Приемы совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с учащимися из семей мигрантов в школе VIII вида




Скачать 43.53 Kb.
НазваниеПриемы совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с учащимися из семей мигрантов в школе VIII вида
Дата публикации29.08.2013
Размер43.53 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №571

учитель-логопед Неклюдова Е.В.

педагог-психолог Степанюк Е.В.
Приемы совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с учащимися из семей мигрантов в школе VIII вида.

Количество мигрантов в России, в том числе в Москве, увеличивается с каждым годом, соответственно растет число детей из семей мигрантов, что, в свою очередь, делает актуальными вопрос обучения этой категории детей в российских школах.

В настоящее время в нашей школе созданы условия для адаптации детей – выходцев из других языковых культур, чему способствует работа всего педагогического коллектива. Дети из семей мигрантов, попадая в иноязычную среду, переживают сильный стресс, зачастую стремятся обособиться или замкнуться в себе. Задача педагогов помочь детям в преодолении возникших трудностей и в усвоении школьной программы.

Контингент учащихся школы VIII вида за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушение речи у большинства детей носит характер СНР средней и тяжелой степени.

В настоящее время в нашей школе обучаются 157 детей с интеллектуальной недостаточностью из них приблизительно 10% - дети из семей мигрантов, которым приходится изучать русский язык как иностранный, что значительно затрудняет коррекционную работу. Коррекционная работа с учащимися осуществляется на следующих принципах: гуманизма, системности, реалистичности, индивидуально-дифференцированного подхода, цикличности.

Дети из семей мигрантов значительно отличаются друг от друга по уровню умения общаться на русском языке, к тому же они поступают в школу в разном возрасте. Все это вместе определяет различные приемы в работе с этими детьми.

Необходимо помнить, что нарушения речи и необходимость усвоения русского языка у детей с интеллектуальной недостаточностью отрицательно влияют на всю психическую деятельность, вследствие чего у них затрудняется общение с окружающими, нарушаются коммуникативные возможности, задерживается формирование познавательных процессов. Поэтому очень важна четкая организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога.

Известно, что для успешной адаптации в новой среде ребенок из семьи мигрантов в первую очередь должен адекватно аудировать и говорить, в наиболее тяжелых случаях на первый план выступает способность понимать обращенную речь. Весь педагогический коллектив школы принимает активное участие в поисках оптимальных путей для адаптации детей данной категории.

Работа с детьми мигрантами осуществляется по 2 направлениям:

1 – не говорящими на русском языке;

2 – говорящими на русском языке с большим количеством аграмматизмов.

Коррекционная работа осуществляется поэтапно. Основными задачами являются: повышение у детей уровня толерантности, адаптивности учащихся, формирование позитивного отношения ученика к самому себе и окружающему миру. В своей работе мы стремимся развивать коммуникативную сторону речи, с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров, обучаем приемам снятия эмоционального напряжения.

I этап – подготовительный. Специалисты коррекционного блока осуществляют сбор первичной информации о развитии ребенка.

II этап – первичная диагностика.

III этап – основной. Коррекционно-развивающая работа.

IV этап – повторная диагностика. Получение сравнительной характеристики состояния развития ребенка на начало и конец учебного года.

Остановимся на некоторых совместных приемах (видах) работы учителя-логопеда и педагога-психолога:

  1. Отработка упражнений на развитие мелкой моторики, дыхания, улучшение артикуляционного праксиса является составляющей частью занятий логопеда и психолога, направленной на формирование воздушной струи и подготовку органов артикуляционного аппарата к постановке звуков, на развитие мимических мышц лица ребенка, выражающих его эмоциональное состояние.

  2. Работа по формированию и закреплению обобщающих понятий.

- для детей, не знающих русского языка – основное усилие направленно на формирование обобщающих понятий; предметного словаря; словаря признаков, действий; составление словосочетаний (прилагательное + существительное) и т.д.

- для детей, которые умеют говорить на русском языке – на закрепление предметного словаря, словаря признаков и словаря действий и т.д.

  1. Работа по формированию грамматического строя речи:

- дифференциация понятий «один» – «много». Пример: «Покажи где «один» предмет, а где их «много»; «Назови, что нарисовано на картинке».

- словоизменение существительных: образование форм множественного числа имен существительных именительного и родительного падежей (упр. «Один – много»); образование уменьшительно-ласкательной формы имен существительных (упр. «Скажи ласково», аналогично – для детей, не говорящих на русском языке «Покажи, где мяч, а где мячик»).

- словообразование: образование относительных (упр. «Какой, какая, какое, какие?»); притяжательных (упр. «Чей, чья, чьё, чьи?») прилагательных; образование глаголов по звукоподражанию (упр. «Кто как голос подает? Что делает?»); образование приставочных глаголов – (отрабатывается на глаголах движения).

- согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже (упр. «Какого цвета предмет»).

- употребление предлогов – образование предложных конструкций.

  1. Работа над структурой простого предложения. По мере накопления у детей словарного запаса происходит переход к формированию у детей навыка составления простого предложения.

  2. Развитие связной речи – с постепенным усложнением заданий.

Все вышеизложенные приемы и виды работ применяются и учителем – логопедом, и педагогом-психологом. Кроме того каждый из них осуществляет определенные приемы касающиеся только логопедических (работа по обучению и коррекции письма и чтения) и психологических (снятие страхов, коммуникативных барьеров внутри класса и т.д.) проблем.

Необходимо отметить, что коррекционно-развивающая работа специалистов, как правило, более успешна, если родители учеников заинтересованы в учебе детей и выполняют все полученные задания. Однако многие из этих родителей сами недостаточно владеют русским языком и дома чаще всего общаются на родном языке. Поэтому для повышения эффективности коррекционной работы проводятся консультации для родителей, на которых осуществляется разъяснение той или иной темы.

Вопросы языковой адаптации остаются недостаточно разработанными, особенно в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Между тем, эти вопросы являются стержневыми для решения многих проблем адаптации и социализации детей из семей мигрантов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приемы совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с учащимися из семей мигрантов в школе VIII вида iconКонспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы
Место выполнения работы: гбдоу детский сад №43 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга

Приемы совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с учащимися из семей мигрантов в школе VIII вида iconЕфименко Инна Александровна
Статья посвящена вопросу о совместной деятельности учителей начальной классов и учителя-логопеда, способствующей повышению результативности...

Приемы совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с учащимися из семей мигрантов в школе VIII вида iconПлан работы лицея №11 на апрел ь посещение уроков. Консультации логопеда...
Индивидуальная работа с учащимися в течение месяца (Малыгина Н. Н., Щеглова С. В., Федяева О. В., классные руководители)

Приемы совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с учащимися из семей мигрантов в школе VIII вида iconИспользование игр с песком в работе педагога-психолога и учителя-логопеда
Современная система образования в России претерпевает серьезные изменения. С целью организации психолого-педагогической и социальной...

Приемы совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с учащимися из семей мигрантов в школе VIII вида iconМбоу «Бейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат...
Взаимосвязь в работе учителя начальных классов, дефектолога и логопеда, способствующая усвоению учебного материала детьми с овз

Приемы совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с учащимися из семей мигрантов в школе VIII вида iconНеделя математики в гсоу школе-интернате VIII вида ст-цы Шкуринской
В соответствии с планом работы мо учителей начальных классов и математики с 04. 04. по 09. 04. 2011г в гсоу школе-интернате VIII...

Приемы совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с учащимися из семей мигрантов в школе VIII вида iconНормативно-правовая документация педагога-психолога образования
Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России

Приемы совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с учащимися из семей мигрантов в школе VIII вида iconПовышение мотивации на уроках логопедии в коррекционной школе VIII вида через применение икт
Работая логопедом в коррекционной школе VIII вида, я не понаслышке знаю, что проблемы коррекции письменной речи, повышения мотивации...

Приемы совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с учащимися из семей мигрантов в школе VIII вида iconАнализ работы педагога-психолога моу сош №2 о проделанной работе за 2012-2013 учебный год
В 2012-2013 учебном году, в соответствии с планом работы, начиная с ноября, были проведены мероприятия с целью осуществления психологической...

Приемы совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с учащимися из семей мигрантов в школе VIII вида iconМбоу вмр«Заоникиевская специальная (коррекционная) общеобразовательная...
Система работы по развитию связной устной речи в 7-9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница