На уроках русского языка и литературы




Скачать 352.61 Kb.
НазваниеНа уроках русского языка и литературы
страница1/3
Дата публикации13.06.2013
Размер352.61 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
  1   2   3

Муниципальная общеоюразовательная школа – интернат школа – интернат среднего (полного) общего образования с. Некрасовка

Научно – методическая разработка

«Использование элементов технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы как одного из методов личностно – ориентированного обучения»















Дранкина Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы


2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение ……………………………………………………………………3-7

II. Технология встречных усилий

2.1. Постановка целей и задач данной педагогической деятельности…….8

2.2. Организация учебно-воспитательного процесса………………………8

III. Использование элементов технологии встречных усилий

на уроках русского языка и литературы………………………………….10-20

IV. Заключение…………………………………………………………………..21-24

V. Список использованной литературы………………………………………25

ВВЕДЕНИЕ
1. Условие возникновения интереса к технологии встречных усилий.

Одной из главных задач работы школы в современных условиях является самосовершенствование учителя. Педагог, желающий освободиться от догм и стереотипов, понимает, что формы и методы его работы станут действительно новыми и нестандартными лишь в том случае, если будут избавлены от главного недостатка прежних методик - их обезличенности.

Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающим, личностно-ориентированным. Реализация личностно-ориентированного обучения требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и методы, приемы познания, поэтому важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса. Необходимы также процедуры отслеживания развития ученика, создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности. Реализация личностно-ориентированного обучения предполагает разработку новых педагогических технологий и их использование в работе.

Цель новой формы обучения: разработать технологию ведения урока , направленную на повышение эффективности обучения.

В этой связи можно выявить блоки целей по их уровню.

Высший или главный уровень: развитие способностей личности.

Средний или промежуточный уровень:

1. Функциональная грамотность.
2. Навыки самообразования.

Низший уровень:

1. Общеучебные умения и навыки;
2. Специальные учебные умения и навыки;
3. Компьютерная грамотность;

Основной целью моей работы является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

Работая над темой «Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы», ставила перед собой задачи:

  1. Изучить и проанализировать теоретическую литературу по технологии встречных усилий.

  2. Обосновать педагогические условия, направленные на применение ТВУ на уроках.

  3. Разработать отдельные уроки по ТВУ.

  4. Устранить преобладание объяснительно-иллюстративного способа обучения;

  5. Уменьшить объём фронтальных форм обучения;

  6. Повысить уровень познавательной самостоятельности учащихся;

  7. Повысить уровень недостаточно высокой мотивации обучения;

  8. Создать рефлексию в обучении.

2. Актуальность.

По действующему Закону «Об образовании в Российской Федерации»  приоритетным направлением современной школы должна стать подготовка ученика как  активного субъекта жизни, умеющего творчески решать проблемы, понимающего ценность и смысл своих действий, ответственного за их последствия. Совершенно очевидно, что реализация поставленных целей сегодня осуществима только при условии внедрения в школьную практику современных инновационных технологий. На мой взгляд, это, прежде всего, новые пути добывания информации и работы с ней, деятельностный характер обучения, новые взаимоотношения учителя и ученика, взаимоотношения сотрудничества и сотворчества, позволяющие ребёнку осознавать себя сознательным участником учебного процесса. Поэтому преподавание русского языка и литературы выстраиваю в рамках личностно ориентированной направленности образования. Этот выбор обусловлен не только моими личными потребностями как учителя, но и главным «вызовом» времени, требующего от каждого человека личностного отношения к общим ценностям.

Сегодня, как никогда, для формирования грамотной и речевой личности, социально адаптированного и коммуникативно-компетентного человека необходимо разумное следование методическим новациям, исходящее из безусловного признания системности. Любой языковой знак подлинно осознаётся лишь « в контексте всей системы данного языка» (В.В.Виноградов); но и любое методическое начинание актуально лишь тогда, когда оно является элементом целостной системы педагогических представлений.

Для меня очень важен процесс овладения учащимися устной и письменной речью. Та система действий и приёмов, которая используется на уроках русского языка и литературы, помогает учащимся освоить и закрепить методическую основу всей учебной деятельности: восприятие учебной задачи, операция анализа, вычленение явлений и фактов, обобщение, доказательство и т.д. Это – основа обучения. Но «основа» - не есть нечто неизменное и незыблемое.

Моя задача как учителя – помочь ребёнку обрести знания, поддержать его, внушить веру в себя, в свой разум, в свои силы, в успех, в конечный результат!

Конечно, как сказал Цицерон: «Вершины достигаются не сразу», но ведь учимся же мы не для школы, а для себя, для жизни. В этом-то как раз и заключается актуальность и перспективность педагогики встречных усилий на уроках русского языка. Но реализация данной технологии невозможна без усиленной работы по развитию устной и письменной речи, без знания новых методов и приёмов, без соотнесения с информационными технологиями.

3. Ведущая педагогическая идея.

Нужна ли педагогика встречных усилий при формировании грамотного письма, развития устной и письменной речи учащихся? Действительно ли ТВУ является средством развития устной и письменной речи и повышения грамотности обучающихся? Даёт ли она возможность ощутить радость открытия, воспитывает потребность узнавать все больше и больше? Ориентирована ли она на индивидуальность ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития?

Ни для кого не секрет, что самым трудным предметом в школе ученики считают русский язык, а любимым – очень немногие. Да и нам, учителям, приходится порой испытывать неудовлетворенность преподаванием русского языка. Конечно, русский язык – сложный школьный предмет, и самой важной задачей учителя является воспитание любви к языку, т. е воспитание к нему интереса. Тогда ученику будет интересно, легко учиться, ему захочется учиться.

Ведь что такое обучение? Это процесс познания окружающего мира, это направляемый педагогом и самим учеником путь преодоления незнания, а преодоление требует определённых усилий. Без усилий невозможны ни активная познавательная деятельность, ни сознательное участие в учебном процессе, ни субъект - субъектное взаимодействие учителя и ученика.

Ученик изначально поставлен в такие условия, что он должен прикладывать определённые усилия в процессе образования. Педагог, со своей стороны, тоже должен не только замечать эти усилия, поддерживать ученика, обеспечивать ему условия для дальнейшего продвижения вперёд, но и каждый раз, делая «шаг навстречу», подниматься на новую ступеньку в своём методическом опыте, умении строить отношения со своими учениками.

Что может способствовать этому? Что необходимо предпринять, чтобы сделать учение увлекательным, а каждый урок продуктивным? Думаю, что я нашла ответ на эти вопросы, познакомившись с технологией встречных усилий.

В основе этой технологии лежат принципы учебного сотрудничества. Сотрудничество – это совместная деятельность учителя и ученика, основанная на взаимопонимании, доверии, совместном анализе хода и результатов учебной деятельности. Стиль взаимоотношений, который складывается в процессе учебного сотрудничества, демократический: не запрещать, а направлять; не управлять, но соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а реализовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. Главным содержанием этих взаимоотношений становится принцип учения без принуждения, который характеризуется

• требовательностью, основанной на доверии;

• увлеченностью, рожденной интересным преподаванием;

• замене принуждения желанием, которое порождает успех;

• ставкой на самостоятельность и самодеятельность детей и т. д.

Конечно, не всегда мне удается реализовать все эти принципы, так как создание поля совместной деятельности учителя и ученика, как того требует технология встречных усилий, - долгий процесс, где необходимы сонаправленные усилия и учителя, и ученика, и других педагогов, и родителей… Только тогда учебное сотрудничество обретает основное свое значение: сотрудничество, совместный труд.
Интересно общаться, учиться, трудиться, если это происходит на равных.

Для формирования постоянного интереса к предмету учителю необходимо создать временные, внешние мотивы обучения и через них подойти к внутренним.

Поставленной цели можно достичь разными средствами. Педагогика встречных усилий предполагает постоянные «шаги» навстречу» от учителя к ученикам и наоборот. Тогда обучение становится увлекательным процессом совместного познания.

Этой идеей и обусловлено:

- удивление, вызванное новизной материала, оригинальностью его подачи.

- потребность в эмоциональном удовлетворении от преодоления трудностей. Здесь при определении степени сложности заданий необходимо учитывать уровень развития школьников. (На преодолении трудностей построено проблемное обучение).

- эмоциональное оживление, вызванное сменой деятельности, переключением внимания с одного объекта на другой. (Переключению внимания помогают средства наглядности.)

- получение эстетического наслаждения (Эстетическое наслаждение может быть обеспечено выбором примеров, иллюстрирующих орфографическое или пунктуационное правило, а также выбором тем для изложений. Это могут быть тексты, в которых присутствует описание природы или произведений искусства, в которых затронуты нравственные проблемы, актуальные для школьников).

- эмоциональное благополучие ребёнка в классе (Эмоциональное благополучие ребёнка в коллективе обеспечивают индивидуальный подход к каждому ученику; самостоятельная работа, самоконтроль, основанные на доверии учителя к учащимся; ролевая игра, позволяющая ребёнку раскрепоститься, поверить в свои силы; доброжелательное отношение к детям, поощрение)

Нужна ли педагогика встречных усилий при формировании грамотного письма, развития устной и письменной речи учащихся? Несомненно: как существующее и организованное для учителя, как логически становящееся и организующее знания – для обучающегося.

4. Длительность работы над изучением ТВУ и использованием элементов технологии в работе учителя на протяжении 4 лет.

5. Диапазон применения.

Педагогический опыт нашёл свое применение в единой системе учебно-воспитательного процесса «урок - внеклассная работа по предмету»

6. Теоретическая база.

На основе выше перечисленных идей постоянное применение получила «Теория развития познавательного интереса» (Т.В.Щукина) и «Теория оптимизации обучения» (Ю.К.Бабанский). Ведущими принципами указанных теорий являются:

1. От практической задачи к теоретическому осмыслению, от её решения – к формулированию и формулировке.

2. От функционального единства (тема, текст, слова в их функциональных взаимосвязях) – к рассмотрению отдельного (слова как таковые).

3. От семантики – к грамматике; это повторение естественных путей интуитивного освоения языковых закономерностей. Следование от личности учащегося – к правилу, а не наоборот.

4. Системное знание – результат внутренне сложившихся и логически осознаваемых аналогий и противоречий грамматического материала, подчёркиваемых педагогом и организуемых схематически.

5. Следование закону структурной аналогии, подчёркивание этого закона в сопоставлениях и противопоставлениях.

Эти положения заложены в функциональных характеристиках самого языка и существующих педагогических законах и принципах.
7. Ожидаемые результаты:

1. Достичь полного усвоения базисного компонента содержания образования каждым учеником и повышенного уровня в соответствии с интересами и склонностями ученика.
2. Сформировать у учащихся устойчивые познавательные интересы и способы их удовлетворения своими силами.
3. Развивать интеллект, память и речь.
4. Научить коммуникативным умениям.
5. Осуществлять самопознание на основе рефлексии.

^ II. ТЕХНОЛОГИЯ ВСТРЕЧНЫХ УСИЛИЙ

2. 1. Постановка целей и задач данной педагогической деятельности.

Четыре года назад самостоятельно изучила основные принципы ведущих инновационных педагогических технологий, апробировала их, отобрав наиболее приемлемые для психологических и умственных способностей ребят, обучающихся у меня. В реализации поставленных перед собой и детьми целей и задач мне помогает внедрённые в образовательный процесс элементы технологии встречных усилий, направленной на личностно- ориентированное обучение, развивающей собственное видение учащимися художественных образов, формирующей умение осмысливать итоги деятельности, создающей благоприятную атмосферу сотворчества.

Педагогика встречных усилий предполагает в первую очередь повышение уровня грамотности учащихся, способствует развитию устной и письменной речи учащихся. Обращение к указанной методике имеет свои причины. Одна из них заключается в том, что, несмотря на ярко выраженную практическую направленность, курс русского языка не может быть усвоен без овладения системой лингвистических знаний, в которой каждый элемент имеет своё место. Неусвоение только одной детали этого сложного языкового механизма неизбежно приводит к его разладу и тормозит не только речевое развитие школьника, но и существенно влияет на его грамотность. Благодаря педагогике встречных усилий, которая предполагает совместное преодоление трудностей теоретического материала через составление схем, таблиц и алгоритмов, учащимися достаточно легко и быстро запоминается изучаемый материал, причём не механически и бездумно, а осмысленно и более прочно, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируются логические связи между явлениями языка.

^ 2. 2. Организация учебно-воспитательного процесса.

Перечислю основные характеристики урока, построенного на встречных усилиях участников учебной деятельности.

-Весь урок (или большая его часть) проходит на эмоциональном и интеллектуальном подъёме, что даёт выход творческой энергии его участников.

-Царит атмосфера сотрудничества и сотворчества: учитель и ученики «заражают» друг друга творческой энергией; чувствуется готовность той и другой стороны оказать друг другу помощь.

-Мыслительная деятельность учащихся стимулируется различными средствами и приёмами: используются методы исследовательского, эвристического характера, творческие задания, познавательные игры и прочее.

-Учитель побуждает, организует и ведёт мысль учащихся к самостоятельному поиску и решению учебной проблемы, учащиеся адекватно реагируют на творческие и проблемные ситуации.

-На уроке для учащихся создаются возможности проявить себя – в зависимости от умения и желания учиться – в различных видах и формах учебной деятельности (индивидуальная, групповая, фронтальная; игровая и пр.)

-Речь учителя несёт огромную смысловую нагрузку на уроке: монолог и замечания педагога расставляют акценты, рождают проблемные ситуации, эмоциональные кульминации, обогащая учебную информацию.

-В результате такого урока у педагога и учеников возникает чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы, желание повторить и упрочить успех совместной деятельности.

При планировании уроков с учетом данных требований обучение становится увлекательным процессом совместного познания.

Урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий, условно разбивается на 5 основных этапов. На каждом этапе реализуются свои педагогические приёмы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания.
Мозаика встречных усилий учителя и ученика.



Этап урока


Педагогические приёмы

1.

Начало урока: введение, «разогрев учебной группы», включающий эмоциональную и интеллектуальную « разминку».

«Отсроченная отгадка», «Погружение», «Эпиграф».

2.

Контрольно-подготовительный этап: опрос по предыдущим темам.

«Лови ошибку», «Опрос-кроссворд», «Согласен - не согласен», «Повтор с расширением»

3.

Постановка учебной цели, «вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний.

«Цель и цели», «Вопросы к тексту», «Знаю/ не знаю» и др.

4.

Этап «сотворчество»: сведение воедино усилий всех участников.

деловые игры, «театрализация», «Кластер» и др.

5.

Рефлексивный этап: осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания.

«Итоги», «Возврат к началу», «Три уровня домашнего задания», «Эссе», «Синквейн» и др.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На уроках русского языка и литературы icon«проектная технология на уроках русского языка и литературы» автор: Урядникова Елена Геннадьевна
Продукт иод «проектные технологии на уроках русского языка и литературы» предлагает новую форму организации современного урока

На уроках русского языка и литературы iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

На уроках русского языка и литературы iconНаучно-практическая конференция школьников и педагогов “
Недостаточная разработка, но вместе с тем, актуальность вопросов методики формирования ключевых компетенций на уроках русского языка...

На уроках русского языка и литературы iconМастер-класс. Групповая работа на уроках литературы и русского языка...
Цель: выявление методических особенностей организации групповой работы на уроках русского языка и литературы в средних и старших...

На уроках русского языка и литературы iconИсследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка...
Исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка и литературы при изучении творчества А. И. Солженицына

На уроках русского языка и литературы iconРазвитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Выступление на межшкольном мо учителей русского языка и литературы подготовил Листопадский В. А

На уроках русского языка и литературы icon«люби, цени и знай русский язык!» Автор: Реветнева Тамара Николаевна,...
Пояснительная записка. Мероприятие проводится в рамках Недели русского языка и литературы с целью воспитания у учащихся бережного...

На уроках русского языка и литературы iconПрименение it на уроках русского языка и литературы
Кононенко Н. Я., учитель русского языка и литературы высшей категории моусош №11 г. Владимира

На уроках русского языка и литературы iconНа уроках русского языка и литературы
Поэтому задача формирования коммуникативной компетенции является в настоящее время одной из главных задач школы и в первую очередь...

На уроках русского языка и литературы iconКурьинский район моу «трусовская средняя общеобразовательная школа»...
Опыт формировался в условиях сельской общеобразовательной школы, которая функционирует с 1979 года. Работаю учителем русского языка...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница