Программа вступительного испытания составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «050100. 68 Педагогическое образование»




Скачать 137.58 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного испытания составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «050100. 68 Педагогическое образование»
Дата публикации27.08.2013
Размер137.58 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Литература > Программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)

ПРОГРАММА

вступительного испытания по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ

для поступающих на направление подготовки

050100.68 Педагогическое образование

профиль: Русский язык

Ульяновск, 2013


  1. ^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа вступительного испытания составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «050100.68 Педагогическое образование».

Данная программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию в магистратуру кафедры русского языка Ульяновского государственного университета имени И.Н.Ульянова по профилю подготовки «Языковое образование».


  1. ^ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

Вступительное испытание проводится в форме экзамена. Экзаменационный билет состоит из сформулированных в виде тестов вопросов теоретического и практического характера. Каждый билет включает в себя 10 тестовых заданий по главным разделам русского языкознания и методики преподавания русского языка. Экзамен предполагает также обсуждение вопросов по выпускной квалификационной работе, выявление области научных интересов экзаменующихся, будущей темы магистерского исследования и т.п.


  1. ^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

Цель вступительного испытания – выявление у будущих магистрантов культуры научного мышления и знаний в области современной лингвистической и методической науки.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

- оценить способность поступающих в магистратуру решать образовательные и исследовательские задачи;

- проверить знания, умения и навыки испытуемых;

- определить область научных интересов будущих магистрантов.


  1. ^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ




  1. Фонетическая и фонологическая системы современного русского языка. Фонетика как раздел языкознания. Сегментные и суперсегментные единицы. Классификация звуков русского языка. Слог с артикуляционной и акустической точек зрения. Ударение. Особенности русского ударения. Интонация. Тональные, тембровые и количественно-динамические средства интонации. Звуки речи и звуки языка. Чередование звуков. Понятие фонемы. Фонологические школы: Московская, Петербургская, Пражская. Определение фонемы, ее функции, сильные и слабые позиции, морфологический критерий; объединение в фонеме звуков сильных и слабых позиций; проблема нейтрализации фонем. Фонематическая транскрипция в разных фонологических школах. Система гласных и согласных фонем в русском языке.

  2. ^ Лексико-семантическая система русского языка. Лексикология как раздел языкознания. Семантическая структура русского слова. Парадигматические отношения в русской лексике. Синтагматические отношения в русской лексике. Лексика русского языка по происхождению. Лексика ограниченного употребления. Лексика русского языка по степени активности использования. Стилистическая дифференциация русской лексики. Активные процессы в современном словарном составе.

  3. ^ Фразеологическая система русского языка. Фразеология как лингвистическая дисциплина. Парадигматические отношения в русской фразеологии. Синтагматические отношения в русской фразеологии. Фразеологические единицы по происхождении. Образование фразеологических оборотов. Динамизм фразеологического состава русского языка.

  4. Словообразование и морфемика. Словообразовательный анализ: словообразовательная соотнесённость, словообразовательная форма, словообразовательное значение. Лексическая и синтаксическая деривация..Аффиксальные и операционные форманты (словообразовательные средства). Типы аффиксов и аффиксальные способы русского словообразования. Безаффиксные способы образования слов: конверсия и её виды, сращение, аббревиация. Словообразовательный тип и словообразовательная модель. Словообразовательная омонимия, синонимия, антонимия. Словообразовательная цепочка и словообразовательная парадигма. .Типы морфемного анализа. Принципы выделения структурных частей. Классификация морфем. Исторические процессы изменения структуры слова.

  5. ^ Система частей речи современного русского языка. Морфология как учение о грамматической природе и грамматических формах слова. Грамматическая категория, грамматическое значение и грамматическая форма. Способы выражения грамматических значений. Взаимодействие лексических и грамматических значений в слове. Части речи как основные лексико-грамматические разряды слов в русском языке. Критерии выделения частей речи. Общая характеристика частей речи современного русского языка. Именные категории. Формально-согласовательные и семантически наполненные категории. Глагольные категории. Инвентарь глагольных категорий. Явление переходности в системе частей речи.

  6. ^ Словосочетание как языковая единица. Вопрос о функциях словосочетания. Объем и границы словосочетания. Эквиваленты слов. Нечленимые сочетания. Типы словосочетаний по главному слову. Синтаксические отношения в словосочетании. Простые и сложные словосочетания. Осложненные словосочетания. Неполнота словосочетания. Синонимия словосочетания.

  7. ^ Предложение как языковая единица. Принципы классификации предложения.Структурная схема предложения. Признаки предложения: интонационная завершенность, грамматическая и семантическая организованность, предикативность. Предикативные категории предложения (синтаксическое время, синтаксическое лицо и модальность).

  8. ^ Функциональные стили русского языка. Основные стилистические понятия (окраска, приём, средство, норма, рекомендация, вариативность, ошибка, стиль, подстиль, жанр, жанровая разновидность, гибридная форма, стилистический и нормативный анализ текста). Вопрос о составе функциональных стилей литературного языка. Лексические, словообразовательные, грамматические особенности стилей. Специфика языка художественной литературы. Стилистические ресурсы русского языка (фонические средства, стилистические свойства слов разных типов, стилистическое использование фразеологических средств языка, стилистическое использование грамматических форм, стилистический синтаксис). Изобразительно-выразительные средства языка: тропы и стилистические фигуры.

  9. ^ Текст, его важнейшие признаки. Понятие о тексте. Основные признаки текста. Текстовые категории. Типы текстов. Своеобразие художественных текстов. Структура текста: его уровни и единицы. Филологический анализ поэтического текста: звуковой уровень текста, лексический уровень текста, грамматический уровень текста, стиховедческий анализ. Филологический анализ прозаического текста: художественное время и пространство, структура повествования (система точек зрения), способы выражения авторской позиции (заглавие, ключевые слова, имя собственное). Интертекстуальные связи литературного произведения.

  10. ^ Современные подходы и принципы обучения русскому языку. Понятия подход в обучении и принципы обучения. Знаниевая и личностно ориентированная парадигмы современного образования. Полифония методических подходов к обучению русскому языку. Сознательно-коммуникативный, лингвокультуроведческий, субъектный, текстоцентрический подходы к обучению русскому языку. Общедидактические и общеметодические (лингводидактические, лингвометодические) принципы обучения.




  1. ^ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТЕСТЫ


ТЕСТЫ ПО ФОНЕТИЧЕСКОЙ И ФОНОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА.

Тест 1.

Укажите верный ответ.

Звук характеризуют следующие акустические признаки:

1) высота, тон, шум, фон;
2) высота, сила, длительность, тембр;
3)фон, длительность, тембр, высота;
4) высота, сила, длительность, резонанс.

^ Тест 2.

Введите правильный ответ.

К пассивным органам речи относятся…

Тест 3.

Последовательность состояний речевого тракта при произнесении изолированного звука:

1) пауза;

2) экскурсия;

3) выдержка;

4) рекурсия;

5) пауза.

^ Тест 4.
Соответствие типов ударения и их функций


1) словесное создание единства фонетического слова во фразе
2) фразовое фонетическое объединение нескольких тактов во фразу
3) эмфатическое фонетическое объединение нескольких слов в речевой такт
смысловое выделение единиц в речи

отражение эмоций говорящего

деление слова на слоги

^ Тест 5.

Укажите верный ответ.

Чередование ( о//ы//у ) в словах засохнуть – засыхать - засушить :

1) непозиционное;
2) позиционно обусловленное фонетическое;
3) позиционно обусловленное морфологическое;
4) позиционно прикрепленное фонетическое.

^ Тест 6.

Соответствие школы и сути термина фонема:

1) МФШ единица, которая служит для различения
и отождествления значимых единиц языка;

2) СПФШ дифференцатор слов и их форм;

3) Дескриптивисты автономная единица языка;

фонетически неделимое

пучок дифференциальных признаков.
^ ТЕСТЫ ПО ЛЕКСИКОЛОГИИ И ФРАЗЕОЛОГИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Тест 1.

Укажите правильный ответ.

Имена собственные изучает

  1. семасиология;

  2. этимология;

  3. ономасиология;

  4. ономастика.

Тест 2.

Отметьте правильные ответы.

Признаки слова как языковой единицы:

  1. коммуникативность;

  2. номинативность;

  3. воспроизводимость;

  4. цельнооформленность.

Тест 3.

Введите правильный ответ.

Слова пассивной лексики, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия, - это …

Тест 4.

Укажите соответствие новых слов рубежа 20 – 21 веков способам словообразования:

  1. наркосредства приставочный

  2. десоветизация суффиксальный

  3. пиарить приставочно-суффиксальный

сложение

аббревиация.

Тест 5.

Введите правильный ответ.
^

Минимальный компонент семемы – это …


Тест 6.

Укажите правильные ответы.

Тип ЛЗ слова гнедой:

  1. прямое значение;

  2. мотивированное значение;

  3. несвободное значение;

  4. неноминативное значение.

Тест 7.

Укажите правильные ответы.

Признаки фразеологизма как языковой единицы:

  1. цельнооформленность;

  2. воспроизводимость;

  3. устойчивость состава и структуры;

  4. непроницаемость.

Тест 8.

Введите правильный ответ.

Автором семантической классификации фразеологизмов является …

Тест 9.

Укажите соответствие фразеологизмов их типам:

  1. барашек в бумажке адъективный

  2. без царя в голове субстантивный

  3. хоть пруд пруди глагольный

  4. прикусить язык адвербиальный

междометный

модальный


^ ТЕСТЫ ПО СЛОВООБРАЗОВАНИЮ

Тест 1.

Укажите правильный вариант словообразовательной соотнесённости наречия глубокомысленно.

  1. глубокая мысль

  2. глубокомысленный

  3. глубоко мыслить

  4. глубоко (и) мысленно

Тест 2.

Укажите слова, в морфемном составе которых нет окончаний.

  1. по-птичьи

  2. тишь

  3. укоротить

  4. улей

  5. (море) спокойно

Тест 3.

Введите правильный ответ

Текст задания: Совокупность производных слов, объединенных тремя общими словообразовательными характеристиками (соотнесенность с одной и той же частью речи, одинаковый способ образования и один и тот же аффикс, одинаковое словообразовательное значение) называется термином……………………………………………………

Тест 4.

Соответствие примера типу мутационного значения:

  1. воспитатель инструментальное СЗ

  2. хранилище агентивное СЗ

  3. зажигалка результативное СЗ

  4. кипяток локативное СЗ

Тест 5.

Укажите слово, не соответствующее остальным по способу образования.

  1. выброс

  2. отрыр

  3. просмотр

  4. отзвук

Тест 6.

Введите правильный ответ

Текст задания: Исторический процесс утраты связи между производным словом и его производящей базой называется ……………………………………………………………..
^ ТЕСТЫ ПО СИСТЕМЕ ЧАСТЕЙ РЕЧИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА.

Тест 1.

Укажите правильные ответы.

При определении одушевлённости / неодушевлённости имён существительных учитывается…

  1. значение слова;

  2. морфемный состав слова;

  3. наличие / отсутствие полноты парадигмы;

  4. флексия в именительном.

Тест 2.

Укажите правильные ответы.

Собирательные имена существительные…

  1. обозначают совокупность как единое целое;

  2. не обладают полной парадигмой числа;

  3. сочетаются с количественными числительными;

  4. имеют непроизводную основу.

Тест 3.

Введите правильный ответ.

Глаголы, которые совмещают в себе значения совершенного и несовершенного вида, называются _______________________.

Тест 4.

Соответствие слова и лексико-грамматического разряда.

  1. звонкий (согласный) – качественное имя прилагательное;

  2. благородное (дело) – качественное имя прилагательное;

  3. солнечное (настроение) – относительное имя прилагательное;

  4. вчерашний (день) – относительное имя прилагательное;

  5. важный (вопрос) – относительное имя прилагательное;

  6. детский (праздник) – относительное имя прилагательное.

Тест 5.

Последовательность расположения непостоянных признаков глагола в морфологическом разборе.

  1. время;

  2. наклонение;

  3. лицо;

  4. число.

Тест 6.

Укажите правильный ответ.

Видовой парой являются глаголы…

  1. играть – поиграть;

  2. писать – списать;

  3. делать – сделать;

  4. ехать – переехать.


^ ТЕСТЫ ПО СИНТАКСИСУ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Тест 1.

Укажите правильные ответы

Утверждение «Предложение без остатка делится на словосочетания» противоречит взглядам

Правильные ответы Неверные ответы

В.В.Виноградова Ф.Ф.Фортунатова

Н.Н.Прокоповича А.М.Пешковского

М.Н.Петерсона

В.П.Сухотина

^ Тест 2.

Укажите правильный ответ

Предикативными категориями предложениями являются

Правильные ответы Неверные ответы

синтаксическое лицо предикативность

синтаксическое время предикация

модальность предикативное отношение

^ Тест 3.

Укажите правильные ответы

Предложение У нее нос в веснушках – это

полное двусоставное,

полное односоставное,

неполное односоставное,

неполное двусоставное.

^ Тест 4.

Соответствие терминологии конструктивного и коммуникативного синтаксиса.

Конструктивный синтаксис Коммуникативныйсинтаксис

структурная схема тема-рематическое членение предложения

модель словосочетания актуализация

синтаксическое наклонение информативное высказывание

синтаксическая парадигма верификативное высказывание

тип предложения диктальный вопрос

Тест 5.

Последовательность принципов русской пунктуации (по степени значимости)

Структурный

семантический (логический)

интонационный
^ ТЕСТЫ ПО ТМОРЯ

Тест 1.

Введите правильный ответ.

Подход в обучении – это ….

Тест 2.

Введите правильный ответ.

Компоненты методической системы – это …

Тест 3.

Какие из перечисленных принципов определяются особенностями русского языка как учебного предмета:

а) системность; б) развитие чувства языка; в) развивающее влияние речевой среды; г) многоаспектность в изучении; д) принцип межуровневых связей.

^ Тест 4.

Выберите основные характеристики личностно ориентированного обучения русскому языку:

а) отказ от авторитарного стиля управления учебным процессом; б) признание ученика объектом обучения; в) монологичность преподавания; г) конструирование учебных ситуаций, стимулирующих познавательную деятельность учащихся; д) учёт индивидуального учебного и жизненного опыта ученика.

^ Тест 5.

Введите правильный ответ.

Главная задача изучения русского языка в современной школе – это …
Тест 6.

Соотнесите название компонента обучения современного школьного курса русского языка и его содержания:

1. Коммуникативный А. Установление духовной взаимосвязи между собой и своим народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре, принятие в качестве своих её ценностей, построение собственной жизни с их учётом.

2. Лингвистический Б. Знания о языковой системе русского языка, умения узнавать разные языковые единицы и знать особенности их употребления.

3. Культуроведческий В. Развитие таких свойств личности, как коммуникабельность, контактность в различных ситуациях общения, готовность к сотрудничеству.


  1. ^ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ


Результаты вступительного испытания оцениваются по 100-балльной системе с учетом объема знаний экзаменующихся и качества их усвоения. Оценивается умение свободно, грамотно, логически стройно излагать изученное, способность защищать свою точку зрения.

Решение об оценке, выставляемой каждому экзаменующемуся в отдельности, экзаменационная комиссия принимает коллегиально.

1. 100 баллами оценивается ответ, в котором глубоко и полно раскрыто содержание экзаменационных вопросов; показано прочное усвоение материала и знание основной и дополнительной литературы, даны глубокие и исчерпывающие ответы на вопросы членов экзаменационной комиссии

2. 75 баллов выставляется за ответ, в котором достаточно полно изложено содержание вопросов, показано хорошее знание основной и дополнительной литературы, но экзаменующийся допускает некоторые неточности в изложении теоретического и практического материала.

3. 50 баллами оценивается ответ, иллюстрирующий неглубокое усвоение учебного материала, содержащий нечеткие формулировки и отражающий поверхностное знание рекомендованной литературы.

4. 25 баллов ставится в случае, когда не усвоена значительная часть учебного материала, знания экзаменующегося носят отрывочный и бессистемный характер, отсутствует понимание важных, ключевых понятий, на дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии даны ошибочные ответы.


  1. ^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Литература по языкознанию

1. Валгина Н.С.   Активные процессы в современном русском языке. - М.: Логос, 2003.

2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э. Современный русский язык. - М., 2006.

3. Современный русский язык: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис : [учеб. для вузов по филол. спец.] / под общ. ред. Л. А. Новикова. 4-е изд., стер. СПб. и др. : Лань, 2003.

4. Современный русский язык. Теория и анализ языковых единиц./Под ред. Е. И. Дибровой. В 2 –х ч. М.: Академия, 2006.

5. Современный русский литературный язык./Под ред. П.А.Леканта. М.: Высшая школа, 2001.

Литература по методике преподавания русского языка


  1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2007.

  2. Воителева Т. М. Теория и методика обучения русскому языку: учеб. пособие для вузов. М.: Дрофа, 2006.

  3. Зуева С.В. Практические занятия по теории и методике обучения русскому языку. Ульяновск: УлГПУ, 2011.

  4. Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е.И. Литневской. М.: Акад. проект, 2006.

  5. Теория и методика обучения русскому языку: учеб. пособие для вузов / [Е.В.Архипова и др.]; под ред. Р.Б. Сабаткоева. М.: Академия, 2005.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного испытания составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «050100. 68 Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного испытания составлена в соответствии с требованиями...
Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию в магистратуру кафедры литературы Ульяновского государственного...

Программа вступительного испытания составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «050100. 68 Педагогическое образование» iconПрограмма учебной практики (формирование культуры здорового и безопасного...
Учебная практика является составной частью образовательного маршрута студента бакалавра. Программа практики составлена в соответствии...

Программа вступительного испытания составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «050100. 68 Педагогическое образование» iconРабочая программа составлена на основе: Федерального государственного...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое...

Программа вступительного испытания составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «050100. 68 Педагогическое образование» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»...

Программа вступительного испытания составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «050100. 68 Педагогическое образование» iconМосковский городской педагогический университет
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки Педагогическое образование (Иностранный...

Программа вступительного испытания составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «050100. 68 Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного испытания по литературе
Вступительное испытание по литературе – это проверка знаний по истории и теории литературы, полученных в средней школе. Программа...

Программа вступительного испытания составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «050100. 68 Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « Б. 1»
«Информационные технологии» разработан в соответствии с требованиями фгос впо (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания...

Программа вступительного испытания составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «050100. 68 Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Б2 «Информационные технологии» Направление подготовки
«Информационные технологии» разработан в соответствии с требованиями фгос впо (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания...

Программа вступительного испытания составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «050100. 68 Педагогическое образование» iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания по «Литературе»...
В ней конкретизируется содержание тем и компетенций, прописанных в образовательном стандарте, и определяется инвариантная часть учебного...

Программа вступительного испытания составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «050100. 68 Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру направление «050100...
...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница