1. литература первой половины XIX века. Романтизм как центральное направление в европейской культуре первой половины XIX в




Скачать 72.34 Kb.
Название1. литература первой половины XIX века. Романтизм как центральное направление в европейской культуре первой половины XIX в
Дата публикации17.06.2013
Размер72.34 Kb.
ТипЛитература
www.lit-yaz.ru > Литература > Литература
Список

Тик Л. Белокурый Экберт. Руненберг. Любовные чары.

Гофман Е.Т.А. Эликсиры сатаны. Житейские воззрения кота Мурра. Золотой горшок. Кавалер Глюк.

Клейст Г. фон. Разбитый кувшин.

Вордсворт У. Кольридж С.Т. Лирические баллады // Эолова арфа: Антология баллады. М.,1989.

Кольридж С.Т. Кристабель. Сказание о старом мореходе // Кольридж С.Т. Стихи. М., 1974.

Байрон Д.Г. Паломничество Чайльд Гарольда. Дон-Жуан..

Сталь А.Л.Ж. де. Коринна, или Италия

Констан Бенжамен. Адольф

Шатобриан. Рене

Мюссе. Исповедь сына века.

Санд Жорж. Индиана. Орас.

Бальзак О. Предисловие к "Человеческой комедии". Евгения Гранде. Поиски абсолюта.

Стендаль. Красное и черное. Расин и Шекспир.

Гюго. Собор Парижской Богоматери

Диккенс Ч. Большие надежды.

Теккерей У. Ярмарка тщеславия.

Флобер Г. Госпожа Бовари.

Бодлер Ш. Цветы зла.

Мопассан Г. де. Милый друг.

Золя Э.. Западня.

Рембо А. Стихотворения.

Метерлинк М. Слепые.Синяя птица

Ибсен Г. Дикая утка. Пер Гюнт.

Уайльд О.Портрет Дориана Грея

1. ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. РОМАНТИЗМ КАК ЦЕНТРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

Основы романтической эстетики. История термина "романтизм" и различные его толкования. Истоки романтического направления и факторы, повлиявшие на зарождение романтизма в Европе (французская революция и т.д.)

Проблема хронологических рамок романтизма.

Основная литература

Литературные манифесты западноевропейских романтиков / Отв. ред. А.С. Дмит­риев. М.,1980.
^ 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕМЕЦКОГО РОМАНТИЗМА

Школа иенских романтиков (Ф. и А. Шлегели, Новалис, Л. Тик). Этапы и особенности немецкого романтизма. Литератур­ный быт иенских романтиков.

Основная литература

Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. М., 1983. Т. 1. С. 143-189.

Дополнительная литература

Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. М., 1992. С. 100-142.

3. ШКОЛА ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИХ РОМАНТИКОВ. Эволюция жанра литературной сказки в творчестве гейдельбергских романтиков (сказки Л. Тика). Новеллы романтиков.

Основная литература

Тик Л. Белокурый Экберт. Руненберг. Любовные чары.

4. ПОЗДНИЕ НЕМЕЦКИЕ РОМАНТИКИ (ГОФМАН, Клейст). Особенности последнего этапа немецкого романтизма. Двоемирие .поздних романтиков. Э.Т.А. Гофман как тип универсального художника. Творческий путь Гофмана, особенности его поэтики: гротеск, тема двойничества, тема кукол и автоматов. Театр Клейста.

Основная литература

Гофман Е.Т.А. Эликсиры сатаны. Житейские воззрения кота Мурра. Золотой гор­шок. Кавалер Глюк.
Дополнительная литература

Карельский А. От героя к человеку. М., 1990. С. 98, 34-57. (Гл. о Клейсте, Гофмане,).

^ 5. ОСОБЕННОСТИ АНГЛИЙСКОГО РОМАНТИЗМА

Особая роль природы в творчестве английских романтиков. Новый поэтический язык ("Лирические баллады" Вордсворта и Кольриджа): противопоставление литературе городской ли­тературы сельской, поэтическое "просторечие" Вордсворта. Тема тайны, врывающейся в спокойное течение жизни, в творчестве Кольриджа.
Основная литература

Вордсворт У. Лирические баллады // Эолова арфа: Антология бал­лады. М.,1989.

Кольридж С.Т. Кристабель. Сказание о старом мореходе // Кольридж С.Т. Стихи. М., 1974.

Кольридж С.Т. Лирические баллады // Эолова арфа: Антология бал­лады. М.,1989

6. БАЙРОН И ЯВЛЕНИЕ БАЙРОНИЗМА В АНГЛИЙСКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ 20-30-х гг. XIX в. "Поэтический темперамент" Байрона. "Паломничество Чайльд Гарольда" - род путевого дневника и псевдоавтобиографии. Причины нападок британской прессы на Байрона. Панорама европейской жизни XVI1I-XIX вв. в "Дон-Жуане".

Основная литература

Байрон Д.Г. Паломничество Чайльд Гарольда. Дон-Жуан.
Дополнительная литература

Жирмунский В. Байрон и Пушкин. Л., 1978. С. 36-98.

^ 7. РАННЕЕ РОМАНТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ

Г-жа де Сталь и Шатобриан. Причины замедленного развития роман­тизма во Франции (по сравнению с другими европейскими странами - Англией и Германией). Публицистическая активность французских романтиков и их связь с современностью. Политический фон французского романтизма (Консульство, Империя, Реставрация). Открытие г-жей де Сталь "северных литератур" (книга "О Германии"). Рождение нового человека в литературе "Рене" Шатобриана).

Основная литература

Сталь А.Л.Ж. де. Коринна, или Италия.

Шатобриан Ф.Р. Рене.


8. РОМАН О СОВРЕМЕННОМ ГЕРОЕ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

"Собор Парижской богоматери" Гюго и роман о современном герое во французской литературе первой половины XIX в. ("Адольф" Б. Констана, "Исповедь сына века" А. де Мюссе). Концепция "сын века" во французском романе.

Основная литература

Гюго В. Собор Парижской богомате­ри.

Констан Бенжамен. Адольф

Мюссе. Исповедь сына века.

^ 9. ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА КАК НОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА

Воздействие на культуру революций 1830 и 1848 гг. Урбанизация, новое положение индивидуума в социуме - категория отчуждения. Понимание культуры как науки, "подобной другим наукам" и "побуждающей искать в ней сведений" (Баратынский), понимание писателя не как творца, причастного к бесконечному, а как аналитика, постигающего скрытые закономерности функционирования общества и механизмы человеческого поведения.

Новое соотношение художественных систем в литературе второй половины XIX в. Усугубляющийся кризис романтического чувства мира. Становление классического реализма как основного литературного направления этого периода. Символизм и натурализм как явления, предвещающие начало XX в. в литературе, проблема декаданса. Круг проблем, определяющих сущность XIX в. как литературной эпохи: новый характер взаимодействия искусства с политической, научной и философской мыслью, активность поисков художественного языка, новые эстетические концепции ("объективное письмо" Флобера, евро­пейская "новая драма" и т. п.).

Основная литература

История всемирной литературы: В 8т. М., 1989-1995. Т. 6. М., 1989. С. 315-323. Т. 7. М., 1990. С. 426-435.

^ 10. ПОЗДНИЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ РОМАНТИЗМ

Воздействие со­циально-утопических идей на литературу позднего романтизма (Жорж Санд).

Основная литература

Санд Жорж. Индиана. Орас.

История всемирной литературы: В 8т. М., 1989-1995. Т. 6. М., 1989. С. 315-323. Т. 7. М., 1990. С. 426-435.

Дополнительная литература

Герцен А.И. Страницы о Жорж Занд из книг "Былое и думы", "С того берега" "Письма о Франции и Италии" // Герцен А.И. Собр. соч.: В 9 т. М., 1956-1957. Т. 4. С. 360: Т. 5. С,520,545; Т. 6. С.57,170-173; Т. 9. С. 108,350-356, 363.
^ 11. ЭСТЕТИКА КЛАССИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА

Манифест классического реализма: предисловие Бальзака к "Человеческой комедии". Основные положения новой эстетической системы: интерес к эмпирике повседневности, социальная характерность, современность при свете истории, отказ от жанровой и стилевой иерархии, идея самодвижения героя, энциклопедизм. "

Основная литература

Бальзак О. Предисловие к "Человеческой комедии". Евгения Гранде. Поиски аб­солюта.

История всемирной литературы: В 8т. М., 1989-1995. Т. 6. М., 1989. С. 315-323. Т. 7. М., 1990. С. 426-435.

12. МОДИФИКАЦИЯ ЭСТЕТИКИ КЛАССИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА _____ В ТВОРЧЕСТВЕ СТЕНДАЛЯ, ДИККЕНСА, ТЕККЕРЕЯ

Жанровая природа и художественная сущность социального романа. Историзм Стендаля и историзм Теккерея — типологическое сходство и различие индивидуальных вариантов.

Основная литература

Стендаль. Красное и черное. Расин и Шекспир.

Диккенс Ч. Большие надежды.

Теккерей У. Ярмарка тщеславия.

История всемирной литературы: В 8т. М., 1989-1995. Т. 6. М., 1989. С. 315-323. Т. 7. М., 1990. С. 426-435.
^ 13. ТВОРЧЕСТВО ФЛОБЕРА

Принцип "объективного письма". Идея "книги без привязи", флоберовское понимание стиля.

Основная литература

Флобер Г. Госпожа Бовари.

История всемирной литературы: В 8т. М., 1989-1995. Т. 7. М., 1990. С. 426-435.
14. ПОЭЗИЯ СЕРЕДИНЫ XIX в. СИМВОЛИЗМ И НАТУРАЛИЗМ

Пути обновления: Бодлер. Урбанизм. Понятие "свободного стиха" как новой стиховой системы и нового способа видеть мир. Главные мотивы, композиция, образность "Цветов зла" Бодлера, отзвуки этой книги в европейской поэзии конца XIX - начала XX в и в культуре русского символизма.

Символизм: философские предпосылки, эволюция, свершения. Русский (символизм как миропонимание) и европейский (символизм как новая эстетика) варианты символистского творчества. Отношение символизма к романтической традиции. Манифесты, группы.

Натурализм как искусство урбанистической цивилизации. Золя: теория "научного романа", общественная позиция, влияние Золя на мировую литературу его времени. «Западня». Фактографизм, панорамное изображение современности. "

Основная литература

Бодлер Ш. Цветы зла.

Рембо А. Стихотворения.

История всемирной литературы: В 8т. М., 1989-1995. Т. 6. М., 1989. С. 315-323. Т. 7. М., 1990. С. 426-435

Золя Э. Экспериментальный роман. Западня.

Дополнительная литература

Анненский И. Книга отражений (раздел о западных символистах). М., 1978. С. 404-432.
15. ДРАМАТУРГИЯ КОНЦА XIX в. "КОНЕЦ ВЕКА" КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНАЯ КАТЕГОРИЯ

"Новая драма" и проблема "художественной революции" рубежа XIX -XX вв. Основные направления преобразования театральной системы и драматургии, символистские и натуралистские тенденции. Концепция "драмы идей" и "драмы настроений". Творчество Ибсена: периодизация, эволюция от "национальной романтики" к философской и социальной драме. Метерлинк. Вехи творчества. Особенности диалогов и ремарок. Драматическая сказка Метерлинка и сказки для театра немецких романтиков (Л.Тик).

Проблема декаданса как феномена культуры. Эстетизм и творчество О. Уайльда. О.Уайльд и прерафаэлиты.

Основная литература

Метерлинк М. Слепые. Синяя птица.

Ибсен Г. Дикая утка. Пер Гюнт.

Уайльд О. Портрет Дориана Грея.

История всемирной литературы: В 8т. М., 1989-1995. Т. 7. М., 1990. С. 426-435.
Дополнительная литература

Бердяев Н.А. К философии трагедии (Метерлинк) // Бердяев Н.А. Философия твор­чества, культуры и искусства: В 2 т. М., 1994. Т. 2. С. 187-216.

Зингерман Б.И. Очерки драмы 20 в. М., 1989. С. 148-217. (Гл. о Метерлинке, Ибсе­не).

Писатели Англии о литературе. М., 1984. С. 131-186. (Ст. О. Уайльда).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. литература первой половины XIX века. Романтизм как центральное направление в европейской культуре первой половины XIX в iconЛитература первой половины XIX в Русская литература первой половины...
Основоположником этого направления в русской словесности был Н. М. Карамзин. Его произведения, открывая современникам мир человеческих...

1. литература первой половины XIX века. Романтизм как центральное направление в европейской культуре первой половины XIX в icon«История русской литературы xviii-первой половины XIX века» Цели и задачи освоения дисциплины
Дисциплина «История русской литературы XVIII – первой половины XIX века» предполагает изучение литературного процесса 1700–1850-х...

1. литература первой половины XIX века. Романтизм как центральное направление в европейской культуре первой половины XIX в iconЛитература. Вопросы к зачёту для 12, 13 групп
Романтизм как метод и направление в русской литературе первой половины 19 века. Поэты-романтики

1. литература первой половины XIX века. Романтизм как центральное направление в европейской культуре первой половины XIX в icon18. русская культура первой половины XIX века
В литературе на рубеже XIX-XX вв произошел переход от классицизма к другому направлению —

1. литература первой половины XIX века. Романтизм как центральное направление в европейской культуре первой половины XIX в iconОбщая характеристика истории и литературы первой половины
Вспомнить основные исторические события первой половины XX века и показать, как они отражены в литературе

1. литература первой половины XIX века. Романтизм как центральное направление в европейской культуре первой половины XIX в iconРабочий план учителя на 2008/2009 учебный год
Эстония в составе российской империи. Особый прибалтийский (остзейский) порядок. Крестьянские законы XIX века. Культура XVIII и первой...

1. литература первой половины XIX века. Романтизм как центральное направление в европейской культуре первой половины XIX в iconКто из нижеперечисленных авторов первой половины XIX века родился в XVIII веке?

1. литература первой половины XIX века. Романтизм как центральное направление в европейской культуре первой половины XIX в iconВоспитание русской дворянки конца XVIII первой половины XIX века: «корневое» и«иноземное»
Воспитание русской дворянки конца XVIII первой половины XIX века: «корневое» и «иноземное»

1. литература первой половины XIX века. Романтизм как центральное направление в европейской культуре первой половины XIX в iconЛитература первой половины XIX века
Используя отрывки из произведений Пушкина, его статей и писем, авторы фильма показывают огромный интерес великого русского поэта...

1. литература первой половины XIX века. Романтизм как центральное направление в европейской культуре первой половины XIX в iconНазначения поэта и поэзии в его лирике
Своеобразие историко-литературной ситуации первой половины XIX века. Основные этапы развития литературы данного периода



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница