Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне,




Скачать 421.48 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне,
страница1/4
Дата публикации13.06.2013
Размер421.48 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Белгорода


Рассмотрено

Руководитель кафедры

_____________Тарновская Э.А.
Протокол № ___ от

«____»____________2012 г.


Согласовано

Заместитель директора школы по УВР МБОУ «СОШ № 20 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Белгорода

______________________Кавиева М.Д.

«____»_________2012 г.


Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 20 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Белгорода

____________________Маслова В.А.

Приказ №__от «___»____2012 г.





Рабочая программа

по литературе для 7 класса
учитель-разработчик

Тарновская Элла Анатольевна



Белгород

2012


Название курса

ЛИТЕРАТУРА



Класс


7А, 7Б


Программа

Программа общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией Г.И.Беленького (год издания – 2009).




Учебник

Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.I / под редакцией Г.И.Беленького. – 8-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 287с.

Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.II / под редакцией Г.И.Беленького. – 8-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 301с.


Количество часов

70


Планируется

сочинений классных – 4,

сочинений домашних – 1


^ Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, принятого Министерством образования РФ в 2004 году и программы общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого (год издания – 2010).

^ Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Программа основной школы опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение семиклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

– Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

– Выразительное чтение;

– Различные виды пересказа;

– Заучивание наизусть стихотворных текстов;

– Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

– Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта; – Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

– Подготовка к написанию сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
^ Цели

Цели данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы;

  • совершенствование умений анализа литературного произведения, написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.


^ Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература на этапе основного общего образования. В VII классе выделяется 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).

С целью выявления степени усвоения программного материала целесообразно проведение следующего количества письменных контрольных работ:

классное сочинение - 4;

домашнее сочинение - 1.
^ Формы организации учебного процесса, преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе основного общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого,

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка; составление плана, тезисов, конспекта;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных.

Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.

Особое внимание уделено методике «медленного» чтения художественного текста с выявлением различных средств воплощения авторской идеи в произведении (приемы художественной изобразительности, поэтические тропы, детали, ремарки и т.п.), формированию умения применять знания в новой ситуации, самостоятельно анализировать идейно-художественное содержание литературных произведений: выявлять характерологические черты персонажей, мотивацию их поступков, их роль в развитии основного действия, определять тему, идею, проблематику, родо-жанровую специфику произведения.

В работе с художественным текстом следует добиваться освоения учащимися литературоведческой терминологии, необходимой для анализа произведения. Особое внимание следует уделить формированию представлений о литературных направлениях, жанре и жанровых разновидностях художественных произведений.

Не стоит забывать о важности формирования у школьников навыков «контекстного» рассмотрения литературных явлений с привлечением внутрипредметных связей: умения сопоставлять литературные факты, проводить аналогии и выстраивать литературные параллели и т.п.

Основной формой организации учебных занятий остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная (онлайн) экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс и др.

Приоритетными видами учебной деятельности являются:

- чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Ограниченность учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне, поэтому в программе намечены 3 списка произведений: для чтения и изучения, для чтения и бесед, для самостоятельного чтения. Произведения первого списка, анализируются на уроках обязательно подробно, произведения второго списка анализируются общо, третий список выносится на самостоятельное изучение, часть произведений из этого списка изучается на уроках внеклассного чтения.

Формами контроля остаются сочинение и промежуточное тестирование.

^ Учебно-методический комплект

Программа «Литература. 5-11 кл.» (под ред. Г.И. Беленького. М: «Мнемозина», 2009) реализуется в таких учебниках, как:

  1. Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.I / под редакцией Г.И.Беленького. – 8-е изд., стер. – М.:Мнемозина, 2009. – 287 с.

  2. Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.I I / под редакцией Г.И.Беленького. – 8-е изд., стер. – М.:Мнемозина, 2009. – 301 с.

Материал УМК соответствует обязательному минимуму содержания, выраженному в дидактических единицах, доступен для учащихся. Содержание линии соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся. Соблюдается точность изложения фактов, ясно и доступно и кратко изложен теоретический материал. Занимательная сторона произведений сочетается с научным характером изложения. Чётко сформулированы понятия. Терминология в данном УМК соответствует общепринятой. Теоретические сведения включены в аннотации к текстам. Соблюдается баланс теоретических положений и фактического материала. В УМК представлены межпредметные и внутрипредметные связи, содержится основной, дополнительный и вспомогательный материал. В учебнике широко представлены разноуровневые вопросы и задания к произведениям, рубрики «Обдумаем прочитанное», «Для любознательных», «Обращаясь к прочитанному», «Завершая раздел хрестоматии», задания по анализу изучаемых произведений, проектные задания по расширению и углублению знаний учащихся, способствующие развитию самостоятельной деятельности, креативного мышления.

^ Изменения, внесённые в программу

Запланированы уроки самостоятельного (внеклассного чтения). На них изучаются произведения из списка « Для самостоятельного изучения».

Дополнительно изучается материал по краеведению.

Подготовка нашей страны к Олимпиаде-2014 предполагает не просто ознакомление школьников с фактами из хроник проведения олимпиад и с особенностями популярных видов спорта, а прежде всего, имеет целью погружение в идеи олимпизма, понимание основных олимпийских ценностей. Задавшись целью включить в уроки литературы материалы именно такой направленности, на первый взгляд, совершенно далекие от теории и истории литературы, можно отталкиваться от внутренней связи ценностей олимпизма с идеями общечеловеческого гуманизма, которым проникнута вся мировая литература.

^ Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: роды литературы: эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения (начальные представления); герой – повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представления); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.
Учащиеся должны уметь:

- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

- видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

видеть в художественном тексте авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы.


^ Календарно-тематическое планирование


п/п


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе составлена...
Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, iconРабочая программа по литературе 11 класс
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе составлена на основе
Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, iconРабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного...
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на...

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, iconРабочая учебная программа Литература (базовый уровень) 10 11 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)...

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, iconУтверждено рабочая программа по мхк
Представленная рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного...

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, iconРабочая программа педагога белединовой оксаны александровны
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, iconРабочая программа «Мировая художественная культура». 10-11 классы. 2013 -2014 учебный год
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом...

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, iconРабочая программа по мхк на 2011 2012 учебный год
Представленная рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного...

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, iconРабочая программа по литературе для 10- 11 классов составлена на...
В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен знать и понимать



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница