Книга Д. С. Лихачева Поэтика древнерусской литературы




Скачать 359.57 Kb.
НазваниеКнига Д. С. Лихачева Поэтика древнерусской литературы
страница1/3
Дата публикации15.06.2013
Размер359.57 Kb.
ТипРеферат
www.lit-yaz.ru > Литература > Реферат
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации.

Московский Государственный Университет Культуры и Искусств
Факультет МАСС МЕДИА и рекламы

Кафедра Журналистики

Реферат на тему:

«Книга Д.С.Лихачева «Поэтика древнерусской литературы»»

Проверил: Кириллин

Выполнила: Минкина Е. О. (135группа).

Москва 2006

Оглавление
Введение……………………………………………………………………....стр.3

Раздел 1. Границы древнерусской литературы……………………………..стр.4

Глава 1.Географические границы древнерусской литературы…………стр.4

Глава 2. Хронологические границы…………………………………………стр.5

Раздел 2. поэтика литературы как системы целого………………………..стр.8

Глава 1. Древнерусская литература в ее отношениях к изобразительным искусствам…………………………………………………………………....стр.8

Глава 2. Отношения литературных жанров между собой………………..стр.10

Раздел 3. поэтика художественного обобщения…………………………..стр.13

Глава 1.Литературный этикет………………………………………………стр.13

Глава 2.Абстрагирование…………………………………………………...стр.16

Глава 3.Элементы реалистичности………………………………………...стр.17

Раздел 4.Поэтика литературных средств…………………………………..стр.19

Глава 1.Метафоры-символы………………………………………………..стр.19

Глава 2.Стилистическая симметрия………………………………………..стр.20

Глава 3. Сравнение………………………………………………………….стр.22

Глава 4. Нестилизованные подражания……………………………………стр.23

Раздел 5. Поэтика художественного времени……………………………..стр.25

Раздел 6. Поэтика художественного пространства………………………..стр.32

Введение.
Говоря о поэтике древнерусской литературы сначала нужно определиться с понятиями и выяснить, что же такое вообще поэтика? Словарь литературоведческих терминов определяет поэтику как теорию литературы (в широком смысле) и раздел литературоведения, в котором рассматриваются вопросы стилистики, сюжетики, стихосложения (в узком смысле). Книга Д.С.Лихачева «Поэтика древнерусской литературы» - это своеобразный учебник, раскрывающий тайны и особенности литературы мало знакомой нам, трудно воспринимаемой нами, но одновременно очень интересной по структуре и содержанию, а именно древнерусской литературы. Эта книга рассчитана на широкий круг читателей. Легкий, ясный язык автора, четкость в выражении мысли без труда позволят читателю-неспециалисту сначала заинтересоваться данной темой и в дальнейшем расширить свои представления о художественной значимости древнерусской литературы. Тема рассмотрена автором в достаточно широком аспекте, что позволит читателю-специалисту углубить свои знания. Также в книге Лихачев ставит много вопросов, не давая на них абсолютно полных ответов, что позволит интересующимся людям найти темы для собственных работ по поэтике литературы и фольклора.

Цель моей работы с помощью книги Д.С.Лихачева ознакомиться с особенностями и структурой древнерусской литературы. Схема работы проста: в хронологическом порядке мною будут рассмотрены разделы и главы книги. При рассмотрении внимание в основном будет сконцентрировано на сути понятий предлагаемых автором. Основная часть работы будет изложена словами самого автора, дабы точнее передать суть рассматриваемого, а также почувствовать самого автора, талантливого и достойного человека.

^ Раздел 1. Границы древнерусской литературы.
Глава 1.Географические границы древнерусской литературы.

Примерно до 17 века древняя русская литература существовала без каких-либо четких национальных границ. Существовала единая литература, единая письменность и единый литературный язык (церковнославянский) у восточных славян (русских, украинцев и белорусов), у болгар, у сербов, у румын. Основной фонд церковнолитературных памятников был общим. Богослужебная, проповедническая, церковно-назидательная, агиографическая, отчасти всемирно-историческая (хронографическая), отчасти повествовательная литература была единой для всего православного юга и востока Европы. Общими были такие огромные памятники литературы, как прологи, минеи, торжественники, триоди, хроники, космографии, шестодневы, апокрифы, отдельные жития и пр.

Общность литературы существовала между восточными, южными и западными славянами. Наконец, сама эта общая для православных славян и румын литература не была обособлена в европейском мире.

Дальше Лихачев рассуждает об общности для всех православных славян переводных и оригинальных памятников, но суть в том, что все они были общими для всех восточно- и южнославянских литератур.

Следует отметить рассуждения автора о связи русской литературы с Европой и Азией. Лихачев пишет: «Если говорить о европейских связях русской литературы в их историческом развитии, то следует сказать следующее. Европеизм русской литературы, чрезвычайно высокий при самом зарождении русской литературы, когда она составляла некое единство с литературами стран православной Европы, - объединяясь с большинством этих литератур по литературному языку и составу памятников, часть которых была создана в России, затем постепенно падает. Происходит значительное возрастание количества памятников местного значения, связанных с местными темами и насущными заботами своей страны и своего времени. В 17 веке говорить об общности и единстве литератур православной Европы уже не приходится. Литература 18 века почти целиком переходит на национальные рельсы». Говоря о литературной связи древнерусской литературы с Азией, Лихачев поражается собственно отсутствию этой связи. Он обращает внимание на полное отсутствие переводов с азиатских языков. Таким образом, азиатское влияние в древнерусской литературе было очень слабым, а сами восточные сюжеты проникали русскую литературу через западные границы Руси, от западноевропейских народов. К 18 веку связи русской литературы значительно расширяются, но связи эти становятся больше потребительскими, поэтому можно сказать, что в 18 веке русская литература на некоторое время перестала в целом выходить за пределы России.

Глава2: Хронологические границы
В этой главе автор задается вопросом: «Где грань древней русской литературы и новой?» Вопрос этот неотделим от другого: в чем эта грань состоит? Таким образом, уже в начале книги автор отмечает главные отличия древней литературы от новой, позволяющие разграничить эти два периода.

И так, каковы же эти основные отличия?

1. По преимуществу религиозный характер древней русской литературы.

Несомненно, сравнительно с литературой 18 века, древнерусская литература носила религиозный характер. Но о религиозном характере древнерусской литературы можно говорить лишь в пределах до 17 века. В 18 веке светские жанры становятся ведущими (Семеон Полоцкий, Карион Истомин…). Развиваются и традиционные элементы светской литературы: историческая литература и литература путешествий. Появляются рыцарский роман и авантюрные повести.

2. В 11-17 веках на Руси переводились произведения соответствующие по своему характеру средневековому типу древнерусской литературы и возможно уже не актуальные на Западе. В 18 же веке русская литература поворачивается лицом к европейской литературе.

3. Творчество в древней Руси имело менее «личностный» характер, обладало некоторыми общими чертами с фольклорным творчеством. В древней русской литературе индивидуальные стили выражены гораздо слабее, чем в новой. Гораздо рельефнее жанровые отличия в стилях. Авторы не стремятся к самовыражению в стиле, но следуют сложившейся в избранном ими жанре традиции. Развитие литературы идет медленнее. Нет стремления к обновлению стиля.

4.Отсутствие в древнерусской литературе современных представлений об авторской собственности. Авторская принадлежность тех или иных произведений ценилась только тогда, когда автор обладал внелитературным авторитетом - церковным или светским. Вмешательство переписчиков в текст произведения не допускалось, когда произведение принадлежало отцу церкви, митрополиту, святому, князю, епископу, царю.

Некоторые авторы создавали свои новые произведения как переделку прежнего, иногда меняя стиль, иногда - композицию, иногда – идею произведения, иногда дополняя прежнее произведение новой фактической стороной, иногда – напротив – его сокращая. В результате тексты произведений тесно переплетались между собой. Сходство сюжетов стимулировало заимствование выражений, описаний. Описания одной битвы могли использоваться в другом произведении при описании другой битвы.

5.Жанры древней литературы имели часто большую обрядовую и деловую предназначенность, чем жанры новой русской литературы. Можно сказать, что основное отличие одного жанра в древнерусской литературе от другого – в их употреблении, в их обрядовой, юридической или других функциях. Границы литературы не очерчены, хотя в определенных жанрах литературность выражена достаточно сильно.

6.Различен и сам литературный процесс древней Руси нового времени. Это объясняется тем, что литература развивается, но развитие идет чрезвычайно неравномерно. Нет общего русла, в котором происходит развитие. Иногда жанры настолько обособлены, что развиваются в известном смысле изолированно, без крепких связей друг с другом. Каждый жанр имеет свой стиль изложения и свои пути развития. Это резко отличает древнюю литературу от новой. В новой литературе литературное направление захватывает всю литературу, все ее жанры и частично критику. Древняя литература не знает литературных направлений вплоть до 17 века. Первое литературное направление, сказавшееся в русской литературе, - барокко.

7. Древнерусская литература существует для читателя как единое целое, не разделенное по историческим периодам, как некий склад произведений, библиотека, в которой имеется только систематический каталог, отчасти каталог авторов, но нет каталога хронологического. Когда в сознании читателя авторы и их произведения выстраиваются в хронологической последовательности, это означает, что появилось сознание исторической изменяемости литературы, что процесс развития литературы начал совершаться единым фронтом. Литературная память, сознание изменяемости литературы появляется во второй половине ХУШ века.

Необходимо изучать структуры литератур по периодам и типы литературных развитий. Между древней русской литературой и новой существуют различия в структурах и типах их развития. Поэтика древней русской литературы отличается от поэтики новой литературы. Именно это различие и есть самое существенное для определения границ между древнерусской литературой и новой.
^ Раздел 2. поэтика литературы как системы целого.
Глава1. Древнерусская литература в ее отношениях к изобразительным искусствам.
Слово и изображение были в древней Руси связаны теснее, чем в новое время. Это накладывало свой отпечаток и на литературу, и на изобразительные искусства. Рассмотрению именно этого немаловажного явления в литературе древней Руси Лихачев посвящает данную главу.

Изобразительное искусство древней Руси было остро сюжетным. Сюжеты изобразительного искусства были по преимуществу литературными. Персонажи и отдельные сцены из Ветхого и Нового заветов, святые и сцены из их житий, разнообразная христианская символика, сюжеты фресок в той или иной мере основывались на литературе – церковной, разумеется, по преимуществу, были сюжетами письменных источников. С ними же связано содержание икон - особенно икон с клеймами. Миниатюры иллюстрировали жития святых, летописи, космографии и т.д. Искусство иллюстрирования было столь высоким, что иллюстрироваться могли даже сочинения богословского и богословско-символического содержания. Создавались росписи на темы церковных песнопений.

В силу своей связи с письменностью изобразительное искусство древней Руси во многом зависело от развития письменности. Чем больше появлялось произведений на темы русской истории, русских житий святых, русских бытовых повестей, тем чаще отражалась в живописи русская действительность.

В зависимости от словесных произведений находилось даже зодчество. Известны случаи построек по данным литературных источников.

Эта связь выражалась и в идеологии художника, обусловленной письменными источниками: публицистикой и литературой, еретической литературой.

Особо Лихачев выделяет роль слова в произведениях искусства. Как известно, надписи, подписи и сопроводительные тексты постоянно вводятся в древнерусские станковые произведения, стенные росписи и миниатюры.

Искусство живописи как бы тяготилось своей молчаливостью, стремилось заговорить. И оно говорило, но говорило особым языком. Тексты, которыми сопровождаются клейма в житийных иконах, - это тексты особым образом препарированные, обработанные. Эти тексты сокращены или незакончены, они лаконичны, в них преобладают короткие фразы, в них порой пропадает украшенность, - не нужная в соседстве с красочным языком живописи. Прошедшее время в этих надписях переправляется на настоящее. Надпись поясняет не прошлое, а настоящее – то, что воспроизведено на клейме иконы, а не то, что было когда-то. Икона изображает не случившееся, а происходящее сейчас на изображении.

Заговорить стремятся не только житийные клейма, но и изображения святых. Они обращаются к молящимся, показывая им раскрытые книги, развернутые свитки, их слова становятся почти девизами этих персонажей.

Слово – оно не мимолетно, оно не исчезает во времени. Сплошь и рядом представление о персонаже становится неразлучным от тех слов, которые были им произнесены.

Слово в изображении (которое само изображает «вечное») как бы останавливает время. Его помещают в гербах в качестве девиза как вечное напоминание о неизменяющейся сущности символизируемого объекта. Оно помещается на иконах для выражения сущности изображаемого – при этом сущности неменяющейся. Будучи «изображенным», слово само как бы останавливается и останавливает изображение.

Если говорить об истории литературы, она невозможна без учета других искусств. Показания изобразительных искусств помогают охарактеризовать каждую эпоху в отдельности, вскрывают общие истоки и основания, общую идейную и мировоззренческую основу литературных явлений. Таким образом, мы опять сталкиваемся с взаимодействием литературы и изобразительного искусства.

Последней автор называет такую общность литературы и изобразительного искусства как стиль, если говорить о нем, как об определенной системе формы и содержания, как об эстетическом принципе структуры всего содержания и всей формы произведения. Он объединяет в себе общее восприятие действительности, свойственное писателю, и художественный метод писателя. В этом смысле понятие стиля может быть приложено к различным искусствам и между ними могут оказаться синхронные соответствия. Например, стиль барокко сказался не только в архитектуре, но и в живописи, скульптуре, музыке, литературе.
Глава 2. Отношения литературных жанров между собой

Литературные жанры появляются только на определенной стадии развития искусства слова и затем постоянно меняются. Категория литературного жанра – категория историческая. Дело не только в том, что одни жанры приходят на смену другим и ни один жанр не является для литературы «вечным», - дело еще и в том, что меняются сами принципы выделения отдельных жанров, меняются типы и характер жанров, их функции в ту или иную эпоху. Для русской литературы чисто литературные принципы выделения жанра вступают в силу в основном в 17 веке. До этого времени литературные жанры в той или иной степени несут, помимо литературных функций, внелитературные функции. Жанры определяются их употреблением: в богослужении, в юридической и дипломатической практике, в обстановке княжеского быта и т.д.

Обычно жанры древней Руси воспринимаются с известной долей модернизации, и это крайне вредит их исследованиям. Приступая к предварительному рассмотрению жанровых систем древней Руси, мы должны, прежде всего, отвлечься от наших современных представлений о жанрах.

Необходимо изучить сами названия жанров. Точное перечисление всех названий жанров дало бы цифру примерно в пределах 100. Среди них: «чтение», «хождение», «толкование», «творение», «спор», «слово», «сказание», «речь», «речи», «сказание и поучение», «размышление», «притча», «похвала», «послание», «житие и жизнь», «показание», «позорище», «повесть», «память», «сказание и беседа», «повесть и чюдеса», «ответ», «описание», «обличительное описание», «моление и мольба», «моление», «избрание», «житие и деяние», «изборник», «исповедание», «исповедь», «история», «летопись» и т.д.
Характерно, что в древней русской литературе постоянно происходит интенсивное самовозрастание количества жанров. Соединение нескольких жанровых определений говорит о колебаниях книжника и о том, что древнерусские произведениях могли соединять в себе несколько жанров. Но это не главная причина смешения и неясного различения отдельных жанров в древнерусской литературе. Главное то, что основой для выделения жанра служил предмет, тема, которой было посвящено произведение, а не литературные особенности изложения.

В продолжение темы автор говорит о иерархи жанров. Жанры не равноправны и не однородны, а составляют своеобразную иерархическую систему. Рассуждая и объясняя суть этой системы, Лихачев приходит к выводу, что сложные структурные взаимоотношения жанров составляют характерную особенность древней русской литературы, резко отличающую ее от новой литературы, где существует своеобразное равноправие жанров.

Возникновение и существование жанров в литературе древней Руси определяются в основном внелитературными причинами. Жанры возникают не только как разновидности литературного творчества, но и как определенные явления древнерусского жизненного уклада, обихода, быта в самом широком смысле слова. Их существование обусловлено их применением в практической жизни. Жанры различаются по тому, для чего они предназначены. В светской книжности тоже можно заметить жанровую подчиненность быту, обиходу, деловым интересам.

Далее Лихачев выделяет еще одну особенность жанровой системы древнерусской литературы: преобладание в древней Руси обиходных, «обрядовых», «деловых» жанров сказалось в их стиле: все они рассчитаны для произнесения вслух. Существовал еще один стимул образования новых жанров – познавательный стимул.

Несмотря на преобладание внелитературных факторов жанрообразования, специфически литературный характер жанров сказывается очень сильно. Это подтверждают следующие особенности древнерусской литературы, отмеченные Д.С.Лихачевым.

  1. Жанр определял собой образ автора, тогда когда в литературе нового времени произведение отражает личность автора в создаваемом им образе автора. Каждый жанр имел свой строго выработанный традиционный образ автора.

  2. Древнерусские жанры в гораздо большей степени связаны с определенными типами стиля, чем жанры нового времени. Отсюда более резкие чисто литературные различия жанров.

  3. Разные жанры по-разному относились к проблеме авторской собственности.

  4. В жанрах различное отношение к художественному времени.

Еще одна немаловажная особенность литературных жанров в древней Руси заключалась в том, что название жанра выставлялось в заглавии произведения: «Сказание о небесных силах».

В конце главы автор подчеркивает, что все, о чем говорилось выше, требует дальнейших исследований, что все это не более чем гипотеза. Это своеобразная манера Лихачева, с которой я неоднократно столкнулась, изучая книгу.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Книга Д. С. Лихачева Поэтика древнерусской литературы iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки...
«сословное» восприятие человека. Хронологические границы древнерусской литературы: XI – XVII вв. Периодизация древнерусской литературы,...

Книга Д. С. Лихачева Поэтика древнерусской литературы iconЭкзаменационные вопросы по древнерусской литературе. Периодизация...
Этапы развития древнерусской литературы тесно связаны с этапами развития древнерусской народности и государства. С учетом своеобразия...

Книга Д. С. Лихачева Поэтика древнерусской литературы iconПрограмма государственного междисциплинарного экзамена по филологии...
Хронологические границы и специфические особенности древнерусской литературы. Проблема периодизации древнерусской литературы. Специфические...

Книга Д. С. Лихачева Поэтика древнерусской литературы icon«История русской литературы» Цели освоения дисциплины
Литература Древней Руси и христианство. Соотношение и взаимодействие книжной и устной словесности в древнерусской культуре. Выдающиеся...

Книга Д. С. Лихачева Поэтика древнерусской литературы icon«История русской литературы», 032700. 62 Цели освоения дисциплины
Литература Древней Руси и христианство. Соотношение и взаимодействие книжной и устной словесности в древнерусской культуре. Выдающиеся...

Книга Д. С. Лихачева Поэтика древнерусской литературы iconЛитература XI xvii вв. Система жанров древнерусской литературы (XI xvi вв.)
...

Книга Д. С. Лихачева Поэтика древнерусской литературы iconВопросы к государственному экзамену по фольклору и истории русской литературы XI – XX веков
...

Книга Д. С. Лихачева Поэтика древнерусской литературы iconНазвание курса
Произведение открывает курс изучения древнерусской литературы в 9 классе. Урокам по «Слову» предшествуют вводные уроки об особенностях,...

Книга Д. С. Лихачева Поэтика древнерусской литературы iconТема урока Тип урока
Из древнерусской литературы. Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы

Книга Д. С. Лихачева Поэтика древнерусской литературы iconТематическое планирование История древнерусской литературы Начало...
Хх века. В освещении проблематики историко-литературной науки выделены принципы конкретного историзма, ценностный подход к литературным...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница