Литература XVIII века. Ключи к темам




Скачать 97.46 Kb.
НазваниеЛитература XVIII века. Ключи к темам
Дата публикации13.06.2013
Размер97.46 Kb.
ТипЛитература
www.lit-yaz.ru > Литература > Литература
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА.

КЛЮЧИ К ТЕМАМ

ТЕМА1 XVIII ВЕК КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА

XVIII век как особая эпоха в истории культуры, эпоха великих свер­шений в области литературы, живописи, театра, музыки, "век разума", борь­бы за свободу человеческой личности. Просвещение как главенствующая идеология эпохи, его общие тенденции и национальная специфика. Богат­ство жанров в области поэзии, прозы, драматургии: философский роман и повесть (Вольтер, Дидро), камерный психологический роман (Прево), при­ключенческий роман (Дефо), сатира с элементами фантастики и гротеска, "меннипея" (М.М. Бахтин) в "Путешествиях Гулливера" Свифта. Нраво­описательный роман Филдинга и Смолетта. Художественные и жанровые открытия Руссо и Стерна. Театр как общественная трибуна просветителей (трагедии Вольтера, Лессинг, драмы "Бури и натиска" Гете, Шиллер).

Разнообразие художественных методов и течений в эпоху Просвеще­ния: просветительский классицизм (Вольтер, А. Поп), просветительский реализм (Дидро, Филдинг), сентиментализм и предромантические течения. Тенденции рококо в литературе XVIII в. (Вольтер, Прево, Виланд).

Основные черты просветительских концепций: культ разума, борьба против насилия, тирании и невежества, против предрассудков и религиоз­ного фанатизма. Вера просветителей в силу "мнений", морализаторские и дидактические тенденции в их творчестве. Представление о "естественном человеке".

Неоднородность общественных и философских позиций просветите­лей: наряду с приверженцами "просвещенного абсолютизма" (Монтескье, Дидро, Вольтер) - сторонники республиканского правления (Руссо). Не­однозначность отношения к христианству: религиозный и вместе с тем сво­бодомыслящий гуманизм Лессинга и Гердера, деизм Вольтера, материалис­тические и атеистические идеи Дидро. Значение художественных открытий XVIII в. в сфере познания мира и человека. Побудительные импульсы для последующего развития литературы (связи сентиментализма и романтизма, эпического искусства Филдинга и Смоллетта с английским романом XIX в.).

^ ТЕМА 2 XVIII ВЕК ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Эпоха просвещения во Франции. Культ разума, понятие о "естествен­ном человеке". Господство философских жанров в прозе.

Раннее Просвещение (Монтескье, раннее творчество Вольтера). Мон­тескье как зачинатель философской просветительской сатиры ("Персид­ские письма") и теоретик "просвещенной монархии" ("Дух законов").

^ ТЕМАЗ ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ВОЛЬТЕРА

Элементы классицизма и просветительского реализма в его творче­стве. Общественная и публицистическая деятельность Вольтера ("дело Каласа", антиклерикальные памфлеты). Обличение религиозного фанатизма. Сатирическая поэзия Вольтера (поэма "Орлеанская девственница", эпи­граммы). Вольтер как историк.

Трагедии Вольтера "Заира" и "Магомет" как образцы просветительс­кой гражданской драматургии. "Заира" Вольтера и "Отелло" Шекспира;

двойственность отношения Вольтера к Шекспиру. Философские повести Вольтера ("Кандид", "Простодушный"), их социально-критический смысл и своеобразная "притчевая" художественная форма. Мастерство заниматель­ного повествования, афористичность речи.

Культ "чувствительности" в творчестве Прево ("Манон Леско"), от­крытие противоречивости человеческого характера.

^ ТЕМА 4 ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ. ДИДРО

Расцвет Просвещения во Франции. Работа Дидро и других просвети­телей над "Энциклопедией". "Энциклопедия" как памятник просветительс­кой мысли и научных достижений того времени. Дидро как философ ("Пись­мо о слепых в назидание зрячим") и защитник свободной мысли, сторон­ник "просвещенного абсолютизма". Вольтер и Дидро в России. Эстетичес­кие взгляды Дидро. Дидро как драматург и теоретик "серьезной драмы". Просветительские идеи в прозе Дидро ("Монахиня", философский диалог, "Племянник Рамо"). "Племянник Рамо" как одна из вершин французской прозы XVIII в.; диалектика в этом диалоге.

^ ТЕМА 5 РУССО

Руссо как идеолог демократических и плебейских кругов, убежден­ный критик социального неравенства. Критика цивилизации и неравенства в трактатах Руссо ("Общественный договор"). "Новая Элоиза" как образец "чувствительного романа". "Исповедь" как величайшее произведение Рус­со, раскрывающее неповторимый мир человеческой личности, подсозна­тельные стороны душевной жизни. Особенности жанра (сплав автобиогра­фии и мемуаров со свободным лирическим повествованием). Л.Н. Толстой и Руссо. Черты сентиментализма в творчестве Руссо.

Явное нарастание сатирических тенденций в литературе 70 - 80-х гг. (драмы Бомарше, "Опасные связи" Ш. де Лакло). Литература эпохи Фран­цузской революции. Политическая песня ("Марсельеза" Руже де Лиля), ора-

торское искусство, гражданская тираноборческая трагедия ("Кай Гракх" А.Ж. Шенье). Проблема революционного классицизма. Андре Шенье как выдающийся французский поэт конца XVIII столетия (идеал свободного человека в поэзии Шенье, античная гармония как эстетический ориентир поэта). Конфликт Шенье с якобинцами и его трагическая гибель. Шенье в русской поэзии (переводы Пушкина, Баратынского, Фета). Статья О. Ман­дельштама о лирике Шенье.

^ ТЕМА 6 ПРОСВЕЩЕНИЕ В АНГЛИИ. ДЕФО. СВИФТ

Своеобразие развития английской литературы XVIII в. в условиях отно­сительной свободы. Нравоописательный роман как основной литературный жанр; особое развитие сатиры, публицистики и журналистики в Англии.

События "Славной революции" (1688) и истоки английского Просве­щения. Идеи Локка об опыте как источнике подлинного знания; их воздей­ствие на духовную жизнь эпохи.

Раннее Просвещение в Англии. Сатирические журналы Стила и Ад-дисона. Классицизм А. Попа (поэмы "Похищение локона", "Опыт о челове­ке"). А. Поп как переводчик "Илиады" и "Одиссеи" Гомера. Романы Дефо, их значение в истории английской литературы ("Робинзон Крузо"). Тради­ционная форма путевого дневника как жанровая основа романа. Прослав­ление жизненной энергии, предприимчивости в этом романе; просветитель­ские идеалы Дефо. Тема "робинзонады" в европейских литературах. По­здние романы Дефо ("Молль Флендерс", "Роксана").

Творчество Свифта как одна из вершин мировой сатиры ("Сказка о бочке", "Путешествия Лемюэля Гулливера"). Мощь сатирической фантас­тики Свифта, его игра сатирическими контрастами. Беспощадное высмеи­вание в гротескной форме продажности, интриганства, абстрактной науки, утратившей всякую связь с жизнью. Оттенок мрачной мизантропии в сатире Свифта ("йеху"). Черты "мениппеи" (М.М. Бахтин) в романе Свифта. Свифт и Рабле. Памфлеты Свифта в защиту Ирландии ("Письма суконщика").

^ ТЕМА7 КОМИЧЕСКАЯ ЭПОПЕЯ ФИЛДИНГА

Расцвет английского Просвещения. Нравственная проблематика ро­манов Ричардсона ("Памела", "Кларисса"). Филдинг как оппонент Ричардсона.

Элементы литературной пародии в романах Филдинга. Жанровое но­ваторство Филдинга, его стремление к максимальному охвату жизни, к "ко­мической эпопее". Порок и добродетель в нравоописательных романах Филдинга и Смоллетта. Теккерей о значении Филдинга в истории английс­кого романа. Творчество Смоллетта.
^ ТЕМА 8 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ РОМАН СТЕРНА

Кризис просветительского мировоззрения и новаторские художествен­ные искания второй половины XVIII столетия. Обостренный интерес к лич­ности. Творчество Стерна и начало сентиментализма в Англии. Эксцентри­ческая, необычная форма его повествования ("Тристрам Шенди", "Сенти­ментальное путешествие"). Субъективное преломление идей Локка у Стер­на. Стерн как создатель жанра "чувствительного путешествия". Воздействие Стерна на русскую прозу (Карамзин, Радищев). Сентиментализм О. Голдс-мита ("Векфильдский священник"). Пробуждение интереса к старине и на­родным преданиям ("Песни Оссиана" Макферсона); воздействие Макферсона на предромантические течения в Англии и Европе. Поэзия Бернса, ее связь с шотландским фольклором.

ТЕМА 9 АНГЛИЙСКАЯ ПОЭЗИЯ НА РУБЕЖЕ XVIII-XIX вв.

Символика и аллегория XVIII в. в творчестве Блейка, его визионер­ство. Блейк и предромантизм. Судьба наследия Блейка.

^ ТЕМА 10 ПРОСВЕЩЕНИЕ В ГЕРМАНИИ. ЛЕССИНГ

XVIII столетие как эпоха становления классической немецкой лите­ратуры. Замедленность литературного развития в Германии. Особенности немецкой литературы XVIII в.: значимость философско-эстетической про­блематики, поэзия и драматургия как доминирующие (в целом) жанры. Роль театра как своеобразной "трибуны идей" (Лессинг, Гете, Шиллер).

Тесная связь литературной критики и эстетических теорий с живым литературным процессом. Национальная словесность как залог языкового и духовного единения нации в условиях политической раздробленности и княжеского произвола.

Раннее немецкое Просвещение (И.Х. Готшед). Готшед как литератур­ный и театральный деятель, приверженец французского классицизма. Ог­раниченность и рассудочность его эстетических идей.

Лессинг—зачинатель новой немецкой литературы, выдающийся дра­матург, теоретик и полемист. Связь Лессинга с театром (Каролина Нейбер, К. Экгоф). Главные теоретические труды Лессинга ("Лаокоон", "Гамбургс­кая драматургия"). Винкельман и его концепция античности; спор Лессин­га с Винкельманом. Лессинг как интерпретатор Шекспира; его борьба с французским классицизмом. Драмы Лессинга, сочетание в них классицис­тических и просветительских, реалистических тенденций. Национальная проблематика в "Минне фон Барнхельм".

40

Тираноборческая трагедия "Эмилия Галотти", ее значение. Предшественники "Бури и натиска" (Ф.Г. Клопшток, И.Г. Гаман). Оды Клопштока. Культ дружбы, любви и природы в его поэзии. Космическое восприятие природы. ("Праздник весны"). Религиозный эпос Клопштока ("Мессиада"). Гаман как эстетик; идея Гамана о поэзии как изначальном "родном языке человеческого рода".

Гердер как мыслитель и идейный вождь "Бури и натиска". Идея Гер-дера о самобытном творческом гении, свободном от любых предуказанных канонов; культ национальной старины и народных преданий. Деятельное стремление Гердера приобщить немецкую культуру к достижениям других народов (Гомер, Шекспир, песни Оссиана). Гердер как фольклорист ("Голо­са народов в песнях").

^ ТЕМА 11 ПИСАТЕЛИ И ТЕОРЕТИКИ "БУРИ И НАТИСКА". РАННИЙ ГЕТЕ

Движение "Бури и натиска" и борьба за национальную самобытность литературы. Титанические герои Ф.М. Клингера (драмы "Близнецы", "Буря и натиск"). Обращение к социальной проблематике современности в дра­мах Я.М.Р. Ленца ("Солдаты"). Философский роман Клингера ("Жизнь, де­яния и гибель Фауста"). Радикальное крыло "Бури и натиска" (Г.А. Бюргер, Х.Д. Шубарт).

Творчество Гете в период "Бури и натиска"; воздействие идей Герде­ра. Юношеская исповедальная лирика Гете. Гимны Гете "Прометей", "Га-нимед". Историческая хроника "Гец фон Берлихинген" и ее новаторство. Роман "Страдания молодого Вертера" и его европейский резонанс. Новый герой - мятежный разночинец, не приемлющий косной социальной иерар­хии. Расколотость сознания Вертера; трагический финал романа. Лиричес­кая, субъективная форма повествования; изображение душевных пережи­ваний Вертера; значение пейзажей. Руссоизм Гете в "Вертере".

^ ТЕМА 12 "ВЕЙМАРСКИЙ КЛАССИЦИЗМ"

Новый период в творчестве Гете ("веймарский классицизм"). Эстети­ческая ориентация на античность и идеи Винкельмана. Драмы "Ифигения в Тавриде", "Эгмонт", "Торквато Тассо"; различные аспекты моральной и гуманистической проблематики в этих драмах.

Творческий союз Гете и Шиллера, их полемика с эпигонами Просве­щения. Работа Гете над "Фаустом"; творческая история трагедии. Много­гранная философская проблематика, жанровое богатство и многообразие художественных средств в "Фаусте".

Финал трагедии и его амбивалентность. Идея "мировой литературы" у позднего Гете и ее связь со второй частью "Фауста". Социальная утопия в

дилогии Гете о Вильгельме Мейстере. Образы Арфиста и Миньоны; их осо­бое место в романе, их значение в эстетике немецкого романтизма. Жизне­радостная, враждебная аскетизму поздняя лирика Гете ("Западно-восточ­ный диван").

Юношеские вольнолюбивые драмы Шиллера; их связь с наследием "Бури и натиска" (Клингер, Лени) вплоть до заимствования отдельных мо­тивов (тема враждующих братьев). Размах страстей в юношеских драмах Шиллера, резкие, плакатные антитезы (Фиеско и Веррина, Карл Моор и Франц Моор, Фердинанд и его отец). Проблема возмездия в "Разбойниках". Сатирическое, подчас карикатурное изображение придворной среды в "Ко­варстве и любви"; ее конфликт с нравственной чистотой молодых героев. Эмоциональный, патетический стиль молодого Шиллера.

Перелом в творчестве Шиллера (драма "Дон Карлос") и последую­щее сближение с Гете. Шиллер как теоретик веймарского классицизма. Поздние драмы Шиллера ("Валленштейн", "Вильгельм Телль"), их реалис­тические тенденции. Философская лирика и баллады Шиллера (напряжен­ность действия, афористичность речи).

Немецкая литература и Французская революция: противники революции (Гете и Шиллер) и ее сторонники (И.Г. Гердер, Г. Форстер, молодой Ф. Гель-дерлин).

Новые тенденции в немецкой литературе на исходе XVIII в. (предро-мантические элементы в позднем творчестве Гете и Шиллера; первые ро­мантические кружки).

Философское и художественное выражение переломной эпохи в твор­честве Гельдерлина. Обновление античного мифа И идеи античной демок­ратии в одах Гельдерлина, философская и любовная лирика Гельдерлина (стихи о Диотиме). Роман "Гиперион", драма Гельдерлина "Смерть Эмпе-докла". Эллада Гельдерлина как антитеза концепции античности у Винкель-мана и веймарских классицистов. Гельдерлин и романтизм. Судьба насле­дия поэта (Ницше, Стефан Георге и его круг, Рильке).

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Обязательная литература

Тексты

Вольтер. Кандид. Простодушный. Заира. Магомед. Орлеанская девственница.

Прево А.Ф. Манон Леско.

Дидро Д. Монахиня. Племянник Рамо.

Руссо Ж.Ж. Общественный договор. Исповедь.

Шенье А. Стихотворения.

Дефо Д. Робинзон Крузо.

Свифт Дж. Сказка о бочке. Путешествия Гулливера. Памфлеты ("Письма су­конщика").

Филдинг Г. Приключения Джозефа Эндрюса (или "История Тома Джонса, Найде­ныша")

Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди. Сентиментальное путешествие.
МакферсонДж. Песни Оссиана.

Бернс Р. Стихи.

Блейк В. Стихи.
Гете И.В. Лирика. Баллады. Гец фон Берлихинген. Страдания молодого Вертера. Эгмонт. Фауст. Западно-восточный диван. Годы учения Вильгельма Мейстера.

Шиллер Ф. Лирика. Баллады. Разбойники. Коварство и любовь. Дон Карлос. Мария

Стюарт. Вильгельм Телль.

Гельдерлин. Ф. Лирика. Гиперион.
Лессинг Г.Э. Минна фон Барнхельм. Эмилия Галотти. Натан мудрый. Басни.

Учебная литература

История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. Л.В. Сидорченко. М., 1999. История всемирной литературы: В 8 т. Т. 5. М., 1988 С. 7-32.

Научная литература

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. С. 129-137. Бент М.И. "Вертер, мученик мятежный...". Челябинск, 1997. Берковский Н.Я. Театр Шиллера // Берковский Н.Я. Статьти о литературе. М.; Л.,

1962. С. 131-203.

Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977. С. 200-253.

Зверев A.M. Жизнь и поэзия Блейка // Блейк В. Стихи. М., 1978. С. 5-32.

Золотое перо. Немецкая, австрийская, швейцарская поэззия в русских переводах/

Сост. и вступ. ст. ГИ. Ратгауза. М., 1974. С. 5-55. Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. М., 1992. С. 100-142.

Михайлов А.В. Языки культуры. М., 1997. С. 564-654. Оруэлл Дж. Политика против литературы. Взгляд на "Путешествия Гулливера" //

Оруэлл Дж. "1984" и эссе разных лет. М., 1989. С. 286-302.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература XVIII века. Ключи к темам icon««Лёгкая» поэзия во Франции и России»
В двадцатых годах XVIII века в период кризиса абсолютизма во Франции появляется рококо — стиль, получивший развитие в европейских...

Литература XVIII века. Ключи к темам iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...

Литература XVIII века. Ключи к темам iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...

Литература XVIII века. Ключи к темам iconКонтрольная работа по культурологии на тему «Культура России XVIII века»
Литература 18 века. Оформление жанров и стилей. Классицизм и сентиментализм

Литература XVIII века. Ключи к темам iconПрограмма вступительного испытания в аспирантуру по направлению 45....
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...

Литература XVIII века. Ключи к темам iconЛитература XVIII века Русская литература XIX века
«Читаем, думаем, спорим Дидактические материалы по литературе. 9 класс» тех же авторов, «Российской школьной хрестоматией. 9 класс»...

Литература XVIII века. Ключи к темам iconПрограмма дисциплины История русской литературы. Ч. I. Русская литература...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....

Литература XVIII века. Ключи к темам iconЛосев А. Ф. Античная литература: Учебник для высшей школы / Под ред...
Русская литература XVIII века. 1700-1775. Хрестоматия / Сост. В. А. Западов. М., 1979

Литература XVIII века. Ключи к темам iconЛитература и история
Классическая литература вплоть до середины XVIII века жила сюжетами истории. «Преданья древности исполнены красот. Сама поэзия там...

Литература XVIII века. Ключи к темам iconПрограмма курса «история русской литературы» (Х х1Х вв.) Автор ст...
Х1Х в. В нем освещаются древнерусская литература (X xvii вв.), литература XVIII века, основное внимание уделено русской литературе...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница