Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 5 История русского языка для студентов, обучающихся по специальности 050301. 65 Русский язык и литература 1 Автор программы




НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. 5 История русского языка для студентов, обучающихся по специальности 050301. 65 Русский язык и литература 1 Автор программы
страница1/17
Дата публикации27.08.2013
Размер1.1 Mb.
ТипМетодические рекомендации
www.lit-yaz.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Методические рекомендации по изучению дисциплины СД.5 История русского языка для студентов, обучающихся по специальности 050301.65 Русский язык и литература
1.1 Автор программы: доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка МГПУ Н.Г. Благова
1.3 Пояснительная записка:

Данная программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта по специальности 032900 "Русский язык и литература". В соответствии с содержанием данного раздела государственного образовательного стандарта "История русского языка" включает такие дисциплины, как «Историческая грамматика русского языка» и «История русского литературного языка».

Курс «Историческая грамматика русского языка» является одним из важнейших в подготовке учителя-словесника, так как подлинно научное изучение языка возможно лишь в сочетании диахронии и синхронии. Многие современные языковые явления и процессы могут быть поняты и объяснены только историческими преобразованиями.

Цели изучения курса "Историческая грамматика русского языка":

  • теоретическая: представить русский язык как целостную развивающуюся систему;

  • практическая: понимать и уметь комментировать факты современного русского языка, нарушающие некоторые закономерности в современной русской языковой системе, как реликты его исторического развития.

Задачи:

  • проследить историю фонетических и грамматических изменений в русском языке с начала возникновения письменности (с экскурсами в доисторическую эпоху) в системном плане, используя сравнительно-исторический метод;

  • выявить закономерности развития языковой системы;

  • дать исторический комментарий фактам современного русского языка.

В итоге изучения раздела студент должен знать:

    • общие тенденции развития русского языка;

    • основные исторические изменения в фонетике и морфологии русского языка;

    • отражение исторических процессов в современном русском языке.

Уметь:

  • пользоваться историко-лингвистическими словарями;

  • определять исторические изменения в тексте;

  • комментировать факты современного русского языка в диахронии.
Учебная дисциплина "История русского литературного языка" является обязательной. Этот курс занимает важное место в подготовке учителя-словесника, т.к. позволяет осознать русский язык как средство великой духовной культуры, более глубоко осознать богатство и художественное своеобразие русской литературы, понимать организацию языковых единиц в тексте не только в синхронии, но и в диахронии.

В данном курсе русский литературный язык изучается в историко-функциональном аспекте. Поэтому целью изучения «Истории русского литературного языка» является получение знаний об историческом развитии русского языка как функциональной системы, т.е. формировании его стилистических разновидностей.

Задачи курса:

- познакомиться с проблемой происхождения русского литературного языка;

-охарактеризовать существующие в языке функциональные разновидности на различных синхронных срезах;

- проследить перспективы развития русского языка.

В процессе освоения раздела студенты должны узнать, каковы проблемы определения понятия "литературный язык", истоков русского литературного языка, этапов его развития и каковы современные взгляды на эти проблемы; как соотносятся в литературном языке архаика и новизна; как шло становление норм литературного языка; каков вклад ученых-филологов и литераторов в развитие стилистической системы русского языка. Студенты должны иметь представление о понятиях литературный язык, языковая норма, языковая ситуация, тип и стиль языка.

В процессе практических занятий должны быть выработаны умения анализировать древнерусский текст в плане использования в нем различных языковых средств, принципов отбора этих средств и их функционально-стилистические характеристики.

Программа разработана на основе программы по истории русского языка Московского государственного педагогического университета, рекомендованной УМО Министерства образования РФ (Теория и история языка. Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 032900 "Русский язык и литература". Для педагогических университетов и институтов. М.: Флинта, Наука, 2001).

^ 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:



п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Сам.

раб.

Вид итогового контроля (форма

отчет-ности)

Трудо-

емкость

Всего

аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

1

050301Русский

язык и литература

2

4

90

56

24

16

16

32

Экз.

2

050301 Русский

язык и литература

4


7


24

20

20







4

Кафедр.

зачет

3

050301 Русский

язык и литература

5


9


22

16

8

4

4

6

Зачет


^ 1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

Историческая грамматика русского языка



п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб.



Введение. Предмет и задачи курса. Проис-хождение русского языка. Основные методы изучения истории русского языка. Проблема периодизации истории русского языка. Основные диалекты восточнославянского языка

2

2

-

-

1



Основные источники исторического изучения русского языка

3

1


2

-

2



Вторичное смягчение полумягких со-

гласных фонем в русском языке

2

1

1

-

1



Падение редуцированных гласных фонем в русском языке и последствия этого процесса

5

2


1

2

4



Переход е в ’о в русском языке

4

2





2

2



История фонемы Ђ в русском языке

2

1

1




1



Развитие аканья в русском языке

1

1







1



Развитие русского консонантизма

2

1

1




1



Законы развития грамматического строя языка.

1

1







1



История имени существительного в русском языке

7

3


2

2

3



История имени прилагательного в русском языке

3

2


1




1



История местоимения в русском языке

1

1

1




1



История имени числительного в русском языке

2

1





2

1



История наречий

2

1








1



История глагольных форм в русском языке

9

2

2

4

4



Происхождение и история русской

Письменности

2




2




1



Синтаксические изменения в русском языке

2

2







2



Фонетический и грамматический анализ

древнерусских текстов на разных временных срезах

2




2




1



Исторический комментарий фонетических и морфологических фактов современного русского языка

4







4

5




Всего

56

24

16

16

32


1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

Введение. Историческая грамматика как наука и учебная дисциплина. Предмет и задачи курса. Характеристика объекта изучения как живого разговорного языка восточных славян в диалектных разновидностях. Место исторической грамматики в ряду других дисциплин лингвистического цикла. Значение изучения исторической грамматики в подготовке учителя-словесника. Исследователи истории русского языка XIX-XX вв., их основные научные труды.


Основные методы изучения истории русского языка. Сравнительно-исторический метод. Метод внешней и внутренней реконструкции. Сопоставительно-типологический метод. Метод синхронного среза в диахронии и другие.

Происхождение русского языка. Проблема периодизации истории русского языка. Основные диалекты восточнославянского языка.

Основные источники исторического изучения русского языка. Письменные памятники разных жанров и содержания. Памятники эпохи Киевской Руси. Московские письменные памятники. Палеографическая характеристика письменных памятников. Народные говоры как источник изучения истории русского языка. Лингвистическая география, топонимика. Письменные свидетельства иностранцев разных эпох как источник изучения истории русского языка.

Происхождение и история русской письменности. Появление письменности на Руси. История кириллицы на Руси, реформы кириллического письма. Этапы истории графической системы. Книги на церковнославянском языке и их роль в развитии русской письменной культуры.

^ Историческая фонетика

Вторичное смягчение полумягких согласных и результаты этого процесса. Вопрос о времени вторичного смягчения, механизм этого процесса. Появление новых мягких согласных звуков. Начало формирования категории твердости/мягкости согласных как главной категории согласных фонем современного русского языка.

Падение редуцированных гласных фонем как главный фонетический процесс письменного периода. Механизм процесса падения редуцированных. Правило Гавлика. Время падения редуцированных в различных диалектах. Вопрос о причинах процесса утраты редуцированных. Различные гипотезы. Судьба напряженных редуцированных Ъ и Ь в русском и церковнославянском языках. История редуцированных в сочетании с плавными. Отражение падения редуцированных на письме. Закономерности процесса утраты редуцированных и отступления от закономерностей. Судьба букв Ъ и Ь.

Последствия утраты редуцированных и структура слога: прекращение действия закона открытого слога, расширение сочетательных возможностей фонем, появление новых сочетаний фонем в слоге. Возникновение подвижности слоговых границ.

Последствия падения редуцированных в области согласных. Развитие в русском языке консонантизма как главного признака фонетической системы русского языка после падения редуцированных. Формирование категории твердости/мягкости как ведущей категории согласных. Развитие категории глухости/звонкости. Возникновение сочетаний согласных и различных позиционных изменений внутри этих сочетаний. Образование сочетаний согласных с ј и способ обозначения подобных сочетаний в русской графике. Появление новых фонем [ф] и [ф’] . Отражение этих явлений в процессе формирования принципов и норм русской орфографии.

Последствия падения редуцированных в области гласных. Уменьшение количества гласных фонем. Характеристика признака зоны образования гласных как недифференцированного. Появление слога нового (консонантного) типа. Появление "беглости" гласных [о], [е]. Заместительное удлинение гласных [о], [е], его отражение на письме. Появление неэтимологических гласных в конце и в начале слова, их судьба в русском языке. Явление "второго полногласия". Проблема времени, причин и последствий этого процесса. Появление нулевых флексий и нулевых морфем в русском языке. Процесс падения редуцированных и его проявление в морфологической системе русского языка.

Переход [е] в [о] (третья лабиализация) в истории русского языка. Вопрос о времени и причинах перехода. Закономерности этого процесса и отступления от закономерностей. Своеобразное отражение этого процесса в языке русской поэзии XIX - начала XX вв. Последствия третьей лабиализации.

Вопрос о возникновении аканья. Основные научные гипотезы о времени, месте и причинах появления аканья. Влияние аканья на орфографию и графическую систему.

История фонемы, обозначавшейся буквой 0. Вопрос о причинах и времени утраты этой фонемы в различных говорах. Вопрос о фонологическом статусе фонемы [Ô] и утрате этой фонемы в большинстве говоров и в литературном языке.

Изменение кы, гы, хы в ки, ги, хи.

Отвердение шипящих [ж] и [ш]. Отвердение [ц]. Влияние отвердения этих фонем на графическую систему. Судьба фонем [шч] и [ждж] в говорах русского языка.

^ Историческая морфология

Законы развития грамматической системы русского языка.

История имени существительного. Изменения грамматических категорий и форм имен существительных. Формирование категории одушевленности. Архаические формы винительного падежа в современном русском языке.

Разрушение категории двойственного числа в русском языке, его следы в современном русском языке.

Утрата звательной формы. Архаичные формы, сохранившиеся в современном русском языке. Развитие особой звательной формы в разговорной речи.

История именного склонения. Принципы и пути перестройки системы склонений в русском языке как продолжение преобразований, начавшихся в праславянский период. Разрушение непродуктивных типов склонения. Появление разносклоняемых существительных.

Разрушение склонения *ǔ основ. Появление вариативности флексий, их наличие в современном русском языке.

Процессы унификации парадигм внутри продуктивных типов склонения.

История именного склонения во множественном числе. Вариативность флексий во множественном числе имен существительных в современном русском языке как результат его исторического развития.

История местоимений. История личных и возвратных местоимений. Происхождение личного местоимения 3-го лица. Изменения в системе указательных местоимений.

История имени прилагательного. Происхождение имен прилагательных в праиндоевропейском языке и местоименных прилагательных в праславянском языке. История именных прилагательных. Судьба притяжательных прилагательных в русском языке, происхождение на их основе отчеств и фамилий. Отражение в современном русском языке способности склонения именных прилагательных.

История местоименных прилагательных. Происхождение современных форм сравнительной и превосходной степени.

История имени числительного. Формирование имени числительного как части речи.

История глагола. Изменение форм и функций инфинитива. Утрата супина. История настоящего времени глагола. Утрата нетематического спряжения глаголов. История будущего времени глагола, ее связь с развитием категории вида.

История прошедшего времени глагола. Утрата аориста, имперфекта, плюсквамперфекта. Преобразование перфекта. Следы древней системы глагольных форм прошедшего времени в современном русском языке.

История повелительного и сослагательного наклонений.

Вопрос о формировании категории вида русского глагола.

История причастия. Судьба кратких форм причастия. Происхождение деепричастий. Формирование полных форм причастий в русском языке и их дальнейшая судьба.

История наречий. Способы образования наречий в диахронии.

Служебные части речи в истории русского языка.

^ Исторический синтаксис

Специфические особенности структуры простого предложения в древнерусском языке. Судьба различных конструкций в истории русского языка.

Структура сложного предложения в древнерусских текстах. Многозначность союзов. Пути развития сложных предложений.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.




п/п

Наименование раздела дисциплины.

Тема

Форма

самостоятельной

работы

Кол- во

часов

Форма контроля

выполнения

самостоятельной работы



Исследователи истории русского языка XIX-XX вв., их основные научные труды

Подготовка

сообщения

(лит-ра к ПЗ)

1

Сообщение на

занятии



Основные методы исторического изучения языка.

Проблема периодизации истории русского языка.

Конспект

(Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. ИГ РЯ; Иванов В.В. ИГ РЯ)

1

Проверка на

текущем зачете



Источники изучения истории языка

Конспект

(Иванов В.В. Ист.грам-ка РЯ)

1

Проверка на

текущем зачете



Происхождение русского письма

Подготовка

сообщения

(лит-ра к ПЗ)

1

Сообщение на

занятии



Парадигмы именного склонения


Составление таблиц

(Павлович А.И. Таблицы)

1

Проверка на

практическом

занятии



Развитие аканья

Дополнение к лекции (конспект: Колесов В.В. История рус.яз.)

1

Проверка на

экзамене



Исторические фонетические процессы

Вып-е упр.(зад-я к ПЗ и ЛБ)

Составл-е свод-ной таблицы

4

Проверка на

практ.занятии

Решение тестов



Парадигмы местоименного склонения (составление таблиц)


Составление таблиц

(Павлович А.И. Таблицы)

1

Проверка на

практическом

занятии



История инфинитива и супина.


Конспект

(Иванов В.В. Ист.грам-ка РЯ)

2

Проверка на

экзамене



Исторические морфологические процессы

Выполнение упражнений

(зад-я к ПЗ и ЛБ)

10

Проверка на

практ.занятии

Решение тестов



История наречий

Конспект

(Марков В.М. Избр.работы по РЯ)

2

Проверка на

экзамене



Синтаксический анализ древнерусского

Текста

Выполнение упражнений

(зад-я к ПЗ и ЛБ)

Конспект

(Иванов В.В. Ист.грам-ка РЯ)

3

Проверка на

практ.занятии

Решение тестов

Проверка на

экзамене



Исторический комментарий фактов современного русского языка

Выполнение упражнений

(зад-я к ПЗ и ЛБ)

4

Контрольная

работа




Всего




32





^ 1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
Практическое занятие № 1. Тема: Основные источники изучения русского языка

План.

1) Просмотр видеофильма «Памятники культуры Древней Руси»

2) Обсуждение теоретических вопросов.

3) Анализ древнерусских памятников:

- тип почерка (описание памятников);

- оформление книг(наблюдение за техникой оформления);

4) графический анализ текстов (на примере факсимильных изданий)

5) Чтение древнерусских текстов и перевод на современный язык.

6) Наблюдения над диалектными особенностями текста.
Вопросы для коллективного обсуждения.

  • Происхождение русского языка.

  • Родство славянских языков.

  • Проблема периодизации истории русского языка.

  • Основные диалекты восточнославянского языка.

  • Основные типы письма. Начертания букв.


Задания для самостоятельной работы.

1. Составить тезисы ответов на вопросы плана.

2. Выучить названия букв кириллицы, повторить цифровое значение кириллических букв.

3. Прочитать отрывки из текстов «Русская правда» (с.71), «Духовная грамота в.к. Ивана Калиты 1336 г.» (с.87), «Жалованная грамота к. Петра Дмитриевича Троице-Сергиеву монастырю 1423 г.» (с.183) Хрестоматии по истории русского языка Иванова В.В., Сумниковой Т.А., Панкратовой Н.П.

4. Выполнить задание по тексту: определить особенности диалекта данного памятника: оканье/аканье; звонкий заднеязычный ([г] или [γ], аффрикаты [ц]и [ч], звук на месте Ђ, другие особенности.

5. Написать конспект раздела учебника о методах изучения истории языка (Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. Историческая грамматика русского языка. §§ 14-16, с. 21-24 (к текущему зачету).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 5 История русского языка для студентов, обучающихся по специальности 050301. 65 Русский язык и литература 1 Автор программы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 5 История русской...
Методические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 5 История русской литературной критики для студентов, обучающихся по специальности...

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 5 История русского языка для студентов, обучающихся по специальности 050301. 65 Русский язык и литература 1 Автор программы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 7 Современный...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 7 Современный русский язык для студентов, обучающихся по специальности 050301....

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 5 История русского языка для студентов, обучающихся по специальности 050301. 65 Русский язык и литература 1 Автор программы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 13 «История русской литературы»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 13 «История русской литературы» для студентов, обучающихся по специальности...

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 5 История русского языка для студентов, обучающихся по специальности 050301. 65 Русский язык и литература 1 Автор программы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 6 История...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 6 История русского языка: История русского литературного языка для студентов,...

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 5 История русского языка для студентов, обучающихся по специальности 050301. 65 Русский язык и литература 1 Автор программы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 5 История...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 5 История русского языка: История древнерусского языка для студентов,...

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 5 История русского языка для студентов, обучающихся по специальности 050301. 65 Русский язык и литература 1 Автор программы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 8 Развитие лексического состава русского языка для студентов, обучающихся...

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 5 История русского языка для студентов, обучающихся по специальности 050301. 65 Русский язык и литература 1 Автор программы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. В 1 Современный...
Целью курса является- привить к студентам интерес к современному литературному процессу, дать представление об основных этапах его...

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 5 История русского языка для студентов, обучающихся по специальности 050301. 65 Русский язык и литература 1 Автор программы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 16 Теория...
Авторы программы: к п н. Шахова Л. Д., ст преп кафедры литературы мгпу страшнова И. В

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 5 История русского языка для студентов, обучающихся по специальности 050301. 65 Русский язык и литература 1 Автор программы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). 2 История...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). 2 История русской литературной критики для студентов, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 5 История русского языка для студентов, обучающихся по специальности 050301. 65 Русский язык и литература 1 Автор программы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Диахроническое...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Диахроническое комментирование на уроках русского языка для студентов,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница