Методические рекомендации по изучению дисциплины cд(М). Ф. 9 Русская литература: Русская литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (3 курс, 5 семестр)




Скачать 395.76 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины cд(М). Ф. 9 Русская литература: Русская литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (3 курс, 5 семестр)
страница1/2
Дата публикации31.08.2013
Размер395.76 Kb.
ТипМетодические рекомендации
www.lit-yaz.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2
Методические рекомендации по изучению дисциплины CД(М).Ф.9 Русская литература: Русская литература XIX в. для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература

(3 курс, 5 семестр)
1.1 Автор программы: Р.М. Гафаров, кандидат филологических наук, доцент кафедры РЯЛиМП МГГУ

1.3 Пояснительная записка: Программа «Истории русской литературы первой трети XIX века» написана в соответствии с уровнем требований, предъявляемых к вузовскому курсу истории литературы. В ней сочетается общая характеристика литературного процесса на уровне историко-культурного и философского обобщения и анализ творчества ряда отдельных писателей, в творчестве которых отразились основные черты эпохи. В программе учитывается новейший литературоведческий материал.

• Цель курса – выявить и охарактеризовать специфику литературного процесса в России в первые десятилетия 19 столетия.

• Задачи курса – показать становление нового литературного направления (романтизм) в контексте творческого соперничества с классицизмом и сентиментализмом; дать характеристику литера-турному направлению романтизм; объяснить своеобразие ведущих романтических жанров; охарактеризовать творчество К.Батюшкова, В.Жуковского, И.Крылова, А.Бестужева-Марлинского, К.Рылеева, А.Грибоедова, А. Пушкина, Н.Гоголя, М.Лермонтова, В.Белинского; дать общую характеристику поэзии пушкинского круга (П.Вяземский, А.Дельвиг, Н.Языков и т.д.), романтической прозе (Н.Полевой, Ф. Булгарин, А.Одоевский, Н.Павлов и т.д.); показать своеобразие литературы романтизма; показать постепенное вызревание реалистической направленности в творчестве крупнейших представителей данного периода; объяснить какие обстоятельства общественной жизни, литературного процесса способствуют утверждению принципов реализма в русской литературе в 30 – 40-е годы.

• Место курса в общей системе подготовки бакалавра обусловлено принципом преемственности. Курс «Истории русской литературы первой трети XIX века» является начальным звеном в изучении студентами необыкновенно богатого талантами, гениальными художественными прозрениями, чрезвычайно широкого по охвату философских, социальных проблем, по объему художественного материала столетия в истории русской литературы.

• В конце курса студенты должны знать: основные этапы литературного развития в России в первой трети 19 века, этапы творческого развития, основные темы в творчестве крупнейших русских писателей первой половины 19 столетия, какие значительнейшие литературные объединения существовали в этот период в России, какое значение в успехах литературы имела журналистика, специфические признаки романтизма как литературного направления, своеобразия реализма А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова.

• Студенты должны уметь: охарактеризовать объективные причины появления романтизма, назвать его отличительные черты; показать, как романтический метод реализуется в художественных произведениях первых десятилетий 19 века русских писателей; объяснить реалистическую основу произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, написанных на втором этапе творческого развития; назвать основные мотивы творчества крупнейших писателей начала 19 столетия; проанализировать художественные произведения в единстве формы и содержания и определить идейно-тематическое со-держание.

• Ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовке.

Практические занятия по теории и истории русской литературы. – М.: Просвещение, 1978.

Программы педагогических вузов. Сборник № 3. – М.: Просвещение, 1984.
^ 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:


№ п/п

Шифр и наименование направления

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоёмкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

работа




1.

050300 Филологическое образование

Профиль Русский язык и литература

3

5

165

90

54

36




75

Экзамен


^ 1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

Сам. раб.

1.

Общая характеристика литературы первой трети 19 века. Связь литературной жизни с событиями войны 1812 года, движения декабризма и его поражением в 1825 году. Периодизация. Литературные объединения начала века. Деятельность «Беседы» и «Арзамаса». Характеристика романтизма как литературного направления

2

2







2.

Литературное творчество В.А. Жуковского

4

2

2




3.

Творческий путь К.Н. Батюшкова

2

2







4.

Литературное творчество декабристов. Поэзия, проза

2

2







5.

Творчество К.Ф. Рылеева

2

2







6.

Басенное творчество И.А. Крылова

4

2

2




7.

Жизнь и творчество А.С. Грибоедова. Статья В.Белинского «Горе от ума» сочинение А. Грибоедова. И.А. Гончаров о комедии Грибоедова

4

2

2




8.

Жизненный путь А.С. Пушкина. Основные мотивы лирики А.С. Пушкина

4

2

2




9.

Романтическая поэма, ее жанровые особенности, ее место в творчестве А.С. Пушкина. Трагедия «Борис Годунов» - свидетельство исторического мышления поэта

4

2

2




10-11.

История создания романа «Евгений Онегин». Жанровое своеобразие произведения. Сюжетно-композиционные особенности. Образы главных героев. Калейдоскопичность в изображении разных сторон и национальной жизни, и душевной жизни отдельных людей. 8-ая и 9-ая статья из цикла «Сочинения Александра Пушкина» В. Белинского

6

4

2




12-13.

Пушкинская проза. Цикл «Повестей Белкина» - предощущение литературы нового качества. Философское, социальное, литературное содержание цикла. «Капитанская дочка» - стремление к осмыслению объективных законов исторического развития

2

2







14.

Творческий путь М.Ю. Лермонтова. Основные мотивы лирики поэта. Основные поэмы и драмы Лермонтова – романтика. «Песня про купца Калашникова» - образец реалистической поэмы в творчестве Лермонтова. В.Белинский «Стихотворения Лермонтова»

4

2

2




15.

Проза М.Ю. Лермонтова («Вадим», «Княгиня Лиговская»). Идейно-тематическое богатство романа «Герой нашего времени». В.Белинский о романе «Герой нашего времени»

8

2

6




16.

Творческий путь Н.В. Гоголя. Проблема творческого метода в циклах «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Петербургские повести как новый этап в творческом развитии писателя. В.Белинский о раннем творчестве Гоголя

4

4







16.

Комедия «Ревизор», ее социальное и субстанциальное содержание. Значение «Развязки «Ревизора» в понимании идейного содержания комедии. «Женитьба», «Игроки». Их место в творчестве Гоголя

2

2







17.

Петербургские повести как новый этап в творческом развитии писателя. В.Белинский о раннем творчестве Гоголя

2

2







18-19.

Замысел и воплощение: поэма «Мертвые души». Художественно-выразительные средства в обрисовке образов помещиков и чиновничества. Композиция первого тома поэмы. Образ Чичикова, история деградации человека

4

4







20.

Проблема второго тома «Мертвых душ». Идейное содержание сохранившихся глав второго тома. Место «Выбранных мест» в раскрытии авторского взгляда. В.Белинский о поэме. «Письмо к Гоголю»

2

2








1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
Общая характери­стика литературы первой трети 19 века. Русская литература до середины 1810-х годов:

  • Литературные объединения начала века; романтизм как литературное направление.

  • В.А. Жуковский

  • К.Н. Батюшков

  • И.А. Крылов

Литература предде­кабристсткой поры (1815 – 1825):

  • Общая харак­-ка литера­туры декаб­ризма.

  • Проза декабристов. Поэзия.

  • К.Ф. Рылеев

  • А.С. Грибое­дов

  • А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь

  • Основные мо­тивы лирики

  • Поэмы, «Борис Годунов»

  • «Евгений Оне­гин»

  • пушкинская проза.

Литература последекабристского времени (1826 – начало 1840-х гг.):

  • Общая характеристика лит.процесса после поражения декабризма, развитие прозы.

  • М.Ю. Лермонтов:

  • основные мотивы лирики, поэмы, драмы

  • Проза, «Герой нашего времени»

Н.В. Гоголь:

  • Ранние циклы,

  • петербургские повести

  • Драматургия

  • «Мертвые души», «Выбранные места из переписки с друзьями»


1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.




п/п

Наименование раздела дисциплины.

Тема

Форма

самостоятельной

работы

Кол- во

часов

Форма контроля

выполнения

самостоятельной работы



Русская литература до середины 1810-х годов

Работа с критическое литературой

Рефераты

10

Собеседование




Литература преддекабристской поры

Работа с критическое литературой

Рефераты

10

Собеседование



Литература последекабристского периода

Работа с критическое литературой

Рефераты

10

Собеседование



^ Н.В.ГОГОЛЬ. «РЕВИЗОР»

Работа с критическое литературой

Рефераты

8

Коллоквиум


1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
^ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1.
ЭЛЕГИЧЕСКИЙ РОМАНТИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 19 в.

(НА ПРИМЕРАХ ЭЛЕГИЙ В.А.ЖУКОВСКОГО)
1. Тематика и основные мотивы элегий В.А.Жуковского.

1. «Теон и Эсхин» - программное произведение.

2. Тема природы и тема смерти в элегиях «Сельское кладбище», «Вечер», «Славянка».

3. Элегия Жуковского - размышление о жизни человека. Какие мотивы в связи с этим включают указанные элегии? Какие идейно-эстетические задачи выполняют зарисовки природы? Какое содержание несут картины осени и вечера? образы прошлого и воспоминания? Выделить эти образы в элегиях.
2. Особенности элегического стиля В.А.Жуковского:

1. Эмоционально-лирический принцип изображения природы («пейзаж души»).

2. Уныло-созерцательная, кроткая личность лирического героя, отражающаяся в лексическом и образном строе (преобладание светлых, мягких тонов; умиротворяющих образов; зыбкость, неопределенность их)- показать на примерах из элегий.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Б.П. Городецкий. Русские лирики. – Л., 1974. – С.38 – 68.

2. И.М.Семенко. Жизнь и поэзия Жуковского.- М.,

3. Г.А. Гуковский. Пушкин и русские романтики. – М., 1995. – С. 33 – 73.

4. Ю.В.Манн. Поэтика русского романтизма.- М., 1975; либо Ю.В. Манн. Динамика русского романтизма. – М., 1995.

5. Е.А. Маймин. О русском романтизме.- М., 1975 (глава о Жуковском).

6. Проблемы русского романтизма.- Ярославль, 1966 (из статьи М.М.Уманской)- С.3-7, 13-14.

7. Гинзбург Л.Я. О лирике.- Л., 1974 (глава «Школа гармонической точности»). В сокращенном виде идеи книги вошли: вступительная статья к книге «Поэты 1820-1830-х гг.» - Л., 1972.- т.1. (С.5-17).

8. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники.- М., 1969.- С. 64-90-100.

9. Русский романтизм.- Л., 1978 (К.Н. Григорьян. Ультра-романтический род поэзии).

10. К истории русского романтизма.- М.,1973 (статья об элегии).

11. Б.М.Эйхенбаум. О поэзии.- Л., 1969 (гл. о Жуковском).

12. В.А. Жуковский и русская культура. – Л., 1987.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины cд(М). Ф. 9 Русская литература: Русская литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (3 курс, 5 семестр) iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская литература: Русская литература XIX в для студентов, обучающихся...

Методические рекомендации по изучению дисциплины cд(М). Ф. 9 Русская литература: Русская литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (3 курс, 5 семестр) iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература: Русская литература XX в для студентов, обучающихся...

Методические рекомендации по изучению дисциплины cд(М). Ф. 9 Русская литература: Русская литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (3 курс, 5 семестр) iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации по изучению дисциплины cд(М). Ф. 9 Русская литература: Русская литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (3 курс, 5 семестр) iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Литература...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Литература и театр для студентов, обучающихся по направлению подготовки...

Методические рекомендации по изучению дисциплины cд(М). Ф. 9 Русская литература: Русская литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (3 курс, 5 семестр) iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 6 Литературное...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 6 Литературное краеведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки...

Методические рекомендации по изучению дисциплины cд(М). Ф. 9 Русская литература: Русская литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (3 курс, 5 семестр) iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). 2 История...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). 2 История русской литературной критики для студентов, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации по изучению дисциплины cд(М). Ф. 9 Русская литература: Русская литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (3 курс, 5 семестр) iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие лексического состава русского языка для студентов, обучающихся...

Методические рекомендации по изучению дисциплины cд(М). Ф. 9 Русская литература: Русская литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (3 курс, 5 семестр) iconПояснительная записка: Цель – сформировать у студентов систему знаний...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 8 Зарубежная литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки...

Методические рекомендации по изучению дисциплины cд(М). Ф. 9 Русская литература: Русская литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (3 курс, 5 семестр) iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская литература:...
Автор программы: Пожидаева О. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания...

Методические рекомендации по изучению дисциплины cд(М). Ф. 9 Русская литература: Русская литература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература (3 курс, 5 семестр) iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Диахроническое...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Диахроническое комментирование на уроках русского языка для студентов,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница