Рабочая программа модуля дв4 «Язык. Социум. Культура»




Скачать 220.6 Kb.
НазваниеРабочая программа модуля дв4 «Язык. Социум. Культура»
Дата публикации08.08.2013
Размер220.6 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»

УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно-методической деятельности

__________Г. А. Папуткова

«__» _______20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ
Б3.ДВ4 «Язык. Социум. Культура»

Основы текстовой коммуникации

Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование

Профиль подготовки: ^ Русский язык и литература

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, 5 лет
Н. Новгород

2012 г.

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование», утвержденного 22 декабря 2009 г., номер государственной регистрации 788.

  2. Учебного плана по направлению 050100 «Педагогическое образование», профилю подготовки «Русский язык и литература», утвержденного «__» _____ 20__г.

  3. Примерной рабочей программы дисциплины.


Рабочая программа по дисциплине (модулю) «Основы текстовой коммуникации» принята на заседании кафедры русского языка, протокол № ___

от «___» ______________ 20___г.

Разработчик: доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка Н.Ю.Русова

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой русского языка

_________________/Н.Е.Петрова/

«____»_______________20__г.

СОГЛАСОВАНО

Зав. библиотекой «_______________»

_________________/Т.А.Ефимова/

«____»_______________20__г.


  1. ^ Цели и задачи дисциплины (модуля)


Целью освоения дисциплины (модуля) «Основы текстовой коммуникации» является формирование у студентов навыков и умений планирования, написания и редактуры креативного текста.

Задачи дисциплины:

- ориентировать студентов в методологических принципах и методических приемах планирования, развертывания и редактуры креативного текста публицистической направленности;

- познакомить студентов с основополагающими категориями практической журналистики;

- выработать у студентов умения выбирать тему креативного текста, планировать его, развертывать, редактировать и корректировать – в соответствии с поставленной прагматической коммуникативной задачей.
^ 2. Место дисциплины (модуля) в структуре ООП ВПО
Цикл, к которому относится дисциплина: дисциплина входит в модуль «Язык, социум, культура» (Б3 ДВ4).

Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина (модуль): «Русский язык и культура речи», «Филологический анализ текста», «Введение в филологию».

Дисциплины, для которых данная дисциплина (модуль) является предшествующей: «Теория и практика массовой информации» и «Связи с общественностью».
^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)
Процесс изучения дисциплины (модуля) направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:

- ОК-3 – способности понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

- ОПК-2 – способности использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

- ПК-2 – способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся.
В результате освоения данной дисциплины (модуля) студент должен:
Знать:

  • основы вербальной коммуникации, общенаучное значение категории «текст» и специфику креативного текста в сфере массовой информации;

  • систему стилей и жанров, функционирующих в сфере массовой информации;

  • методологию и методику построения креативного текста;

  • качества хорошего текста (ясность, точность, краткость, полнота, логичность);

  • русский риторический идеал в его историческом развитии.

Уметь:

  • выбирать тему собственного креативного текста, пользуясь матрицей сюжетных узлов;

  • составлять план-проспект креативного научного и публицистического текста;

  • подготавливать и развертывать тексты разных жанров;

  • осуществлять семантическую редактуру текста;

  • производить стилистическую редактуру и языковую корректуру текста.

Владеть навыками:

планирования, написания и редактуры креативного текста публицистической направленности.
^ 4. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы


Вид учебной работы

^ Всего зач.ед.

Всего

часов

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины

6

216

9,10



Аудиторные занятия

36+48=84

Лекции

12+16=28

Практические занятия,

семинары

24+32=56

Лабораторные работы

-

Занятия в активной

и интерактивной формах

28

Другие виды работ

-

Самостоятельная работа

32+92=124

Вид итогового контроля

зачеты (4+4=8 часов)



^ 5. Содержание дисциплины (модуля)

5.1. Тематический план

Раздел дисциплины

Количество часов

Итого

по разделам

дисциплины

Лекции

Практические занятия

Лабораторные работы

Другие виды работ

Самостоятельная работа

Раздел 1. ^ Вербальная коммуникация. Понятие текста. Аспекты прагматики текста.

2

2







4

8

Раздел 2. ^ Место СМИ в системе функциональных стилей и речевых жанров. Специфика общения в процессах массовой коммуникации.

6

4







16

26

2.1.Понятие функционального стиля. Система функциональных стилей русского языка. Понятие жанра.

2










4




2.2.СМИ и их основные функции. Типология современных СМИ.

2










2




2.3.Система российских СМИ.




2







4



2.4.Основные жанры СМИ: информация, репортаж, интервью, статья.

2










4





2.5.Функции общения через СМИ.




2







2




Раздел 3. Тема и цель текста. Жанр и сюжет.

4

8







20

32

3.1.Понятия темы и цели текста. Принципы выбора темы.

2

2







4




3.2.Способы конкретизации темы и цели текста.




2







4




3.3.Выбор названия текста.




2







4




3.4.Специфика информации, репортажа, интервью, статьи.

2










4




3.5.Сюжетная матрица. Способы оптимизации сюжетной структуры.




2







4




Раздел 4. Специфика подготовки текстов разных стилей и жанров.

6

16







28

50

4.1.Подбор материала и план-проспект.




2







4




4.2.Выстраивание плана-проспекта и его корректировка.




4







4




4.3.Приемы работы над информацией, репортажем, интервью, статьей.

2

4







8




4.4.Научные жанры: сообщение, доклад, курсовая и дипломная работы, статья.

2

2







4




4.5.Подготовка к написанию научного текста.




2







4




4.6.Логические ошибки построения текста и способы их корректировки.

2

2







4




Раздел 5. ^ Качества хорошего текста. Основы семантической и стилистической редактуры. Языковая корректура.

8

24







52

84

5.1.Ясность, точность, краткость, полнота и логичность текста.

2










4




5.2.Типы ошибок, нарушающих ясность.




2







4




5.3.Типы ошибок, нарушающих точность.




2







4




5.4.Типы ошибок, нарушающих краткость.




2







4




5.5.Типы ошибок, нарушающих полноту.




2







4




5.6.Типы ошибок, нарушающих логичность.




2







4




5.7.Основы стилистической редактуры.

2










2




5.8.Типы стилистических ошибок.




2







4




5.9.Использование изобразительно-выразительных средств языка.

2

2







4




5.10.Основы языковой корректуры.

2










2




5.11.Орфографические ошибки.




2







4




5.12.Пунктуационные ошибки.




2







4




5.13.Грамматические ошибки.




2







4




5.14.Способы обнаружения наиболее частотных ошибок.




2







2




5.15.Оптимизация редакционной и корректорской деятельности.




2







2




Раздел 6. Русский риторический идеал.

2

2







4

8

Итого:

28

56







124

208


^ 5.2. Содержание разделов дисциплины (МДК; модуля)
1. Вербальная коммуникация. Понятие текста в общенаучной парадигме. Аспекты прагматики текста.

Общее понятие коммуникации, ее виды. Разнообразие типов, стилей и жанров вербальной коммуникации. Общенаучная методологическая парадигма и динамика ее развития. Категория текста в общенаучной парадигме: расширение объема понятия. Оппозиции, в которые вступает категория текста. Прагматика как семиотическая категория. Понятие креативного текста. Зависимость структуры текста от специфики адресной аудитории. Аспекты прагматики текста и факторы, их определяющие.
2. Место средств массовой информации (СМИ) в системе функциональных стилей и речевых жанров. Специфика общения в процессах массовой коммуникации

Понятие функционального стиля. Система функциональных стилей русского языка. Понятие жанра. СМИ и их основные функции. Сходство СМИ с религией, фольклором и карнавалом. Типология современных СМИ. Система российских СМИ. Основные журналистские жанры: информация, репортаж, интервью, статья. Семиотическая организация и социальная опосредованность общения. Функции общения через СМИ.
3. Тема и целевая установка текста. Жанр и сюжет журналистского текста.

Понятия темы и целевой установки текста. Принципы выбора темы: соответствие познаниям и интересам автора; уместность; соответствие аудитории. Цели текста: развлечение, информация, агитация. Способы конкретизации темы и цели текста. Выбор названия. Специфика основных журналистских жанров: информации, репортажа, интервью, статьи. Сюжетная матрица журналистских текстов. Способы оптимизации сюжетной структуры.
4. Специфика подготовки текстов разных стилей и жанров.

Подбор материала, план-проспект и вспомогательный материал. Выстраивание плана-проспекта и его корректировка. Приемы работы над информацией, репортажем, интервью и статьей.

Научные жанры: сообщение, доклад, курсовая и дипломная работы, статья. Подготовка к написанию научного текста.

Логические ошибки построения текста и способы их корректировки.
5. Качества хорошего текста. Основы семантической и стилистической редактуры. Языковая корректура.

Ясность, точность, краткость, полнота и логичность как необходимые качества хорошего текста. Типы ошибок, нарушающих ясность: смещенное логическое ударение, неправильное понимание значения словоформы, ошибочная смысловая связь и ошибочное смысловое разъединение слов. Типы ошибок, нарушающих точность: слова, сходные по значению; слова, сходные по звучанию; слова, сходные по значению и по звучанию; слова одного семантического поля. Прием предъявления контробраза. Ошибки, нарушающие краткость: лишние слова, повторы. Ошибки, нарушающие полноту: пропуск необходимых текстовых элементов, двойное использование зависимого элемента. Ошибки, нарушающие логичность: сопоставление несопоставимого, различение тождественного, выведение невыводимого, мнимое противопоставление.

Основы стилистической редактуры. Типы стилистических ошибок: ошибочное словообразование, употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости, плеоназм, тавтология, повторы, стилевой разнобой, смешение лексики разных исторических эпох, бедность синтаксиса, неудачный порядок слов.

Использование изобразительно-выразительных средств языка. Уместность и границы метафоризации.

Типы языковых ошибок и основы языковой корректуры.

Языковая грамотность текста. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, их частотное распределение. Способы обнаружения наиболее частотных ошибок.

Оптимизация редакторской и корректорской деятельности.
6. Русский риторический идеал.

История текстовой прагматики как аспекта риторики. Риторика и власть. Риторические особенности политического дискурса. Речевая агрессия в современной логосфере. Русский риторический идеал: диалогичность содержания, гармонизирующий характер, положительная онтологичность. Способы достижения риторического идеала.
^ 5.3. Разделы дисциплины (модуля) и связь с формируемыми компетенциями


Наименование компетенций

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

4

5

6

ОК-3

+

+

+

+

+

+

ОПК-2

-

+

+

+

+

-

ПК-2

+

+

+

+

+

+


^ 6. Образовательные технологии

Технологии проблемного и эвристического обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, постановка исследовательских задач). Диалоговые технологии (дискуссии), технологии сотрудничества (работа в микрогруппах).
^ 6.1. Темы занятий в активной и интерактивной формах

  • Дайте собственное определение понятия «текст».

  • Охарактеризуйте признаки выбранного вами средства массовой информации.

  • Сформулируйте выбранную вами тему креативного текста.

  • Расширьте предложенную тему.

  • Сузьте (конкретизируйте) предложенную тему.

  • Охарактеризуйте информационные источники, с которыми вы предполагаете работать при написании текста.

  • Охарактеризуйте вспомогательный материал для вашего текста на конкретную тему.

  • Составьте план-проспект будущего текста.

  • Выберите вариант введения.

  • Выберите способ (способы) построения основной части.

  • Выберите вариант заключения.

  • Охарактеризуйте цитаты, которые вы предполагаете использовать при написании текста.

  • Подберите эпиграф к предложенному тексту.

  • Исправьте фактологические (логические, речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные) ошибки в предложенном тексте (тексты из журнала «Филоня»).


^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)


    1. Основная литература:

  1. Антонова Л.Г. Коммуникативная культура профессионала: Уч. пособие. Ярославль, 2010.

  2. Русова Н.Ю. Технология написания сочинения. М., 2007.

  3. Русова Н.Ю. Основы текстовой коммуникации. (От замысла – к тексту). 10-11 классы: учебное пособие к дополнительному курсу по выбору. М., 2013.




    1. Дополнительная литература:

  1. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики. М. - Ростов-на-Дону, 2004.

  2. Болотова С.К., Остренкова М.А. Литературное редактирование текстов СМИ: Уч.-методич. пособие. Ярославль, 2006.

  3. Галь Н. Слово живое и мертвое. М., 2003.

  4. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике искусства. СПб., 2002. Раздел «Понятие текста».

  5. Райнкинг Дж.Э., Харт Э.У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М., 2005.

  6. Русова Н.Ю. Как стать грамотным. М., 2004.

  7. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века. М., 2009.

  8. Садикова В.А. Топика: история, теория, практика. Тверь, 2009.

  9. Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики: Работа над жанрами газеты: Учебное пособие. М., 2002.

  10. Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики. М., 2004.


7.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Реализация дисциплины (модуля) требует наличия Государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования, учебников разного типа, терминологических словарей, словарей синонимов, эпитетов, цитат и т.п.
^ 9. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины (модуля)

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Формируемые компетенции и используемые оценочные средства


Наименование компетенции

Показатель оценки сформированности компетенции

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

4

5

6

ОК-3

Знает:

основы вербальной коммуникации, методологию построения текста, качества –русского риторического идеала.

Умеет:

находить и обрабатывать информацию по построению текста, планировать и выстраивать собственный текст.

Владеет:

основными категориями вербальной коммуникации.

Краткая письменная работа

Конспект

Краткая письменная работа

Контрольные вопросы

Тесты и контрольные задания

Реферат

ОПК-2

Знает:

специфику подготовки научных и публицистических текстов.

Умеет:

ставить коммуникативную задачу и искать средства для ее решения.

Владеет:

навыком оформления собственного коммуникативного замысла.

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

Контрольная работа

Комментирование контрольных работ

Дискуссионное обсуждение контрольных работ

ПК-2

Знает:

основы профессиональной вербальной коммуникации.

Умеет:

планировать и развертывать профессиональное высказывание.

Владеет:

навыком создания и редактуры профессионального высказывания.

Краткая письменная работа

Контрольные вопросы

Краткая письменная работа

Дискуссионное обсуждение планов профессионального высказывания

Коллективная редактура

Контрольные вопросы


Контрольные вопросы к зачету

  1. Понятие текста в общенаучной парадигме.

  2. Прагматика текста как семиотическая категория.

  3. Аспекты прагматики текста и факторы ее оптимизации.

  4. Система функциональных стилей русского языка.

  5. Понятие жанра.

  6. Основные журналистские жанры.

  7. СМИ и религия.

  8. СМИ и фольклор.

  9. СМИ и карнавал.

  10. Система российских СМИ.

  11. Функции СМИ.

  12. Тема и цель текста. Способы выбора и конкретизации темы.

  13. Основные сюжетные узлы журналистского текста.

  14. Подбор материала.

  15. Составление плана-проспекта текста.

  16. Качества хорошего текста.

  17. Ошибки, нарушающие ясность.

  18. Ошибки, нарушающие точность.

  19. Ошибки, нарушающие краткость.

  20. Ошибки, нарушающие полноту.

  21. Ошибки, нарушающие логичность.

  22. Типы стилистических ошибок.

  23. Использование изобразительно-выразительных средств языка.

  24. Методика языковой корректуры.

  25. Русский риторический идеал.


Примерный перечень тем контрольных работ (если предусмотрено учебным планом)

Основное контрольное задание

Написание собственного креативного текста на самостоятельно выбранную тему.
Итоговая контрольная работа

Редактирование предложенного стихотворного текста.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа модуля дв4 «Язык. Социум. Культура» iconРабочая программа модуля дв4 «История языка и история народа»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа модуля дв4 «Язык. Социум. Культура» iconРабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи»
Курс «Русский язык и культура речи (для нефилологов)» нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным...

Рабочая программа модуля дв4 «Язык. Социум. Культура» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Профили подготовки (бакалавриат): «история и литература» и «русский язык и литература»

Рабочая программа модуля дв4 «Язык. Социум. Культура» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Профили подготовки (бакалавриат): «русский язык и литература», «история и литература»

Рабочая программа модуля дв4 «Язык. Социум. Культура» iconРабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и Прооп впо по направлению подготовки «Биология»...

Рабочая программа модуля дв4 «Язык. Социум. Культура» iconРабочая программа дисциплины «русский язык и культура речи»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины обще гуманитарного и социально-экономического цикла студентам очной формы...

Рабочая программа модуля дв4 «Язык. Социум. Культура» iconРабочая программа дисциплины (модуля) методика обучения и воспитания...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа модуля дв4 «Язык. Социум. Культура» iconПрограмма курса рассчитана на 10 часов
Современное языковое образование ориентировано на речевое развитие учащихся. Язык и культура рассматриваются в тесной взаимосвязи,...

Рабочая программа модуля дв4 «Язык. Социум. Культура» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы

Рабочая программа модуля дв4 «Язык. Социум. Культура» iconПримерная программа профессионального модуля техническое обслуживание...
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница