Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 6 История русского языка: История русского литературного языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.




Скачать 296.67 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 6 История русского языка: История русского литературного языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.
страница1/4
Дата публикации30.08.2013
Размер296.67 Kb.
ТипМетодические рекомендации
www.lit-yaz.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Методические рекомендации по изучению дисциплины СД(М).Ф.6 История русского языка: История русского литературного языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература

1.1 Автор программы: кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии МГГУ С.А. Антошина




1.3 Пояснительная записка:

Данная программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта по направлению 540300 «Филологическое образование». В соответствии с содержанием данного раздела государственного образовательного стандарта «История русского языка: История русского литературного языка» включает такие разделы, как «происхождение древнерусской письменности», «язык Киевской Руси, Московского государства и Петровской эпохи», «русский литературный язык от Пушкина до наших дней».

Курс является одним из важнейших в подготовке бакалавра-филолога профиля «русский язык и литература», так как многие современные языковые явления и процессы могут быть поняты и объяснены только историческими преобразованиями.

Цели изучения курса "История русского языка: История русского литературного языка":

представить историю русского литературного языка целостную развивающуюся систему, взаимодействующую с социально-экономическим и культурным развитием русского этноса.

Задачи:

  • изучить вопросы происхождения русского литературного языка;

  • усвоить основные закономерности развития норм русского литературного языка на разных этапах его существования;

  • выявить закономерности развития письменных литературных языков.

В итоге изучения курса студент должен знать:

    • историю и периодизацию развития русского литературного языка;

    • отражение исторических процессов в современном русском литературном языке;

    • дефиницию основных терминов курса.

Уметь:

  • понимать древнерусский текст;

  • пользоваться историко-лингвистическими словарями;

  • комментировать факты современного русского языка в диахронии.

^ 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:



п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Сам.

раб.

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/ СМ

1.

540300 Филологическое образование

4

7

72

32

28

4

40

зачет


^ 1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:



п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

аудит.

ЛК

ПР/СМ



Введение. Предмет и задачи курса. Связь возникновения письменности и литературного языка.

2

2

-



Вопрос о происхождении русского литературного языка: южнославянские и восточнославянские истоки.

6

4

2



Нормы древнерусского литературного языка и их отражение в памятниках древнерусской литературы.

6

6

-



Язык Московского государства.

6

4

2



Социокультурные и языковые изменения в Петровскую эпоху.

4

4

-



Роль А.С.Пушкина как основоположника современного русского литературного языка.

4

4

-



История русского литературного языка в 19-20 в

4

4

-




Всего

32

28

4

1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

История древнерусского языка как наука и учебная дисциплина. Предмет и задачи курса. Связь возникновения письменности и литературного языка. Типология и содержание древнерусских письменных памятников.

Вопрос о происхождении русского литературного языка: южнославянские и восточнославянские истоки.

Нормы древнерусского литературного языка и их отражение в памятниках древнерусской литературы эпохи Киевской Руси.

Язык Московского государства. Московские письменные памятники.

Социокультурные и языковые изменения в Петровскую эпоху.

Роль А.С.Пушкина как основоположника современного русского литературного языка.

История русского литературного языка в 19-20 в.

1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.

(основная форма контроля – портфолио: конспекты, рассказ о памятниках, таблицы, схемы, ответы на вопросы)



п/п

Наименование раздела дисциплины.

Тема

Форма

самостоятельной

работы

Кол- во

часов

Форма контроля

выполнения

самостоятельной работы



Введение. Предмет и задачи курса. Связь возникновения письменности и литературного языка.

Конспект статьи

6

Проверка конспекта



Вопрос о происхождении русского литературного языка: южнославянские и восточнославянские истоки.

Конспект статей

6

Сообщение на

коллоквиуме, конспект



Нормы древнерусского литературного языка и их отражение в памятниках древнерусской литературы.

Анализ особенностей 1-2 памятников (по выбору)


6

Проверка на занятии



Язык Московского государства.

Анализ особенностей 1-2 памятников (по выбору)


6

Проверка портфолио



Социокультурные и языковые изменения в Петровскую эпоху.

Подготовка

сообщения, презентации, таблица букв


6

Сообщение и презентация на занятии



Роль А.С.Пушкина как основоположника современного русского литературного языка.

Анализ 2-3 произведений А.С.Пушкина

6

Проверка на практическом занятии



История русского литературного языка в 19-20 в

Составление таблиц

4

Проверка портфолио на практическом занятии




Всего




40




^ 1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу

Практическое занятие № 1

Тема: Вопрос о происхождении русского литературного языка

План

  1. Точки зрения о сущности понятия «литературный язык» в отечественной лингвистике.

  2. Мнения о языковой основе русского литературного языка И.И.Срезневского, С.П.Обнорского, В.В.Виноградова.

  3. Дискуссия о значении терминов «двуязычие» и «диглоссия».

  4. Вопрос о периодизации истории русского литературного языка

Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовить сообщения на темы: «Происхождение письма». «Кирилл и Мефодий как основоположники славянской письменной культуры». «Создание славянского алфавита». «Проблема определения возраста русского письма». «Первые рукописные книги на Руси». «Первые печатные книги на Руси». «История букваря». «Книги на церковнославянском языке и их роль в развитии русской письменной культуры». «Обучение письму на Руси».

  2. Подготовить электронную презентацию сообщения.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 6 История русского языка: История русского литературного языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 5 История...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 5 История русского языка: История древнерусского языка для студентов,...

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 6 История русского языка: История русского литературного языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Диахроническое...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Диахроническое комментирование на уроках русского языка для студентов,...

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 6 История русского языка: История русского литературного языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие лексического состава русского языка для студентов, обучающихся...

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 6 История русского языка: История русского литературного языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. icon«история русского языка (история русского литературного языка)»
«История русского языка (история русского литературного языка)» составлен на основе гос впо по направлению 050300. 62 Филологическое...

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 6 История русского языка: История русского литературного языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). 2 История...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). 2 История русской литературной критики для студентов, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 6 История русского языка: История русского литературного языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. 5 История русского...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 5 История русского языка для студентов, обучающихся по специальности 050301....

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 6 История русского языка: История русского литературного языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 6 История русского языка: История русского литературного языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской литературы: часть 2 для студентов, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 6 История русского языка: История русского литературного языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 3 История зарубежной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 3 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки...

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 6 История русского языка: История русского литературного языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Лингвометодические...
Методические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Лингвометодические аспекты преподавания рки для студентов, обучающихся по...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница