Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Диахроническое комментирование на уроках русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.




Скачать 224.26 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Диахроническое комментирование на уроках русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.
Дата публикации31.08.2013
Размер224.26 Kb.
ТипМетодические рекомендации
www.lit-yaz.ru > Литература > Методические рекомендации
Методические рекомендации по изучению дисциплины ДН(М).В.4.1 Диахроническое комментирование на уроках русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература
1.1 Автор программы: доктор филологических наук, профессор Н.Г. Благова
1.3 Пояснительная записка:

Данная программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом ВПО подготовки бакалавра по направлению 540300 «Филологическое образование».

Программа курса по выбору «Диахроническое комментирование на уроках русского языка» является авторской и разработана с учетом основного курса «История древнерусского языка», представленного в ГОС ВПО.

Дисциплина «Диахроническое комментирование на уроках русского языка» является дополнительной, входит в блок дисциплин предметной подготовки, является углубляющей по отношению к истории русского языка и современному русскому языку.

Цели изучения дисциплины:

-общеобразовательная: создать необходимую теоретическую, методологическую и понятийную базу для дальнейшего изучения современного русского языка;

-профессиональная: дать необходимые знания и умения для исторического комментирования фактов современного русского языка в общеобразовательной школе; дать представление об истории языка как объяснительной базе языковых фактов современного русского языка.

^ Задачи курса:

- научить анализировать языковые факты различных уровней, применяя исторические методы;

- выработать творческое историческое мышление;

- привить интерес к истории языка.

После изучения курса студенты должны знать:

  • место языка среди других славянских языков;

  • основные периоды его развития;

  • общие архаичные черты, присущие всем славянским языкам и являющиеся наследием праиндоевропейской эпохи, и особенности современного русского языка, появившиеся в более поздние эпохи;

Должны уметь:

  • выполнять исторический комментарий языковых фактов на фонетическом и лексическом уровнях.


^ 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Шифр и наименование направления

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-

ёмкость

Всего аудит.

ЛК


ПР/

СМ

Сам.

раб.

050300 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература

3

5

60

36

20

16


24

зачёт


1.6 Содержание дисциплины.
^

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ


Сам. раб.

1.

Введение

10

6

4

2

2.

Историческое комментирование фонетических особенностей современного русского языка. Графика русского языка в диахронии

10

6

4

4

3.

Лексика русского языка в диахронии

8

4

4

4

4.

Этимологический анализ на уроках русского языка

6

4

2

10

8.

Историко-лингвистическая литература для учителя и учащихся

2

-

2

4




Всего

36

20

16

24


1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
Введение. Роль сведений по истории языка в подготовке учителя-словесника. Культурологическое, общекультурное, развивающее значение изучения истории языка. Практическая направленность изучения истории языка.

Содержание историко-лингвистических сведений в федеральном образовательном стандарте среднего образования, программе и учебниках по русскому языку.

Изучение истории языка как отражение истории и культуры народа. Формы и методы изучения. Место данных сведений в учебном процессе: на уроке, при внеурочном обучении, во внеклассной работе по русскому языку. Происхождение русского языка и других славянских языков, родство славянских и других индоевропейских языков. Кирилл и Мефодий – основоположники письменности славян. Возникновение письменности на Руси. Письменные памятники древнерусского языка. Церковнославянский язык и его роль в развитии русского литературного языка. Появление книгопечатания. Российская академия и ее роль в создании словарей.

Выдающиеся филологи: М.В.Ломоносов, А.Х.Востоков, И.И.Срезневский, А.А.Шахматов, А.А.Потебня, Ф.И.Буслаев, В.В.Виноградов, Ф.П.Филин, О.Н.Трубачев.

Сведения из истории русского языка в специальной литературе для учителей и учащихся как дополнительном источнике углубленного изучения русского языка. Аннотирование литературы с точки зрения использования ее в практике преподавания.

Языковая система современного русского языка как результат длительного исторического развития. Формирование фонетической и грамматической систем, развитие словарного состава языка.

Фонетика и графика русского языка в диахронии. Историческое комментирование фонетических особенностей русского языка, сложившихся исторически. Чередования в словах. Переход е → ,о. Изменения в графической системе русского языка в связи с фонетическими изменениями. Дальнейшее совершенствование алфавита и графики в России. Возврат в активный словарно-графический состав устаревших букв (ять, ер в конце слов и т.п.).

Лексика русского языка в синхронии и диахронии. Изучение лексики в средних учебных заведениях в диахроническом аспекте. Происхождение лексики. Лексика как система. Становление лексической системы. Архаизация лексики. Появление неологизмов. Авторское словоупотребление. Устаревшая лексика в произведениях литературы, изучаемых в школе.

Понятие этимологического анализа. Значение этимологического анализа на уроках русского языка. Методы и приемы ввода этимологических сведений в школьный курс. Дидактический материал, при изучении которого уместен и необходим этимологический анализ. Этимологические словари. Методика работы с этимологическими словарями. Этимология слов и этимологический анализ в специальной литературе для учителей и учащихся как дополнительном источнике углубленного изучения русского языка. Аннотирование литературы с точки зрения использования ее в практике преподавания.
^

1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.




п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма

самостоятельной

работы

Кол-во

часов

Форма контроля

выполнения

самостоятельной работы

1.

Значение изучения истории русского языка в учебных заведениях гуманитарного профиля

Составл-е плана

2

Проверка на

практ. занятии

2.

Вопросы истории русского языка в программе «Русский язык» для гуманитарного класса

Изучение

программ

4

Анализ и

обобщение на

занятии

3.

Историко-лингвистический материал в школьных учебниках и учебных пособиях

Анализ

школьных

учебников

4

Сообщение на

занятии

4.

Историческое комментирование фонетических особенностей современного русского языка

Анализ материала школьных учебников

4

Проверка на

практическом

занятии


5.

Изучение материала по лексике и лексикологии в школьных учебниках

Анализ

материала школьных учебников

4

Проверка на

практическом

занятии

6.

Этимологический анализ на уроках русского языка


Анализ материала школьных учебников

4

Проверка на

практическом

занятии


7.

Историко-лингвистическая литература для учителя и учащихся

Аннотиро-ванное сообщение

2

Сообщение на практическом занятии
^

1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.


1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.

Тематика и планы практических занятий


Практические занятия №№ 1-2

Тема: Введение. Вопросы истории языка в программе "Русский язык" для средних учебных заведений

План:

  1. Обсуждение теоретических вопросов:

  2. Анализ школьных программ по русскому языку - федеральная программа по русскому языку для общеобразовательных школ и школ гуманитарного профиля.

  3. Составление тематических планов изучения истории русского языка в специализированном классе.

  4. Отбор дидактического материала для обучения русскому языку.

  5. Решение лингвистических задач.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Что представляет собой наука история русского языка, каковы ее предмет, цели, задачи?

  2. Какова основная проблематика курса истории языка?

  3. Каковы цели и задачи обучения русскому языку в школе?

  4. Как построен курс русского языка, какие существуют программы обучения русскому языку в средних учебных заведениях?

  5. Что представляет культурологический аспект изучения истории русского языка?

  6. Какие учебники и учебные пособия существуют в настоящее время для средних учебных заведений?

Задания для самостоятельной работы

  1. Повторить раздел исторической грамматики об истории языка как науке.

  2. Повторить по курсу методики преподавания русского языка разделы о целях и задачах обучения русскому языку в средних учебных заведениях, о существующих программах обучения русскому языку.

  3. Определить значение слова культурологический и понятия культурологический аспект изучения языка.

  4. Просмотреть учебники по русскому языку для средней школы с точки зрения содержащихся в них исторических сведений о русском языке.

  5. Составить план ответа на вопрос «Значение изучения истории русского языка в средних учебных заведениях».

Литература

Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. - М., 1985.

Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. Учебник для педагогических вузов. – М., 1993. Раздел «Образование русского языка»

Русский язык. Программа для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

Текучев А.В. Методика преподавания русского языка в средней школе. – М., 1994.

Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. Уч. пособие для педагогических вузов.- М., 1992.

Розов Н.Н. Книга Древней Руси ХI-ХIV вв. - Л., 1981.

Хабургаев Г.А. Первые столетия славянской письменной культуры. - М.,1986.

Миронова Т.Л. Необычайное путешествие в Древнюю Русь. Грамматика древнерусского языка для детей.- М., 1994.

Плетнева А.А., Кравецкий А.Г. Церковнославянский язык.- М., 1996.

Школьные учебники:

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М., 2000.

Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы // Под ред. Т.А.Ладыженской. – М., 2001.

Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы // Под ред. Т.А.Ладыженской. – М., 2001.

Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательной школы // Под ред. Т.А.Ладыженской. – М., 2001.

Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательной школы // Под ред. Т.А.Ладыженской. – М., 2001.

Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательной школы // Под ред. Т.А.Ладыженской. – М., 2001.

Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы // Под ред. М.М.Разумовской. – М., 2001.

Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы // Под ред. М.М.Разумовской. – М., 2001.

Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательной школы // Под ред. М.М.Разумовской. – М., 2001.

Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательной школы // Под ред. М.М.Разумовской. – М., 2001.

Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательной школы // Под ред. М.М.Разумовской. – М., 2001.


Практические занятия №№ 3-4

Тема: Историческое комментирование фонетических особенностей современного русского языка

План:

1. Обсуждение теоретических вопросов:

2.Анализ раздела "Фонетика" школьных учебников и учебных пособий по русскому языку для средних учебных заведений.

3.Отбор дидактического материала для обучения фонетике.

4. Решение лингвистических и методических задач.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Что изучает историческая фонетика?

  2. Как связаны разделы фонетики и графики?

  3. В каких классах изучается фонетика и графика?

  4. Когда и какие реформы русского письма определили его современное состояние?

Задания для самостоятельной работы

1.Повторить раздел исторической фонетики по курсу истории языка.

2.Просмотреть раздел фонетики и графики в учебниках для средней школы с точки зрения содержащихся в них исторических сведений о языке.

3. Подготовить сообщение о реформе русской графики.

Литература

Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. - М., 1985.

Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. Учебник для педагогических вузов. – М., 1993.

Текучев А.В. Методика преподавания русского языка в средней школе. – М., 1994.

Осипов Б.И. История русской графики: Фонетико-орфографический сборник. – Барнаул, 1974.

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М.,

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М., 2000.

Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы // Под ред. Т.А.Ладыженской. – М., 2001.

Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы // Под ред. М.М.Разумовской. – М., 2001.

Штрекер Н.Ю. Современный русский язык. Историческое комментирование. – М., 2005.

Практические занятия № №5-6

Тема: Лексика русского языка в диахронии

План:

  1. Проверка домашнего задания по лексике.

  2. Обсуждение теоретических вопросов.

  3. Работа с научной терминологией.

  4. Чтение древнерусских текстов.

  5. Знакомство с устаревшей лексикой в школьном курсе русской литературы.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Что такое лексическое значение слова?

  2. Чем различаются многозначные слова (полисеманты) и слова, имеющие одно лексическое значение (моносеманты)?

  3. Какова национальная специфика лексического значения?

  4. На какие группы делится лексика с точки зрения активного и пассивного запаса?

  5. Что такое архаизмы, историзмы, неологизмы?

  6. В каких словарях отражается устаревшая и новая лексика?

Задания для самостоятельной работы

  1. Просмотреть раздел лексики и лексикологии в учебниках для средней школы с точки зрения содержащихся в них исторических сведений о языке.

  2. Составить сводную таблицу фонетических процессов в русском языке с X в. с указанием времени протекания процесса и последствий (к текущему зачету).

  3. Прочитать, устно перевести текст № 7 (стр.68) "Сборника упражнений по истории русского языка". По историко-лингвистическим словарям определить значение слов сЪсъ, поле.

  4. Выписать из словаря древнерусского языка 2 многозначных слова и из толкового словаря русского языка лексическое значение эквивалентов выбранных слов (эквивалентом является слово, названное в первом значении).

Литература

Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. - 3-е изд. - М., 1990. Разделы «Образование русского языка» (с.40-59).

Штрекер Н.Ю. Современный русский язык. Историческое комментирование. – М., 2005.

Благова Н.Г. Историческая лексикология как наука и учебная дисциплина // История науки в вузе и школе. Вып.4. – Мурманск, 1996.

Благова Н.Г. Спецкурс по исторической лексикологии в педагогическом вузе // Проблемы спецкурсов и спецсеминаров в педагогическом вузе. Сборник научных трудов.- Мурманск, 1995.

Васильев А.Д. Введение в историческую лексикологию русского языка. – Красноярск, 1997.

Виноградов В.В. История слов. – М., 1994.

Еленски Й. Историческая лексикология русского языка. – Велико Тырново, 1980.

Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. –Л., 1986.

Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М.. 1982.

Практическое занятие № 7

Тема: Этимологический анализ на уроках русского языка

План:

1. Обсуждение теоретических вопросов.

2.Анализ этимологических сведений в школьных учебниках и учебных пособиях по русскому языку для средних учебных заведений.

3.Отбор дидактического материала для обучения русскому языку.

4.Работа с этимологическими словарями.

5.Аннотирование научно-популярной литературы по этимологии.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Что такое этимология? этимологический анализ?

  2. Как осуществляются этимологические исследования?

  3. Какие этимологические словари созданы для лексики русского языка?

Задания для самостоятельной работы

1.Прочитать отдельные разделы книги Прониной И.В. Изучение трудных слов с помощью этимологического анализа. - М., 1967.

2. Определить значение понятий этимология и этимологический анализ.

3.Просмотреть учебники по русскому языку для средней школы с точки зрения содержащихся в них этимологических сведений.

4.Подготовить индивидуальные сообщения о существующих для учителя и учащихся научно-популярных изданий по этимологии.

Литература

Пронина И.В. Изучение трудных слов с помощью этимологического анализа. - М., 1967.

Школьные учебники:

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М., 2000.

Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы // Под ред. Т.А.Ладыженской. – М., 2001.

Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы // Под ред. Т.А.Ладыженской. – М., 2001.

Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательной школы // Под ред. Т.А.Ладыженской. – М., 2001.

Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательной школы // Под ред. Т.А.Ладыженской. – М., 2001.

Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательной школы // Под ред. Т.А.Ладыженской. – М., 2001.

Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы // Под ред. М.М.Разумовской. – М., 2001.

Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы // Под ред. М.М.Разумовской. – М., 2001.

Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательной школы // Под ред. М.М.Разумовской. – М., 2001.

Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательной школы // Под ред. М.М.Разумовской. – М., 2001.

Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательной школы // Под ред. М.М.Разумовской. – М., 2001.
Практическое занятие № 8

Тема: Историко-лингвистическая литература для учителя и учащихся

План:

  1. Прослушивание индивидуальных сообщений о научно-популярной литературе по истории русского языка для учителя и учащихся.

  2. Отбор дидактического материала для обучения русскому языку.

  3. Решение лингвистических и методических задач.

Задания для самостоятельной работы

1.Подготовить индивидуальные сообщения-аннотации по научно-популярной литературе по плану:

  • краткие сведения о книге (статье) и авторе;

  • содержание книги (статьи), рубрикация;

  • наиболее интересный познавательный материал;

  • развивающие задания для учащихся по анализируемому в книге (статье) материалу.

2.Составить задания по русскому языку для учащихся, включающие сведения исторического характера, историко-лингвистический комментарий, этимологические сведения.

Литература

  1. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. - М., 1985.

  2. Миронова Т.Л. Необычайное путешествие в Древнюю Русь. Грамматика древнерусского языка для детей.- М., 1994.

  3. Плетнева А.А., Кравецкий А.Г. Церковнославянский язык.- М., 1996.

  4. Горбачевич К.С. Русский язык: прошлое, настоящее, будущее. М., 1984.

  5. Ковалевская Е.Г.. История слов. М., 1968.

  6. Жуковская Л.П. Сколько книг было в Древней Руси //Рус. речь, 1971, № 1.

  7. Иванов В.В., Потиха З.А. Тайны родного языка. Волгоград, 1969.

  8. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. - М., 1965.

  9. Костомаров В.Г. Жизнь языка. – М., 1984.

  10. Костюхина Л.М. Книжное письмо в России XVII в. – М., 1974.

  11. Михельсон Т. и Лихачев Д. Рассказы начальной русской летописи. М., 1966

  12. Пересветов Р. Тайны выцветших строк.

  13. Розов Н.Н. Книга Древней Руси XI-XIV вв. – Л., 1981.

  14. Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. - М., 1987.

  15. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. - М., 1984.

  16. Улуханов И.С. О языке Древней Руси. – М.,1972.

  17. Успенский Л.В. Слово о словах (любое издание).

  18. Хабургаев Г.А. Первые столетия славянской письменной культуры. – М.,1986.

  19. Чурмаева Н.В. Ф.И.Буслаев. – М.,1984.

  20. Шанский Н.М. В мире слов. – М., 1989.

  21. Янин В.Л. Берестяная почта столетий. М., 1979.



^

1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


1.8.1 Рекомендуемая литература.

Основная литература:

  1. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. – М., 1993.

  2. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. – М., 1963.

  3. Русский язык. Программа для общеобразовательных учреждений. – М., 2010.

  4. Текучев А.В. Методика преподавания русского языка в средней школе. – М., 1994.

  5. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык. Историческое комментирование. – М., 2005.- С. 215-216.


Дополнительная литература:

  1. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. Уч. пособие для педагогических вузов.- М., 1992.

  2. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. - М., 1985.

  3. Колесов В.В. Историческая фонетика русского языка. – М., 1980.

  4. Маслова В.А. Истоки праславянской фонологии. – М., 2003.

  5. Миронова Т.Л. Необычайное путешествие в Древнюю Русь. Грамматика древнерусского языка для детей.- М., 1994.

  6. Плетнева А.А., Кравецкий А.Г. Церковнославянский язык.- М., 1996.

  7. Пронина И.В. Изучение трудных слов с помощью этимологического анализа. - М., 1967.

  8. Розов Н.Н. Книга Древней Руси ХI-ХIV вв. - Л., 1981.

  9. Хабургаев Г.А. Первые столетия славянской письменной культуры. - М.,1986.

  10. Шмелев Д.Н. Архаические формы в современном русском языке. – М., 1960.


^ 1.10 Примерные зачетные тестовые задания.

Задание 1. Выпишите из приведенных пар слова с чередованиями

а) 1- го ряда:

2- го ряда:

3- го ряда:

б) обусловленными:

- историй полногласий –

-1-й палатализацией –

-влиянием йота –

-диссимиляцией –

-упрощением -

Взирать – взор, вить – повойник, поднять – поднимать, мету – мести, мету – мёл, плакать – плачу, конец – начало, любить – влюблен, увядать – увянуть, искать – ищу, толкать – толчется, благо – ублажать, устранить – сторона.

Задание 2. Запишите приведенные слова в орфографии до XI в. Укажите (по номерам) фонетические процессы, обусловленные историческими изменениями

Коровка

Сзади

Сшить

Пчела

Верный

Ножом

Речку

Вёз

Собака

Цата

Для справок. 1. Ассимиляция по звонкости. 2. Полная ассимиляция согласного. 3. Третья лабиализация и отвердение звука. 4. Ассимиляция по твердости. 5. Отвердение звука в литературном языке. 6. Ассимиляция по глухости, появление нового звука (какого?). 7. Ассимиляция по глухости, отраженная в орфографии. 8. Утрата Ђ. 9. Третья лабиализация и упрощение. 10. Явление аканья.

Задание 3. Укажите ряды слов и словоформ, где наблюдаются чередования б//бл, п//пл, в//вл, м//мл. В каких морфемах происходит чередование? Чем объясняется это чередование?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Почему в словаре В.И.Даля за словом семь стоит сенат, а не семя?
^ 1.11 Примерный перечень вопросов к зачету.


  1. Цели и задачи обучения русскому языку в средних общеобразовательных и специализированных учебных заведениях.

  2. Вопросы истории русского языка в содержании федеральной программы по русскому языку для средних учебных заведений.

  3. Культурологическое, общекультурное, развивающее значение изучения истории языка в учебных заведениях.

  4. Практическая направленность изучения истории языка.

  5. Разработка вопросов преподавания истории русского языка в учебных заведениях в России XIX-XX вв.

  6. Система работы по изучению истории русского языка в средних учебных заведениях.

  7. Историко-лингвистические сведения в учебниках для основной школы под ред. Т.А.Ладыженской, В.А.Бабайцевой и Л.А.Чесноковой, М.М.Разумовской, М.В.Панова по разделу фонетика.

  8. Историко-лингвистические сведения в учебниках для основной школы под ред. Т.А.Ладыженской, В.А.Бабайцевой и Л.А.Чесноковой, М.М.Разумовской, М.В.Панова по разделу лексика.

  9. Историко-лингвистические сведения в учебниках для основной школы под ред. Т.А.Ладыженской, В.А.Бабайцевой и Л.А.Чесноковой, М.М.Разумовской, М.В.Панова по разделу морфология (имена).

  10. Историко-лингвистические сведения в учебниках для основной школы под ред. Т.А.Ладыженской, В.А.Бабайцевой и Л.А.Чесноковой, М.М.Разумовской, М.В.Панова по разделу морфология (глагол).

  11. Теоретический и культурологический аспекты изучения истории русского языка в специализированном классе.

  12. Происхождение славянской письменности. Деятельность Кирилла и Мефодия. Письменность в Киевской Руси.

  13. Историческое комментирование фонетических особенностей русского языка, сложившихся исторически.

  14. Сведения из истории русского языка в специальной литературе для учителей и учащихся.

  15. Историко-лингвистические сведения в учебниках для основной школы под ред. Т.А.Ладыженской, В.А.Бабайцевой и Л.А.Чесноковой, М.М.Разумовской, М.В.Панова по разделу общие сведения о языке.

  16. Историко-лингвистические сведения об ученых в учебниках для основной школы под ред. Т.А.Ладыженской, В.А.Бабайцевой и Л.А.Чесноковой, М.М.Разумовской, М.В.Панова.

  17. Этимологические сведения в учебниках для основной школы под ред. Т.А.Ладыженской, В.А.Бабайцевой и Л.А.Чесноковой, М.М.Разумовской, М.В.Панова.

^ 1.17 Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине.

Студент получает за изучение курса до 100 баллов, из которых 10 баллов за посещаемость, 20 баллов за активную работу на занятии, 20 баллов за самостоятельную работу, 10 баллов – за контрольную работу, 40 баллов – за зачетный тест.
^

РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий).



Дефиницию терминов помещены в «Словаре лингвистических терминов» О.С.Ахмановой, «Словаре лингвистических терминов» Д.Э.Розенталя и М.А.Теленковой, «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожеговой, Н.Ю.Шведовой.

алфавит

антоним

архаизм

буква

гипероним

графика

грецизм

деривация

диалектная лексика

диахрония

заимствование

закрытая структура

историзм

историческая лексикография

историческая лексикология

источники изучения истории лексики

кодификация

культурологический анализ

лабиализация третья

лексика

лексика литературного языка

лексика национального языка

лексикография

лексикология

лексическая система языка

методы изучения истории лексики

неологизм

общеславянский лексический фонд

окказионализм

парадигматические отношения

периодизация развития лексики

потенциальное слово

праиндоевропейский язык

праславянский язык

просторечное слово

семантическое изменение в слове

синоним

синтагматика

синхрония

система языка

сравнительно-исторический метод

старославянизм

стилистическая окраска слова

тематическая группа

термин

терминология

устаревшее слово

фонема

фонетическая система

церковнославянский язык

чередования фонем

этимологическое родство слов

языковая система

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Диахроническое комментирование на уроках русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 6 История...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 6 История русского языка: История русского литературного языка для студентов,...

Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Диахроническое комментирование на уроках русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 5 История...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 5 История русского языка: История древнерусского языка для студентов,...

Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Диахроническое комментирование на уроках русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие лексического состава русского языка для студентов, обучающихся...

Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Диахроническое комментирование на уроках русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Лингвометодические...
Методические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Лингвометодические аспекты преподавания рки для студентов, обучающихся по...

Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Диахроническое комментирование на уроках русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература: Русская литература XX в для студентов, обучающихся...

Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Диахроническое комментирование на уроках русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 6 Литературное...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 6 Литературное краеведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки...

Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Диахроническое комментирование на уроках русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Литература...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Литература и театр для студентов, обучающихся по направлению подготовки...

Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Диахроническое комментирование на уроках русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). 2 История...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). 2 История русской литературной критики для студентов, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Диахроническое комментирование на уроках русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Диахроническое комментирование на уроках русского языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины cд(М). Ф. 9 Русская...
Методические рекомендации по изучению дисциплины cд(М). Ф. 9 Русская литература: Русская литература XIX в для студентов, обучающихся...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница