Урок обобщающего повторения по теме «имя прилагательное»




Скачать 61.83 Kb.
НазваниеУрок обобщающего повторения по теме «имя прилагательное»
Дата публикации17.08.2013
Размер61.83 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
УРОК ОБОБЩАЮЩЕГО ПОВТОРЕНИЯ ПО ТЕМЕ

«ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ».

Цель: систематизация и обобщение знаний о прилагательном;

уровень сформированности практических умений и навыков.

Задачи.

Учебные:

1) обобщить сведения о роли прилагательных в речи;

2) закрепить умения правильного написания прилагательных;

3) закрепить умение определять синтаксическую функцию прилагательных.

Развивающие:

  1. Развитие речи, внимания, памяти;

  2. развитие творческих способностей учащихся;

  3. развитие способности наблюдать, делать выводы.

Воспитательные:

  1. прививать любовь к родному языку;

  2. прививать интерес к изучению русского языка.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Используемые методы: методы эмоционального стимулирования, беседа, сочетание словесных и наглядных методов, репродуктивные методы, самостоятельная работа, методы письменного контроля, самоконтроля.

уровень сформированности практических умений и навыков.

^ ХОД УРОКА.

1. Организация начала занятия: сообщение темы, цели, задач урока.

Эпиграф:

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным,

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным.

- Какая часть речи нужна, чтобы рассказать об удивительном и разном?

- Как рассказали об этой части речи в домашнем сочинении об имени прилагательном?

2. ^ Проверка д/з: сочинение –миниатюра о прилагательном.

Цель: умение писать сочинение на заданную тему (что нового узнали об имени прилагательном в 6 классе).

Учащиеся читают выдержки из домашних сочинений. (См. «Приложение»)

3. ^ Работа с поэтическим текстом.

Цель: закрепление знаний о значении имени прилагательного в речи.

- Уберем из четверостишия М.Ю.Лермонтова прилагательные

Белеет парус ОДИНОКИЙ,

В тумане моря ГОЛУБОМ

Что ищет он в краю ДАЛЕКОМ

Что кинул он в краю РОДНОМ

- Что получилось?

(Не увидели образ одинокого странника.)

-Какие слова помогли поэту создать образ одинокого странника?

(одинокий, далеком, родном)

- А какой литературный прием здесь используется?

(ИНВЕРСИЯ – отступление от обычного , принятого порядка в предложении как средство особой выразительности)

Вывод: прилагательные делают нашу речь выразительнее, эмоциональнее, красочнее; помогают более точно выразить мысли и чувства. «Наша жизнь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской».

^ 4. Устный опрос.

Цель: выявить и закрепить знания теоретического материала по теме.

-Что нового узнали, изучая морфологические особенности прилагательного?

(По значению и форме прилагательные делятся на три разряда).

-Особенности качественных прилагательных?

(Качественные прилагательные имеют степени сравнения).

Упражнение на закрепление материала (устно).

Задание: распределить прилагательные по разрядам.

Учащимся выдаются карточки: красная –качественные,желтая – относительные, зеленая – притяжательные. Учитель называет прилагательное, учащийся поднимает карточку, соответствующую разряду прилагательного.

Русский, великий, могучий, дядин, правдивый, прекрасный, июльский, утренний, бурый, верхний, низкий, июльский, дедушкин, овсяный, черепаший, мягкий, громадный, гусиный.
5. ^ Синтаксический разбор предложения.

Цель: закрепление знаний морфологического разбора прилагательного.

В сильный (3) мороз весело трещат в печи березовые дрова (4).

6. ^ Орфографическая ромашка.

Цель: закрепить умения правильного написания прилагательных.

Прилагательные нужно не только уметь употреблять в речи, находить в тексте, но и правильно писать. С какими орфограммами мы познакомились, изучая прилагательное?

Сформулировать каждое правило.

- НЕ с прилагательными;

- О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательными;

- Н и НН в прилагательными;

- суффиксы К и СК;

- дефисное и слитное написание прилагательными.

^ Тестовые задания на изученные орфограммы. Из сборника тестовых заданий (стр 40).

1. НЕ с прилагательными.

В каком предложении частица НЕ пишется раздельно?

1) Впереди показалась (НЕ)большая деревушка.

2) Утро оказалось НЕ(удачное)

3) Озеро (НЕ)глубокое, но холодное.

4) Важность этих вопросов далеко (НЕ)одинакова.

2. О-Е после шипящих.

К каком слове пишется буква О?

1) ж…лудевый

2) холщ…вый

3) плач…м

4) глянц..вый

3. Н и НН в прилагательными.

В какой строке все слова пишутся с НН?

1) бритве…ый, цели…ый, комари…ый;

2) безукоризне…ый, костя…ой, лимо…ый;

3) бездо…ый, авиацио…ый, торжестве…ый;

4) песча…ый, отечестве…ый, карма…ый.

4. Суффиксы К и СК.

В какой строке все слова пишутся с с суффиксом –СК-?

1) кузнец…ий, прус…ий, кавказ…ий;

2) дерз…ий, кутаис…ий, Спас…ая (башня);

3) словац…ий, арзамас…ий, бухарес…ий;

4) черкес…Ий, матрос…ий, журналист…ий.

5. Дефисное и слитное написание прилагательными.

Какое слово пишется через дефис?

1) бледно(лицый)

2) лево(бережный)

3) широко(плечий)

4) журнально(газетный)
7. ^ Диктант « Проверь себя» (с последующей самопроверкой).

Цель: уровень сформированности практических умений и навыков.

Учащиеся пишут текст под диктовку, затем сверяют написанное с текстом на карточке, исправляют ошибки.

Было раннее туманное утро. Над деревней раздавались петушиные крики. Мы отправились на рыбалку. Дорога шла равнинной местностью. Мы расположились на песчаном берегу небольшого озера.

Солнце взошло, и на растениях заблестела роса. Ее капельки переливались, как бусинки. Легкий ветерок коснулся серебряной глади озера. В прибрежных кустах завозились утки.
^ 8. Итоговый тест по теме «Имя прилагательное».

Цель: контроль за уровнем знаний учащихся по теме.

А.Б.Малюшкин «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 6 класс». Творческий центр, Москва 2009 (стр.34-37). Всего 18 заданий.
^ 9.Итоги урока.


Предмет

Дата контроля

Форма контроля

Класс

Всего писали

Оценки

% успев

% неуспев.

% на «5» и «4»

«5»

«4»

«3»

«2»

Русский язык

28.01.11

тест



18

3

10

5

0

100

72

31

^ 10. Домашнее задание: упр. № 342.


Приложение №1.
Выдержки из домашнего сочинения.

Признак предмета обозначает,

На вопросы Какой? Чей? отвечает.

По родам, падежам, числам изменяется,

В качестве определения и сказуемого встречается.

С приставкой НЕ синоним подбирается,

Частица НЕ в союзе А нуждается,

^ НИЧУТЬ. НИСКОЛЬКО, ВОВСЕ, ДАЛЕКО

С частицей НЕ запомнить нам легко.

В ежОвых рукавицах держал учитель нас

И требовал запомнить все правила тотчас.

Про О под удареньем, двойную букву Н…

Но двойку ярко-красную в дневник поставят всем

(Кирпичникова М 6Б)
«Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее, выражают отношение к предметам, о которых говорится:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлю поляной.

(Титова Екатерина)

«Каждая часть речи имеет свои особенности. С помощью прилагательного мы можем многое узнать о предмете: какого он цвета, размера, чей он, и многое другое. Прилагательное всегда связано с именем существительным, потому и имеет такие же признаки…»

(Зызник Никита)

«У известного писателя 18 века Д.И.Фонвизина есть замечательное произведение - комедия «Недоросль».

Митрофанушка, главный герой комедии, изучал русскую словесность. На вопрос что такое прилагательное он ответил следующее: «Имя прилагательное – это дверь, потому что она прилагается к дверному проему».

В его словах есть доля правды. Имя прилагательное всегда связано с именем существительным по смыслу и грамматически».

(Аладина Елизавета)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок обобщающего повторения по теме «имя прилагательное» iconУрок по теме: «Имя прилагательное. Вопросы к имени прилагательному»
Название работы: Урок по теме: «Имя прилагательное. Вопросы к имени прилагательному»

Урок обобщающего повторения по теме «имя прилагательное» iconДокладывают о готовности к уроку. 1в: «Быть должны у нас в порядке ручки, книжки и тетрадки». 2в
Учитель: Сегодня мы с вами закрепили наши знания по теме «Имя прилагательное». (Слайд №1 тема урока ) Посмотрим, над чем надо ещё...

Урок обобщающего повторения по теме «имя прилагательное» iconУрок по русскому языку в 6-м классе по теме Имя прилагательное как часть речи
Открытый урок по русскому языку в 6-м классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Урок обобщающего повторения по теме «имя прилагательное» iconЗадачи: проверить знания уч-ся по теме «Имя прилагательное как часть речи»
Оборудование урока: мультивидеопроектор, видеофильм, карточки, тексты сказок; изображение сказочной героини, художницы Имя Прилагательное,...

Урок обобщающего повторения по теме «имя прилагательное» iconУрок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе...
Обучающая: актуализация теоретических знаний по теме «Имя существительное», формирование орфографического навыка и пунктуационной...

Урок обобщающего повторения по теме «имя прилагательное» iconУрок по теме «Имя прилагательное»
Воспитывать интерес к урокам русского языка; чувство гордости, патриотизма; создать

Урок обобщающего повторения по теме «имя прилагательное» iconУрок актуализации знаний и умений, урок повторения
Урок русского языка в 5 классе Имя существительное” (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

Урок обобщающего повторения по теме «имя прилагательное» iconОткрытый урок по английскому языку
Цель: проведение обобщающего повторения и контроля овладением английским алфавитом, исходным словарным запасом в игровой форме

Урок обобщающего повторения по теме «имя прилагательное» iconУрок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"
Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи

Урок обобщающего повторения по теме «имя прилагательное» iconУрок русского языка в 4 -ом классе Тема : Обобщение по теме «Имя прилагательное»
Литература : я познаю мир: Дет энцикл Русский язык/ Авт сост. В. В. Волина- м.: Ооо фирма Издательствоаст, 1998г



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница