половина XIX в.) Цели и задачи дисциплины Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» iconАннотация к рабочей программе дисциплины
«Введение в литературоведение», «Устное народное творчество», «История русской литературы древнерусского периода», «История русской...

Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (вторая половина XIX в.) Цели и задачи дисциплины Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» iconАннотация к рабочей программе дисциплины
«Введение в литературоведение», «Устное народное творчество», «История русской литературы древнерусского периода», «История русской...

Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (вторая половина XIX в.) Цели и задачи дисциплины Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» icon«История русской литературы xviii-первой половины XIX века» Цели и задачи освоения дисциплины
Дисциплина «История русской литературы XVIII – первой половины XIX века» предполагает изучение литературного процесса 1700–1850-х...

Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (вторая половина XIX в.) Цели и задачи дисциплины Курс «История русской литературы (вторая половина ХIХ века)» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы
В условиях, когда еще не определилась академическая концепция истории русской литературы ХХ века, необходимо



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница