Рабочая программа по литературе 6 класс ( 123ч., 3,5ч в неделю) для школ и классов




НазваниеРабочая программа по литературе 6 класс ( 123ч., 3,5ч в неделю) для школ и классов
страница1/5
Дата публикации15.06.2013
Размер0.65 Mb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №4 города Канска.


ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

педагогическим советом Директор гимназии МБОУ гимназии №4 г. Канска

Протокол № 1

от «29» августа 2011 г. ____________Шумачкова О.А.

Приказ № 118--О

«01» сентября 2011г.


Рабочая программа

предмета «Литература»

для 6 Б класса

на 2011-2012 учебный год
Разработала Менщикова Т..А.,

учитель русского языка

и литературы

2011г.
Рабочая программа по литературе 6 КЛАСС ( 123ч., 3,5ч в неделю)

для школ и классов

с углубленным изучением литературы

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа является переработанным (в со­ответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования) ва­риантом авторской программы по литературе для школ и классов с углубленным изучением литерату­ры, гимназий и лицеев гуманитарного профиля под редакцией М. Б. Ладыгина, впервые получившей гриф Министерства образования РФ в 1991 г. и в соответствии с целями и задачами гимназии №4.

Специфика школьного курса «Литература» состоит в том, что предметом его изучения являются про­изведения искусства слова. С одной стороны, их чте­ние и восприятие связано с субъективностью пережи­ваний и своеобразием внутреннего мира школьника, а с другой — обучение вдумчивого и грамотного чита­теля предполагает процесс формирования системы знаний, системы деятельности и системы эмоциональ­но-ценностных ориентации личности, что обеспечива­ет в целом достижение учащимися определенных ре­зультатов по итогам обучения, подлежащих оценке.

Целью литературного образования является духов­но-нравственное воспитание школьников; развитие их эмоционально-ценностного отношения к миру, че­ловеку, процессу познания; формирование основ чи­тательской культуры в процессе чтения, восприятия и оценки произведений художественной литературы. Все это определяет особую роль школьного курса ли­тературы в эмоциональном, эстетическом и интеллектуальном развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания.

Уроки литературы предполагают изучение словес­ности как вида искусства, включающего в себя народ­ное поэтическое творчество, отечественную и зару­бежную литературу, что дает возможность установить принципы культурного взаимодействия народов, ос­мыслить общечеловеческие и национальные культур­ные ценности, понять русскую национальную тради­цию.

Осознание эстетической самоценности литератур­ного произведения и словесной образности как осно­вы создания художественного мира позволяет сфор­мировать систему представлений о главных законах литературного творчества.

Феномен существования произведений литератур­ной классики во времени, позволяющий рассматри­вать произведение, созданное, к примеру, в XIX в., как факт современного литературного процесса, от­крывает перед школой удивительную возможность установления непосредственной связи времен. Поэто­му изучение литературы как поэтической памяти на­рода — чрезвычайно важная задача современного об­разования.

Задачи литературного образования в школе:

  1. сформировать представление о литературе как виде искусства, научить понимать внутренние законы этого вида искусства, применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений массовой культуры;

  2. на основе понимания языка литературы как ви­да искусства научить школьника анализу литератур­ного произведения как объективной художественной реальности;

  3. выработать представление о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о литературе и мировом литера­турном процессе;

показать специфическую особенность литерату­ры как поэтической памяти народа. На основе принципа историзма определить диалектическую взаимо­связь традиции и новаторства, преемственность лите­ратурных эпох;

  1. определить национальное своеобразие и мировое значение русской литературы;

  2. объяснить феномен классики, позволяющий произведению искусства быть фактом разных истори­ческих эпох, сохраняя свою эстетическую, познава­тельную и воспитательную ценность для разных по­колений человечества;

  3. выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие за­кономерности развития художественной культуры человечества;

  4. воспитать устойчивый художественный вкус у учеников;

  5. выработать навыки грамотной устной и пись­менной речи;

10) развить потенциальные творческие способнос­ти школьников.

Программа определяет содержание литературного образования на двух его основных этапах, каждый из которых обладает своей спецификой и связан с дру­гим.

Этап основного общего литературного образования (5—9 классы) предполагает освоение специфики ли­тературы как полноценной составной части духовной культуры человечества.

^ Главная цель этого этапа — на основе творческого чтения произведений русской и зарубежной классики сформировать представление об основных законах ли­тературы как вида искусства и ее отличии от народно­го поэтического творчества (фольклора); о специфике художественной условности словесного творчества; об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы; изу­чить основные понятия, позволяющие осознать осо­бенности художественного мира литературного произ­ведения; сформировать систему умений читательской деятельности как инструмент анализа литературного текста; развить навыки свободного владения устной и письменной речью.

Этап среднего (полного) общего образования (10— 11 классы) — углубленное изучение русской наци­ональной литературы XIX—XX вв. — предполагает изучение литературного процесса в России XIX— XX вв., освоение русской литературной классики, ов­ладение элементами историко-функционального ана­лиза.

Отбор материала для программы подчинен не­скольким основным принципам.

Во-первых, литературное образование должно бази­роваться на изучении художественных произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, причем произведения должны читаться и изучаться в полном объеме (без конъюнктурного искажения текс­та, в том числе и адаптации).

Во-вторых, произведения, отобранные для изуче­ния, должны быть доступны читательскому восприя­тию учеников, соответствовать интересам и возраст­ным особенностям школьников.

В-третьих, произведения должны соответствовать образовательным целям данного раздела программы, способствовать решению обозначенных в программе задач.

Необходимо специально отметить, что отобранные произведения русской литературы призваны создать целостную картину развития и достижений великой русской литературы. Включение же произведений за­рубежной литературы подчинено задаче выявления литературных связей с русской словесностью и рас­крытию закономерностей мирового литературного процесса.

Литературный материал в программе скомпоно­ван вокруг центральных проблем, распределенных по классам для обеспечения последовательности изуче­ния литературных явлений, формирования литера­турных знаний, становления и развития системы де­ятельности по чтению, восприятию, анализу и оценке художественных произведений.

Так, в 5 классе центральной является проблема «Фольклор и литература», в ^ 6-м — «Художествен­ный мир литературного произведения», в 7-м — «Мир и человек в литературе», в 8-м — «Литератур­ный процесс», в 9-м — «Классика и современность», в 10—11-м — «Национальное своеобразие и история русской литературы XIX—XX вв.».

Внутри тем выделяются специальные разделы, призванные систематизировать литературное образо­вание на всех этапах обучения.

Раздел «Уроки волшебства (мастерства)» способст­вует теоретическому освоению законов литературы как вида искусства и закреплению в сознании уча­щихся элементарного инструментария для анализа литературного произведения.

Раздел, в котором рекомендуется обязательное изу­чение, предполагает чтение и осмысление названных произведений на основе их анализа и оценки.

Раздел «Читательская лаборатория» формирует основные умения читательской деятельности и обес­печивает становление навыков самостоятельной рабо­ты с художественным текстом.

Раздел «Сокровища книжных полок» призван по­мочь учителю в организации системы внеклассного чтения и расширить представления учеников о миро­вой литературе.

Раздел «В мастерской художника слова» раскры­вает некоторые тайны поэтического мастерства, помо­гает ученикам проникнуть в творческую лабораторию писателя.

Поскольку углубленное изучение литературы в различных школах допускает известное варьирова­ние количества часов, отводимых на литературное образование, программа построена таким образом, чтобы учитель имел возможность самостоятельно сис­тематизировать предлагаемый программой литера­турный материал. Программа допускает сокращение материала для аудиторного изучения.

В то же время в сильных классах учитель, имею­щий достаточное количество часов для аудиторных занятий, может расширить изучаемый материал, вводя уроки внеклассного чтения на основе рекоменда­ций программы для самостоятельного чтения уча­щихся, а также пользуясь разделом «Сокровища книжных полок».

Углубленное изучение предмета не сводится к прос­тому расширению материала. Это особый подход к ос­воению учебной дисциплины. В данной программе авторы разрабатывают алгоритм, на базе которого должны быть сформированы система представлений, конкретные знания, умения читательской деятель­ности. Освоение алгоритма, по мнению авторов, сде­лает выпускника вдумчивым, внимательным и подго­товленным читателем, глубоко постигающим суть литературного произведения, способного испытать эмоциональное переживание, получить эстетическое наслаждение, выразить эстетическое отношение к про­читанному и обогатить свой внутренний мир в про­цессе чтения художественной литературы. Таким образом, программа предполагает квалификацион­ный подход к изучению литературы как вида ис­кусства, но конечной целью этого изучения является воспитание читателя, а не писателя или литературо­веда.

Отсюда следует, что данная программа вполне мо­жет использоваться не только в гуманитарно-профи­лированных и гимназических классах, но и в любых других. Она может стать основой литературного обра­зования в любой школе, а ее освоение не зависит от количества часов, выделяемых школьным учебным планом на данную дисциплину.

При этом авторы обращают внимание на то, что не­обходимо сохранять последовательность этапов освое­ния предложенного алгоритма. Только в этом слу­чае возможно достижение запланированного резуль­тата. Данная программа обладает концептуальной цельностью и не предполагает ее интеграции с други­ми авторскими программами литературного образова­ния.

В результате изучения литературы ученик шестого класса должен:

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произве­дений;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

—отличия прозаической и стихотворной речи;
уметь:

  • выразительно читать произведения (или фраг­менты);

  • пересказывать эпизод, сюжет и фабулу художе­ственного произведения;

  • аргументированно отвечать на вопрос по содер­жанию литературного произведения (устно и пись­менно);

  • цитировать художественное произведение;

  • определять принадлежность произведения к ли­тературному роду;

  • определять эпические жанры (новелла, роман), лирические жанры (послание, сонет), характеризо­вать балладу как лироэпический жанр;

  • определять основной конфликт произведения и характеризовать сюжетно-композиционные особен­ности произведения;

  • называть особенности художественного про­странства и художественного времени в произведе­нии;

  • определять стихотворный метр и составлять схему ритмического рисунка лирического произведе­ния;

  • называть отличия фольклорного и литературно­го произведений, характеризовать фольклорные тра­диции в литературном произведении;

  • сравнивать героев и эпизоды;

  • характеризовать персонаж литературного про­изведения;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска нужной информации в учебной хресто­матии и в словарях о литературе, о конкретном про­изведении и его авторе;

  • написания выборочных изложений, создания рассказа на основе жизненных впечатлений, написа­ния сочинения- характеристики литературного героя,сравнения героев литературного произведения

  • выбора произведения для внеклассного чтения.





п/п



п/п


Тема


Практические работы


Умения по теме ( определять, различать, составлять, понимать,уметь работать, сравнивать )

часов по теме


уроков


Дата



Факт.



Факт







^ ПЕРВЫЙ УРОК ВОЛШЕБСТВА





3


















Художественный мир литературного произведения





Знать/понимать:

Художественный мир литературного произведе­ния. Художественная образность как эстетическая ос­нова литературы.

Уметь:Изобразительно-выразительные сред­ства художественной речи.

1




03.09.11




03.09.11









А. С. Пушкин. Поэт




1




06.09.11




05.09.11









Урок выразительного чтения наизусть.







1




08.09.11




08.09.11









^ ВТОРОЙ УРОК ВОЛШЕБСТВА





Знать/понимать:

Мифология как форма художественного познания действительности. Начальное понятие о мифе. Антич­ная мифология и ее своеобразие. Отражение мифа в литературе.


1

17

08.09.11




08.09.11









Устное народное творчество

МИФЫ

Олимп. Древнегреческий миф. Пересказ Н. А. Куна ....





1




10.09.11




10.09.11









Гиацинт. Древнегреческий миф. Пересказ Н. А. Куна ...




1




13.09.11




12.09.11









Недуг уладов. Кельтский миф. Перевод А. А. Смирнова
Создание мира. Древнегерманский миф.

Пересказ Ю. Г. Светланова

Норны. Древнег.ерманский миф.

Пересказ Ю. Г. Светланова




Знать/понимать:

Представления кельтов о языче­ских божествах. Тесная связь мира богов и мира лю­дей. Отношение к женщине в кельтском обществе. Этическое звучание мифа. Знать/понимать:

Художественное воспроизведе­ние космогонических представлений древних германцев. Типологическая близость представлений о природных явлениях в образах языческих богов древних греков и древних германцев.

1




15.09.11




15.09.11









Перун и Скипер-зверь. Славянский миф.

Пересказ Буса Кресеня




Знать/понимать:

Мифологическое пред­ставление славян о природных явлениях. Художест­венная основа мифа. Традиции национального фольк­лора в разработке мифа. Символическое изображение борьбы Добра и Зла. Образ Перуна как народный иде­ал. Семейная тема в мифе.


1




15.09.11




15.09.11









Сокровища книжных полок

Произведения для самостоятельно­го чтения учащихся

Легенды и мифы Древней Греции. А. И. Немировский. «Мифы и легенды Древ­него Востока».

И. В. Р а к. «Мифы Древнего Египта». Мифы Древней Индии.

Предания и мифы средневековой Ирландии. Скандинавские сказания. Л. X. О л с о н. «Эрик — сын человека». Мифы древних славян,

Русские веды.


  • Уметь: пересказывать эпизод, сюжет и фабулу художе­ственного произведения;

  • цитировать художественное произведение;

  • определять принадлежность произведения к ли­тературному роду;

  • сравнивать героев и эпизоды;

  • характеризовать персонаж литературного про­изведения;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска нужной информации в учебной хресто­матии и в словарях о литературе, о конкретном про­изведении и его авторе;

  • написания выборочных изложений, создания рассказа на основе жизненных впечатлений, написа­ния сочинения- характеристики литературного героя, сравнения героев литературного произведения




1




17.09.11




17.09.11









Мифы и легенды




Знать: Отличие легенд от мифов. Легендарная основа народного героического эпоса европейских народов

1




20.09.11




19.09.11









Песнь о Роланде. Французский эпос.

Перевод Ф. де ла Барта




Знать:Памятник французского геро-. ического эпоса. Тема долга и чести в песни. Народный идеал песни. Конфликт феодального и родового пра­ва. Карл Великий как идеал правителя.


1




22.09.11




22.09.11









Сопоставительная характеристика Роланда и Оливьера

Идейное значение образа Карла и его сна.

Практикум

1
1




22.09.11




22.09.11









Божий суд

Р.Р.

Самостоятельно подготовленный пересказ.

1




24.09.11




24.09.11









Русские былины

Вольга и Микула Селенинович




Знать/понимать:

Памятник славянского героиче­ского эпоса. Отражение в былинах общенародных представлений о героизме и народных героях. Худо­жественное своеобразие народных былин. Средства создания поэтической образности в былинах. Посто­янный эпитет, гипербола, художественный повтор.

Сопоставление ха­рактеров Вольги и Микулы. Мифологические черты образа Вольги. Художественная роль зачина и повто­ров. Народный идеал в былине.


1




27.09.11




26.09.11









Илья Муромец и Соловей-разбойник




Знать/понимать:Принципы создания в былине об­раза народного героя. Постоянные эпитеты в был и не. Идейное и нравственное звучание былины, ее патри­отизм.

Уметь: выразительно читать произведение.

1




29.09.11




29.09.11









Урок выразительного чтения наизусть.







1




29.09.11




29.09.11









Русские сказители

В мастерской художника слова.

Знать русских сказителей. Уметь рассказывать оних.

1




01.10.11




01.10.11









Сокровища книжных полок


Произведения для самостоятельно­го чтения учащихся

Русские былины.

«Песнь о моем Сиде».

«Под звон мечей».

«Наследники Вюльфингов».

«Рыцари Круглого Стола».

Мифы и легенды Европы.


  • Уметь: пересказывать эпизод, сюжет и фабулу художе­ственного произведения;

  • цитировать художественное произведение;

  • определять принадлежность произведения к ли­тературному роду;

  • сравнивать героев и эпизоды;

  • характеризовать персонаж литературного про­изведения;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска нужной информации в учебной хресто­матии и в словарях о литературе, о конкретном про­изведении и его авторе;

  • написания выборочных изложений, создания рассказа на основе жизненных впечатлений, написа­ния сочинения- характеристики литературного героя, сравнения героев литературного произведения

1




04.10.11




03.10.11









Создание былины.

Творческий практикум




1




06.10.11




06.10.11










^ ТРЕТИЙ УРОК ВОЛШЕБСТВА




14


















О связи и взаимодействии фольклора и литературы





Знать/понимать:

Особенности построения художественного мира литературных произведений на фольклорной основе.

1




06.10.11




06.10.11



  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт
загрузка...

Похожие:

Рабочая программа по литературе 6 класс ( 123ч., 3,5ч в неделю) для школ и классов iconРабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по литературе для общеобразовательных школ, рабочей программы...

Рабочая программа по литературе 6 класс ( 123ч., 3,5ч в неделю) для школ и классов iconРабочая учебная программа по литературе для 8 класса на 2012 -2013 учебный год
Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы по литературе...

Рабочая программа по литературе 6 класс ( 123ч., 3,5ч в неделю) для школ и классов iconРабочая программа по литературе школа 138 класс 11а учитель: Асонова...
Программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классов под ред. В. Я. Коровиной, М.: «Просвещение», 2009г

Рабочая программа по литературе 6 класс ( 123ч., 3,5ч в неделю) для школ и классов iconРабочая программа по литературе 6 класс
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...

Рабочая программа по литературе 6 класс ( 123ч., 3,5ч в неделю) для школ и классов iconРабочая программа 9 класса рассчитана на 105 часов, 3 часа в неделю
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...

Рабочая программа по литературе 6 класс ( 123ч., 3,5ч в неделю) для школ и классов iconРабочая программа по литературе 8 класс
Программа: «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы», авторы-составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В....

Рабочая программа по литературе 6 класс ( 123ч., 3,5ч в неделю) для школ и классов iconРабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе...

Рабочая программа по литературе 6 класс ( 123ч., 3,5ч в неделю) для школ и классов iconРабочая программа по литературе 8 класс (68 ч.)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы...

Рабочая программа по литературе 6 класс ( 123ч., 3,5ч в неделю) для школ и классов iconРабочая программа по литературе 8 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы...

Рабочая программа по литературе 6 класс ( 123ч., 3,5ч в неделю) для школ и классов iconРабочая программа по литературе 9 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Образовательный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница