Пояснительная записка настоящая рабочая программа составлена на основе «Программы по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы гимназий, лицеев гуманитарного профиля»




Скачать 83.29 Kb.
НазваниеПояснительная записка настоящая рабочая программа составлена на основе «Программы по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы гимназий, лицеев гуманитарного профиля»
Дата публикации13.06.2013
Размер83.29 Kb.
ТипПояснительная записка
www.lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа составлена на основе «Программы по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы гимназий, лицеев гуманитарного профиля». Авторы – Есин, Кутузов, Ладыгин. Программа рекомендована к применению МОУ «ПГИРО» и опубликована Министерством народного образования ПМР в 1993 году. Следует учитывать также, что в последние годы не было опубликовано ни одной программы углублённого изучения литературы, которое следует отличать от расширенного изучения. Данная программа ориентирована на завершённый четырёхлетний курс лицейского образования и на использование технологии многоаспектного изучения литературы дисциплины.
Программа углубленного преподавания русской литературы в восьмом классе лицея ориентирована на первый год изучения данной дисциплины как профильного учебного предмета. В целом программа 8 – 11 классов строится по принципу двух концентров:

  1. 8 класс – пропедевтический (вводный, обзорный) курс изучения русской литературы с древнейших времён до 20 века включительно;

  2. ^ 9 – 11 классы – изучение истории русской литературы 19 – 20 веков.

Такое построение программы связано с необходимостью рационального использования учебного времени с учётом четырёхлетнего курса лицейского образования. В восьмой класс лицея поступают дети с разным уровнем предлицейской подготовки, и программа первого года углублённого изучения литературы призвана познакомить учащихся с наиболее значительными произведениями русской литературы всех периодов её развития. При этом предполагается более подробное изучение древнерусской литературы и творчества писателей 18 века. Данная программа ориентирована на обобщение и углубление теоретико-литературных знаний учащихся, развитие навыков анализа художественного текста с опорой на историко-литературный и лингвистический контексты произведения.

Программа изучения русской литературы в восьмом классе гуманитарного отделения предполагает опору на такие учебные пособия, как «Литература. 8 класс» под редакцией Беленького (Москва, «Просвещение», 2002) и «Русская литература. 9 класс: учебное пособие для гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением литературы» под редакцией М.Качурина (Москва, «Просвещение», 1995).


Дата

Тематика занятий

К-во

часов

Форма проведения занятия

Используемые

источники

Примечание





Введение
Литература как вид искусства. Роды, виды и жанры литературы.

Поэзия и проза как основные формы организации художественной речи.

Силлабо-тоническая система стихосложения. Стихотворные размеры. Виды рифм и рифмовок.

Понятие о литературном процессе. Периодизация истории русской литературы.
Долитературный период существования русской словесности
Устное народное творчество (фольклор) и его виды. Народные исторические песни.

Понятие о мифе как форме первоначального знания о мире.

Мифология древних славян. Славянские боги и полудухи.

Основные символы восточнославянской мифологии и их отражение в сказках, песнях, загадках, обрядах.

Контрольная работа
Древнерусская

литература

Возникновение письменной литературы в Киевской Руси: предпосылки и причины. Особенности и жанры древнерусской литературы.

Евангелие как первая книга русской литературы. Христианство – основа древнерусской литературы.

Отражение евангельских сюжетов в художественных произведениях и в живописи.

Начальное русское летописание. Значение летописей для развития и укрепления Русского государства.

Структура «Повести временных лет». Рассказы о расселении славян, основании Киева, возникновении Киевской Руси, о правлении первых князей.

«Слово о полку Игореве»: история открытия, проблема авторства.

Историческая основа литературного памятника и его связь с фольклором. Призыв к единению как основная идея произведения.

Образная система «Слова…»: Игорь, Святослав, Ярославна.

Языческие и христианские мотивы в произведении.

Изложение с элементами сочинения.

^ Житийная литература. Эволюция жанра жития: от сказаний о христианских мучениках до житий князей и православных подвижников.

Повесть Б.К.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский». Герой жития как патриот, духовный деятель и вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.

Раскол православной церкви в 17 веке и его отражение в «Житии протопопа Аввакума, им самим написанном». Аввакум – борец за веру или фанатик? Автобиографичность произведения. Язык жития.

Обмирщение литературы в 17 веке. Сатирические и бытовые повести. Тема судьбы человека и его нравственной ответственности в «Повести о Горе-Злочастии». Разоблачение лицемерия в «Повести о Шемякином суде» (обзор)
Русская литература

18 века
Развитие русской литературы в 18 веке. Роль реформ Петра I в политическом и культурном расцвете России. Обращение к европейским традициям в государственном строительстве и в развитии науки и искусства.

Русский классицизм, его эстетические каноны и роль в развитии литературы.

М.В.Ломоносов: обзор жизни и творчества, роль в развитии отечественной словесности.

Создание жанра русской оды. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны» как произведение, прославляющее просветительские реформы.

Разработка Ломоносовым жанра научного стихотворения. «Письмо о пользе стекла», «Утреннее размышление о Божием Величестве», «Вечернее размышление о Божием Величестве при свете северного сияния» – попытка поэтическим и доступным языком объяснить явления природы.

Тема предназначения поэзии и призвания поэта в цикле «Разговор с Анакреоном».

Д.И.Фонвизин. Проблематика и сатирическая направленность комедии «Недоросль».

Споры о воспитании. Черты классицизма и просветительского реализма в комедии.

Г.Р.Державин: жизненный путь «от солдата до министра».

Стихотворения Державина и закат русского классицизма. «Водопад», «На смерть князя Мещерского»,«Фелица», «Бог», «Властителям и судиям», «Памятник».

Тематическое и жанровое разнообразие поэзии Г.Р. Державина. Создание «забавного русского слога».

А.Н.Радищев. Трагическая судьба писателя. Ода «Вольность» как предвестница декабристской поэзии.

Роль книги «Путешествие из Петербурга в Москву» в судьбе автора. Композиция книги. Вопрос о праве человека на личную свободу.

Сентиментализм как течение в русской и европейской литературе конца 18 века. Психологизм сентиментальной литературы. Жанры и представители.

Н.М.Карамзин как писатель-сентименталист. Повесть «Бедная Лиза»: обращение к жизни простых людей. Нравственный облик Эраста и Лизы. Язык повести.

Контрольная работа.

^ Из русской литературы 19 века
Особенности развития русской литературы в 19 века. Обретение литературой роли общественной трибуны. Социальная направленность большинства произведений этого периода.

Романтизм и критический реализм как направления в литературе.

В.А.Жуковский – «отец русского романтизма». Жанр романтической баллады в творчестве поэта. «Людмила» и «Светлана» - варианты одного романтического сюжета. Этическая позиция автора.

И.А.Крылов. Зарождение реализма в творчестве баснописца. Жанр басни, её отличие от притчи.

Тематическое разнообразие и идейная направленность басен Крылова (список изучаемых басен составляет учитель).

А.С.Пушкин. Обзор творчества. Пушкин в Молдавии и Приднестровье. Жанровое и тематическое разнообразие пушкинского наследия. Пушкин как прозаик.

Цикл «Повести Белкина». Мотивное и сюжетное единство повестей цикла. Мысль о справедливости судьбы.

Сочетание реальности и мистики в повести «Пиковая дама». Идея гибельной власти денег.

Историческая основа повести «Капитанская дочка». Проблема «чести смолоду».

Двойственность образа Пугачёва: отношение автора к своему герою и к народному бунту.

Формирование характера Гринёва, его жизненные принципы.

^ Антитеза образов Гринёва и Швабрина.

Роль Маши Мироновой в повести. Историческая правда и художественный вымысел в повести.

Роль эпиграфов.

Сочинение.

М.Ю.Лермонтов. Особенности лермонтовской поэзии. «Смерть Поэта» как отклик на гибель Пушкина. Единство героев лирики и поэм.

История создания поэмы «Мцыри». Характер заглавного героя. Исповедальность поэмы. Роль пейзажа в поэме.

Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». История создания, сатирическая направленность. Традиции и новаторство Гоголя-комедиографа.

Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия.

Характеры городских чиновников и Хлестакова, особенности речи персонажей.

Роль авторских ремарок. Афористичность языка комедии и средства сатирической типизации.

Инсценировка.

Сочинение.

И.С.Тургенев. Жанр повести в творчестве писателя. Образы «тургеневских девушек».

История несостоявшейся любви в повести «Ася». Сложность характера героини.

Драма рассказчика, обречённого на одиночество. Господин N как тип «лишнего человека» Приёмы психологической характеристики героев.

Н.А.Некрасов – поэт и гражданин. Способы выражения авторской позиции в стихотворениях «Размышления у парадного подъезда» и «Железная дорога».

Фактическая основа стихотворений. «Благородная привычка к труду» как образец для подражания. Композиция стихотворений.

Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». Контраст как приём, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за всё происходящее. Соотношение идеи и композиции рассказа.

А.П.Чехов как писатель, боровшийся с бездуховностью, фальшью и пошлостью. Юмор и сатира в рассказах Чехова.

«Маленькая трилогия» и рассказ «Ионыч» - произведения о людях, «проглядевших жизнь». Проблема счастья, предназначения человека и смысла бытия.

^ Из русской литературы 20 века
Особенности литературного процесса 20 века. Серебряный век и советская литература (обзор). Течения и направления русской литературы 20 века.

^ Серебряный век русской поэзии. Творчество А.А. Блока, К.Д.Бальмонта, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой как наиболее ярких представителей поэзии начала века.

М.Горький. Неоромантические рассказы «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль». Характеры горьковских персонажей.

А.С.Грин. Феерия «Алые паруса»: особенности жанра, идея произведения, споры о главном герое (Ассоль или Грей). Рассказ «Зелёная лампа»: игра человека и игра человеком. Контраст как основа композиции рассказа. Притчевый характер произведения.

А.Т.Твардовский. Отражение событий Великой Отечественной войны в поэме «Василий Тёркин».

История создания и композиция поэмы. Тема большой и малой родины. Образ главного героя как утверждение жизнестойкости и оптимизма. Юмор в поэме.

М.А.Шолохов. Великая Отечественная война и «судьба человека» в одноимённом рассказе. «Русский характер» Андрея Соколова: незаметный героизм человека.

К.Г.Паустовский. Проблема истинной человечности в рассказе «Телеграмма». Роль «ленинградских страниц» в рассказе.

Страницы поэзии 1960-х – 1990-х гг. Стихотворения Н.М. Рубцова, А.А. Вознесенского, Е.А. Евтушенко, Б.А. Ахмадулиной, И.А. Бродского.



















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка настоящая рабочая программа составлена на основе «Программы по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы гимназий, лицеев гуманитарного профиля» iconПояснительная записка настоящая рабочая программа составлена на основе...
Данная программа ориентирована на завершённый четырёхлетний курс лицейского образования и на использование технологии многоаспектного...

Пояснительная записка настоящая рабочая программа составлена на основе «Программы по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы гимназий, лицеев гуманитарного профиля» iconРабочая программа по английскому языку для 7 класса на 2013-2014 учебный год
И. Н. Верещагиной для 7-го класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий при учебной нагрузке 4 часа в...

Пояснительная записка настоящая рабочая программа составлена на основе «Программы по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы гимназий, лицеев гуманитарного профиля» iconРабочая программа по предмету «Зарубежная литература»
Программа предназначена для школ и классов с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, гимназий, лицеев, где зарубежная...

Пояснительная записка настоящая рабочая программа составлена на основе «Программы по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы гимназий, лицеев гуманитарного профиля» iconПриказ №088/2-о «01» сентября 2010г рабочая программа
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе Программы для школ и классов с углубленным изучением литературы....

Пояснительная записка настоящая рабочая программа составлена на основе «Программы по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы гимназий, лицеев гуманитарного профиля» iconПрограмма элективного курса ««Лингвострановедение и лингвокультуроведение...
Данный курс предназначен для учащихся 7-8 классов школ с углубленным изучением английского языка, гимназий и лицеев, а также для...

Пояснительная записка настоящая рабочая программа составлена на основе «Программы по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы гимназий, лицеев гуманитарного профиля» iconПояснительная записка рабочая программа рассчитана на изучение литературы...
Примерной программы по литературе и программы по литературе для 10–11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень)...

Пояснительная записка настоящая рабочая программа составлена на основе «Программы по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы гимназий, лицеев гуманитарного профиля» iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса литературы...
Зинина С. А., Чалмаева В. А. «Программа по литературе для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый и профильный уровни)»

Пояснительная записка настоящая рабочая программа составлена на основе «Программы по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы гимназий, лицеев гуманитарного профиля» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 –9 классов общеобразовательной школы (автор – Г. С. Меркин),...

Пояснительная записка настоящая рабочая программа составлена на основе «Программы по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы гимназий, лицеев гуманитарного профиля» iconПриднестровский государственный институт развития образования кафедра...
Своеобразие авторской комплексной программы литературного образования а. Б. Есина, А. Г. Кутузова, М. Б. Ладыгина для лицеев, гимназий...

Пояснительная записка настоящая рабочая программа составлена на основе «Программы по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы гимназий, лицеев гуманитарного профиля» iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 класса...
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы»....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница