Разработка и внедрение индивидуальной образовательной траектории по русскому языку и литературе




Скачать 247.33 Kb.
НазваниеРазработка и внедрение индивидуальной образовательной траектории по русскому языку и литературе
Дата публикации13.06.2013
Размер247.33 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
Разработка и внедрение индивидуальной образовательной траектории по русскому языку и литературе.

Баранова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы общеобразовательной школы I-II ступеней №7гЯсиноватой Донецкой обл.

Современная школа со всеми ее достоинствами и недостатками - место уникальное. Уникальное потому, что именно здесь растет будущее страны. И это «будущее» должно быть всесторонне развито. Всестороннее развитие – это в первую очередь качественное образование. Качество образования - есть качество не только конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат. Как вооружить ребенка качественными знаниями по русскому языку и литературе, как подготовить его к жизни?

Требования современности к выпускнику школы, личный опыт работы в школе, знакомство с новинками методической литературы натолкнули на мысль о создании для каждого ученика так называемой « индивидуальной образовательной траектории» в изучении русского языка и литературы. Изначально эта мысль касалась учеников только классов с украинским языком обучения, однако позже пришло убеждение в необходимости создания такой траектории и для учеников классов с русским языком обучения.

В педагогической среде и вне ее утвердилось мнение, что русский язык один из трудных предметов, и научить всех детей грамотно писать и говорить очень непросто. Более того, успешность в обучении грамотности тесно связана с чтением, а современные школьники читают мало, особенно классику. Изменить существующее положение вещей невозможно даже при очень усердной работе только на уроках. В такой ситуации, по-моему, очень актуальной становится идея реализации индивидуальной образовательной траектории при обучении русскому языку и литературе.

Понятие образовательной траектории «отражает, прежде всего, идеи индивидуализации и дифференциации обучения»  (В. А. Крутецкий.) Индивидуализация обучения исходит из необходимости ориентироваться не на «среднего» ученика, а на всех и каждого. 

Дифференциация же означает «учет индивидуальных особенностей в форме, предполагающей группировку учащихся на основании выделения определенных особенностей …» (И.Э. Унт)

«Индивидуальная образовательная траектория обучения (ИОТ) - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося в образовательном процессе» (А.В.Хуторской)

То есть - это та траектория, по которой каждый конкретный ученик продвигается в процессе изучения русского языка и литературы с учетом своих способностей, уровня знаний. «Основной смысл – индивидуальной образовательной траектории заключается в приобретении учащимся образования в личностно-значимой области (теме, предмете), создании учеником своих личностно-значимых продуктов: внутренних – развитие личностных познавательных, творческих качеств и внешних – создание своих сочинений, проектов» (А.В.Хуторской)

На особенности этой траектории оказывает влияние огромное количество внешних и внутренних факторов. В качестве внутренних факторов выступают особенности познавательной сферы, интересы, мотивы и потребности, эмоциональное и физическое состояние ученика. К внешним факторам можно отнести любые влияния на ребенка со стороны окружающей среды: поведение учителя и одноклассников, обстановка в классе, особенности самой ситуации выбора и т.д.

ИОТ в данном случае строится на изучении и углублении знаний базисного материала по русскому языку и литературе в 6 классе и чтении внепрограммной художественной литературы, большей частью классической.

Цель такой работы:

  • становление и развитие языковых, речевых, коммуникативных, творческих способностей учащихся, способностей к пониманию и интерпретации текста;

  • становление личности посредством чтения русской литературы в процессе творчества как одной из наиболее органичных форм вхождения человека в культуру;

  • ликвидации пробелов в знаниях по русскому языку.

Ожидаемые результаты:
Схему индивидуальной траектории учения по русскому языку

и литературе можно представить таким образом
Структура определения ИОТ

по языку и литературе для каждого ученика

Выявление уровня знаний по языку позволит определить, есть ли у ученика пробелы в знаниях, насколько осознанно он ориентируется в учебном материале, интересно ли ему заниматься языком.

Дифференциация по уровню знаний даст возможность решить, достаточно ли ученику ликвидировать пробелы по предмету и повысить уровень успеваемости, или ему надо выявить направление творческой деятельности, круга чтения классической литературы, таким образом, выйти на более высокий уровень развития.

Индивидуальная образовательная траектория по предмету во внеурочное время дает возможность работать с целым классом: и со слабоуспевающими учащимися, и с одаренными детьми.

Для учащихся с начальным уровнем знаний распределяю учебный материал таким образом:

I - задания базового уровня на отработку умений, навыков:

усвоение теоретических знаний, выполнение упражнений, работа над ошибками, списывания, выполнение разных видов разборов с помощью учебника, работа со словарями.

II - задание частично-поискового уровня: составить высказывание на лингвистическую тему, привести примеры.

III - задание познавательно-творческого плана: прочитать рассказ, повесть одного из русских классиков (на выбор), составить высказывание (можно по аналогии).

Для учащихся с достаточным и высоким уровнем задания преимущественно творческого плана или углубление учебного материала:

I - задание познавательно-творческого плана: прочитать рассказ, повесть одного из русских классиков, написать отзыв о прочитанном, составить высказывание об актуальности прочитанного.

II - задания исследовательского плана: сравнить описание местности, пейзажа, сюжет и т.д. у разных авторов, высказать свое мнение (особенно актуален этот момент для классов с украинским языком обучения, потому что сравнение можно строить на материале литературных произведений русских и украинских авторов: программных и внепрограммных, таким образом, расширяя знания русской литературы и углубляя знания по украинской литературе); сравнить язык произведения с современным языком.

III - задания творческого плана: для старшеклассников – создать проект, написать разного рода сочинения: эссе, рассуждения, идентификацию или попытаться создать свое произведение. См. приложение 1, 2

Польза чтения поистине велика, ведь именно чтение  развивает логическое мышление, учит общаться с людьми, а сопряженное с работой по языку, образовывает и приносит весомые результаты.

Не могу не сказать и о следующем: индивидуальная образовательная траектория в данном случае дает возможность активной социализации школьника.

«Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат» (Л.В. Мардахаев).

Процесс социализации личности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт. С другой – проявляется индивидуальность. В данной ситуации присвоить социальный опыт помогает содержание художественной литературы, межличностные контакты, а проявить индивидуальность можно выполняя различные задания, прежде всего, творческого плана, а также задания, связанные со структурированием, умением систематизировать материал.
^

Таким образом, реализация индивидуальных образовательных

траекторий позволяет отойти от устоявшихся стереотипов в школьном образовании и решить многие проблемы.








Приложение 1
Индивидуальная образовательная траектория

по русскому языку и литературе

Класс 6

Програма Російська мова 5-12 класи

для загальноосвітніх закладів з російською мовою навчання

«Букрек», 2005р

Учебники основные:

Быкова Е., Давидюк Л ., Стативка В. Русский язык: 6 класс.- К.: Педагогічна преса, 2006.

Волощук Е. Литература: 6 класс.- К.:Генеза, 2006.

Дополнительная литература:

Арсирий А., Дмитриева Г. Занимательная грамматика русского языка.-

М.: Просвещение, 1997.

Толстой Л. Басни и сказки - АСТ ,Астрель,2007

Лермонтов М. «Ашик –Кериб»-Амфора .2011

Куприн А. «Синяя звезда»- Эксмо-Пресс,2006

Паустовский К. «Старый повар» -,Москва, 1953 , Издательство Московский рабочий.

Яковлев Ю .Рассказы -Советская Россия 1971

Приложение 2

Индивидуальная образовательная траектория по русскому языку и литературе 6 класс


Тема раздела

Художественное произведение

Сроки сдачи темы

Время консультаций

Задания

начального и среднего уровня

Формы контроля

Задания

достаточного и высокого уровня

Формы контроля

Конечный продукт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Имя существительное

Басни и сказки Л.Толстого




Вторник, четверг

1

Прочитать 2-3 басни и сказки

Л. Толстого

Т

1

Прочитать 4 - 5 басен и сказок

Л. Толстого

Т

1

Иллюстрации произведений

И. Крылова

2

Списать понравившуюся басню, отметить в ней существительные, разных склонений, родов


И

2

Докажите, что

перед нами басня


И

2

Книжка-раскладка для малышей по басням Л.Толстого

3

Объяснить, почему эти сказки и басни особенно хороши для детей

И

3

Чем похожи и в чем разница басен И. Крылова и Л.Толстого


И




4

Составьте словарный диктант из существительных с безударной гласной, сомнительной согласной

в корне


И

4

Составить басню по аналогии


И










5

Составить книжку-раскладку для малышей по басням Л.Толстого


Г





1

2

3

4

5

6

7

8

9

Имя прилагательное

М. Лермонтов







1

Прочитать сказку «Ашик-Кериб»

Т

1

Прочитать сказку «Ашик-Кериб»

Т

1

Выставка кроссвордов


2

Привести примеры из сказки прилагательных качественных и относительных, притяжательных


И

2

Написать отзыв о прочитанной сказке


И

2

Проект об особенностях написания имен прилагательных

3

Чем вам понравился Ашик- Кериб?

И

3

Составить кроссворд по сказке

И




4

Найдите в тексте примеры, подтверждающие правила написания НЕ с именами прилагательными

И

4

Кратко изложить сказку для братика, сестрички


И










5

Подготовьте проект об особенностях написания имен прилагательных

Г




^ Имя числительное

А. Куприн







1

Прочитать рассказ

А. Куприна «Синяя звезда»


Т


1

Прочитать рассказ

А. Куприна «Синяя звезда»


Т

1

Проект

особенности написания имен числительных

2

Выписать отрывок от слов «Добрый король ЭРН 23 был женат»


И

2

Рассказ немного перекликается с «Книгой книг» Объясните, в чем обнаруживается эта близость.

И




3

Выписать числительные из текста, указать их разряд.


И

3

Представьте себе,

что вы принцесса Эрна ХIII. Напишите о себе от 1 лица


И



1

2

3

4

5

6

7

8

9

Имя числительное

А. Куприн







4

Произвести морф разбор трех числительных


И

4

Подготовьте проект об особенностях написания имен числительных

Г




5

Кто из героев рассказа вам понравился

И










Местоимение

К. Паустовский «Старый повар»






1

Прочитать рассказ

К.Паустовского

«Старый повар»

Т


1

Прочитать рассказ

К.Паустовского

«Старый повар»

Т

1

Проект

«Зачем нужны местоимения"

2

Выписать из текста примеры местоимений, распределив их по разрядам




2

Порекомендуй прочитать рассказ

товарищу (составь письменно рекламу рассказа)




2

Сочинение

«Музыка и мы»

3

Найдите описание внешности каждого героя. Перечислите его душевные качества, используя при этом прилагательные разных разрядов




3

Подготовьте проект

«Зачем нужны местоимения"














4

Напиши сочинение «Музыка и мы»








Служебные части речи

Ю. Яковлев Рассказы







1

Прочитайте рассказы

Ю.Яковлева: «Желтый слон»,

«Мальчик с коньками»

«Зеленая чернильница»


Т


1

Прочитайте рассказы

Ю.Яковлева: «Желтый слон»,

«Мальчик с коньками»

«Зеленая чернильница»

Т


1

Тесты для проверки знаний по теме


2

Какой из рассказов вам понравился больше всего и почему, развернутый ответ

И

2

Напишите отзыв об одном рассказе


И

2

Отзывы о рассказе

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Служебные части речи

Ю. Яковлев Рассказы







3

Приведите примеры предложений с союзами, укажите их группу


И

3

Выпишите 3-4 предложения с производными предлогами. Обоснуйте свой выбор.

И










4

Составьте тесты для проверки знаний по теме


Г





Примечание:

Контроль : Ф - фронтальный; И - индивидуальный; Г – групповой.

Использованная литература:

Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя - М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС,2000

Хуторской А.В. Современная дидактика- Питер, 2004.

 Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников  «Просвещение», М. 1976 .

Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения -М.:   Педагогика, 1990.

Л.В. Мардахаев Социальная педагогика- М.: Гардарики, 2005
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии:

Учебное пособие- М.: Народное образование,1998.

Управління освіти і науки Донецької обласної державної адміністрації
Донецький обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
Ясинуватська загальноосвітня школа І-ІІ ступенів №7 міської ради Донецької області

^ Регіональний експериментальний майданчик «Школа майбутнього»

http://lib.ru/litra/pushkin/saltan/saltan09.jpg

«Что за прелесть эти сказки!»

Урок внеклассного чтения по сказкам А.С.Пушкина

5 класс

Подготовила

учитель русского языка

и литературы, специалист

I квалификационной категории

Баранова Татьяна Николаевна

2012-2013г

Урок внеклассного чтения по сказкам А.С.Пушкина

Тип урока: урок –путешествие

Цель урока:

  • Углубить и закрепить знания о творчестве Пушкина;

  • воспитывать интерес к классической литературе;

  • развивать речь, внимание, воображение.

Оборудование:

электронные презентации, карточки с заданиями, «электронные» задания, рисунки к сказкам.

I Мотивация

Учитель: Сегодня мы отправляемся в путешествие по одной области…литературного творчества всем известного человека.

-Что же это за человек?

-Какую область литературного его творчества мы посетим? Отгадайте сами по этим фразам:

«Не гонялся бы ты за дешевизной…»

«За такое одолженье, ..
Волю первую твою
Я исполню, как мою.»

-Правильно .Это А.С.Пушкин и его сказки . Наш урок называется «Что за прелесть, эти сказки!»

^ II Подготовка к восприятию

Это слова самого Александра Сергеевича. Так он говорил о сказках, которые ему рассказывала Арина Родионовна.

- Кто такая Арина Родионовна?

III Изучение нового материала

Просмотр презентации об Арине Родионовне

При просмотре презентации запишите в тетради фамилию няни, ее роль в жизни Пушкина.

-Так какое же отношение имеет Арина Родионовна к теме нашего урока?

Учитель:

-^ Семь сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведённую тетрадь.

Пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней, уводили в мир чудесных превращений. Став поэтом, Пушкин расцветил их своей чудесной поэтической фантазией.

-Вот мы сегодня и посмотрим ,кто же у нас настоящий знаток сказок Пушкина, кто может запросто ориентироваться в сказках поэта.

Беседа

-Я недавно нашла в библиотеке первый выпуск « Сказочной газеты» ,а в ней объявления. Отгадайте, о каких сказках речь?

  • Торговая фирма предлагает импортные товары: соболя, черно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И всё это по доступным ценам! («Сказка о царе Салтане») 

  • Тем, кто интересуется жилплощадью! Сдается на лето горница в аренду. В горнице имеются: лавки крытые ковром, под свечами стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой. («Сказка о мёртвой царевне»)

  • Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие заболевания, как: укусы правого и левого глаза, волдыри на носу.( «Сказка о царе Салтане»)

- В своих сказках А.С.Пушкин противопоставляет добро и зло. Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями? В сказках поэта мы наблюдаем борьбу добра со злом. Пушкин к своим героям относится по-разному: одних любит, других высмеивает, наказывает за жадность, зло, зависть.

Работа по карточкам

У меня на столе карточки, на которых написаны имена персонажей разных сказок. Вы их берёте и говорите, как относится поэт к своему персонажу и почему:

-мачеха («Сказка о мёртвой царевне»)

-королевич Елисей («Сказка о мёртвой царевне»)

-царевна («Сказка о мёртвой царевне»)

-поп (« Сказка о попе…»)

-князь Гвидон («Сказка о царе Салтане»)

-золотая рыбка

-старуха

-царь Дадон («Сказка о золотом петушке»)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-А теперь обратимся к сказочному дереву. На нем листы необычной формы. Что же это за листы? (конверты с заданиями)

Вопросы первого конверта «^ СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ»



  1. К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи?

  2. Что пообещал царь Дадон мудрецу в награду за петушка?

  3. Сколько времени никто не беспокоил царство Дадона? 2 года

  4. Откуда пришла беда в царство Дадона? С востока

  5. Сколь сыновей было у Дадона?

  6. Сколько времени пировал царь Дадон в шатре царицы? неделю

  7. Как отблагодарил царь Дадон мудреца за помощь?

Вопросы второго конверта^  «СКАЗКА О ПОПЕ И РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ»


  1. За какую плату согласился работать Балда у попа? 3 щелка

  2. Как работал Балда?

  3. За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей? 3
    Кого послал старый бес соревноваться с Балдой в хитрости?

  4. Когда Балда сказал бесёнку эти слова: «Глупый ты, бес, куда ж ты за ним полез?»

  5. Как Балда перехитрил бесёнка во второй раз?

Вопросы третьего конверта «^ СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»
1 Сколько лет рыбачил старик?

2 Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку 3

3 Сколько просьб старика выполнила рыбка? 5

4 Сколько раз старик ходил к рыбке с просьбами? 5

^ 5 Как менялось море по мере того, как старик приходил с различными просьбами?

6 Почему рыбка отказалась сделать старуху владычицей морской?

6 За что рыбка наказала старика со старухой
Вопросы четвёртого конверта 

^ «СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ»
1 Чей это портрет:

«Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива»

2
^ Кому отдала царица приказ:

«Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую 
Под сосной оставить там
На съедение волкам».



  1. Чем угощали царевну семь богатырей?

  2. Кто дал царевне отравленное яблоко?

  3. Кличка собаки семи богатырей?

  4. К кому обращается королевич Елисей с просьбой о помощи?

  5. Зачем пошёл королевич Елисей к горе, узнав, что его невеста умерла?

  6. От чего умерла мачеха?

Вопросы пятого конверта «^  СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ…»

1 Когда царь Салтан подслушал разговор трёх сестёр?

2 Какой величины родился ребёнок у царицы

3 О чём подумал царевич, когда они с матерью оказались на воле?

4 ^ Какими словами встречала царевна-лебедь князя Гвидона у моря?

5 В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана.

Работа в парах: Узнайте  героя  и  назовите,   из  какой  он сказки. Ответы записать в тетрадь.

Карточка для работы в парах

д

ч

е

р

а

р

г

п

у

ш

з

в

А

Д

О

Л

У

И

В

Е

Т

О

К

Е

Л

П

Н

О

Р

Ц

И

Н

Б

Д

А

З

Е

О

П

М

О

А

Д

О

А

Л

О

Д

Б

Б

А

Б

А

Х

Ч

Е

Р

Н

Т

О

Е


Д

Ь

А

Р

И

А

К

В

А

Е

Ч

Подведение итогов:

(Задания в электронном виде ) Слайды 1,2,3

Ну .молодцы. А теперь подведем итоги нашего путешествия.

-Посмотрите на слайды и подумайте, с какими новыми словами вы познакомились, что они обозначают.

-Определите главную мысль каждой сказки.

-И какой главный закон всех сказок?

Релаксация:

Подымите красные карточки те , кому урок понравился

-А есть такие ,кому не понравился?

Оценивание.

Д.З.

1. Составьте высказывание(п) «Чем мне нравятся сказки Пушкина

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка и внедрение индивидуальной образовательной траектории по русскому языку и литературе iconВнеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Звёздный час»
Повторить общетеоретические сведения за курс основной средней школы по русскому языку и литературе

Разработка и внедрение индивидуальной образовательной траектории по русскому языку и литературе iconПоложение об экзамене по русскому языку и литературе (сочинении) Основные положения
В целях отбора для профессионального обучения творчески одаренных абитуриентов на специальность и направление «Филология» факультета...

Разработка и внедрение индивидуальной образовательной траектории по русскому языку и литературе iconМетодические пояснения к итоговой контрольной
Контрольная работа по русскому языку и литературе пишется в один день. Оценка выставляется отдельно по русскому языку и отдельно...

Разработка и внедрение индивидуальной образовательной траектории по русскому языку и литературе iconУчебно-методический комплекс по русскому языку, литературе, риторике, мхк
Программа по русскому языку для 10-11 класса под редакцией А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой

Разработка и внедрение индивидуальной образовательной траектории по русскому языку и литературе iconМетодическая разработка урока по русскому языку в 10 классе гуманитарного...
Методическая разработка урока по русскому языку в 10 классе гуманитарного отделения

Разработка и внедрение индивидуальной образовательной траектории по русскому языку и литературе iconВикторина по русскому языку (1-5 классы)
Учитель: Ребята, сейчас мы проведём с вами игру, посвящённую русскому языку и литературе. Послушайте, что говорили о русском языке...

Разработка и внедрение индивидуальной образовательной траектории по русскому языку и литературе iconМатериально-техническое обеспечение образовательного процесса по...
Линия учебников «Русский язык» для 5-9 классов (Авторы Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и другие) (Издательство...

Разработка и внедрение индивидуальной образовательной траектории по русскому языку и литературе iconО проведении письменного экзамена в традиционной форме по русскому...
Хi (ХII) классов общеобразовательных учреждений по русскому языку и литературе в 2005/06 учебном году проводится в форме сочинения...

Разработка и внедрение индивидуальной образовательной траектории по русскому языку и литературе iconРабочие программы по русскому языку и литературе
Т. Ф. Курдюмовой, с учетом образовательной программы мкоу «Вознесеновская средняя общеобразовательная школа»

Разработка и внедрение индивидуальной образовательной траектории по русскому языку и литературе iconРабочая программа по русскому языку 2011/12 уч года Класс
Рабочая программа составлена на основе государственной образовательной программы по русскому языку, утвержденной Министерством образования...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница