Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 2 Русский язык: лексика, фонетика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700.




Скачать 463.98 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 2 Русский язык: лексика, фонетика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700.
страница1/4
Дата публикации26.08.2013
Размер463.98 Kb.
ТипМетодические рекомендации
www.lit-yaz.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Методические рекомендации по изучению дисциплины Б3.Б.2 Русский язык: лексика, фонетика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700.62 Филология, профиль Отечественная филология: русский язык и литература
2. Автор программы: Шевченко Н.А., к.филол.н., доцент кафедры русской филологии

4. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Русский язык: лексика, фонетика» - являются формирование у студента фундаментальных знаний о современном русском литературном языке в области лексики и фонетики и на этой основе воспитание языковой личности, владеющей богатствами родного языка и бережно относящейся к ним.
^ 5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Русский язык: лексика, фонетика», как и другие дисциплины, входящие в профессиональный цикл, дает теоретическую базу для студента-филолога, позволяющую анализировать единицы языка, применять знания в области теории русского языка на практике, в научно-исследовательской деятельности.
^ 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
ОК-2: владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке.

ПК-1: способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии.

ПК-5: способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: 1) законы и нормы современного русского литературного языка, действующие на лексическом и фонетическом уровнях;

2) структурно-семантические и функциональные характеристики фонетических и лексических единиц;

3) особенности русской языковой картины мира;

4) имена выдающихся русистов и основные направления их деятельности.

Уметь: 1) использовать теоретические знания в собственной речевой практике и лингвистическом анализе текста;

2) выполнять лингвистический анализ языковых единиц (лексических и фонетических);

3) ориентироваться в справочной литературе по русистике, словарях всех типов;

4) говорить и писать на родном языке правильно, точно, выразительно, свободно выбирая и используя языковые средства с учетом сферы общения.

Владеть: 1) понятийным аппаратом дисциплины в его развитии и проблематике;

2) методиками анализа лексических и фонетических единиц; 3) принципами выбора слова и лексической сочетаемости, 4) нормами русского литературного языка.

^ 7. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет ______6______ зачетных единиц
(из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов);

______216________ часов.

№ п/п

Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость в

часах/ЗЕТ

Всего аудит.

Часов в интеракт.форме. (из ауд.)

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часы на СРС

. (для дисц-н с экзаменом, включая часы на экзамен)*


1.

032700.62 Филология

Профиль Отечественная филология: русский язык и литература, очная форма обучения

1

1,2

216/ 6

102

22

42

60

-

114

экзамен


^ 8. Содержание дисциплины
Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часов на СРС

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часов на СРС

1.

Лексика

48 / 10

20

28

-

55

/













1.1

Введение.

1

1

-

-

2
















1.2

Лексическая семантика

7 / 1

3

4

-

8
















1.3

Парадигматические отношения в лексике

8 / 1

4

4

-

8
















1.4

Лексика русского языка с точки зрения ее формирования

6 / 2

2

4

-

8
















1.5

Социально-функциональная характеристика русской лексики.

12 / 3

4

8

-

8
















1.6

Фразеология.

6 / 1

2

4

-

7
















1.7

Лексикография.

4 / 1

2

2

-

7
















1.8

Ономастика.

4 /1

2

2

-

7
















2.

Фонетика

54 / 12

22

32

-

59
















2.1

Общие вопросы фонетики.

2

2

-

-

4
















2.2

Звук как основная фонетическая единица.

12 / 4

4

8

-

10
















2.3

Слог.

4 / 1

2

2

-

5
















2.4

Ударение и интонация.

6 / 2

2

4

-

5
















2.5

Фонология.

4 / -

2

2

-

5
















2.6

Фонетические чередования звуков русского языка.

12 / 2

4

8

-

10
















2.7

Состав фонем современного русского литературного языка.

8 / 1

4

4

-

10
















2.8

Орфоэпия.

6 / 2

2

4

-

10

















9. Содержание разделов дисциплины


1. Лексика.

1.1. Введение. Русский язык как предмет научного изучения и учебная дисциплина.

Предмет и задачи лексикологии. Слово как основная номинативная единица языка. Лексико-фразеологическая система.

^ 1.2. Лексическая семантика. Аспекты лексического значения слова. Внутренняя форма слова и ее виды. Семный состав лексического значения. Типология лексических значений.

Лексическая моно- и полисемия. Проблема тождества слова. Семантическая структура полисеманта. Значения основные и производные, свободные и несвободные (фразеологически связанные, лексически связанные, конструктивно обусловленные, синтаксически обусловленные), прямые и переносные (виды переносов). Лингвистическая интерпретация метафоры. Узуальные и окказиональные переносные словоупотребления.

^ 1.3. Парадигматические отношения в лексике. Парадигматические отношения слов по форме. Лексическая омонимия и смежные явления. Типы омонимов, проблема разграничения с полисемантами. Паронимы и парономазы. Словари омонимов и паронимов.

Проблема определения лексических синонимов. Гиперонимы и гипонимы. Синонимический ряд, типы синонимов. Эвфемизмы. Узуальные и окказиональные синонимы. Синонимия и полисемия. Словари синонимов.

Лексическая антонимия. Типы антонимов. Энантиосемия. Узуальная и окказиональная антонимия. Квазиантонимы. Антонимия, синонимия и полисемия. Словари антонимов.

^ 1.4. Лексика русского языка с точки зрения ее формирования. Этимологические словари. Исконно русские слова, их разновидности. Иноязычные слова, их отражение в словарях. Причины, источники, характер заимствования. Освоение иноязычных слов русским языком. Старославянизмы. Кальки и полукальки. Вопрос об отношении к заимствованиям.

^ 1.5. Социально-функциональная характеристика русской лексики. Проблема лексической коннотации. Функционально-стилевая характеристика лексики русского языка. Слова книжные (их разновидности), разговорные и просторечные, их отражение в словарях. Эмоционально-оценочные слова. Мелиоративная и пейоративная лексика, ее отражение в словарях.

Лексика с точки зрения сферы употребления. Корпоративная лексика, ее разновидности и отражение в словарях. Диалектизмы, их типы, лексикография. Жаргонная и арготическая лексика.

Активный и пассивный запас. Устаревшие слова, их разновидности и отражение в словарях. Неологизмы, окказионализмы, их разновидности и отражение в словарях.

1.6. Фразеология. Русская фразеология, ее кумулятивная функция. Проблема определения фразеологизма. Семантическая, структурная, генеалогическая классификации ФЕ. Системные связи и функциональные характеристики фразеологизмов. Фразеография.

1.7. Лексикография. Русская лексикография, ее история и проблематика. Типы словарей. Основные комплексные и аспектные словари русского языка.

1.8. Ономастика. Русская ономастика, ее предмет и задачи. Онимы и апеллятивы. Антропонимы и топонимы, их отражение в словарях.

2. Фонетика.

^ 2.1. Общие вопросы фонетики.

Предмет, задачи, разделы фонетики. Сегментные и суперсегментные единицы звуковой стороны языка. Три аспекта звуков речи (артикуляционный, акустический, социальный). Проблема информативности звука. Методы изучения произношения. Фонетическая транскрипция.

^ 2.2. Звук как основная фонетическая единица.

Три аспекта изучения звуков речи. Акустические свойства звуков. Гласные и согласные звуки. Артикуляционные характеристики гласных и согласных. Классификация гласных и согласных звуков.

2.3. Слог.

Слог как речевая единица, проблемы слогораздела. Основные теории слога. Типы слогов.

2.4. Ударение и интонация.

Ударение. Свойства русского словесного ударения. Клитики. Акцентные кривые. Акцентологические нормы и их отражение в словарях. Фразовое, синтагматическое, логическое, эмфатическое ударение.

Интонация. Основные типы интонационных конструкций. Функции интонации. Интонация и пунктуация.

2.5. Фонология.

Функциональный аспект звуков речи. Понятие фонемы и системы фонем. Московская, Петербургская, Пражская фонологические школы. Фонематическая транскрипция. Сильные и слабые позиции фонем.

^ 2.6. Фонетические чередования звуков русского языка.

Чередования гласных звуков. Чередования согласных звуков.

2.7. Состав фонем современного русского литературного языка.

Состав и система гласных фонем современного русского литературного языка. Спорные вопросы русского вокализма. Состав и система согласных фонем современного русского литературного языка.

2.8. Орфоэпия.

Значение орфоэпии. Виды произносительных норм. Причины отступлений от литературного произношения. Варианты литературных произносительных норм. Сведения из истории русской орфоэпии. Орфоэпические словари.
^ 10. Темы для самостоятельного изучения

1. Лексика

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Форма самостоятельной работы

Кол-во

часов

Форма

контроля выполнения самостоятельной работы

1

Лингвистические основы изучения лексического значения в средней школе

Конспекты статей, анализ школьных учебников *Шипицына Г.М. Компонентный анализ при повторении лексики // РЯШ.1999. №4.

Полянских Н.Н. Учимся видеть метафору// РЯШ.2000.№2 и др.

6

Дискуссия на ПР (коллоквиум)

2

Синонимы, антонимы

Работа со словарями, составление заданий с использованием синонимов и антонимов для школьников.

6

Проверка на зачете

3

Иноязычные слова с точки зрения культуры речи

Подготовка выступления в роли защитника или противника заимствований (рабочие записи, раз-

работка творческих заданий, в том числе с элементами театрализации).

6

Ролевая игра на ПР

4

Слова ограниченной сферы употребления

Профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы

в текстах разных жанров (подбор примеров)

6

Проверка на ПР

5

Лексика пассивного запаса

Устаревшая и новая лексика

в текстах разных жанров (подбор примеров)

6

Проверка на ПР

6

Фразеология

Составление заданий для школьников.

8

Проверка на зачете.

7

Великие русские лексикографы

Реферат

6

Защита реферата

8

Топонимика Кольского Севера

Подбор дидактического материала для занятий со школьниками по справочникам*

* А.А.Минкин. Топонимы Мурмана. Мурманск,1976

С.В. Попов. Названия студеных берегов. Мурманск, 1990.

6

Выступления на семинаре


2. Фонетика

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Форма самостоятельной работы

Кол-во

часов

Форма

контроля выполнения самостоятельной работы

1

Информативность звука

Рабочие записи по статьям и книгам. Гальперин И.Р. Информативность единиц языка. М., 1979. С.6-40.

Голуб И.Б. Символика звуков // РР.1980.№6.

Журавлев А.П. Звук и смысл. М., 1991.

Панов М.В. СРЯ. Фонетика. М.,1979. С. 235 и далее

8

Дискуссия на ПЗ

2

Лингвистические основы изучения фонетики в средней школе

Конспекты статей Львов В.В. Как изучать фонетику в средней школе?// РЯШ. 1993.№2.

Жедек Н.С. Специфика фонетических знаний и методы обучения фонетике // РЯШ. 1982. №5.

Постникова И.И. и др. Фонетика - это интересно. М.,1992. С.8-22, 36-56.

Львов В.В. Орфоэпия на уроках литературы // РЯШ. 1985. № 5.

8

Сообщение на ПЗ

3

-










4

Русская просодия в синхронии и диахронии.

Реферат

8

Защита рефератов

5

Научная деятельность русских фонетистов.

Рефераты

8

Защита рефератов

6

Чередования фонетические и исторические.

Подбор примеров, выполнение упражнений.

7

Проверка заданий

7

Спорные вопросы состава фонем в СРЛЯ.

Подготовка к ролевой игре

Аргументация фонемности отдельных звучаний с опорой на справочную литературу

Шанский Н.М., Иванов В.В. СРЯ.Ч.1, с.156-157.

Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., 1970. С.78-86.

Панов М.В. СРЯ. Фонетика. М.,1979.С. 142-144.

Русская грамматика. Т.1.М.,1980.С. 76-79.

8

Ролевая игра на ПЗ

8

Орфоэпические нормы

Рабочие записи по книге Р. И. Аванесова «Русское литературное произношение»
Работа со словарями.

8

Проверка конспектов, записей.


^ 11. Образовательные технологии лекционно-семинарско-зачетная система, проблемное обучение, исследовательские методы, технология сотрудничества
Интерактивные формы занятий:


№ раздела (темы)

Формы

1. Лексика

Дискуссия, работа в группах, тренинг, интервью, ролевая игра

2. Фоне

тика

Ролевая игра, работа в группах, тренинг.


12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
^ ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ

Практические занятия 1-2.

Тема: Лексическое значение слова

План:

  1. Аспекты лексического значения.

  2. Внутренняя форма слова, ее разновидности. Явления народной и поэтической этимологии.

  3. Метод компонентного анализа лексического значения. Иерархия сем.

  4. Свободные и несвободные значения слов.

  5. Прямое и переносное значение. Виды переносов.

  6. Однозначные и многозначные слова. Семантическая структура многозначного слова.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выполнить рабочие записи статей В.В. Виноградова.

  2. Составить терминологический словник по теме, подобрать самостоятельно иллюстрации к каждому термину.

  3. Выполнить компонентный анализ лексических значений слов СЛОВЕСНИК, МЕТАФОРА.

Литература:

Основная

Валгина Н. С. Современный русский язык: ученик для студ. вузов, обуч. по филолог. направл. и спец. / Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И.; под ред. Н. С. Валгиной. – М.: Логос, 2008.

Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. – Ч. 1. – М., 2006.

дополнительная

  1. Виноградов В.В. Основные типы лексического значения слова // Лексикология и лексикография. М., 1977.

  2. Васильев Л.М. Современная лексическая семантика. М., 1990.

  3. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. М., 1977.



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 2 Русский язык: лексика, фонетика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской литературы: часть 2 для студентов, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 2 Русский язык: лексика, фонетика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 2 Русский язык: лексика, фонетика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 14 История русской...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 14 История русской литературы: часть 1 для студентов, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 2 Русский язык: лексика, фонетика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика обучения русскому языку и литературе для студентов, обучающихся...

Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 2 Русский язык: лексика, фонетика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Диахроническое...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Диахроническое комментирование на уроках русского языка для студентов,...

Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 2 Русский язык: лексика, фонетика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Лингвометодические...
Методические рекомендации по изучению дисциплины фтд. 6 Лингвометодические аспекты преподавания рки для студентов, обучающихся по...

Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 2 Русский язык: лексика, фонетика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 6 Литературное...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 6 Литературное краеведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки...

Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 2 Русский язык: лексика, фонетика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Литература...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В 1 Литература и театр для студентов, обучающихся по направлению подготовки...

Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 2 Русский язык: лексика, фонетика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература: Русская литература XX в для студентов, обучающихся...

Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 2 Русский язык: лексика, фонетика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). 2 История...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). 2 История русской литературной критики для студентов, обучающихся по направлению...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница