Сигачёв александр Александрович миниатюры литературы. Миниатюрное искусство




НазваниеСигачёв александр Александрович миниатюры литературы. Миниатюрное искусство
страница1/14
Дата публикации23.08.2013
Размер1.55 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
СИГАЧЁВ Александр Александрович

МИНИАТЮРЫ ЛИТЕРАТУРЫ. Миниатюрное искусство.
Миниатюра (франц. miniature, итал. Miniature, лат. minium — киноварь, сурик, которыми в древности расцвечивались рукописные книги, маленькие, поясняюшие текст или украшающие страницы цветные иллюстрации в старинных рукописях или книгах, названные так по латинскому названию краски к и н о в а р ь, которую использовали художники для этих иллюстраций).

Книжные миниатюры известны уже в древнем Египте («Книга мёртвых») эпохи нового царства с рисунками пером и плоскостной живописью непрозрачными красками на папирусных свитках и в кодексах на пергаменте.

Миниатюра в литературе, это жанр «малых форм»; небольшие по размеру произведения - короткий рассказ, короткая пьеса, водевиль, интермедия, разговорная, хореографическая или музыкальная, эстрадная или клоунская сценка. На литературной миниатюре строится репертуар специальных театров миниатюр. Миниатюрами называют также очерки, рассказы, пьески небольшого размера.

Существуют театры миниатюр, в которых ставятся маленькие, обычно одноактные пьески – миниатюры. Классификация миниатюры затруднительна. Одни считают миниатюру стихотворением в прозе, другие - маленьким рассказом.
В настоящее время чётко наметилось возрождение миниатюры, это обусловлено ускорением темп жизни, так что нашим современникам всё меньше остаётся времени на прочтение объёмистых книг. Наметилась чёткая тенденция к краткости, к рекламности сюжетов; становятся, всё более востребованы краткие формы литературных произведений (миниатюр). Быстрая смена эпизодов в сюжете, характерная особенность современной художественной литературы.


И.С. Тургенев считается основателем литературно-художественного жанра миниатюры, с выходом в свет его произведений "Стихотворениями в прозе". Стихотворений в прозе" продолжили В.Гаршин, И.Анненский. Коротким, миниатюрным рассказам придавали большое значение К.К. Случевский, И. Бунин, В.Короленко, А.Куприн, В. Шукшин

Главным признакам миниатюры в литературе, является малый объем произведения, котором сконцентрировано изображению действительности без традиционных «завязок» в сюжете. В жанре миниатюры с наибольшей полнотой раскрывается мастерство писателя, развитое чувство тонкой филиграни экспрессивного развития сюжета, умение в малом по объёму произведении, выразить значительное содержание.

^ I. МИНИАТЮРЫ С НАТУРЫ

НЕРАЗМЕННАЯ МОНЕТА
Я не гневаюсь на своих обидчиков, так как в моём кошельке не водится таких монет. Я могу тратить только те монеты, что имею -Любовь.
^ СЛУГА И ХОЗЯИН
- О чём ты плачешь?

- Я потерял своего хозяина, и вот теперь безутешный плачу...

- Стань моим слугой, и перестань плакать.

- Слугой я могу стать, но ты не сможешь стать моим хозяином.
^ ПРЕКРАСНАЯ КОЗОЧКА
Продавец, расхваливая свою паршивую козу, время от времени помещал её в свой волшебный ящик, и доставал оттуда прекрасную козочку, которая через некоторое время снова становилась паршивой козой, и продавец вынужден был, вновь и вновь повторят своё чародейство с волшебным ящиком...

- Послушай, продавец, - обратился к нему покупатель, - помести в свой волшебный ящик мою жену, пусть она также превратиться в прекрасную козочку, хоть ненадолго...

- Никак не возможно, - ответил продавец, – сами видите, габариты не те...
^ РЕВНИВАЯ ЛУНА
Луна обиделась на Солнце, что оно с утра затмевает её сиятельство, и она сказала в сердцах: «Пусть Солнце скроется и больше не показывается никому на глаза...»

- А как же ты будешь сиять без солнечного света? – спросила Венера.

- Это Солнце сияет от моего света, - сказала Луна и затуманилась тучами...
^ ПРОЗРЕВШИЙ МИЛЛИАРДЕР
В последние минуты своей жизни миллиардер произнёс слабым голосом: «Люди, не растеряйте свою жизнь. Я не сумел купить даже один час дополнительной жизни за тридцать миллиардов долларов.
^ КАПЛЯ И РУЧЕЙ
Скромную, тихую дождевую каплю приняла в свою обитель морская раковина, и капля превратилась в драгоценную жемчужину, тогда как ручей болтал, болтал да с тем так и остался болтать без умолку...
^ ДВА ТРОСТНИКА
Произрастали на берегу реки два тростника: один горький, другой – сахарный. Но вся сказка в том, что они находили общий язык... Тогда как нередко неразумные люди пытаются бодаться даже с твердолобыми баранами, рискую расшибить себе лоб...
^ ОСЛИНАЯ ДОЛЯ
Ослу одинаково, что таскать на своей спине: книги или камни... Когда вербуют ослов на принудительные работы. Лучше самому удалиться из этих мест, иначе могут указать и на тебя, как на достойного принуждения.
^ ПРИТЧА ОБ АЛЧНОМ ЦАРЕ
Алчный царь любил ездить по деревням и просил у селян приносить ему в дар по пол-яйца свежих, чтобы на следующий день забирать у крестьян куриц несушек.
^ ПРИТЧА О КУСКЕ ХЛЕБА
Нищий постучал в дверь дома на краю села. Хозяин открыл и сказал, что в доме никого нет.

- А мне никого и не надо, - ответил нищий. Мне нужен лишь кусок хлеба, до глоток воды, а то мне так есть хочется, что и переночевать негде...
^ ПРИТЧА О МУДРОМ МУЛЛЕ
- Вы учите нас тому, чего нельзя делать, - обратился к мудрому мулле прихожанин, - но почему же, Вы сами делаете то, чего нам делать нельзя?

- Я ещё раз готов повторить свои слова: делайте то, что Мулла говорит, но не делайте того, что Мулла делает... У погонщика и у верблюда могут быть разные цели, но идут они одной дорогой...
^ УЧЕБНИК ЦВЕТКА РОЗЫ
Учитель сказал своему ученику: «Сегодня ты должен мне прочесть весь учебник цветка розы...»

- А о бутоне цветка розы тоже мне следует прочесть сегодня? – спросил ученик, - но тут же, покраснел и удалился, когда учитель строго, молча, и с упрёком посмотрел на своего нерадивого ученика...
ПРИБАВКА
Один подчинённый долго ходил к своему непосредственному начальнику, выпрашивая у него прибавку к его зарплате. В конце концов, начальник не выдержал домогательств своего подчинённого и со словами: «Вот тебе моя прибавка!..» - плюнул ему в лицо.
^ II. МАЛЕНЬКИЕ РАССКАЗЫ И НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ.




Тысячу и одну ночь правил рукопись «Маленькие истории», и всё откладывал их печатанье на потом. Но однажды моих близнецов-болячек калит и гастрит, с которыми я давно ужился душа в душу, посетили ещё несколько совершенно очаровательные болячек. Бывало, я хоть в своей лачужке, в деревне Потапово, отдыхал, как Господь после сотворения мира, но теперь, и в своём маленьком раю стало мне всё – не слава Богу. Пошёл как-то дождь, кровля моей хижины прохудилась. Подставил я ведро, чтобы картошка в подполе не намокла, так верите или нет: так застучали капли по дну пустого ведра, что, Боже мой, хоть всех святых выноси... Нагнулся я, чтобы на дно ведра тряпку подложить да заглушить маленько эту «музыку», тут меня в сердце что-то толкнуло, в глазах потемнело, и словно иголочка стала с левой стороны груди, так что ни вдохнуть, не выдохнуть невозможно стало... «Что это со мной, в сам-то деле? – подумал я, - сердце у меня вроде в порядке было и вот такой сюрприз...»

- Переутомился ты, дружище, - сказал мне внутренний голос, - отдых тебе нужен, а то, чего доброго, может произойти самый последний случай в твоей жизни...

Ну, вот что, люди добрые, надо бросить всё и поехать в Пятигорск. Попью там минеральной водички, нервишки подлечу в радоновых ваннах, а там, глядишь, рукопись закончу править и дам ей вольную...

Так оно всё и вышло. Вот и книжицу эту, держу у себя в руках, и говорю вам, дорогие мои слушатели: «Располагайтесь в моей светлице поудобнее, будьте здесь, как у себя дома. Наливайте душистый чай, угощайтесь калачами, кренделями и бубликами, послушайте мои маленькие рассказы и невыдуманные истории и будьте счастливы...»

МЕДАЛЬ
Забежал ко мне на минутку мой сосед Валентин Верёвкин. Радостный такой заскочил ко мне: рот до ушей, хоть завязочки пришей, а в глазах – чёртики бегают. Запыхался он бедолага так, что слова сказать не может. Сунул мне под нос какую-то справку и говорит: «Гляди, Алексаныч, чаво мне учёные, ущучили; вон какую бумаженцию пропечатали! За такую вещь, хоть всё с себя сними и отдай и то мало будет... На ВДНХ меня вызывают, награждать будут мою персону, грозятся медаль вручить. Вот ведь, подлецы, чего надумали! Одного я никак понять не могу. За что они грозятся мне медаль-то всучить? Неужели за то, что я на своём трахтуре карасин сберёг? Я вместо одного квартала, почти полгода на нём куролесил!..

Я вот зачем заскочил к тебе, Алексаныч, ты, пожалуй, передай моей Любке, кобре моей, скажи ей, что так, мол, и так – Валентин твой на ВДНХ метнул - за наградой. Да вот ещё что скажи ты ей, зебре моей, я там у неё денег маленько приватизировал, так пусть она шибко-то не ерепенится. Я вскорости поеду на шабашку, и всё ей до копейки верну. Ну, пока, Алексаныч. Я, пожалуй, погоню на вокзал, а то на электричку опоздаю; ты только не забудь передать моей пантере, о чём я тебя попросил. А то у неё такая мода заведена: чуть что, так она меня по моргам рыщет. Ну, бывай, старик, я поковылял...

После этих слов он метнулся из моей избы, подобно щуке, выпущенной в прорубь... Вечером я увидел Любу, жену Валентина Верёвкина и передал ей его просьбу.

- Слава тебе, Господи, - воскликнула Люба, - я хоть несколько дней отдохну от него, окаянного; какое там к шутам ВДНХ, продолжала она, - ведь это письмо я сама ему напечатала на машинке, и печать в конце письмо железным рублём поставила. Деньги ему, паразиту, на дорогу специально на видное место положила, пусть только быстрее катится куда подальше. Надоело мне изо дня в день видеть его пьяную физиономию. Ну, подумал бы своей забубённой головой: за что его медалью можно награждать? Разве за то, что прошлой весной он колхозный трактор потопил в пруду под пьяную лавочку!.. Вот где отрава жизни! Была бы моя воля, собрала бы я всех этих пьянчужек, и отправила бы их всех скопом на необитаемый остров, да заставила бы их там работать по полной программе. Я бы им, паразитам, не то что вина, но и воды пить по целой неделе не давала бы...

^ ЩУЧЬЕ САЛО
Ехали два приятеля на телеге: один – рыжий, другой – чёрный. Ехали они долго и молчали: каждый думал о чём-то своём. Захотелось рыжему попутчику поговорить, да не знал о чём начать. Увидел он на берегу реки рыбака и решил заговорить о рыбалке.

- Разве тут можно поймать хорошую рыбу? – начал рыжий свою беседу издалека, - вот, помниться, какую мне доводилось ловить рыбу. Поверишь ли ты мне или же нет: таких щук я вылавливал, бывало, что на пять пальцев одного только сала на ней было. Вот какую надо ловить рыбу. А теперь - это не ловля, а так – одно недоразумение...

- Ой, полегче, полегче под гору, черногривая, - крикнул на свою кобылу черноволосый сосед, - мы скоро подъедем к тому месту, на котором отрываются у тебя подковы и всякий раз бьют лгунов прямо по голове...

Рыжий сосед с опаской посмотрел на кобылу, намного помолчал, видимо о чём-то мучительно соображал, но вскоре заговорил снова.

- Вот, приятель, - обратился он снова к черноволосому попутчику, - какие щуки-то на свете бывают! Правду сказать, на пять пальцев сала у них почти никогда не было, но на три пальца, пожалуй, что и было наверняка... А что, приятель, скоро ли будет то место, где у твоей кобылы подковы отрываются?

- Да вот уж неподалёку...

- Знаешь что, друг, - сказал рыжий, - положив свою руку на плечо чёрноволосому попутчику, - если сказать тебе по совести, то в моих щуках ни капли жиру-то не было, сам знаешь, какое может быть у щук сало, она, ведь не сможет тогда, как ей положено по природе, карасей ловить. Но вот зубы у щук острые, это точно!.. Так, где же то место, где подковы-то у кобылы отрываются? – снова спросил рыжий попутчик...

- Это место растопилось точно так же, как твоё щучье сало, - ответил черноволосый ямщик.
^ РАССКАЗ ВОСКРЕСШЕЙ
Плохо мне стало, совсем худо. Одного глотка воздуха дыхнуть и на то не стало сил хватать. Где-то дохну; да и то не на всю грудь, а то стал вдох поперёк груди: ни туда, ни сюда. В глазах потемнело: ни губами, ни пальцами не могу пошевелить, ни бровью повести, чую: вот уж и сердце похолонуло и не бьётся. Просто лежу, вовсе не дышу. «Вот она, какая смерть-то бывает, - подумалось мне, - и всё... и умерла!..»

И вот лежу я и думаю себе (на думу-то ещё сил моих хватало): «Где же это я – на том или на этом свете?..» Слышу: люди забегали, загалдели, запричитали, а я лежу, как каменная. Вот уже мне и руки на груди складывают, и обмывать собираются, - что же это, и вправду, неужто, так люди умирают?!

И вдруг, будто что-то оторвалось во мне: словно камень от сердца отвалился, и стала я подниматься, и вырвался вдох из уст моих, и ожило сердце, и очи отворились, и наступила перемена в состоянии души, что было, постыло, то стало мило...
КОМПАС
Вертолёт с геологической экспедицией приземлился в тундре, неподалёку от чума, в котором жила семья чукчи. Хозяин чума Ананга предложил гостям ночлег: «Заночуете у меня, очень хорошо. У меня ни комар, ни мошка – не летай!.. У меня в чуме костёр жарко горит, дымом в дирку идёт. Комар и мошка – улетай!.. Мы оленятину кушать будем, говорить допоздна будем...

После ужина и долгих разговоров геологи улеглись спать. Неожиданно, среди ночи, к руководителю экспедиции Николаю Монину тихо приблизился хозяин чума и, низко склонившись над ним, прошептал ему на самое ухо: «Уже спишь, или нет?»

- Нет ещё, - так же тихо на ухо чукче прошептал Монин.

- Моя видит, что твоя, шибко разумной была. Мало-мало ошибку не давала, когда к нам, в тундру прилетала... Хочу спросить совета: у меня три сына уже большие, но ума у них ещё мало. Один из них, взял у меня ружьё и патроны. Хорошее у меня ружьё было. А теперь не стало. Что я стану делать без ружья в тундре? Очень плохо. Чукча не может без ружья быть... Я точно знаю какой сын взял моё ружьё и припрятал в тундре, но как мне это доказать ему можно? Не можешь ли что придумать что-нибудь, а? Пусть он вернёт мне моё ружьё. Оно не доведёт его до добра. Мал он ещё. Ружьё – не игрушка. Беда может прийти в наше жилище. Ананга волнуется; помогай, выручай!..

- Хорошо, хорошо, - ответил Монин, - ложись спать, а утром мы что-нибудь придумаем...

_ Знай, однако, - в заключении сказал Ананга, - ружьё моё взял мой младший сын Бурдан, у него шрам во весь лоб...

- Наутро Монин объяснил собравшимся четырём сыновьям Ананги, что у него есть волшебная указка, вот она и укажет без ошибки на того, кто взял отцовское ружьё. После этих слов, он усадил братьев за стол, при этом Бурдана усадил на северной стороне стола. Достал из своего кармана компас и произнёс такие слова заклинания: «Синус, косинус, - помогай!.. Гипотенуза и катет, - выручай! Биссектриса и медиана, - определяй!.. Тангенс, котангенс – указывай, кто из сыновей взял у отца ружьё – показывай!..» Он с силой покрутил магнитную стрелку. Пока стрелка вращалась, братья дружно крутили своими головами, пока стрелка не остановилась, указывая своим красным концом, на Бурдана. Виновник залился краской. Удивление его было столь велико, что он с силой стукнул себя кулаком по лбу, но тут же, спохватился и заупрямился: «Кто может поверить этому маленькому красному шайтану, этой красной большой блохе?! Она сейчас указала на меня, потом укажет на другого. Крути снова свою стрелку-указку!.. Когда стрелка закрутилась, братья снова вдохнули воздух и не дышали до тех пор, пока она не остановилась, как и прежде, указывая на Бурдана. Он вскочил из-за стола, как ужаленный и выскочил из чума. Вскоре он вернулся с ружьём в руках и, протягивая его отцу, сказал: «Прости, отец!» После этого, он обратился к Монину и спросил, указывая на компас: «Как это называется?»

- Это компас, - ответил ему начальник экспедиции.

- Подари мне компас, а я подарю тебе любимого волчонка...

- Вот тебе компас, сказал в ответ Монин, - а волчонка оставь себе, ведь он твой друг, а друзей никому не дарят...
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сигачёв александр Александрович миниатюры литературы. Миниатюрное искусство iconСигачёв александр Александрович языческий народный театр. Театральное искусство Древней Руси
«Пахомушка». Подобные действа послужили у всех народов основой для дальнейшего развития народного театра и драмы

Сигачёв александр Александрович миниатюры литературы. Миниатюрное искусство iconСигачёв александр Александрович баллады. Из цикла «Песенное искусство»
Баллада стала любимым жанром поэзии сентиментализма, романтизма, а также получило широкое развитие героическая и героико-эпическая...

Сигачёв александр Александрович миниатюры литературы. Миниатюрное искусство iconСигачёв александр Александрович поэтическое искусство. Маленькие поэмы
Поэмы повествовали о жизни и подвигах легендарных героев или богов; в этих образах, созданных народной фантазией, отразились великие...

Сигачёв александр Александрович миниатюры литературы. Миниатюрное искусство iconСигачёв александр Александрович пифагор (Научно-популярный очерк)
Пифагора. Материал статьи собирался по крупицам уцелевших античных свидетельств основных идей пифагорейского учения по математике,...

Сигачёв александр Александрович миниатюры литературы. Миниатюрное искусство iconСигачёв александр Александрович гримасы маленьких комедий «Из серии «Зрелищные искусства»
Но чаще всего понятие комическое определяли формально, видя её в несоответствии (между действием и результатом), а также в неожиданности....

Сигачёв александр Александрович миниатюры литературы. Миниатюрное искусство iconСигачёв александр Александрович русь певчая и авторская песня
России профессиональная певческая культура. Обратим внимание на такой важный фактор: русские композиторы-классики постоянно собирали...

Сигачёв александр Александрович миниатюры литературы. Миниатюрное искусство iconСигачёв александр Александрович расказачивание. Истребление казачьих песен
«Песен казачьего календаря». В данной статье освещены все периоды казачьего рассеяния и современное состояние казачьей эмиграции....

Сигачёв александр Александрович миниатюры литературы. Миниатюрное искусство icon7slov com Александр Александрович Блок
Отец Блока, Александр Львович, был юристом, профессором права Варшавского университета

Сигачёв александр Александрович миниатюры литературы. Миниатюрное искусство icon Александр Александрович Блок родился 16 (28) ноября 1880 года в Петербурге
Отец Блока, Александр Львович, был юристом, профессором права Варшавского университета

Сигачёв александр Александрович миниатюры литературы. Миниатюрное искусство iconКоллекция миниатюрных книг
Миниатюры кашмирских рукописей [Текст] / А. Адамова, Т. Грек. Спб. Искусство-спб, 1994. 351 с ил на русском и английском языках....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница